Беседа с Павлом Есиповым Председателем правления “Национально-культурной автономии поморов Архангельской области”
Кто такие поморы? Почему последние годы сломано столько копий вокруг этого народа?
Поморы–отличительное самоназвание (этноним) коренной этнической общности европейского Севера России (Поморья).
Этноним “ поморы ” возник не позднее 12 века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря, и в течении 14-16 вв. распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения. Этногенез поморов был обусловлен слиянием культур протопоморских, преимущественно финно-угорских (чудских) племен Беломорья и первых древнерусских колонистов, активно заселявших территории Заволочья. В связи с этим поморов в равной степени сложно отнести к какой-то одной из этих этноязыковой общности. Например, Институт молекулярной генетики, исследовавший кровь нескольких поколений мезенских поморов, дал заключение, что генетически они ближе к вепсам.
Те же, кто пытается «торпедировать» поморское движение, сами не осознавая того, демонстрируют полнейшее незнание истории и основ Российского и международного права. По сути, действия таких людей можно рассматривать через призму законодательства об экстремизме, ведь они натравливают на поморов таких же малообразованных людей, как сами, не думая о последствиях.
Как развивается твоя поморская организация? С какими она сталкивается проблемами? Как эти проблемы решать?
У этой медали, как говорится, есть две стороны. С одной стороны интерес к исконной русской и поморской культуре неуклонно растёт. В организацию постоянно приходят новые люди, совместно с которыми мы делаем малые, но интересные многим дела. Здесь мы можем многое сделать без содействия властей, хотя, уверен, что традиционная культура это то, что если уж пропадёт, то ни чем не сможет быть компенсировано. Можно будет и дальше слушать американское, праздновать европейское и носить китайское, только вот своего уже не будет. Но больше всего нас беспокоит экономика поморских деревень. Нужно понимать, что у нас – на Севере яблоневые сады не цветут как, например, в средней полосе России. Вся надежда на рыбу, зверя и лес. А ежели законодательство ни к тому, ни к другому, ни к третьему толком не подпускает, то, что же делать простому сельскому мужику? На основании подготовленных Национально-культурной автономией поморов Архангельской области и Общиной коренного малочисленного народа поморов документов администрация Архангельской области обратилась в Правительство РФ с представлением от 26.10.2005 №06-01/641 о включении поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Долгое время поморов увещевали, что их жизнь будет улучшена и без включения в данный перечень и даже были даны поручения администрации области внести соответствующие предложения. Однако с тех пор положение поморов только ухудшается. Решением от 21.12.2007 Совещания по вопросам социально-экономической поддержки и этнокультурного развития российских поморов при Министерстве регионального развития РФ администрации Архангельской области было указано работать с поморской общественностью, как по решению экономических проблем, так и помогать в сфере культуры. В итоге пришли к тому, что областная администрация инициировала создание двойника нашей организации. Этакого «дубликата-молчуна», представителей которого удобно пригласить на совещания вплоть до встречи с Президентом. А на состоявшийся недавно при губернаторе Совет национальностей представитель поморов попросту не был допущен. Оно и понятно – выборы губернатора «на носу» и «портить картинку» никто не хотел.
Если сама областная власть не желает решать проблемы поморов, федеральная власть должна будет подключиться к этому вопросу.
Что действительно нужно для сохранения идентичности поморов, спасения северных деревень и памятников деревянной архитектуры, сохранения этнических праздников? Какие правовые механизмы стоило бы задействовать?
Ответ на этот вопрос я начал давать выше.
В качестве одного из оставшихся в нашем распоряжении правовых механизмов улучшения жизни поморов мы видим внесение поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока и законодательные меры по возврату поморов на «море-наше поле». Готовы встретиться с экспертами на любом уровне и доказать законность своих требований.
Ты признанный эксперт по «русскому вопросу». Как ты считаешь, в каком состоянии сейчас этот вопрос после разгула национализма? Увидим ли мы русскую тему с «человеческим лицом»? Какие наработки у патриотов Русского Севера?
Печально, вообще, что нынче замарано такое красивое понятие. Согласно «Большой Советской энциклопедии» национализм – это идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Это же прекрасно! А вот ксенофобия, где каждый в другом видит врага по национальному, религиозному и прочим признакам – это уже страшно. Тут остаётся надеяться лишь на то, что ты на стороне сильного и разумного, иначе просто убьют. Русские же обретут «человеческое лицо» когда перестанут заимствовать у других и возвратятся к собственной традиции. Хотя, для собственного развития лучшие культурные традиции других народов нужно изучать и почитать. Когда поморов и меня лично обвиняют мол «вы себя от русских отделяете», «раскол сеете», я спокойно отвечаю: — Давайте разбираться… Мы публично празднуем русские народные праздники, ходим в традиционных костюмах, демонстрируем старинные русские обряды, изучаем и продвигаем родную культуру…. Так что, кто из нас более русский – это ещё большой вопрос.
Как ты относишься к идее Нового Скифства? Почему принял участие в Скифском Движении?
Идея Нового Скифства очень близка и мне лично и многим членам Автономии поморов. Такие проекты как раз и стирают искусственные границы между людьми, обращают взгляд в прошлое своих предков и напоминают, что нам и самим есть чем гордиться. А уж позорить предков нельзя тем более.
Беседовал Павел Зарифуллин