Почему осетины не аланы?

В январе 1995 года Северная Осетия получила своё нынешнее название «Республика Северная Осетия – Алания». В таком виде имя региона внесёно в статью 65 Конституции Российской Федерации, как официальное наименование одного из субъектов федерации. Конституция была принята в 1993-м году; в 1995-м пришлось вносить в неё соответствующую поправку. Осетинское лобби продавило даже изменение Конституции страны в угоду своим псевдоисторическим фантазиям. А Москва на это пошла, по инерции фразы «берите суверенитета сколько сможете проглотить». Раз суверенитет можно глотать, то и историю можно переписывать и называть себя как угодно. На эти «мелочи» кремлёвское руководство не обращало внимания: главное было сохранить власть и возможность грабить народные богатства. Если не мешаете, то называйтесь хоть чучелом, хоть аланами, хоть марсианами. Не уступая «в главном» — в деньгах и власти, ельцинская администрация легко раздавала символические права, привилегии и пышные имена. Таким образом, фальшивая осетино-аланская гипотеза получила как бы государственное признание, статус официальной истории и идеологии.
Я очень груб с осетино-аланской фальсификацией, но только потому, что она стала «официальной», вернее, официозной. В качестве одной из дискуссионных гипотез версия о том, что из современных народов Кавказа именно осетины являются наиболее близкими наследниками древних и средневековых аланов вполне достойна существования в науке и в литературе. У этой гипотезы есть ряд обоснований и собственный набор более или менее убедительных доказательств; как и у нескольких иных гипотез есть свои обоснования и доказательства. Однако настоящая, серьёзная, неангажированная историческая наука не пришла к твёрдому и однозначному выводу относительно аланов и преемственности от аланов среди современных этносов. Ещё не пришла и, может, уже не придёт, так как свидетельства о веках минувших весьма ограничены и мы можем изобретать только новые интерпретации уже имеющихся источников. В такой ситуации провозглашать осетинов «аланами», Осетию «Аланией» — это верх некорректности, хамства, популизма, фальсификаторства и «администрирования» истории. Таким образом отметаются с порога все научные сомнения, возражения, все иные теории и взвешенный академический взгляд на историю. Вместо истории мы получаем футбольный клуб «Алания» и одноимённую республику.
Кроме того, осетинско-аланская фальсификация – это не что иное, как разжигание межнациональной вражды. Нет, не я разжигаю рознь, «отказывая» осетинам в праве именоваться «аланами». А внедрители фальсификации насаждают вражду. Не сумев убедить своих оппонентов, серьёзных учёных, не только соседских народов, но и российских, и с мировым именем, отстаивающих иные взгляды и продолжающих скрупулёзные исследования лингвистических и археологических данных, фальсификаторы воспользовались «административным ресурсом» и провели свою версию через законодательные органы.

Северный Кавказ на протяжении столетий был родиной великого множества народов. В их постоянном историческом совместном бытии сформировалась общая северо-кавказская культура, значительная часть отличительных черт которой является общим наследием и общим достоянием всех народов Северного Кавказа. И приватизация, узурпация важнейших эпох исторической жизни националистическими кругами одного из регионов отнюдь не способствует дружбе и взаимопониманию между всеми населяющими земли Северного Кавказа народами.
Как всегда, как и у всех казалось бы отвлечённых исторических фальсификаций, у этой есть своя весьма конкретная политическая и территориальная подоплёка. В 1992-м году произошёл кровавый осетино-ингушский конфликт. Не хочется поддерживать ни одну из сторон конфликта, такие события всегда трагедия для обеих сторон. Однако очевидно, что федеральные власти встали именно на осетинскую позицию, выдавив ингушское население и оставив спорные территории за Северной Осетией. Эта проблема не может считаться решённой и поныне. Пока одна из сторон межэтнического конфликта считает себя несправедливо притесняемой, корни вражды сохраняются. И в таких, без того накалённых обстоятельствах, Северная Осетия победно присваивает себе «символический капитал» древней Алании, недвусмысленно намекая тем самым на своё «историческое право» доминировать над этими и многими прочими территориями Северного Кавказа. Разве было бы такое возможно при мудром, взвешенном руководстве, учитывающем тонкости национальных отношений и болезненное внимание малых этносов к манипуляциям с историей?
Тему осетино-аланской фальсификации я упоминал вскользь в своей книге «Прыжок волка: очерки политической истории Чечни», в частности, в главе «Зеленчукская чушь». И тогда я обошёлся с фальсификаторами невежливо, но не уделил проблеме достаточно места, так как у очерков была иная тема. К тому же, я ещё не понимал всей серьёзности и всех возможных последствий победы фальсификаторов истории Северного Кавказа. Ныне же я считаю необходимым посвятить данному вопросу специальный материал. И делаю это в основном для своих друзей, для хороших знакомых, милых и приятных людей из числа осетинских интеллектуалов, с которыми уже неоднократно спорил; это прекрасные люди и умные, интересные авторы, однако, кажется, они не понимают, в какие дебри заводит их поддержка заведомо ложных измышлений «национально-ориентированных» фальсификаторов истории. Я ни в коем случае не хочу ни с кем враждовать и ссориться, я надеюсь, что мы сохраним мирные, дружеские отношения даже в разгар самой острой дискуссии. Однако я вынужден поставить проблему наиболее категоричным образом, потому что в конечном итоге именно правда всегда наиболее способствует и миру, и дружбе, а не потворство лжи. Таков санскритский девиз, начертанный на гербе Индии: сатьям эва джаяте, на анритам. Что значит: истина побеждает, не ложь.
Итак, осетины – это не аланы. Почему?
1.
Потому что аланов больше нет. Никаких аланов больше нигде нет. Как нет древних греков, древних египтян, готов, франков, бургундов, ариев, кривичей, вятичей, римлян и ещё многих прочих десятков и сотен, может быть, тысяч древних и средневековых народов, которые раньше были, а теперь их нет. Род приходит и род уходит, а земля остаётся вовек. Можно говорить об истории территорий, но на тех землях, где когда-то была Алания, до неё много чего, и после неё ещё много чего было. А сейчас Северная Осетия и несколько других республик. И Осетия – не Алания. Как Дагестан – не Хазария. Народы не вечны. Мы можем говорить о большей или меньшей преемственности между разными народами на разных территориях. Например, современные греки – не то же самое, что древние греки. Но какая-то связь есть и она исторически сохранилась, в том числе и в имени. От древнего Египта нынешней Арабской Республике Египет осталось разве что имя и почти ничего больше: только пирамиды, музеи и мумии фараонов которые, как говорят, даже генетически не близки современному населению Египта. А такие народы-завоеватели как арии, готы и аланы не сохранились совсем. Они оказали громадное влияние на культуру, поучаствовали в этногенезе не то что бы одного народа, а целых верениц народов, но сами растворились в них, оставив по себе только свою славу. Так тоже бывает. Это не хорошо и не плохо, просто бывает по-разному. Франки покорили галлов и дали имя Франция стране, населённой преимущественно потомками галлов, а сами исчезли в них. Англов покорили норманны, но норманны растворились, а страна осталась Англией. Белые арии пришли в Индию, санскритизировали весь полуостров так, что теперь негроид полинезийского типа, брахман-индус, называет себя арием и не пускает какого-нибудь немца или русского в свой «арийский» храм, потому что не-арии его оскверняют. Как писал блистательный Олесь Бузина, убитый на Украине нацистами, возможно через несколько веков население Евразии будет всё называть себя «славянами», имея при этом тёмную кожу и монгольский разрез глаз, а говоря на суржике из английского и китайского. Ничто не остаётся неизменным. В этнической реальности всё находится в постоянном движении, незаметном в масштабе человеческой жизни, но в масштабе тысячелетий выглядящем как роение мошкары. Даже современные евреи, претендующие на сохранение своей нации с древних времён, вовсе не те евреи, которые были покорены и рассеяны римлянами; современные евреи это результат постоянной метисизации и, возможно, что так называемые «сефарды» никак не родственны так называемым «ашкенази». Государство Израиль построено в голой пустыне из чистой мечты, а государственный язык Израиля, иврит, не так давно был «воссоздан», то есть, заново изобретён филологами. Что мы реально имеем в случае евреев, это культурная общность, сохранившая свою религию, культуру и самосознание. Это этнос не крови, но книги, которую они носили с собой, бесконечно смешиваясь и меняясь. Могут ли осетины предъявить книгу, написанную две или три тысячи лет назад на аланском языке и с тех пор хранимую в сундуках каждого осетина-алана, во всех его скитаниях от Африки до Сибири? Нет, такой книги нет. Такие книги есть только у евреев и индусов. Причём евреи со своей книгой потеряли изначальную родину и разошлись по чужим землям, смешавшись с жившими на них другими народами, а индусы остались на своей земле, только это уже вообще не те народы, которые сочинили книги, а те, что жили раньше или пришли позже; книга, получается, сохранилась не у народа, того народа больше нет, а у земли. И это не хорошо, и не плохо. Просто такова реальность. Такова правда. Аланы когда-то были, но теперь их нет. Русичей тоже нет. Но имя русских сохранилось за весьма изменившимся и выросшим народом, уже сохранилось, так исторически сложилось. Уже сложилось так, что русских зовут русскими, а греков греками. Но когда осетины через шестьсот лет после гибели Алании решают, что они «аланы», а их республика «Алания» — это в лучшем случае похоже на Румынию, «Романию», которая решила назначить себя наследницей Рима (Рума, Ромы) и начала эксперименты по латинизации своего языка. В лучшем случае! А так, это больше похоже на то, что жители Архангельской области проведут через парламент такой закон, чтобы называться им теперь не иначе как гипербореями, ведь есть античные свидетельства о том, что где-то кажется вот как раз тут обитали гипербореи; стало быть, мы они и есть, и требуем нас отныне называть «Архангельская область – Республика Помория – Гиперборея». Ещё могу с десяток таких же нелепых примеров привести. Только чтобы братья-осетины поняли: их притязания на Аланию ничуть не менее смешны, чем на Гиперборею, Гардарику, Атлантиду и прочие древние либо мифические края. Аланов больше нет. И вместе с тем все мы чуть чуть аланы, чуть-чуть готы, чуть-чуть греки и так далее; за многие века и кровь народов смешалась и, что более важно, культура непрестанно взаимодействовала и взаимообогащалась. Так что отпустите духи предков, не привязывайте их к ножке своего письменного стола и радуйтесь привилегии быть наследником не только аланов, но и римлян, и даже кроманьонцев, которых древнее только неандертальцы и австралопитеки, но за их наследством в очереди почему-то никто не стоит.
2.
Что же такое были сами аланы и как можно теперь, через тысячу лет «быть аланом»? Что это могло бы значить? Неловко напоминать об этом среди умных, образованных людей, каковыми несоменно являются мои читатели, особенно, осетины, но давно установлено многими исследователями и стало уже унылым общим местом в исторической науке то обстоятельство, что в древние и ранние средневековые времена понятие этноса сильно путалось с понятием сословия или образа жизни. А ещё то, что название скопищу племён и территории часто давалось по имени одного клана, как правило, господствующего, даже если он был остальным иноязычным и инокультурным. Мои предки жили в Алании? Да, весьма возможно. Мои предки были аланами? Хм, ну, в каком-то смысле, да. В том же смысле, в каком, например, древляне, зверски убитые русской княгиней Хельги, были «тоже русскими». А кто был русскими, русью, так сказать, в узком, специальном смысле? Открываем «Повесть временных лет» и читаем в одном из первых договоров, заключённым с Византией: мы, от рода русского… и далее перечень шведских имён. Особенно это касается именно таких обществ, как аланы и готы, которые, скорее всего, были племенами-сословиями воинов, покорителей, захватчиков, формировавшими эксплуататорский слой в ранне-государственных образованиях варваров. Соседи могли при этом называть всех покорённых тоже аланами, или готами, но сами они знали о различении. При этом и вертикальная мобильность наверняка была: какой-нибудь удалец из не-готского племени мог войти в дружину готского вождя и сам стать «готом». А тот из алан, кто вышел из воинского сословия, осел на земле, окрестьянился, оставался «аланом» только в очень широком смысле. При этом, этническая окраска у сословия, несоменно, была; и общность языка, и культуры. Но вот генетического единства мы вряд ли должны от них ожидать. Тут язык и культура скорее производны от сословия. Так русские дворяне все обязаны были говорить по-французски, хотя мало кто из них был француз. А как формируются племена-сословия мы видим из близкого нам примера казачества. Помните, как принимали в казаки у Гоголя в Запорожской сечи? Православный? Устав Сечи принимаешь? Ну всё, казак. Иди до какого сам знаешь куреня. Представляете, ни паспорта не спросили, ни теста на Y-хромосому ДНК не сделали. А может у него бабушка турчанка была? Потому среди терских, например, казаков, антропологически весьма заметны и кавказцы, и татары, и бог весть кто ещё, начиная от потомков готов. Но выходившие в казаки татары принимали православие, и русский язык в его казачьей версии понимали. Впрочем, и казаки бегло изъяснялись по-татарски, о чём нам даже Лев Толстой сообщает. Вот так, вероятнее всего, и племя-сословие аланов формировалось. Потому говорить о его генетически-этническом единстве, а, стало быть, о биологическом преемстве от него, как-то нелепо. Видимо, поэтому аланы, встретившись с готами, легко сформировали военную общность и племенной союз, такой тесный, что ни современники, ни историки не могут порой их разделить, да так и называют, через дефис: гото-аланы. Хотя вроде бы по языку и происхождению готы и аланы должны быть совсем различны! Однако сословная общность и одинаковость образа жизни (грабежи, завоевания, сбор дани с покорённых племён и получение «жалования за службу» — на самом деле рэкетирских поборов – у Рима) оказались важнее этнических корней. Так, бок о бок, готы с аланами двинулись на Запад, и дошли до Испании, где ныне область Каталония называется так почему? Правильно. Потому что это Гото-алания. Получается, что нам даже готов (германцев) с аланами (иранцами?) не различить; а вы хотите выделить потомков чисто-аланской линии в котле северокавказских народов через восемь веков после исчезновения предков. Если аланы – это не только этнос, но и сословие, то никакие «генетические маркеры» вам не помогут. Хотя, конечно, если вы позовёте Клёсова (и хорошо ему заплатите), то он вам легко докажет, что осетины и только осетины являются единственными потомками аланов по мужской линии. Или потерянным коленом Израилевым. Или ариями. Или гипербореями. Да что закажете, то и докажет. Смотрите только, чтобы его кабардинцы раньше вас не пригласили. Или не заплатили больше.
3.
Если осетины это вдруг аланы, то встаёт следующий вопрос: какие именно аланы – это осетины? Дело в том, что мы сначала видим одних аланов, которые вместе с готами, подгоняемые гуннами, как заградительным отрядом, штурмуют Европу (и Северную Африку!). Те аланы исчезают в своей Каталонии. Но несколько веков спустя мы находим других аланов, которые господствуют на Северном Кавказе. Возможно, это не просто одинаковое название разных племён. Может они и родственники. Одни пошли туда, а другие сюда, там и сям попрятались, потом повылезали. Бывает. Вот ведь и часть готов спряталась в Крыму и ещё несколько веков была в Крыму епархия, называемая Готией, и столица у неё была, Мангуп. Только крымская Готия всё же не та же самая Готия, которая была державой Германариха. В крымской Готии готы были уже сильно эллинизированы, и вскоре стали «греками» (из-за греческой православной веры). А население крымской Готии состояло меньше всего из готов, больше из разных других народностей, которых в Крыму всегда жило немало. Подозреваю, что и с кавказской Аланией произошло что-то похожее: раз уж выяснилось, что готы и аланы – народы-братья, то и судьба у них могла быть одинаковой. Ведь от разгула братишек аланов и готов на окраинах Римской империи до разгрома Алании монголами прошло около тысячи лет. Это очень много. Слишком много для того, чтобы такой подвижный народ-сословие как аланы сохранился тем же, чем он был. Тысячу лет. Нет, это вряд ли. Впрочем, повторюсь, я допускаю, что новые аланы были не чужие тем, древним аланам. И всё же корректнее будет различать: древние аланы поздней античности и последние аланы средневековья. Но и они были уничтожены. Полностью. Это признают все, даже очень национально-ориентированные осетинские историки. Нашествие монголов пошатнуло владычество аланов. А потом Тамерлан прикончил аланов. Это отдельная длинная история, но Тамерлан не просто пошёл войной на ордынского хана, который тогда владел и Северным Кавказом. Он отправился на джихад, уничтожать неверных. И была великая битва на Тереке, в которой сводное войско ордынцев и их вассалов было разгромлено. А потом Тамерлан вернулся, специально для того, чтобы добить Северный Кавказ. Об этом я, надеюсь, сделаю отдельный материал. Но вкратце, он уничтожил всех. Это был настоящий геноцид. После похода Тамерлана население края сократилось в разы. Цветущая земля стала пепелищем. И главный удар приняли на себя аланы. Они ведь были воинским, господствовавшим сословием! Естественно, все они воевали. И все были убиты. Тамерлан специально охотился именно за аланами. Именно их он намеревался изничтожить под корень. И изничтожил. После этого аланы исчезли. Как исчезли, например, печенеги, после того, как византийцы устроили им геноцид. Возможно, даже наверняка, какие-то особи аланского племени, или даже семьи, физически уцелели, и укрылись в горах, одни, либо нашли приют у горского народца, когда-то подвластного им. Но как политическая реальность, как правящее сословие и господствующий этнос аланы перестали существовать. Это неоспоримый факт. А прятаться у бывших данников, жить по их милосердию и доброте (а, стало быть, и по их обычаям) – это уже не значит быть аланом. Даже если такой человек уцелел, аланом он уже не был. Тем более, не были аланами его дети. Никто их уже аланами не считал. И сами они себя не считали аланами. Потому никто, включая осетин, не сохранил самосознание алан. Аланы погибли. И никак не могут осетины быть сохранившимися в секрете (прежде всего, от самих себя – пока интеллигенты не нашли исторические книжки про великих аланов и их не осенило: да это же мы!) потомками средневековых аланов. Легче им было быть потомками аланов испанских, каталонцев! Кстати, провели уже исследование? Сколько в осетинском языке слов, одинаковых с каталонским наречием? А антропологический тип? А «генетики» уже собрали биоматериалы у каталонцев, дежурят в каталонских туалетах, выпрашивая у каталонцев, например, слюну, чтобы провести анализ «маркеров»? Займитесь, дарю идею, чего уж там.
4.
Посмотрим теперь на некоторые из обоснований осетино-аланской версии. Вернее, на трепыхания осетино-аланской мечты.
4.1. Язык. Осетинский язык – это аланский язык.
Прекрасный довод. Если бы мы действительно знали что-то про аланский язык. Но у нас нет ни одного полного и обширного литературного памятника на аланском языке. Поэтому аланский язык можно считать утерянным. Готский язык тоже был бы утерянным, если бы не «Серебрянный кодекс» — Библия епископа Вульфиллы, переведённая на готский язык. По этой книге готский язык был восстановлен. Аналогичного источника по аланскому языку нет. А что есть? Есть «Зеленчукская надпись». Это рисунок с надписи, сделанной якобы на надгробии. Когда пошли за первоисточником, то не нашли. Исчезло надгробие. Растворилось. Какой-то алан или осетин несознательный уволок, сделал себе пол в бане. Остался только рисунок, сделанный неким Струковым, который, мамой клянётся, видел плиту. На ней было написано греческими буквами, кажется, на ясском языке: доблестных осетин скорбная могила. И имена. Постойте! А причём тут аланы? Ну так ведь осетины и есть аланы. Такое «убедительное» доказательство. Есть ещё 4 (четыре!) аланские фразы в одном византийском источнике XII века. Здесь их называет аланскими сам автор текста. По мнению лингвистов, фразы наиболее близки ясскому языку. Кто такие ясы? Это родственники осетин, жившие в Венгрии. Вы удивитесь, что ясские фразы обнаружил в византийском источнике в 1927 году именно венгерский исследователь? Я – нет. Осетинский исследователь просто пока ещё не добрался до библиотеки Ватикана, так хоть родственника послал. Ясы были известны и русским, и византийским летописям отдельно и независимо от аланов. Одним народом их, кажется, в то время никто не считал. Но путать между собой могли. Тем более, что ясы могли входить в союз племён, возглавляемый аланами. Да и языки их могли быть схожи, и не только у них, а и у многих племён иранского цикла: скифов, сарматов, аланов (если они были тоже иранцами), ясов, и тех, кого мы не знаем, но кто тоже был. Выходит, оба памятника, даже если признать их подлинность (ну мало ли, теряются оригиналы, даже могильные плиты теряются; а и что находят рукописи заинтересованные лица, тоже эка невидаль! Сплошь и рядом такое случается) являются памятниками ясского языка. Из чего мы можем заключить, что был такой народ, ясы, и что они очень родственны нашим осетинам. Ну у них даже имя похожее. В принципе, мы и раньше это знали. А аланы тут причём? Ну вот опять – отвечают нам наши друзья. Так ведь осетины – это и есть аланы. Что ещё по языку есть? Топонимика и имена. Прекрасно. Но недостаточно. Ведь, например, имя Атилла лучше всего переводится с готского («батюшка»), тем не менее, если верить римским историкам (а других историков у меня для вас нет), то Атилла всё же был гунн, а не гот. Приходится делать вывод, что имеющихся данных вполне достаточно для того, чтобы сформулировать дискуссионную гипотезу о том, что ясский язык, который близок осетинскому языку, возможно, был также близок и аланскому языку, если у аланов был какой-то свой специфический этнический язык. Но совершенно недостаточно для того, чтобы «отлить в граните» и напечатать в конституции, что осетины – это аланы и есть, потому что аланский язык нам известен (на самом деле, нет) и это то же самое что древний осетинский язык (наличие в древности или в средневековье осетинского языка скорее опровергает, чем доказывает аланскую гипотезу).
4.2. Религия. Аланы были христианами, и осетины сохранили аланскую христианскую веру.
На самом деле не только аланы и не только предки осетин были христианами. Христианство (вернее, его сантерийская смесь с местными верованиями) было весьма распространено среди народов Северного Кавказа вплоть до исламизации. Просто осетины позднее начали подвергаться исламизации. Зато сейчас «потомки аланов» исламизируются вовсю. Установить же непрерывную преемственность именно аланской епархии Византийского христианства с осетинской церковью невозможно, так как аланская епархия была уничтожена вместе с самими аланами при джихаде Тамерлана.
4.3. Археология. Где-то в горах обнаружены памятники, свидетельствующие о том, что в горах жили аланы.
Или не аланы. А какие-то иные ираноязычные племена. Или племена аланского союза. Что такое памятники? Визитка, на которой написано: здесь жил алан, которого внук стал осетином? Нет. Чаще всего это черепки битой посуды. Остатки построек. Оружие (весьма возможно сделанное за тридевять земель) и, если очень повезёт, кости. На которых тоже ничего не написано (но если извлечь из них ДНК, то при некоторой ловкости суждений можно доказать всё, что угодно). А если это и действительно были аланы, то что это доказывает кроме того, что когда-то, веке в VI-VII, где-то здесь жили аланы? Ну, мы и сами об этом догадывались. Тем более, смотря кого ещё считать аланами. Причём тут осетины? А, ну осетины – это же и есть аланы. Да, слышал. Даже в конституции записано. Задним числом.
5.
Кто же такие осетины, если они не аланы? О, здесь всё до неприличия просто. Аланов никаких нигде давно уже нет. А осетины – это осетины. Потому они так и называются. Или можно использовать их самоназвания (которых несколько у разных племён, объединённых неразборчивыми соседями под именем осетины, но ни одно из самоназываний никак не напоминает про аланов). Этногенез осетинских племён начался, как и у многих других племён Северного Кавказа, где-то около XV века, после нашествия Тамерлана. Потому что Тамерлан все бывшие прежде этнополитические общности умножил на ноль. После него никаких организованных народов не оставалось, были только выжившие семейки, что бродили по развалинам и пепелищам и заново, с чистого листа начинали жизнь. Это как новое человечество после апокалипсиса: раньше были Франция, Германия, Италия, а теперь только ядерный пепел, и в пепле возятся потомки выживших немцев и румын, соединяются в новые банды, учатся выращивать картошку и откачивать из заброшенных цистерн бензин, чтобы заправлять свои ужасающего вида собранные из металлолома мотоциклы. Глядишь, через века два-три у них появились новые племена. Но то уже не румыны, а какие-то другие общности. Хотя, если кто сохранил способность к чтению и нашёл книжку Толкиена, то может провозгласить, что они – сыны Мордора! И будут этим гордиться. Так, из остатков, ошметков геноцида, образовались и осетины, с одной стороны, и вайнахи, с другой. Хотя и общего между ними достаточно. Один на всех нартский эпос (книжку Толкиена, найденную в ядерной золе, читали вместе сначала; потом своим детям пересказывали уже каждый кто как запомнил и понял). Но был же субстрат? И язык был же? Конечно, как без этого. Здесь, я думаю, было так: во время оно на Кавказ и через Кавказ шло и по пути оседало много племён иранского цикла. Некоторые известны как скифы, как сарматы, аорсы, сираки (?), роксаланы (?), кто-то, может быть, как ранние древние аланы, а прочих имён мы не знаем, но они были. Эти выжившие остатки различных иранских племён составили основу для нынешних осетинских народностей. Возможно, к ним присоединились и чудом уцелевшие аланские дезертиры (воины все погибли). Но едва ли они стали основой нового этногенеза. Ведь если бы сохранились не отдельные особи, а какие-то значимые куски бывших владетельных кланов, то они скорее присоединились бы к новому владетельному клану кабардинских князей. Потому что вскоре они, адыги-черкесы-кабардинцы, как новое военное племя-сословие стали править этой землёй. А свой свояка видит издалека. Для человека того времени своим был близкий по духу, образу жизни, по сословию, более, чем тот, у кого язык похожий, но он воевать не умеет, а выращивает злаки. Потому аланы так легко слились с готами ранее. А позже могли легко сочетаться с адыгами и стать адыгами; скорее, чем стать крестьянами. Свой – это сословный признак, а не этнический. Такова суровая реальность прошлого. Да и нынешнего времени отчасти тоже. И мне ещё обидно за ясов. Ведь не последний был в древности народ. Не так прославлен как аланы. Но более похож на этническую общность, а не только на сословно-профессиональное обозначение. И ведь скорее всего ясы, или их северокавказкая версия, были наиближайшими предками осетин. А потомки о них забыли, плюнули на их могилы, стыдятся настоящих отцов, но стараются примазаться в наследники к непонятным, но красиво звучащим аланам. Так что осетины – это потомки осетин, родственники ясов. И не надо этого стесняться. Осетин – это звучит гордо. Все мы любим осетинский сыр. Осетины – умные, храбрые, замечательные люди. Быть осетином вполне достаточно. Вовсе не обязательно считать себя гиперборейцем или атлантом.
6.
В заключение хочу немного рассказать о метисизации. О смешанных браках, полукровках и прочем «генетическом мусоре», как это определяют сторонники «чистоты крови». Если очень коротко, то «генетический мусор» иначе называется аристократией. Потому что смешанные браки наиболее характерны для высших сословий, для правителей, эксплуататоров, для богачей, воинов, купцов и путешественников. А «чистота крови» — верный признак зависимого крестьянства. И я, конечно, сам целиком за трудящийся народ. Но несколько удивляют зоологические националисты, которые никак не могут определиться: то ли им крестик снять, то ли трусы надеть. «Беспримесность крови» заявляют признаком некоторого как бы «аристократизма», а смешанность – уделом низшей касты. Хотя в жизни всё было и есть ровно наоборот. Многонациональность – свойство элиты, королей, князей, бояр, дворян, воинов. А «чистота крови» — признак холопов. Если кто говорит, что он «чистый русский», или «чистый грузин», или «чистый чатланин», то тем самым он признаётся, что предки его, скорее всего, были бедного, холопского сословия. И это не плохо. В советское время такого человека привечали бы за правильное, трудовое, рабоче-крестьянское происхождение. Но аристократы почти всегда «многонационалы». Самого чистого русского можно найти в самой глубокой деревенской глуши. Особенно если его предки были крепостными. Они, конечно, и женились друг на друге в одной деревне. Дальше ездить барин не велел. То же и с другими народами, не исключая горских. Бедные, бесправные вынужденно хранили чистоту крови. Но аристократия всегда была склонна к межнациональным бракам. Вот, читаем в Ипатьевской летописи, что в 1116-м году князь Ярополк взял в плен осетинку, дочь ясского князя, потому что она была очень красивая, и женился на ней. Такой русско-осетинский смешанный брак в XII веке. Потому что князь, мог себе позволить. А в то же время, конечно, где-то в глубоком лесу, на болоте, русские крестьяне хранили чистоту крови, женясь на троюродных сёстрах; и так же поступали их далёкие классовые братья, ясские бедные зависимые люди. А смешивать кровь – это дело князей. И зря вы думаете, что аристократы были в этом деле неразборчивы. Тот же Ярополк, он украл себе не просто красавицу, а княжну. Потому что жениться на «своей» — это не ключницу обрюхатить, будь она хоть трижды славянка, а поиметь жену из княжеского же сословия. Аристократия предусмотрительна в браках. Брак для аристократии – не просто получить кухарку и с кем спать, это возможность объединить имения, владения, укрепить дипломатические связи и так далее. Элита женится на своих. Но свои для неё – не лапотники из народа (эксплуататоры никогда не считают подвластный народ своим), но такие же аристократы, не важно, своего народа или чужого. Чужого даже лучше. Перед нами пример не только князей, но и всего русского дворянства, которое составлено было из: русских, татар, литовцев, поляков, немцев, шведов и так далее. Вроде разные народы? Нет, один, потому что одна каста. Потому что не какие-то любые татары становились русскими дворянами, а только ханы, беи, богатые и властные люди. Человек мог сменить веру и, как следствие, язык и этническую принадлежность, но сословие его оставалось прежним. Если в Русь из Орды выходил хан, то он причислялся к княжескому сословию, если бей – то к боярскому, а простой татарин-воин мог стать только стрельцом или, если повезёт, казаком. Иногда в знак особых заслуг лично монарх мог повысить сословный статус верного слуги; и то, ещё два-три поколения род этот считался выскочками. Для аристократии сохранение «чистоты крови» — это браки внутри сословия, а не внутри этноса. Этнос это вообще кто? Холоп мне что ли пара? Когда потомок немецкого барона выдавал свою дочь за потомка татарского мурзы – это и была наследственная русская аристократия, безупречное происхождение. А когда русский помещик рожал ребенка от своей русской крепостной, то это не просто дитя мезальянса, а бесправный выродок, увы. Александр Пушкин чрезвычайно гордился своим происхождением. И никакому дворянину не пришло бы в голову упрекнуть его «негритянской примесью». Тот самый легендарный предок Пушкина по материнской линии, Арап Петра Великого, во-первых, был вовсе не галерным рабом, а сыном африканского князя (!!!), прямого вассала турецкого султана, а это уровень практически королевский; во-вторых, крёстным отцом имел самого императора и дослужился до генерал-аншефа. А то, что он был чернокожим, для нормального дворянина ничего не значило, потому что настоящий «негр» – это свой русский белокожий холоп, а князь, будь он хоть чёрным, хоть зелёным – он и есть князь. Пушкин гордился своей родовитостью и по материнской, и по отцовской линиям, никто его даже в бреду не считал «метисом», «выродком», «полукровкой», сам же Пушкин язвительно говорил о некоторых свежеиспечённых «аристократах» которые «прыгают в князья из хохлов». И дело, опять же, не в этносе, а в сословии, потому что хохлы – это малороссийские крестьяне, обыватели или малоземельные худые помещики. Аристократом невозможно стать, аристократом может быть только рождённый аристократами. Таков был сословный принцип, таковы были представления о «чистоте крови» в среде господствующего сословия, почти всегда и почти везде. Ничего общего с этнической или даже расовой однообразностью они никогда не имели. Могу привести ещё тысячу иллюстраций, но остановлюсь. Надеюсь, мысль понятна. А зачем я это объясняю и причём тут аланы? Ну вот при этом самом и аланы. Поскольку аланы были, скорее всего, не просто узким этносом, а владетельным племенем-сословием, слоем воинов и правителей, то не может быть особенных сомнений в том, что они за несколько веков (если они существовали или хотя бы их имя существовало несколько веков) смогли сочетаться с верхушкой и подвластных им северокавказских обществ, и с соседями – грузинами, армянами, греками, русскими, персами и кем угодно вообще. По принципу не этническому, а сословному – князья в своём кругу, дворяне в своём, дружинники в своём. И ко времени гибели, этнически, культурно и по языку «аланы» были то же самое, что «русские дворяне» ко времени своей гибели: широкий набор кровей и знание нескольких языков, особенно, «международных» — греческого, латыни. Потому и нет памятников на аланском и письменности на аланском нет, несмотря на развитость аланской цивилизации. Поиски литературного аланского языка бессмысленны, потому что его могло вовсе не быть. Зачем он нужен? Все настоящие аланы, то есть, элита: воины, правители, священники, купцы – говорили и писали по-гречески, как и прочие элиты восточного христианского мира. И между собой они постепенно начинали общаться по-гречески. Иной язык нужен был им только для общения с подвластными. И таким весьма возможно был ясский язык, если ясы и родственные им прото-осетинские, пост-иранские племена составляли значительную часть подвластного населения. Был ли их собственный язык, или то, что от него осталось за несколько веков сословного существования похож на ясский? Может и был. Этого мы никогда не узнаем. Может, они могли понимать ясов так же, как польский шляхтич худо-бедно понимал русских, «украинских» крестьян. А до своих Ломоносовых, Державиных, Пушкиных, которые у русских стали создавать литературный язык на основе церковного и летописного старо-болгарского, народного наречия (от крестьянской няни), опыта греческой поэзии и с заимствованием грамматических структур французского и немецкого языков, аланы не дожили. Тамерлан их зачистил. Вполне могли этот народный ясский язык Алании иностранцы принимать за аланский, хотя сами аланы не обязательно так считали, но даже этому крайне мало свидетельств (четыре фразы, найденные ясом-венгром в библиотеке Ватикана в XX веке и всё). Такова подкладка, такова подноготная претензий на аланское наследство. На Кавказе все понимают, что тот, кто называет себя «аланом» на самом деле претендует не на какую-то этническую идентификацию, а хочет причислить себя к «высшему», господскому сословию, призванному править кавказцами. А этого не любят у нас. После долгих веков войн и усобиц горские общества Северного Кавказа выработали правила строгой военной демократии, равенства прав, отсутствия сословий. Этому весьма были удивлены российские авторы, которые писали, что на Северном Кавказе каждый «уздень», каждый свободный, независимый, сам себе господин. После аланов равнинами долго владели кабардинские феодалы. Но и их постепенно вытеснили местные общества – вайнахские и иные. Освободились от князей. И есть с тех пор одна основанная на непереводимом созвучии пословица на чеченском языке, которая гласит: кто называет себя князем, тот собака. Поэтому, любя и уважая все наши народы, почитая свою историю, а в ней и хазар, и аланов, и адыгов, мы должны, тем не менее, считать общим достоянием всех северокавказских народов нашу культуру; общим наследием считать историю и легенды; и не заявлять себя, вопреки исторической правде и вопреки братским, демократическим обычаям наших народов, наследниками правящих кланов, громко звучащих «аланов» или кого-то ещё. Лучше в мире и дружбе вместе изучать историю, вместе гордиться предками и вместе учиться у них – учиться и доблести, и из их трагического опыта извлекать урок. И не повторять ошибок, не потворствовать розни, которая и так веками точила наш край, обескровила его и сделала слабым перед врагами. Вместе мы, все северокавказские народы, а ещё и татары, и казаки, и, конечно же, русский народ, опора и основа нашей общей государственности – великая непобедимая сила.
7.
Мои осетинские друзья наверняка найдут в очерке немало ошибок и укажут мне на них. Я с благодарностью исправлю все детали, но вряд ли изменится общий смысл и посыл моего сочинения. Хочу повторить, что я искренне люблю всех своих земляков, всех братьев, которыми я считаю все народы нашей прекрасной земли, и только ради добра и общего блага предпринял этот труд, не получая за него ни денег, ни почестей. Прошу простить мне вынужденные резкости, так надо, чтобы чётче обозначить проблему. Особого извинения и понимания прошу у глубоко уважаемых мною осетинских интеллектуалов, которых я безгранично ценю, потому и вступаю в дискуссию; иначе какое бы мне было дело? Когда чужой человек совершает странные поступки или говорит странные речи ты из вежливости сделаешь вид, что не замечаешь; но когда твой брат держит руки над открытым огнём и может обжечься, ты подойдёшь к нему и постараешься убедить его не причинять себе и другим вреда; так и я обращаюсь к осетинам потому что они мне как братья, не буду же я обьяснять кастильцам в чём они неправы, споря с каталонцами – это далёкие нам люди, они сами разберутся. Но мы друг другу близкие, не чужие. Поэтому примите с любовью то, что сделано с любовью к вам. И мы можем спорить, но как братья спорить, не прибегая к оружию или к административному вмешательству «сверху». В этом споре мы можем быть остры и язвительны, но не обидимся друг на друга, а после вместе пойдём кушать осетинский пирог или чеченский чепелгаш, которые тоже братья, как и мы с вами. Обнимаю вас всех, мои дорогие, и, позвольте шутливо подписаться.

Герман Амал Садулаев-Готский,
чеченец, казак и гот, прямой потомок Германариха Амала Готского, Рюрика и Чингисхана
Санкт-Петербург-юрт, 14 декабря 2017 года

Мнение автора не всегда совпадает с мнением редакции

Вам также может понравиться

213 Комментариев

  1. 1

    Вы считаете себя знатоком. Хорошо. Но прежде, чем выкладывать свои сочинения, нужно было хотя бы пообщаться у представителей других народов. Желательно у всех местных. Только не у тех представителей, кто пишет посты, а у обычных людей старшего поколения. Кто живет в отдаленных высокогорных селах. Спросить, как они и их предки называли соседние народы на своих языках. И раз уж Вы затронули Алан, Хазар и других, то, конечно же, спросить, кого они так нарекали.
    Я не знаю как другие отнеслись к вашему умозаключению, но лично я, когда Вы пишите, что нет уже никаких Аланов, Хазар и всех остальных древних народов, воспринимаю так, чтобы мы забыли о своих предках, забыли все что было до нас. Нехороший посыл потомкам. Слишком грубый прием. И нечестный, когда вы заканчиваете пост на позитивной нотке. Допускаю, что я не прав и неверно истолковал ваше эссе. Но и Вы не пишите про то, что по крупицам собирают люди, посвятившие всю свою жизнь Истории наших с вами предков. Это неуважение не только к ним, но и к своим предкам в первую очередь. Я убежден, что как бы не старались переиначить историю, она никуда не денется. А всем лжеисторикам задам вопрос. А что если вдруг, все таки в кои то времена, соорудят какой-нибудь механизм по изучению достоверной, фактически происходившей ранее хроники? Фантастика, скажете вы. А разве не фантастикой является 21 век для, ну хотя бы для людей 20-го столетия? А для людей 18-19 веков это полнейший бред. А во времена инквизиции за мысли об интернете могли бы и …. сами знаете что сделать. Ну так что тогда будут писать все те, кто неправду пишет сейчас? Сделают виноватый вид с безобидной улыбкой на лице. В завершении хочется сказать, Рано или поздно все лживые писания выскребут из реальной истории. Интернет уйдет в небытие. Мы все сгинем. А История будет всегда. Такая как есть! С самого начала и до самой кончины мира!

  2. 2

    вы что дурак????? какие 5000 лет???? что совсем голова дум-дум. Осетинами вас названы грузины!!!!!! Овсами, осами, осо!! Откуда он русскоязычный термин??? Вы вообще зафантазировались там! То вы создали третью по значимости культуру. Как вы это смогли без письмености это загадка для всего человечества! То у вас Национальность уже 5000 лет назад существовала!!! Вам в дурдоме что интернет не выключают???

  3. 3

    Аввтору респект. Все очень толково и грамотно написано! Единственное хотел бы добавить, что ни чеченцев не ингушей Тимур не умножил на ноль да очень сильно проредил но в горах ему дали сильный отпор и он развернулся. Об этом говорят предания наших предков!

  4. 4

    Сколько бедных, нездоровый и ущемлённых людей, начиная с автора этой больной фантазии (явно человек болеет , есть определенные сексуальные и моральные комплексы и таким образом привлекает к себе внимание). Но и остальные комментаторы здесь не лучше , те кто поддаётся на такие глупости. Идите о работайте, занимайтесь чём-то полезным чтобы не отвлекались на подобный бред не совсем дееспособного субъекта.

  5. 5

    Алан и Ирон это одно и тоже искаженное название, также Аланы у разных народов назывались по разному Оссы, Яссы, и.т.д.

  6. 6

    «Герман Амал Садулаев-Готский,
    чеченец, казак и гот, прямой потомок Германариха Амала Готского, Рюрика и Чингисхана»

    Тут как бы все и так понятно. Автору удачи, советую действительно задуматься и присмотреть себе хорошего психотерапевта. Желательно того, кто специализируется на мании величия и шизофрении. Всех благ.

  7. 7

    Историк-специалист, аристократ-кнопочный герой! как вы думаете, какая национальность у Автора такой псевдонаучной статьи?
    — Неужели это чеченец? Или все таки ингуш?!
    Так беспристрастно и аргументированно написал целую научную дессертацию…
    Слов нет! Можно сказать только одно:
    — Да Вы кладезь для своего народа, племени, не могу знать кого, так как Вы сами не знаете кто Вы!?
    Сложилось впечатление, что кто-то имеет какое-то право запрещать Осетинам называть себя Аланами. Воевать за правду нужно уметь правильно, а утверждать что-то на основе (мнения) «СВОИХ ФАНТАЗИЙ» может каждый недалёкий человек.
    ты! Можешь быть обижен на государство, в котором живёшь, на историков, археологов, и т.д. Но обижаться надо только на своих предков, на своих старших, которые учат своих потомков глупостям . Пиши сколько хочешь всё, что хочешь, но, тебя должен разочаровывать тот факт, что старшие не смогли научить главному, — быть образованным и порядочным человеком и быть мужчиной — это должно быть твоей национальностью и самой важной, самой главной привилегией! Нужно гордиться своим происхождением и своей историей! А ещё быть толерантным.
    Только не обижайся, что может каким то случайным образом оскорблю Ваше достоинство,
    Но вы (мой друг), можете только бездоказательно кидать пустые обвинения, укоренять, коверкать и болтать.
    утверждать, что коренной народ не имеет права называть себя теми, кем они являются, что кстати, является научно доказанными фактами в различных научных сообществах благодаря археологическим находкам, материалам и все это генетически подтверждено для пущей убедительности!
    Осетины и их предки всю свою жизнь были и являются воинами и выжили потому, что головой соображали, чему, к сожалению некоторым просто не дано.
    Все, что написано в этой статье просто бред переплетенный с историческими событиями. Не обижайся (мой друг) но тебе наверно стоит обратиться в профмедучреждение для удаления желчного пузыря и увеличения мочевого, сложно наверно когда жёлчь наполняет сердце, а моча в голову бьёт?! Уверен, что друзей осетин у тебя не так много, потому что так выделываться и при этом утверждать, что ничего против не имеет и хочет дружбу — зачем ты такой друг нужен?
    Утверждать можно, что угодно, но надо поменьше болтать и доказывать, что ты Мужчина! А не кочевник который дорвался до библиотеки и научился различать буквы. Попробуй все таки научиться читать и побольше общайся с нормальными людьми, может что умное узнаешь.
    А что по поводу осетин — ясов, осов, скифов, сарматов, аланов, эта тема уже закрыта! Осетины — прямые потомки Алан.
    Заканчивайте рыться в научно доказанных фактах , читайте историю, анализируете, ищите правду.

  8. 8
    • 9

      Осетины прямые потомки Алан.по последним данным палеогенетики и лингвический ,и генетический.все подтверждено днк-генеологии Осетин. Претендентов (самозванцев) огорчу субклады разные..

  9. 10

    Это глупо называть себя народом, который уже не существует, хоть мы и не аланы, но кавказский народ является их поколением, но не аланами, не путайте. Осетины-народ пришедший из Ирана, который не является Кавказским народом, значит это не потомки аланов! Потомки аланов все коренные народы Кавказа, а не пришедшие! Аланы это древний народ Кавказа, а Осетины пришли с Ирана, и то после их кончины. Есть смысл звать себя тогда аланом, если вы не Кавказский народ? Вас окутали обманом, лгут вам, у вас даже нет доказательств что вы являетесь аланами. Повторяю ещё раз, аланы-предки коренный кавказцев!

    • 11

      Слухай, знаток этнической истории, ИР-ы (по-макалонски х-ИР-и) переселились САМИ, по СВОЕЙ ВОЛЕ на Центр. Кавказ 5500 лет назад, когда не то что Ирана (1935 г.р.), но и Персии в помине не было!)))
      Ну, да ладно, куды тебе о древних ИР-ах умняковать!)))

      А терь главное — назови хоть одно племя/этнос, к-ый на Кавказе не «пришлый», и я сразу же вручу тебе шнобеля, эй бох!
      Дату «прописки» ИРов я указал выше, а когда наёмников ханей/макалонов ПРИГНАЛИ на Кавказ хозяева? Успокою тебя, чуть раньше, чем в Предкавказье появились ал-ани!)))

      Да, и ещё, неужели в насрановском гагитпропе нет новых «идей»? Уже даже шнурки не смеются, когда макалонцы пишут об ИРах — «иранцы, маздакиты, ягнобцы, персы, цыгане» и пр. пургу, причём, половина этих высеров относятся именно к макалонцам!))) Ведь главные маздакиты — это твои браться хаме/иудеи (а хани были у них наёмниками — пушечным мясом!), да и у цыган валом J1 и J2!)))
      Далее, неуч, Иран появился на карте Мира в 1935 году!!!
      Ягнобцы — это памИРцы — небольшая часть ИРского племени, переселившиеся с прародины в долинах Памира! Позднее эти ИР-ы поднялись в горы — на берега реки Ягноб! Ты спроси таджиков, о памИРцах — ни одного негатива не услышишь!
      Ваш агитпроп совсем выдохся, потому собственное дерьмо пытаетесь повесить соседям!))) Пора вам Геббельса воскресить и поучиться у него демагогии!))) И, как оказалось, такого типа приёмчики вы освоили давно:

      Научный очерк русского антрополога Пантюхова о генетическом свинстве ингушей:
      «Всё, что эти подонки говорят об осетинах плохого оказывается характеризовало их самих! Именно эти шакалы являются самым грязным — во всех смыслах! – народом на Кавказе! Именно они – ингуши – самые чёрные и волосатые, именно они из всех народов не способны ни к каким ремёслам и обучения, именно они отличаются от других горских народов «въ нравственномъ отношеніи меньшею, такъ сказать, корректностью», а вернее, подлостью, предательством и вероломством, не способны сделать себе ни одежду, ни бурку, ни посуду, не способны открыто нападать на врага, только воровать, крадучись ночью, что плохо лежит. Именно они являются пришлыми евреями, которые припёрлись на Кавказ из Иудеи (Аравии!). При этом ненавидят и отрицают своих кровных братьев-евреев.
      Неодинаковыя топографическія условія имеютъ естественными последствіями неодинаковыя условія экономическія. Горные ингуши, образующіе 101 поселеніе въ Джераховском^), Мецхальскомъ, Цоринскомъ и Хамхинскомъ обществахъ, живутъ неболышими аулами, изъ 5—15, въ среднемъ 9,5 дворовъ. Сакли сложены изъ большихъ каменныхъ плитъ безъ цемента и состоятъ изъ несколькихъ выходящихъ въ темный узкій корридоръ помещеній. Посредине каждаго предназначеннаго для отдельной семьи помещенія очагъ, къ которому съ потолка спускается железный прутъ для котла. На очаге зимою и летомъ тлеютъ дрова.
      Въ сакле страшная грязь и нечистота. Наваленное вдоль стенъ тряпье кишитъ паразитами. Дети въ лохмотьяхъ или голыя. Некоторые горные ингуши живутъ еще въ старинныхъ, доисторическихъ осетинских башняхъ. (Пантюхов А А «Ингуши» антропологический очерк Тифлис 1901 год).

      Характерною отрицательною особенностью ингушей служитъ отсутствіе у нихъ какихъ бы ни было ремеслъ. Бурки и седла они покупаютъ у кабардинцевъ, деревянную и металлическую посуду у лезгинъ и пр. Дома приготовляютъ только въ небольшомъ количестве сукно. Изъ промысловъ наибольшій доходъ приноситъ доставка сена и леса во Владикавказъ. Для заготовленія ихъ они большею частію арендуютъ казенныя и частныя земли.

      Не имея обыкновенно возможности нападать открытою силою, ингуши уже
      не идутъ смело въ набегъ, а крадутся, чаще всего ночью, туда, где меньше опасности, где плохо лежитъ, где вернее воспользоваться уворованнымъ. Заслуживаетъ вниманія, что если не все, то большинство ингушей сами сознаютъ всю ненормальносгь такого положенія.
      Между прочимъ, довольно образованный ингушъ на вопросъ, какіе изъ соседей ингушей хороши и какіе дурны, горячо отвечалъ: «осетины народъ хорошій, хороши и чеченцы и кабардинцы, а самые первые мошенники—ингуши».
      Отъ осетинъ ингуши отличаются более темнымъ цветомъ волосъ и глазъ, болыпею длиною лица, большею волосатостью тела, большимъ числомъ крайнихъ брахицефаловъ.
      Отъ чеченцевъ—менее широкою головою и меньшимъ головнымъ показателемъ …
      Отъ лезгинъ—гораздо менее широкою головою (у лезгинъ 84—85), худощавостью, брюнетизмомъ, волосатостью.
      Отъ кумыковъ—болышимъ ростомъ, меньшимъ развитіемъ скулъ, узкогрудостью.
      Отъ кабардинцевъ и вообще западной горской группы — большимъ числомъ гипербрахицефаловъ, узкою грудью, волосатостью и въ нравственномъ отношеніи меньшею, такъ сказать, корректностью, большею чувствительностью и воспріимчивостью.

      Въ краткомъ, общаго характера, очерке нетъ возможности делать более подробныя, особенно цифровыя сопоставленія, но на основаніи только некоторыхь приводимыхъ выше антропологическихъ фактовъ должно притти къ заключенію, что первоначальные поселенцы, положившіе основаніе ингушской народности, были не изъ соседнихъ местностей, а действительно, какъ гласятъ и преданія, пришли частію пзъ Сиріи, частію изъ Персіи (точнее из Иудеи Аравии!)».

  10. 12
  11. 13

    Уважаемый Герман, благодарю за актуальную статью!
    Трагедия ИРов (по-русски осетин) в том, что большинство слепо поверили в байки «книжников»-исТориков, увы.
    Тут выступали исТорики, протиравшие штаны на исТфаке, и просто зомбированные «книжниками» жертвы аланамы. Здесь налицо та же картина, что и с зомбированными адептами аврамических ре-лигий — на очевидные аргументы и факты у них один ответ — «Но ведь в «книге» написано …»
    Элементарный здравый смысл и логику им заменяют «книги»!)))
    А факты очевидны и общеизвестны!
    ИРской Нартиаде, особенно первых циклов эпоса, более 4-5 т.л.!
    ИРской бронзе (не «кобанской», а именно ИР-ской!!!) 5-3 т.л.!
    ИРскому Фандыру более 3-х т.л.!
    ИРскому Болату (булат, «дамасская сталь») более 3-х т.л.!
    ИРской письменности и алфавиту порядка 4 т.л.!
    ИРскому Симду/Цоппай порядка 4 т.л.!
    Этноним ИР/ИРаттае — самый древний из всех этнонимов Азиопы!
    Хороним ИРыстон — самый древний из всех хоронимов Мира!
    Можно продолжить, но думаю и этого достаточно не только для гордости за предков ИР-ов, но и во славу всего Б.Кавказа!
    Увы, люди подвержены «книжному» зомбированию не только в части РЕ-лигии, но и изТОРии!((
    При этом, уважаемая Тина Константиновна Дзокаева не оставила камня на камне из нелепой писанины исТориков 19 века и их слепых последователей!
    Если я опираюсь чисто на здравый смысл, логику и хронологию, то замечательный исследователь былого своей этнокультуры проштудировала огромный массив исТОРической лит-ры (макулатуры) аланоманов, и по пунктам развеяла всю несостоятельность и нелепость «книжников» от исТОРии!)))
    Однако, зомбанутые не унимаются, и тока и могут, что хамить в адрес патриота ИРыстона!
    Также хочу выразить благодарность исследователю былого Хасану Бакаеву за точную датировку поселения ханей (ингушей) на равнине СК: в 1810 году они выклянчили у Романовых урочище Назр-ань, где и поселились. Ранее они спустились на берега Ассы, где с 17-го по 7 вв. до нэ жили ИЕ-цы ГАЛы, и называли сие местечко Гал-Гал. Позднее, как известно, полководец И.Навин, остановившись на берегах Ассы, устроил свой Стан.
    ГАЛ-ы переселились из Мидии (Вавилонии) и жили бок о бок с родственными ИР-ами и др. старожилами Кавказа. В тех же ГАЛашках, ГАЛьском ущ,, г. ГАЛи мы видим всё тот же титульный корень ГАЛов (и это тока те, что сохранились, ведь картвели мастера переделывать под себя гидро-топонимы: уже в н.э. р. ИРдан стала курой, ИР стала ИоР-и, ИР-он — РИон-и, и т.д.).
    Т.о., хани/ингуши к топониму Гал-Гал не имеют никакого отношения!
    Когда же хани захватили опустевшую половину (Терцев) станицы Ангуст (по-ИРски Ангушт), они объявили новый «этноним» — «ангушты/ингуши».
    Чуть ранее, когда им пожаловали урочище Назр-ань, то хани называли себя «назрановцами».
    Как же так, целая армия исТОРиков ИР-а не смогли высчитать то, что нашёл в источниках Х.Бакаев!?
    Заканчивая с ханями, отмечу важный аспект: когда 2600 лет назад хозяева ханей (Ассирийская империя) посадили своих наёмников на Крестовом пер., то они именовали старожилов этих земель х-ИР-и, как именуют по сей день, тем самым подтверждая древний этноним ИР-ов!)))

    Но что мы можем записать в актив т.н. ал-ан?
    — Прародина до сих пор неизвестна!
    — Предков ал-ан никто не вычислил (хотя, как можно вычислить предков разношёрстной толпы наёмников!?))) М.б. пройдёт лет 200 и кто-то начнёт выводить свою родословную от «народа игил»?)))

    На огромной территории юга УР-АЛа и соседних регионов жили и процветали ИЕ-цы АЛ-ы (Ур-АЛ, Ар-АЛ, АЛ-тай и др.). Ближе к нэ им на хвост упали безродные воины-разбойники с предложением стать их «крышей». АЛы согласились, и наёмники получили «фамилию» АЛ.)))
    Позднее контроль над регионом взяла военная династия Ин-Ань (предки ионийцев-эллинов-антов). Вот тогда к корню АЛов, добавился корень династии — АН — Ал-Ани! Они продолжали быть как бы «крышей», но подчинялись АНям. Позднее (4 в. нэ) с юга-востока нагрянула армада гуннов, но ал-ани и не думали защищать АЛов, а перекинулись на сторону сильного!((
    АЛы же, после разграбления их высокоразвитого центра цивилизации, подверглись звериному геноциду. Массовые захоронения тех времён поныне находят в том регионе Азии!((
    Затем варвары, под рукой «белых гуннов», устремились в сторону Европы, и в Предкавказских степях сбросили со своего хвоста ал-аней — кому нужны жалкие предатели в своей армаде?!
    Ал-ани неск-ко лет потоптались в Предкавказье, как очень метко заметила Т.К.Дзокаева — «повисели у Кавказа, как облачко, и сдулись в Европу!)))
    Это однозначно ещё и потому, что именно в это время Византия организовала экспансию на Б.Кавказ, правда, без участия легионов, а путём обращения местных племён в свою РЕ-лигию — иудо-христианство. Ал-ани, наверняка, об этом слыхали, и потому сдулись подобру-поздорову!)))
    Позднее они напросились стать крышей у одного из Венедских племён, так появились Венед-алани или Вандалы. Правда, в Европе вакантных мест уже не было, посему Венеды направились через Гибралтар на руины Карфагена, где благодаря навыкам Венедов в строительном ремесле пожили по-человечески вплоть до Римского завоевания. Так закончился «великий исторический путь» безродных жалких наёмников!)))
    Вызывает смех и изумление, когда исТОРики умнякуют о генетических аспектах ал-аней!?))) Как разномастная толпа может иметь единую генетику/гаплогруппу!)))
    Вот чем обернулось «книжное» зомбирование потомков древних ИР-ов исТОРиками и «книжниками»!((
    А казалось бы всё просто: взвесьте на безмене былого все «за» и «против»! Ответственно заявляю — самая тонкая струна ИРского Фандыра перевесит все «достижения» безродных наёмников ал-ан + таких же никчёмных разномастных наёмников сармат!

    Герман, с глубокой признательностью, всех Вам благ Земных и творческих успехов!

    • 14

      Дружище у тебя ещё осталось то что ты куриш если да то можешь поделиться? Я тоже хочу чтобы так крышу снесло

    • 15

      Чел, ты переплюнул всех ваших пропагандистов, ты теперь на голову выше. Воинственные предки-аланы — слишком мелко для тебя и ты решил что вы потомки одного из древнейших народов всего мира Сам себе придумываешь разные слоги, ИР, УР, АЛ, МАЛ, НАЛ. А учёные, на которых ты ссылаешься, сплошной прикол. Какая-то великая и уважаемая Дзокаева, которую никто почему-то не знает, в отличии от историков, по которым она якобы «прошлась». Вы где с ней, в психушке встретились? Наверное часами сидели и рассказывали друг другу сказки о самых древних народах, которые вдруг стали вашими предками. А антрополог, на которого ты сослался, ну сразу видно учёный, который сыпает словами «подонки», «шакалы», и видно насколько он непредвзят, текст, который ты процитировал, можно перефразировать так: «Ну я пришел, посмотрел на них, и с уверенностью, которая только может быть у такого великого ученого как я, могу сказать, что они стопудово пришлые евреи». Самые черные и волосатые ингуши? Ты вообще осетин видел?))) Ценность этих учёных лишь в том, что они удовлетворяют твой запрос на древнейших предков. И не пиши про назрановский гитпроп или что там у тебя было, да, я ингуш, мне не нужно быть потомком аланов или кого-то ещё, чтобы эго потешить. Только осетинам это нужно, да так чтоб ещё и спешно прилепить к названию республики «Алания» с лёгкой руки чинуш, которые всегда вам благоволят. И это все не какая-то древняя история, в которую ты можешь прилепить любую чушь, которая в голову придет, а новейшая история, 19-х и 20-х веков, по которой всем понятно, чем отличились осетины — подхалимство, предательство, коварство. Окучивание московских кабинетов и выбивание всего, что только можно в обмен на преданность большой власти. А то, как они бежали из Владикавказа 100 лет назад и тот отбивали не осетины, а ингуши и другие, ясно даёт понять, какова на самом деле воинственность этих самых осетин. Мой совет прост: брось принимать тяжёлые наркотики.

  12. 16

    Сейчас уже осетин аланское прошлое не удовлетворяет. Как наркоману со временем требуется всё большая доза, также и осетинам, теперь они(вернее мы, я тоже осетин)) уже арии. Потом будут потомками атлантов и так далее. То есть поведение как у пациентов шизофренического диспансера.

  13. 18

    Осетины — не аланы, не только из-за самосознания, но
    по антропологическим и генетическим параметрам. А осетинские историки продолжают врать в своих статьях, ничтоже сумняшеся назначив свою доминативную исконно кавказскую гаплогруппу G «аланской», а неосетинские рецензенты на их статьи также врут, расхваливая своих протеже на разные лады по принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Каталонцы — тоже не аланы, каталонцы воевали с аланами в 13 веке и отличались от них по языку и менталитету, об этом есть исторические источники. Слово «каталон» (catalan) имеет корень «catala» и суффикс -«an», т.е. с готами или там аланам этноним «каталон» не связан…

  14. 19
  15. 20

    Я считаю что у всех ныне живущих великие предки , если они смогли выбраться из тысяче летнего мрака истории и сохраниться как этнос . Почему мы не должны их помнить и поминать ? Наши предки планы, скиф, ямы, аорсы , как хотите их называйте оставили нам могучий красивый язык . Это говорит о том что народ был и жил долго . Мне абсолютно не нравится хамский язык автора , который утверждает будто осетины что то у кого то взяли без спроса . Скоро так запретят говорить на родном языке и будут утверждать что его мы тоже присвоили

  16. 21

    Автор молодец. Всё верно изложил. Да и какая разница кто чей потомок сейчас? Аланов нет, ничего от них не осталось и они переданы забвению, как и все древние народы. Осетины успокойтесь уже :)

    • 22

      Ждем вас в Осетии дабы развенчать ваше заблуждение.Мы готовы предоставить 1000 фактов а вы не один.Просто нет и все

  17. 23

    Легкомысленный шизофреник.Очень много вас развелось.Проходимцы пытающихся поспорить с признанными мировыми историками и археологами фактами.Наша история не только в книгах,фальклере,архитектуре и т.д.наша история в земле.Приезжайте в Осетию и мы вам покажем останки наших предков начиная с Тлийского могильника(3вв до н.э.) заканчивая современными захоронениями имеющие четкую наследственную связь проявленную в предметах быта украшениях орнаментах и т.д. все в музеях северной и южной Осетии,покажем вам места где мы выживали когда нас разбил Тимур,где мы были когда нас разбила российская империя,все в окрестностях 500 кв.км.Покажем вам наши святые места,покажем как они менялись с приходом христианства.Все на месте, никуда не делось, слава Богу!Наша земля усыпана доказательствами. Всех пугает эта четкая преемственность.Чем больше истину критикуют тем больше она становится истиной!Никто не смог доказать обратное хотя многие пытались и пытаюся хайпнуть на этом.Но увы,историю подтверждают только факты,а у нас их привеликое множество!

  18. 24

    Британские историки и лингвисты утверждают, что около 40% географических названий в одной только Англии (не учитывая Шотландию, Уэльс и Ирландию) переводятся с осетинского языка. В Лондонском Университете есть кафедра аланского-осетинского языка, который считаеся старосаксонским. В Германии, осетинский язык определяют как старонемецкий, нижне-саксонский диалект. Более того, в университетах Германии и Франции изучают осетинский язык. Даже есть факультет. Заметьте осетинский язык изучают как язык скифов, сарматов и алан…

    Небольшое предисловие:

    Особое внимание мировой науки давно привлекает осетинский язык, как уникальный остаток языка древних иранцев – скифов, сарматов и алан.
    И. М. ДЬЯКОНОВ

    Transcaucasia: Sketches of the nations and races. August Haxthausen (Freiherr von). London, 1854. Стр. 394: «Осетины, которые того же племени, что и аланы, ранее населявшие также склоны и равнины Кавказа, и управлялись своими царями, но в четырнадцатом веке они были изгнаны, и вынуждены уйти в горные укрытия».

    Пассек В.В. Очерки России.
    Том 1. 1838 г.

    Европа
    Риттер К. 1864 г.

    Atlantis Encyclopedia. London, 1858. “The Iron or Osseti of the Caucasus are descendents of the Alani, one of the Sarmatian tribes.”
    Что в переводе означает: Ироны, они же Оссети, на Кавказе являются потомками Аланов, одного из Cарматских племен.

    «На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами. При их иранском языке это неудивительно.»
    Ганс Ф. К. Гюнтер. КРАТКАЯ РАСОЛОГИЯ ЕВРОПЫ. 1925 г.

    (Hans Friedrich Karl Günther (16. Februar 1891 in Freiburg im Breisgau; War ein Deutscher Eugeniker, der in der Weimarer Republik Rasseforscher. Zahlreichen Forschern gilt er neben Houston Stewart Chamberlain)

    Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
    “Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы».
    С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- — «арий», «благородный»)

    Oсетины — последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.
    Жорж Дюмезиль (один из крупнейших ученых)

    Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем — прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов.
    Эмиль Бенвенист

    С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- — «арий», «благородный»)

    Не считаю я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ее ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними — проф. Всев. Миллера в его «Осетинских этюдах.»
    (Кулаковский Ю.А.)

    Принадлежность тех племен, которые носили у древних название сарматов, к иранской ветви арийской расы возведено в современной науке на степень прочно установленного факта.
    (Кулаковский Ю.А.)

    Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

    Аланы и асы — это этнонимы. AC – так обозначали себя Аланы-ас в древности. На осетинском Я – АЗ/АС. Асы — совр.название осетин (АСетин).

    Аланов авторы древности называли Асами. уАСдан культурный, благородный итд
    Перевод с осетинского: Я – есть АС- я дан – являюсь. Я являюсь Благородным; перевод с алано-осетинского: уАСдан — АС — Я, Дан — являюсь

  19. 25

    Хватит уже нести весь этот бред и грязь в сторону Осетин. Ваша статья устарела выкиньте ее на свалку и удалите. 2020 году закончился днк-проект осетин..по последним данным полеогенетики Осетины являются прямыми потомками Алан и лингвический ,и генетический. Что касается претендентов, я вас огорчу субклады не совпадают..займитесь каждый своей национальной историей. Осетины -Аланы-(Сарматы+Скифы). Давно все наукой доказано,а теперь еще с помощью днк-генеологии подтверждено.

  20. 26

    Пиши дальше, дальше, дальше, себе на здоровье. Только не жалко время на пустословие и ахинею. Где здесь наука, история? Собствееное мнение, точнее, бред сивой кобылы.

  21. 27
  22. 28

    Про осетин все правда, тем более что они пришли из Ирана. Они не Кавказский народ. Кстати, есть народ самоназвание которого издревле и по сей день «алан» — это Карачай! И исследования ДНК выявили 38-40% аланской гаплогруппы. Потом идут Ингуши и Чечня. У осетинов 0.3-0.8% аланской гаплогруппы — и то потому что там дигорцы, родственные балкарцам и карачаевцам.

  23. 29

    Хотелось бы дать комментарий по поводу пункта 4.1 «Зеленчукская надпись», а конкретно строчки «Какой-то алан или осетин несознательный уволок, сделал себе пол в бане.»… место нахождение надписи насколько мне известно не в Северной Осетии, так что о каком алане или осетине речь непонятно… это все что я хотел бы сказать по поводу достоверности данных представленных в этой статье.

  24. 30

    Уважаемый автор, хотелось бы вас немного поправить относительно кабардинских феодалов, если позволите…
    Дело в том , что вайнахи не вытеснили кабардинских феодалов с равнин, они никогда этого не сделали бы самостоятельно ..это сделала российская империя, уничтожив кабардинцев на 90%. А потом бо́льшая часть кабардинских территориальных владений было роздано в личное пользование соседним народам , в том числе и вайнахам.
    Будьте до конца искренни и сами, раз уж призываете других к искренности.

  25. 31

    Ваши утверждения не имеют за собой доказательной базы. Карачаевцы это тюркский народ , перекочевавший из Азии на Кавказ несколько веков назад.
    Ваш язык отлично понимают казахи, узбеки и киргизы — вот это есть ваша родословная.
    Не сочиняйте сказки.

Добавить комментарий для Artxuron Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>