Проблема отсутствия единого самоназвания черкесов обострилась в связи с предстоящей переписью 2020 года
В настоящее время черкесы (адыги), живущие в Кабардино-Балкарии, называются кабардинцами, в Карачаево-Черкесии они же зовутся черкесами, а в Адыгее и Краснодарском крае черкесы становятся адыгейцами или шапсугами. Черкесские активисты предлагают всем адыгам записываться как «черкес», а не так, как указано в реестре национальностей для переписи: «шапсуги», «адыгейцы», «кабардинцы», «черкесы».
Активисты говорят, что в международных и российских документах фигурирует именно термин черкес, и на старых картах их страна записана как Черкесия. Также они указывают на официальное заключение РАН от 2010 года о том, что это единый черкесский (адыгский) народ, а названные группы являются его субэтносами.
Общественник из Карачаево-Черкесии Еристам Жужуев отметил в беседе с «Кавказ.Реалии», что всегда придерживался того, что все, считающие себя адыгами, должны в каждой переписи указывать себя черкесами.
«Объединившись, нам будет проще сохранить свой родной язык, общий для всех. После того как мы объединимся официально, нужно создавать общий литературный язык и внедрять его, прорабатывать электронные словари, приложения для телефонов. Сейчас кабардинец уже с трудом понимает черкесов, проживающих, допустим, в Краснодарском крае и Адыгее» — считает Жужуев.
По его словам, это сыграет большую роль в формировании единого названия во всех инфоресурсах, в сознании других народов, в сознании подрастающего поколения черкесов.
Черкесский активист из Кабардино-Балкарии Мухамед Берхамов считает, что «нет и не может быть альтернативы самоназванию ‘адыг’ и иноназванию ‘черкес'».
Но не все черкесы настроены так оптимистично. Известный черкесский режиссер, руководитель черкесского театра в Адыгее Касей Хачегогу признается, что не знает и не верит, что среди адыгского мира есть одержимые и способные эту идею реализовать. Он считает, что у черкесов пока нет такого «мощного, образованного лидера», за которым пошли бы массы.
«Пора собирать камни. Давно пора! Но, кто понесёт факел?! За кем идти?! В каких умах созрела эта идея? Где они? Кто они? Как грамотно расписан их план действий? Насколько одержимы сами идейные вдохновители?! До сих пор наши ученые не смогли договориться, как преподавать язык адыгский, чтобы начать понимать друг друга. Тем не менее, я за, чтобы стань единым народом и называться черкес! Нас хотя бы станет больше», — говорит Хачегогу.
«Мы жестоко разделенный народ: кабардинцы, адыгейцы, черкесы… Вся наша беда в том, что нам, эта разделенность стала привычной и даже приятной. Ни наши старшие, ни мы ничего не сделали за 150 лет, чтобы стать единым народом. Нет до сих пор единого языка, чтобы понимать друг друга, единого проекта по сближению и соединению. Сами себя запутали и мир запутали, называя себя по-разному», — возмущается театральный деятель.
«Под единым названием объединиться нам мешает государство», — считает другой собеседник «Кавказ.Реалии», общественник из Кабардино-Балкарии Ибрагим Яганов. Он считает, что очень давняя и старая схема – «разделяй и властвуй» — действует и по сей день и активно используется против национальных республик и малочисленных народов.
«Нас целенаправленно раздробили, хотя мы являемся единым этносом. Государство не признает нас единым народом, но мы единый народ, с единой культурой и единым языком», — заключает Яганов.
Анзор Тамов
Источник: Кавказ.Реалии