Недавно в рамках одного из проектов, финансируемого фондом Сороса, состоялась встреча руководителя миссии НАТО на Южном Кавказе г-на Лахьо с представителями армянской общины Тбилиси. Повествуя о перспективах вступления Грузии в альянс, чиновник заявил, что одним из критериев оценки готовности Грузии к вступлению является задействованность представителей национальных меньшинств в общественно-политической жизни страны.
Поднятый натовцем вопрос имеет совершенно особенное значение для Грузии c ее территориальными проблемами. Не говоря о том, что данный критерий учитывается различными международными структурами как индикатор для принятия-непринятия страны в свой состав, он также обладает дополнительным стратегически важным значением. С учётом того, что армянское и азербайджанское население страны нередко ставит вопрос своей незадействованности и незанятости в органах государственной власти, жители Абхазии и Южной Осетии, естественно, могут задуматься: стоит ли им возвращаться в состав Грузии, если армянское и азербайджанское население, составляющее в совокупности приблизительно 12,5% населения – не задействовано полноценно и, соответственно, недовольно?
Согласно статистике, законам демократии и справедливости следует поискать в кабинете министров и среди их замов хотя бы по одному армянину и азербайджанцу. Поискать – можно, найти – нет.
Из 150 мест в Парламенте Грузии, согласно процентному соотношению армян/азербайджанцев к титульной нации(12%Х88%) армян и азербайджанцев должно быть 16-17 человек, а на самом деле их — 6.
Известно, что Конституция Грузии запрещает дискриминацию на «национальной и этнической почве». Согласно 14-ой статье основополагающего документа, «каждый человек свободен от рождения и равноправен перед законом, вне зависимости от расы, цвета кожи, языка, религии, политических и других взглядов, национальной и этнической, социальной принадлежности, происхождения, имущественного положения, места проживания». Более того, являясь членом Совета Европы и других международных структур, Грузия подписала Европейскую рамочную конвенцию по национальным меньшинствам, чем взяла на себя обязательство перед мировым сообществом по защите прав национальных меньшинств и их достойному участию в развитии страны. Грузия выработала государственную политику по гражданской интеграции национальных меньшинств и созданию толерантной обстановки, объявив это направление одним из своих приоритетов. Страна пошла дальше в своём стремлении показать свою демократичность. Ключевое слово здесь – показать.
Недавно Парламент Грузии ратифицировал Закон об искоренении любой из форм дискриминации. Текст закона написан корректно, но обобщённо, не предоставляя совершенно чётких определений конкретных случаев дискриминации, способов её доказательства. Функция мониторинга осуществления закона препоручена офису народного защитника, который традиционно фиксирует случаи нарушения прав различных меньшинств, но, как правило, не имеет возможности осуществить эффективную санкционную политику в адрес лиц и организаций, нарушающих эти права.
Конечно, выработав государственную политику, страна пытается работать в обозначенном направлении, однако наиболее эффективно осуществляет задуманное в сфере культуры. Так, только за последний год Министерство культуры профинансировало 2 вечера Параджанова, совсем недавно с помпой был отмечен День культурного разнообразия и т.д., состоялся проект издания художественных каталогов за авторством Ирены Оганджановой.
Как же на самом деле обстоит вопрос участия армян и азербайджанцев в общественно-политической жизни страны? Здесь сделаем оговорку, что в нашей стране проживают представители и других меньшинств, как то: греки, езиды, ассирийцы, латыши, литовцы, эстонцы, евреи и др., однако ни одна из перечисленных национальных групп не составляет столь внушительный процент, как армяне и азербайджанцы. Поэтому советник президента, являющаяся гречанкой, либо один из самых по-настоящему успешных чиновников, министр здравоохранения Давид Сергеенко – это не показатель интегрированности национальных меньшинств Грузии.
То, что армяне и азербайджанцы не задействованы полноценно на работе в государственном секторе, грузинские чиновники признают официально, но объясняют они этот факт незнанием государственного языка представителями национальных меньшинств. Более того, нередко можно кулуарно услышать от них и то, что меньшинства не обладают достаточным уровнем образования и потому не принимаются на работу в государственный сектор.
Между тем, автору данной статьи известны абсолютно достоверные случаи, когда представители национальных меньшинств, принимавшие участие в конкурсах на занятие вакантной должности в госсекторе, несмотря на демонстрацию хорошего уровня подготовки как по государственному языку, так и по специфике самой работы, тем не менее, в итоге получали отказ.
Говоря о незадействованности национальных меньшинств в государственном секторе, со стороны властей хорошим тоном считается аппеляция к Статистической службе Грузии, фиксирующей 14,6% официально зарегистрированных безработных в стране, причём, по заверениям многих экспертов реальное число безработных в несколько раз выше.
Проблема безработицы для Грузии является одной из ключевых, это абсолютная правда. Однако в случае с национальными меньшинствами, так или иначе, накладывается элемент нарушения прав меньшинств с учётом стремления страны в европейское и североатлантическое пространство.
Надо отметить, что армяне и азербайджанцы в некоторой степени всё же задействованы. Большей частью, это специализированные сферы, где профессионализм работника становится важнее непотизма и предпочтения по признаку принадлежности к титульной нации. В Грузии работает немало очень известных и востребованных врачей-армян, услугами которых с удовольствием пользуются как грузины, так и азербайджанцы. Так, в сфере репродуктологии специалист номер один – Раиса Арабян, внесла очень серьёзный вклад в демографический уровень нашей страны, также незаурядными специалистами являются терапевт Карен Мхитарян, кардиолог Роберт Тоноян. Этот список можно продолжить.
Говоря об азербайджанцах, можно сказать, что они задействованы в частном секторе(азербайджанская компания «Сокар»), в азербайджанских школах, культурных центрах, на должностях в государственном секторе, где требуется знание азербайджанского языка для сотрудничества с населением Квемо Картли и Азербайджаном, Турцией.
Однако есть органы местного самоуправления, министерства и ведомства, государственные организации, где интеллектуальные ресурсы представителей меньшинств могут быть полезны своему государству. За последнее время однако нет почти ни одного случая, чтоб армянин, либо азербайджанец был принят на работу на мало-мальски значимую должность в государственный сектор. В Тбилиси, например, нет ни одного гамгебели(главы района) армянина, либо азербайджанца, хотя в столице есть такие районы, где назначение армянина или азербайджанца будет политкорректным и прагматичным для общего дела.
Когда все эти вопросы были поставлены лидерами организаций национальных меньшинств на встрече с вице-мэром, ожидавшим тогда аттестацию и новый набор кадров в мэрию города Тбилиси, ответ был следующим: «Мы боремся за интеграцию, поэтому национальные меньшинства должны пройти всеобщую аттестацию и в порядке конкурса быть назначенными на места. Другой подход(т.е. квотирование) может привести к обратному, сегрегации».
Вопрос задействованности в государственном секторе национальных меньшинств был обсуждён и на встрече в Парламенте с представителями армянской общины Грузии. Депутат, отвечавший на вопросы, ответил очень корректно, аппелируя к обязательному условию прохождения экзаменов и собеседования. Однако он упомянул также уровень высокой безработицы среди грузин, которым тоже объясняется незадействованность армян и азербайджанцев. В переводе на рабоче-крестьянский язык, его слова можно было оценить так, что «мы вас, армян любим и уважаем, но уж простите, и грузины безработны, нам бы сначала их устроить, а потом, возможно…». И этот подход абсолютно ясен и понятен.
Надо отметить, что отслеживая материалы в грузинской прессе, порой можно натолкнуться на явно антиармянские заявления представителей интеллигенции, которым не подобает проявлять такие настроения, живя в «исторически толерантной стране». Пример пропаганды, проводимой в книгах профессором Гурамом Мархулиа, всем и давно уже набил оскомину. Но, как говорится, в семье не без урода..
Вспоминается случай назначения на должность заместителя министра культуры Юрия Мечитова, которое так и не состоялось. «Патриотично» настроенные товарищи откопали видео-кадры, где известный фото-художник в частной беседе на своей собственной кухне рассказывает анекдоты о грузинах. Анекдоты вполне корректные. Этого было достаточно, чтоб назначение не состоялось, так как «некоторая часть грузинского общества» была настроена отрицательно. Эта «некоторая часть» писала откровенно шовинистические посты в адрес Ю.Мечитова в социальных сетях и требовала отменить назначение. Однако эта же «некоторая часть» «с юмором» относится к теле-шоу на ведущем канале «Рустави 2», где герой-армянин постоянно высмеивается, являясь отрицательным и несимпатичным персонажем.
В результате этой истории с анекдотами, новая в 2012г. власть на рожон не пошла.
Учитывая перспективу предстоящих выборов, власть на рожон не собирается идти и дальше, тем самым отодвигая в туманную даль вопрос привлечения в своё пространство абхазов и осетин, проживающих на де-юре территории Грузии.
Виктория Максоева | www.georgia-news.org