Религиозным скандалом этой недели в Грузии стал факт демонтажа минарета в селе Чела (Адигенский район) и последовавшие за ним выступления местного мусульманского и христианского населения. Первые требовали возвращения религиозного сооружения на место, вторые — против его восстановления в Чела. Конфликт оказался настолько серьёзным, что была организована встреча Грузинской патриархии и Управления мусульман Грузии, на которой было согласовано совместное заявление о дальнейшей судьбе пресловутого «минарета раздора». «Вестник Кавказа» решил разобраться в том, откуда проистёк этот скандал, и кто за ним стоит.
Руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе, с самого начала конфликта уделявший ему пристальное внимание, рассказал о том, что всему виной — необдуманные действия налоговой инспекции, без которых никакого скандала вокруг демонтированного минарета и не было бы. «Вы знаете, началось всё с того, что налоговая инспекция получила информацию о том, что частное лицо, некий Абуладзе, который ввёз эту сборно-разборную конструкцию, ввёз её нелегально. На таможне он указал другой индекс, тот, который не облагается налогом вовсе — то, что произведено в Турции», — напомнил эксперт, с чего всё началось.
«Дальше произошли действия, которые оправдать никоим образом нельзя. Надо учитывать, что в налоговой инспекции и в других структурах, к сожалению, по-прежнему превалирует принцип «сила есть — ума не надо». Налоговики приехали туда, предъявили приказ о проверке, демонтировали за свой счёт и транспортировали объект для изучения, после чего установили, что индекс действительно не тот, который указал Абуладзе, бизнесмен утаил таким образом налоги где-то на $7 тыс, и обратно транспортировали, насколько я знаю, за свой счёт», — сообщил Мамрадзе, как поступили налоговики.
«Но форма, в которой это произошло, оказалась оскорбительна для религиозных людей, мусульман, для которых этот минарет был культовым сооружением. То, как повели себя налоговики, глупостью назвать — мягко сказать. Всё то же самое можно было проделать, обратившись к соответствующим людям, публично объяснить, в чём дело, заранее согласовать, и без всякого противостояния. А это вылилось в достаточно мощные противостояния в регионе — во-первых, выступления мусульман, которые оскорблены тем, что так приехали и демонтировали минарет, и никакие ссылки на налоговый фактор изменить настроение людей не могут, а могут только раздразнить, подлить масла в огонь, во-вторых, христианское население, которое уже выступает против возвращения и восстановления минарета в этом регионе», — пояснил политолог, в чём оказалась загвоздка ситуации.
Мамрадзе, отметив, что, по счастью, католикос-патриарх Грузии вместе с муфтием сделали заявление о дальнейшей судьбе минарета, добавил, что ситуация неизбежно дала пищу и любителям «теории заговора». «Первое — что, дескать, власти это устроили сознательно, чтобы разжечь религиозную рознь. Это дико звучит. Кто может быть сейчас заинтересован в этом в преддверии президентских выборов со стороны пришедшей к власти коалиции? Это абсурд. И другой вариант, что по наущению нынешней оппозиции налоговая инспекция начала это, для меня лично также сомнительно. Я слишком хорошо знаю, как эти службы работали все эти годы, — без оглядки, — и сомневаюсь в этом», — подчеркнул эксперт о беспочвенности предположений о намеренном разжигании религиозной розни.
«Другое дело, что, поскольку началась заварушка и противостояние, тема стала максимально эксплуатироваться. Действующий президент Михаил Саакашвили, к примеру, как-то сказал о том, что следует традициям Давида-строителя. Тут же его рупоры и идеологи заговорили о том, что это всё равно, что демонтировать храм Святой Троицы в Тбилиси, недавно построенный громадный храм, с подозрением, что в куполе есть якобы какие-то элементы, которые в своё время таможню не прошли. И так далее. Вот такая спекуляция и ожидание, конечно, имеют место», — рассказал Петре Мамрадзе, резюмировав, что на самом деле в корне конфликта — некорректные по отношению к верующим действия налоговой полиции.