Общегражданская, этническая и региональная идентичность современных башкир

Общегражданская, этническая и региональная идентичности – являются одними из основных видов социальной идентичности. В современной гуманитарной науке они рассматриваются, прежде всего, в контексте выполнения функции консолидации общества, приверженности к территориальной целостности, а также формирования благоприятного социально-психологического самочувствия граждан[1].

Особую актуальность для нашей разнородной и многонациональной страны представляют вопросы укрепления гражданского единства, поскольку как мы помним из нашего исторического опыта, распад советской государственности закономерно привел к разрушению и общесоюзной, надэтнической идентичности. В 1990-е годы, но уже в рамках Российской Федерации, постепенно начали набирать обороты процессы, связанные с ухудшением межнациональных отношений, ростом культурного отчуждения и дезинтеграции ее народов.

На этом фоне в постсоветском пространстве интегрирующую функцию стала выполнять актуализированная, субъективно значимая этническая идентичность. В результате в российских республиках уровень региональной и этнической идентичности стал заметно превосходить общероссийскую идентичность, а люди, которые «ощущали близость, единство со всеми гражданами России», составляли меньшинство. Так, в начале 2000-х годов часто ощущали связь с людьми той же национальности до 50% и более респондентов, а с россиянами такую связь чувствовали не более трети [2].

В этих условиях для российского государства одним их важнейших направлений внутренней политики стало формирование общероссийской гражданской идентичности, обеспечивающей консолидацию населения страны на основе общих ценностей и приоритетов. Именно с этого момента внимание государства к межнациональной сфере стало носить целенаправленный характер. В 2012 г. В.В. Путин своим Указом утвердил «Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в которой сформулированы фундаментальные положения в области национальной политики, в том числе ее основополагающие целевые ориентиры, к которым отнесены, в первую очередь, укрепление общероссийского гражданского самосознания и сохранение этнокультурой самобытности народов страны. Были созданы Совет при Президенте РФ по национальным отношениям, Федеральное агентство по делам национальностей.

Политика государства по конструированию представлений об общей идентичности и солидарности в целом позволила переломить негативные тенденции в этой сфере. Общероссийские опросы 2002 и 2016 гг. показали уже рост доли россиян, ощущавших свою гражданскую идентичность, – их количество увеличилось с 63% до 75% [3, с. 33].

Одновременно произошла определенная корректировка основных понятий в данном вопросе, поскольку ранее, особенно представители национальных элит, усилия государства в этом направлении трактовали как попытку ассимилировать и «слить все народы в тигле российской нации». В настоящий момент речь идет о курсе на укрепление общегражданской идентичности при сохранении и развитии этнического многообразия России; а в научном сообществе делается акцент на поиск сложного баланса между гражданской, региональной и этнической составляющей в ходе реализации национальной политики в РФ.

Так, по мнению социолога Л.М. Дробижевой: «Для того чтобы произошло совмещение государственной и этнической идентичности, государство должно выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании и доверии. Этнонациональная и российская идентичность совместимы и пересекаются в том случае, если та и другая выражены в пределах нормы» [4, с. 26].

Причем все вышеуказанные установки зафиксированы как в официальных и стратегических документах по развитию национальной политики РФ, так и в различных выступлениях главы государства.

В данном исследовании, под гражданской или общероссийской идентичностью понимается отождествление индивида с гражданами страны и государственно-территориальным пространством [5, с. 27]. Наряду с определенными представлениями о государстве, стране, образе «Мы» гражданская идентичность включает также чувство общности, гражданской солидарности и согласия, создавая тем самым базу для консолидации социума.

Если говорить о Республике Башкортостан, то основной показатель общегражданской идентичности измеряемый по методике ФАДН согласно данным опроса, проведенного Центром гуманитарных исследований в 2020 г. составил – 78,9%. Хотя еще в 2017 г. он был на уровне 70,6%. Это довольно значительный показатель, свидетельствующий, с одной стороны, о высокой интегрированности населения региона в общероссийские процессы, с другой – об эффективности проводимой национальной политики в РБ с точки зрения интересов федерального центра.

При этом обращает на себя внимание и тот факт, что одновременно существенно выросла и доля тех, кто ощущает свою близость по политическим взглядам с 69,7% до 80,3%. Что также косвенно подтверждает положительную динамику общегражданских ценностей в Башкортостане. По другим позициям изменения носят незначительный характер, в районе 2-4%.

Общегражданская идентичность у башкир. В Республике Башкортостан проводившиеся ранее замеры общегражданской идентичности традиционно показывали высокие результаты, но с заметной разницей в «этническом разрезе». К примеру, социологическое исследование 2011 года, проведенное Институтом социально-политических и правовых исследований РБ совместно с Институтом социологии РАН (руководитель проекта Л.М. Дробижева), выявило следующие тенденции.

Так, в сознании русских Башкортостана уже тогда преобладала российская идентичность – респонденты русской национальности были склонны считать себя прежде всего гражданами России (39% ответивших) и лишь 11,6% идентифицировали себя как русские в этническом плане. Среди башкир и татар было значительно больше считающих себя представителями своего народа (34,2% башкир и 17,5% татар). Также респонденты из числа башкир и татар, по сравнению с русскими, чаще считали себя и россиянами, и представителями своей национальности в равной степени [6, с. 40].

Начиная с 2017 г. данный блок вопросов был включен и в анкеты ежегодных социологических опросов Центра гуманитарных исследований Минкультуры РБ проводимых по Республике Башкортостан. Их итоги в целом подтвердили сохранение тенденций, выявленных исследованием 2011 года.

Так, по опросу 2017 г. среди русских значительно большая, по сравнению с другими этносами, доля тех, кто относит себя к россиянам (59,1%). У башкир – в равной мере и к тем и другим (37,6%). Значительный процент среди башкир и тех, кто относит себя к башкортостостанцам – 37,3%. Только к россиянам – 21,5%.

Результаты опроса уже 2020 г. показывают, что гражданская самоидентификация населения РБ по-прежнему детерминирована этнической принадлежностью. Так, среди русских значительно большая, по сравнению с другими этносами, доля тех, кто относит себя к россиянам (61,5%).

Наиболее большую разницу данных вновь демонстрируют представители «титульной» национальности. В частности, башкиры чаще, чем другие, считают себя больше башкортостанцами (39,3%). Однако при этом за 4 года у них выросло количество тех, кто считает себя в равной мере и россиянами, и башкортостанцами – 41,1%, но одновременно несколько снизилась доля относящих себя больше к россиянам – 16,9%
.
В целом это можно рассматривать скорее как положительную тенденцию, поскольку главным образом совмещенная идентичность (общегражданская и региональная) является, по нашему мнению, наиболее значимым индикатором для коренного населения РБ в данном аспекте.

Таким образом, основным критерием соотношения гражданской и этнической идентичности у башкирского населения, на наш взгляд, должен быть именно показатель доли тех, кто считает себя в равной степени и россиянином и башкортостанцем. Поскольку в этом случае и гражданственность, и этничность, выступают крайними полюсами в процессе самоидентификации, а их сочетание является свидетельством найденного баланса.

Этническая идентичность. Под этнической идентичностью понимается осознание индивидом своей принадлежности к определенной этнической группе, оценивание и переживание своего тождества с ней и отделения от других этнических общностей [7, с. 235].

Этническая идентичность современных башкир носит сложный и многоуровневый характер, что в определенной степени закономерно, поскольку особенностью любой этнической общности является ее внутреннее различение, дифференцированность. В то же время, ее многосоставный и иерархичный характер требует постоянной и системной работы по поддержанию и формированию устойчивой, неконфликтующей (внутри себя) национальной идентичности.

Можно выделить ряд основных идентичностей и факторов, из которых складывается на современном этапе этническая идентичность башкир. Прежде всего, в нее входят: территория и общая история происхождения, национальное самосознание, язык и культура; религиозная, региональная, локальная и общегражданская идентичность. Однако проблема в том, что они не всегда взаимосвязаны и согласованы между собой, обладают определенной автономностью и, таким образом, могут разрушать единство общей структуры.

На формирование различных видов идентичностей прямое влияние оказывают и социальные процессы. Для башкирского общества они связанны с историческим переходом от аграрного к городскому этапу существования в своем развитии. Несмотря на то, что башкирское население в республике еще на 60% является сельским, процесс урбанизационного перехода и складывания городской культуры носит во многом необратимый характер. Однако распад аграрного традиционализма, изменение набора ценностей и стереотипов поведения, пока не приводят к соответствующей культурной модернизации, из-за чего общество достаточно сильно расколото в рамках дихотомии «сельское/городское».

Значимость этнических ценностей для башкир была выявлена при опросе 2020 г. в контексте с общегражданскими параметрами (ответы на вопрос: «Кем Вы себя чувствуете в большей мере?»). Так, больше всего среди нынешних башкир тех, кто считает себя и россиянином, и человеком своей национальности – 46,2%. Скорее россиянином – 16,9%. Ответ же «Скорее человеком своей национальности» выбрало 33,1% среди всех опрошенных башкир.

Для сравнения: при опросе 2011 г. Института социологии РАН данный показатель также достигал не более 34,2%. Это означает, что сугубо этническая идентификация остается весомым и важным фактором национального самосознания, но при этом не является доминирующей. Хотя данный показатель у башкир заметно выше, чем у татар и русских РБ (20,9% и 17,0% соответственно).

Другими словами, роль и влияние этнических ценностей не так значительны среди башкирского населения, как может показаться на первый взгляд. Что хорошо видно и из примеров политической жизни республики: фигуры, выступающие с идеями национальной исключительности, вызывают у современных башкир скорее осторожное сочувствие, чем активную поддержку. Даже при заметном расширении за последние годы социальной базы, скажем, молодежной организации «Башкорт» (в итоге признанной судом экстремистской), также сложно утверждать, что их деятельность и идеология оказывают доминирующее влияние на общественно-политические настроения большинства коренного населения РБ.

Общегражданские установки имеют огромное значение по целому ряду причин, поскольку кроме политико-идеологической компоненты (единства страны), содержат в себе модернистские характеристики, ценности «большого общества». В этих условиях проявления роста центробежных устремлений могут свидетельствовать о том, что определенные группы башкирского общества имеют проблемы с социальной адаптацией к новым условиям; находятся в тяжелом социально-экономическом положении. Что и является основной причиной политизации и неприятия общегражданского проекта (российской нации) с их стороны.

Региональная идентичность. В последнее время в науке все чаще говорят о важной роли территориальной или региональной идентичности в консолидации населения постсоветской России. Региональная идентичность как составная часть социальной идентичности в данном случае понимается как самоотнесенность индивида к территории проживания и может проявляться на трех уровнях:

микроуровне – отождествление индивида с локальным территориальным сообществом, которое нередко сохраняется даже при смене места поселения во взрослом возрасте и связано с таким конструктом, как «малая родина»;
мезоуровне – соотнесение индивида с определенной общностью, локализованной в границах конкретного административно-территориального региона – области, края, республики – субрегиональная идентичность;
макроуровне – самопричисление индивида к широкой территориальной общности – макрорегиональная идентичность (например, «кавказцы», «сибиряки», «уральцы»).

Данный срез идентификационных выборов не менее важен для понимания происходящих интеграционных/дезинтеграционных процессов в современном башкирском обществе. Выше уже отмечалось, что для «титульного» населения региональная идентичность (башкортостанцы) является значимым фактором самоидентификации. Так, по опросу 2017 г. башкиры чаще, чем другие, считали себя больше башкортостанцами – 37,3%. По опросу 2020 г. данный показатель немного вырос и составил 39,3%.

Из этого вовсе не следует, что башкиры менее патриотичны, чем русские или татары региона. Факт добровольного вхождения башкирского народа в состав Русского государства необходимо рассматривать, прежде всего, в широком контексте цивилизационного выбора, который был сделан еще много веков назад. В этой связи участие башкирских полков в войне 1812 г., легендарной 112-й Башкавдивизии во главе с генералом М. Шаймуратовым в Великой Отечественной войне, также являются наглядными примерами использования позитивной этничности для общегосударственных целей.

Кроме того, на данный срез идентичности влияет множество социальных и социокультурных факторов. Башкиры, занимая второе место по численности (29,5%), являются наименее урбанизированными, после русских и татар республики. Именно большая доля сельского населения в структуре башкирского общества (60%), стимулирует повышенную роль этнической идентичности, поскольку аграрный традиционализм во многом этноцентричен по свой сути. На общую ситуацию влияет также и субъективное восприятие территории Башкортостана как места исторического проживания коренного этноса, его родины.

Другими словами, региональная и этническая идентичности для современных башкир всегда будут весомым фактором их самоидентификации, обусловленным, в том числе, статусно-ролевым положением «титульного» народа. Одновременно нужно осознавать и опасность излишней политизации этничности.

Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования субъективной значимости гражданской, этнической и региональной идентичности у башкир Республики Башкортостан, проведенный ЦГИ в 2017-2020 гг., позволяет сформулировать ряд выводов.

1. Исследование показало, что гражданские, этнические и региональные установки у башкир РБ, несмотря на определенную динамику, за указанный период в целом не изменились существенным образом. Это можно оценивать как стабильное развитие ситуации. Более того, наблюдается небольшое укрепление общегражданских ценностей, что в первую очередь связанно с проводимой национальной политикой в регионе, которая после 2010 года строится уже не на идеологии суверенитета, а с учетом общефедеральных трендов в этой сфере. Башкирское общество неоднородно в ценностном плане, однако неприятие гражданских установок происходит скорее на уровне отдельных социальных групп, имеющих проблемы с экономической и социокультурной адаптацией к новым условиям.

2. Региональная или территориальная идентичность имеет хоть и несколько меньшую, чем этническая идентичность, но также достаточно высокую степень выраженности у «титульного» населения РБ. Важность региональной идентичности определяется той эмоционально-ценностной оценкой, которая придается ими своей принадлежности к республике, особенно национально-территориальному статусу региона. Иными словами, в нынешних условиях социально-экономического развития общества региональная идентичность выступает для башкир важным механизмом этнической и политической самоидентификации.

3. Материалы исследования показали, что сегодня важной становится необходимость сглаживания резких граней в качестве и уровне жизни народов Башкортостана. Именно фактор социально-имущественного отставания башкир, особенно сельских жителей Башкирского Зауралья, в значительной мере тормозит процесс формирования гражданской идентичности у коренного населения РБ, является причиной довольно заметной протестной активности на муниципальном уровне.

4. Этническая идентичность как осознание своей принадлежности к башкирскому этносу имеет высокие оценки и занимает значительное место в иерархии идентичностей нынешних башкир, но при этом она не доминирует, а сосуществует с региональной (близкой к ней по содержанию), и с общегражданской идентичностью. В тоже время, масштабные митинги башкирской общественности 2017 года в защиту языка, резонансные события вокруг шихана Куштау осенью 2020 г., наглядно показали потенциальную значимость этнических ценностей и способность башкир мобилизоваться на основе национальной солидарности.

Это означает, что в рамках проводимой сегодня национальной политики, органам исполнительной власти необходимо учитывать социокультурные особенности «титульного» населения РБ. Одновременно и национальная интеллигенция, представители научного сообщества, должны более активно работать над модернизацией башкирского общества, снижением в нем уровня внутренней конфликтности. Совместными усилиями искать сложный баланс для того, чтобы гражданские и этнические ценности были в итоге приведены в состояние гармоничного и непротиворечивого сосуществования.

Литература

1. Еремина Е.В., Ретинская В.Н. Региональная и гражданская идентичность: взаимосвязь и механизмы формирования // Социально-гуманитарные знания. 2016. №9.
2. Дробижева Л.М. Российская идентичность и согласие в межэтнических отношениях: опыт 20 лет реформ. Режим доступа: http:// pravorf.org/doc/drobizheva-leokadiya.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
3. Вопросы реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации: методические материалы. М., 2018.
4. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
5. Дробижева Л.М. Общероссийская идентичность и уровень межнационального согласия как отражение вектора консолидационных процессов // Социологические исследования. 2017. №1.
6. Социологический ответ на «национальный вопрос»: пример Республики Башкортостан. Институт социологии РАН. М.; Уфа, 2012.
7. Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: дисс. … докт. психол. наук. М., 1999.

Кандидат исторических наук Азамат Буранчин

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>