Падишахи, имеющие своим символом «золотое яблоко»

Кумыки и их правители являются носителями традиции «золотого яблока». Это, в свою очередь, показывает то, что род шаухалов происхождением своим имеет не арабов (аббасидов или омеядов), не персидских шахов (сасанидов), а происходят они от хазарских каганов, своих тюркских предков.

Классической работой по проблеме происхождения шаухалов является работа Фахреттина Кырзыоглу, опубликованная еще в 1942 году, которую мы публикуем (с некоторыми сокращениями) в переводе с турецкого.

В качестве иллюстрации нами использован фрагмент известной Каталонской карты (предположительно 1375 г.), на которой изображен правитель Золотой Орды с «золотым яблоком». На карте нанесены Волга, впадающая в Каспийское море (здесь направление на север — вниз), у дельты Волги — ставка хана город Сарай, справа вверху — западное побережье Каспия и города Тарки и Дербент.

Границы дагестанских земель, на которые издревле распространялась власть господствовавших здесь кумыкских шаухалов, определялись Хазарским морем на востоке, рекой Кумой (Кома) на севере. Эта река Кума-чай отделяла данную землю от Кипчацкой равнины. На западе же она отделялась горой Эльбрус (Элбурз) и Верхней Кубанью от Черкесии. Путешествовавший по этим землям вдоль и поперек Эвлия Челеби (Т. 7. С. 773-775) часть этой страны, заключающейся в междуречье рек Кубань (Кобан), Терек и Сурга (Сююнчсув. – К. А.), или иначе Западного Дагестана, в границах Баксан-реки, Орусби, Кабартая Северной Осетии или Бештаг шехри (шехри – область. – К. А.), как называл эту страну Ибн Батута, сегодня русские называют Пятигория – он пишет, что сами тюрки ее называют Тавустаном, а восточную часть – Дагестаном (Dagıstan).

Южная граница этой страны проходит по гребням Кавказских (Элбурз) гор и по реке Самуру (Самур-чай). Они отделяют страну как от Грузии, так и от Ширвана (Азербайджана). Страна была поделена на семь санджаков – тюменов или ханств (в эпоху Султан-Мурада III на 6 санджаков).

С учетом того, что по сей день ни один из наших летописцев сбором сведений и описанием материалов, связанных с историей одного из древнейших исторических центров тюркства на Кавказе не занимался, позволю себе на основании мною изученных источников высказать некоторые суждения о происхождении и значении рода шаухалов в истории данного региона.

Первое. Согласно сведениям «Дербенд-наме» (располагаю турецким переводом исторического сочинения), описывающего главные события истории Дагестана со времен возникновения ислама, а именно хазарско-арабские войны, можно заключить следующее. В 115 г. х., когда эмир (Ислам эмири) Абу Муслим бин Абдулмелик после изнурительных столкновений был занят благоустройством Дербенда (Демиркапы), жители города (или области) Комук по доброй воле приняли ислам. По такому случаю Абу Муслим построил в том городе (или области) соборную мечеть и назначил бывшего при нем в войске Шехбала Абдуллаха (бин Касыма бин Абдуллаха бин Аббаса), происходящего от потомков Аббаса, дяди нашего Пророка, предводителем над всеми князьями и правителем сей страны. И потребовал, чтобы народ Дагестана от границ Гюрджюстана и до Дешт-и Кипчака подчинялся Шехбалу-хакиму, т.е. правителю Комука… С тех пор шевкальские хакимы Тарков идут из рода того Шехбала. Абу Муслим, подчинив всех эмиров и кадиев Дагестана тому Шехбалу, потребовал от них, чтобы каждый из них приходил защищать Дербенд от племени хазар, воевал против них.

(Далее автор со ссылкой на соч. Гасана Алкадари излагает общеизвестную версию легенды об арабском происхождении шаухалов и самого их титула.)

…Эвлия Челеби (Т. VII. С. 791–793), собравший во время своего пребывания у шаухалов их изустные предания, указывает: «Имя правителя этого вилаята Махмуд; а прозвищем (титул. – Переводчик) их является – Шавкал (Шемхал, Шамхал). Они, как и правители черкесов, считают себя происходящими от арабов. Падишахи разных вилаятов имеют свои прозвища (кунья, лакаб), а падишахи Дагестана своим прозвищем имеют слово «шамхал». Ибо, как считается, их предки происходят из Шама (Сирии. – Пер.) из поколения Али Эмевийуна. Их предки по вине эмеяда Мирвана Хаммара бежали из Шама сначала в Кайсери, а оттуда – в вилаят-и Хорасан под покровительство хазрета Абу Муслима Мерви, а оттуда – в Балх. Рассказывают, когда Абу Муслим как-то предложил им вернуться в качестве правителя во владения их предка Али Эмевийуна, то их предводитель (Шамхал) категорически отказался и попросил, чтобы ему «юртом стал Дагыстан». Абу Муслим согласился с этой просьбой и отдал Дагестан Шамхалу. После смерти Абу Муслима и Шамхала некоторые потомки последнего стали муртедами (покинули ислам), т.е. после того как хазары вытеснили исламское войско из их страны, они вернулись к своей прежней религии. После этого в 119 г. х. Хишам Абдулмелик удостоил их чести принять вновь ислам… С того времени это племя является мусульманами-единобожниками. Муверрихи (летописцы) называют их аджамами или кумыкским племенем» (С.794). И далее Эвлия Челеби свидетельствует, что «в Тарку и Эндирее (старое название летней резиденции Беленджер), бывшем после Тарку второй столицей шамхалов, а также в г. Кумук (в тексте – Şehri Funda, дано в искаженной переписчиками форме) и в др. городах находятся могилы 47 шамхалов».

Важны и ценны и другие сведения Э. Челеби. Так, описывая город Карабудахкент, он пишет (С.798): «Издревле и с 125 г. х. Абу Муслим Мерви Хазретлери[1] переселил это племя из Балха, Бухары и Хорасана и отдал эту страну в их владение. Город этот великий». Описывая же первопрестольную шамхалов Тарку, из-за того, что здесь находилось «золотое яблоко» и жили «золотые беки», объясняет, почему Тимур Хакан не подверг разрушению этот город (С.783, 787): «Дагестан состоит из 7 ханств». «Однако владетели этих 7 ханств все приходят в Тарку (с древних времен являющийся столицей Дагестана) для подтверждения своей лояльности хану Джаязу или Джабазу (скорее всего, – Сурхай, ибо такое имя в шамхальском ономастиконе не фигурирует. – Пер.)». И в эпоху Осман Паши Оздемироглу (1578-1580 гг.) сидели то в Тарку, то в Эндирее, сообщает Эвлия Челеби (Т. Х. С. 80). Эвлия Челеби объясняет название Государства высокородных шамхалов («Али Шамхалиян Девлети») и сообщает: «Считается, что они из поколения Ануширвана; правоверные сунниты. Падишахов и ныне называют «шамхал». И все же они из рода (племени) Огуза[2]. Могут выставить 80-тысячное войско». Услышанное из уст самих шамхальцев утверждение, что «они из племени Огуза», очень важно. Это же утверждение Э. Челеби повторяет при описании правителей огузов Ахлата (в Турции. – Пер.) (Т. IV, С. 140) и сообщает, что они, как и дагестанские шамхалы, прибыли вместе в эти края из Мавераннахра (Махана) и в 123 г. х. приняли мусульманскую религию. То есть и огузы Ахлата, и шаухальцы, по их свидетельствам, происходят из единого корня…

В «Асар-и Дагыстан» (С. 84–85) исход шавкалов из Комука в Тарку и причины его объясняются также по Эвлия Челеби. После 1000 г. х., когда потомство шавкалов в Комуке разрослось, они уезжали в свою зимовку (кышлык) в Бойнаке и др. местах, на лето же возвращались в Комук, и когда они в очередной раз стали собираться на летовку в Кумук, то жители Газикомука вышли из повиновения шавхалов, провозгласили одного бека из рода же шавкалов своим халклафчи (предводителем народа). После этого шавкалы жили то в Тарку (издревле бывшем главным их городом), то в Бойнаке, а то и Эндирее и др. их поселениях.

Относительно Комука (Gomuk) в том сочинении сообщается, что город этот (или область) был резиденцией (Darülemaret) шавкалов. Этот же город (или область) в некоторых арабских источниках упоминается под именем ал-Лан. Возможно, этим же именем называлась вся страна (Дагестан)[3]. В тюркских летописях он упоминается под названием «Комук», а некоторых других – «Коймук».

Очень важные для истории кумыков сведения сообщает Мюнеджимбаши в своем сочинении «Сахайифюлахбар» (Т. I. С. 393–394): «Беженцы из кипчакского племени Канклы нашли себе убежище в Бабюлебвабе на Кафдагы (Джебел-и Кабк), которую они называли Темиркапы. Они выделили из своей среды людей (воинов) для охраны этих ворот. Их потомство здесь разрослось, и стала эта гора (земля) принадлежать им. И стала называться она Канык (Комук)[4]. После, когда Экасир (Ануширван) лично прибыл для восстановления (возведения) дербентской стены [милади 545], он назначил над кумыками (из их среды) правителя и предводителя, возвел его на престол. И вот с той поры и закрепилось за ними, шамхалами кумыкскими, прозвище «Асхаб-и Серир» (обладатели трона)…». Эти упоминаемые Мюнеджимбаши кипчаки (комуки) в V в. владычествовали в междуречье Эдиля, Кубани, Дона и Терека, занимая земли Дагестана и Куры. Они же дали свое имя савирам, основавшим Хазарское царство. С другой стороны, известно, что именно Ануширван в 545 г. восстановил Дербентскую крепость, чтобы защититься от набегов этих комуков (кипчаков, савиров). Среди этих савиров и издревле здесь расселившихся алан, очевидно, находились и комуки (канклы). Этих комуков, говорящих на одном из древнейших тюркских наречий[5], ученые-языковеды и историки считают прямыми потомками хазар [кангары, или кенгери, происходящие, как и кумыки, от гуннов кангаров (канклы), ныне обитают на берегах Араса и Куры].

Таким образом, мы можем заключить, что наши шавкалы имеют своими предками гуннов, кангар (канклы) – одного из древнейших огузских племен, в дальнейшей своей истории известных под названиями комук и газикомук [правильнее все же – кас-комук, что означает алп и богатырь комук]. В силу этого версия арабского или сасанидского происхождения шавкалов явно выглядит искусственной. Это подтверждается и тем, что «золотое яблоко» хазарских каганов было государственным символом как кумыкских шавкалов, так и венгерских королей-арпадов, происходящих от кабар, отколовшихся в IX в. от хазар.

Фахреттин Кырзыоглу, Перевод с турецкого К. Алиева.

Примечания

[1]Между тем известно, что упоминаемый под именем Абу Муслима этот хорасанец в Дагестане никогда не бывал и никакой связи с шамхалами не имел (Авт.).

[2]Огуз считается прародителем как огузов, так и кипчаков. Разделение языка тюрков на огузскую и кипчакскую ветви произошло не ранее V века (Пер.).

[3]Отметим в этой связи, что в Исламской географии Дагестан часто упоминается под названием Серюр-ул-Лан, что, возможно, означает «место аланов», «престол аланов». Эта же страна упоминается под именем Комук, что свидетельствует о тюркском происхождении его населения.

[4]По всей вероятности, название реки Алазань, или Канык-су, связано с этнонимом комуков.

[5]Кумыкский язык в силу своего исторического генезиса сочетает в себе особенности как огузских, так и кипчакских языков. Учеными в результате новейших исследований установлено, что языки булгаро-хазарского союза (гунны-кангары, савиры, хазары и др.), представленные в раннем средневековье на Кавказе, были смешанного огузо-кипчакского типа (Пер.).

Источник: Çelik (Fahrettin M.). Kızılalmanın Türesini Yaşatan Şamkallar’ın Soyu // Çinaraltı, 1942, №30, 31, 33.

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    Как можно на таком достойном сайте такую фальшивку публиковать? Причем здесь Алазань и комук? Это же надсмехательство. Асхаб-ас-Сарир это имя связано исключительно с Сасанидами Дербентом и Хунзахом, а не шавкалами и комук. Беленджер также не имеет отношения к тюркам, как и белые гунны-эфталиты. Хазарская паразитическая империя исказила этнографическую ситуацию на Кавказе благодаря чему в этот регион хлынули орды азиатских тюрков. Прежде в Дагестана (Дахистан) все топонимы носили кавказскую и иранскую этимологию. Лишь позже заполонив всю равнину и предгорье Дагестана тюрки начали насаждать свой язык, языческую религию и топонимику.

  2. 2

    Асхаб-ас-Сарир или Сахиб-ас-Сарир — Земля Трона, как называли Нагорный Дагестан арабы. Именно в Дербент, а потом в Хунзах был перенесен Золотой трон и казна Сасанидов в последние годы существования империи. И именно аварскик-сарирские правители были ее хранителями. Династия правителей однако не ограничивалась пределами Хунзаха и в скором времени вторая столица государства Сарир возникла в Кази-Кумухе откуда и пошли исторически шамхалы.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>