Пещера Шове заговорила снами Вернера Херцога

15 декабря в российский прокат выходит документальная картина Вернера Херцога «Пещера забытых снов» в формате 3D.

Пещера Шове на юге Франции, обнаруженная в 1994 году, знаменита тем, что в ней находятся самые древние в мире наскальные рисунки — их возраст примерно 30 тыс. лет. Ученые, ведущие там исследования, пригласили Вернера Херцога снять фильм, который позволил бы всем желающим увидеть эти уникальные произведения искусства.

Приглашение поступило по верному адресу. Выдающийся немецкий режиссер («Агирре, гнев божий», «Носферату — призрак ночи», «Войцек», «Каждый за себя, а Бог против всех», «Фицкарральдо», «Бремя мечты») обладает уникальной творческой манерой. Его игровые фильмы зачастую производят впечатление документальности, а за документальные мастера нередко обвиняют в том, что он подстроил запечатленные в них события.

Наскальная живопись в фильме выглядит настолько современно, что может показаться, будто рисунки сделаны недавно или их аккуратно подретушировали уже в наши дни. Однако это не так. Херцог, который прежде скептически относился к 3D-технологии, снял фильм именно в этом формате, чтобы передать атмосферу древней пещеры максимально правдиво и эффектно.

— Находиться там было крайне необычно, — рассказывает режиссер. — Вы ощущаете, что время сместилось, заходите и видите следы медведей, которым предположительно 35 тыс. лет. Там есть отпечаток ноги мальчика, и рядом след волка, и все это выглядит довольно свежим. Даже может показаться, что на вас глядят глаза из темноты, настолько сильно ощущение физического присутствия живых существ.

В основном человек эпохи палеолита изображал животных — лошадей, зубров, носорогов, волков, медведей, львов. Вот бегущий бизон с восемью ногами. Несколько изображений барана. И среди зверья — женщина, причем только нижняя часть тела. Рассматривая рисунки и слушая закадровые комментарии Херцога, вы словно попадаете на экскурсию в Шове и видите забытые сны предков. Это действительно место, которое трудно забыть.

Между тем попасть туда практически невозможно. Изменение влажности воздуха, свет и даже человеческое дыхание могут повлиять на микроклимат пещеры. Поэтому она недоступна для массового посещения. В соседней пещере, сообщают нам, экскурсанты надышали так, что скалы покрылись плесенью. Съемочную группу Херцога — по разрешению министерства культуры Франции — пускали работать только вчетвером, ограничивая во времени, с условием использовать освещение, не излучающее тепло.

Фильм «Пещера забытых снов» был показан в феврале на Берлинском кинофестивале, а в июне — на Московском. Его посмотрели более миллиона зрителей, он стал самым кассовым документальным фильмом 2011 года и с высокой степенью вероятности будет номинирован на «Оскара».

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>