Одно из ключевых направлений Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. предусматривает распространение знаний об истории и культуре народов нашей страны. Это позволяет ликвидировать этнологическую безграмотность молодежи. Как именно?
Здесь не стоит изобретать велосипед. Научные конференции, «круглые столы» с участием профессорско-преподавательского состава, студентов, ученых из различных регионов страны, издание книг и сборников с материалами таких мероприятий, тиражирование их в СМИ способствуют оздоровлению межэтнических отношений. Информированность, возможность сопоставить различные точки зрения, принять участие в дискуссии, быть услышанным, уменьшает риски проявления различного рода фобий, снижает напряженность в поликультурном социуме. Только в Оренбуржье в последние годы проведены десятки научных форумов и они дали положительные результаты.
Однако начиная с 2015 года отчетливо прослеживается тенденция сокращения количества проводимых в нашем регионе научно-практических мероприятий, направленных на изучение истории и культуры этнических общностей региона.
И причина вовсе не в уменьшении финансирования областной подпрограммы «Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений в Оренбургской области». Суть проблемы – в последствиях осуществления реформирования системы высшего образования.
Учебная нагрузка настолько возросла, что преподаватели физически уже не в состоянии заниматься научными исследованиями и участвовать в мероприятиях соответствующего уровня. К тому же изменилась и система отчетности о научной деятельности преподавателей вузов. Теперь она предполагает только учет публикаций, размещенных в изданиях из списка ВАК или в сборниках, проиндексированных в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
И беда отнюдь не в смене печатных площадок. Она в том, что эти услуги в основном платные. Научно-исследовательская деятельность все больше ассоциируется с «резвой погоней за материальными бонусами», предполагающими оплату проводимых учеными научных изысканий и публикаций.
Все это приводит к постепенному отказу от сложившейся системы научно-практических мероприятий и переходу к целевому государственному заказу научных исследований в виде грантов и заключению договоров на размещение сборников материалов на сайте www.elibrary.ru, для повышения цитируемости научных работ. В сложившихся условиях только это может стимулировать ученых осуществлять исследовательскую деятельность.
Но, согласитесь, если можно с большим или меньшим успехом заказать то или иное исследование, едва ли вероятно «затребовать» тем же способом научное открытие, смелую идею, а тем более внедрить в молодёжную среду какой-либо позитивный настрой.
На мою электронную почту регулярно приходит десятки информационных писем от различных центров с приглашением принять участие в заочных конференциях с последующей публикацией в наукометрической базе РИНЦ (что повышает индекс цитирования) с указанием счетов для перечисления денежных средств, номеров договоров с РИНЦем (что называется «сдача материала под ключ»).
Как правило, эти сборники многопрофильные, разноплановые, требования в них традиционные и, простите, весьма банальные: актуальность, и возложение ответственности за освещение темы на авторов. Проходят ли такие публикации какую-либо экспертизу, обсуждение на редакционных советах? Не знаю. Однако мне пока неизвестен хотя бы единственный факт, когда кому-то из моих коллег (заплативших деньги, разумеется), был бы возвращен отправленный материал с замечаниями.
И здесь трудно не согласиться с академиком В.А. Тишковым, который заметил, что «гонки за индексом научного цитирования международного индекса Хирша могут привести к безумной гонке изготовления суррогатов зарубежных публикаций». В русле упомянутых нововведений не исключено, что именно такие суррогаты наводнят научную литературу в России.
А вот обсуждение важнейших проблем, связанных с межэтническими отношениями, в среде ученых и специалистов в регионах может и вовсе прекратиться, поскольку, говоря современным языком, сегодня это «не в тренде», становится невыгодным, да и непрестижным.
Остаётся вопрос: кто же будет просвещать молодёжь, которая далека от всяческих «индексов»? А вот представители более 120 национальностей и свыше 20 конфессий (это я об Оренбургской области) – они каждый день рядом. Что и кто станет ориентиром в линии поведения молодых людей в этой среде? Лично для меня ответ на этот вопрос неоднозначен.
Веналий Амелин
Директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета