Ороки, орочи, негидальцы, энцы, алеуты исчезнут в ближайшие 10-20 лет

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока переживают сегодня непростой и очень сложный, а некоторые группы критический этап в своей истории. Часто звучат тезисы о том, что эти народы находятся на грани исчезновения. О том, насколько обоснованы эти опасения рассказал на конференции «История освоения Арктики: от прошлого к будущему» в Архангельске вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ Родион Суляндзига.

«Степень опасности для этнического будущего этих народов в целом очень высока и критична, но далеко не однозначна. В этом отношении их можно условно разделить на три группы, — сказал он и продолжил, — К первой, которая, безусловно, находится у самой опасной черты, относятся ороки, орочи, негидальцы, энцы, алеуты. Низкая численность — а их всего несколько сотен человек, — высокий уровень ассимиляции, дисперсное расселение могут привести к окончательному их растворению в окружающем населении. Скорее всего, это и произойдет в ближайшие десятилетия. Собственно говоря, орочей, негидальцев, энцев как этнических систем уже не существует. Есть несколько локальных групп с такими этнонимами, которые идентифицируют себя не столько со своей этнической общностью, сколько с общностью всех малочисленных народов региона.

Ко второй группе можно отнести долган, эскимосов, селькупов, нивхов, ульчей, удэгейцев, саами, ительменов, нганасан, юкагиров, кето, телеутов и чуванцев. В силу относительно большей численности (от одной до 3-4 тыс. чел.) их положение не столь безнадежно. Хотя они и находятся в «зоне риска», было бы неверным подводить под их существованием некую черту в ближайшее время. Правда, внутри этой группы также есть народы, этническое будущее которых не внушает особого оптимизма. Это относится, прежде всего, к юкагирам и чуванцам.

Третью группу составляют достаточно крупные этносы, такие как эвенки, эвены, чукчи, ненцы, нанайцы, коряки, ханты, манси, шорцы. Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию в районах их проживания, ухудшающиеся демографические показатели, снижение уровня и качества жизни, все они отличаются устойчивым этническим самосознанием, достаточным образовательным уровнем, пользуются своим языком, обладают собственными этнокультурными институтами и в целом имеют определенные возможности к саморазвитию. Главное для них в современных условиях — поиск новых критериев самоидентификации. Этим народам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего».

Вместе с тем, Родион Суляндзига отметил, что для большинства народов Севера все-таки характерно устойчивое этническое самосознание. Растет политическая активность, историческая память о своем прошлом, интерес к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений, стремление к этническому самоопределению. «Все это дает основания и шанс полагать, что у большинства северных этносов впереди еще долгая история, — сказал эксперт. — Но история этих народов будет напрямую зависеть от активности и сознания самих народов, от политики государства в отношении коренных народов, от их роли и месте в системе общегосударственных отношений, от степени интеграции их отношений с другими окружающими народами и средой.

Лекториум он-лайн

Центр Льва Гумилева представляет СИСТЕМАТИЗМ АРТ в ЦДХ



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>