В петербургском книжном магазине «Все свободны» состоялась презентация 2-ого (расширенного) издания книги «Русская Сакральная география» российского эссеитста, идеолога Евразийства и Скифства Павла Зарифуллина. Открыл презентацию от издательства «Лимбус-пресс» популярный писатель и критик Вадим Левенталь.
Новый скифский поход
А с приветственным словом выступил известнейший петербургский философ Александр Секацкий. Александр Куприянович отметил, что: «На наших глазах рождается история «фикшн», претендующая на достоверность, на полноту визуальности Вымышленных Царств, начиная от Средиземья и кончая Игрой Престолов. Мы понимаем, что это достаточно мощные конкурирующие истории. И не очень устойчивые люди постоянно испытывают соблазн Туда переселиться.
Но рано или поздно они всё таки смогут это сделать. Пусть это и бесконечно трудно. И пусть не удался великий проект хиппи. Но какое-то время реально казалось, что государственно-правовая идентификация сменится идентификацией контркультуры со своей топологией (Индия, Гималаи, Вудсток). Это был элемент нежданно открывшегося мира, другого измерения, который правда очень быстро был захлопнут. Но с тех пор официальная история зашла в серьёзный тупик…
Но стихии, потенциальные измерения всё более настойчиво заявляют о себе.
Эффект Зарифуллина состоит в том что у него удивительное соотношение фикшн и нон-фикшн. В книге «Русская сакральная география» (и в других его работах) всегда можно найти головокружительную завиральную версию, прекрасный точно выраженный набор фактов, умелую композицию, настоящее воодушевление, связанное с охваченностью событием (и личным в нём участием) и всегда приглашение — присоединяйтесь! В этом походе есть место и для тебя! Вместе с тобой мы что-нибудь завоюем! Зарифуллин и его «сакральная география» — это способ социального творчества. Его проективная этнопсихология может показаться несбыточной, с точки зрения тех статических напряжений, которые существуют сейчас, но не будем забывать, что новое поколение всегда выбирает самое азартное и достойное.
И я не вижу оснований почему бы не выбрать из массы выдуманных историй «фикшн» зарифуллинскую сакральную географию — если такова будет максима нашей воли! Выбирай Вселенную, как если бы твои законы и были бы законами этой Вселенной! Мы хотим жить в таком государстве, где и витязи живы и шаманские заклинания по-прежнему действенны! И есть места силы! Не верите? Пройдёмте — мы вам покажем!
Сакральная география является альтернативой всей современной изолгавшейся политике. Именно Там возможно социальное творчество и наличествуют критерии эстетического вкуса. Этим Павел и занимается и весьма успешно. А то что он — сегодня первый и опередил время (а я вам говорю, что через несколько лет на наших глазах страшно усилится конкуренция исторических проектов) — это хорошо. У первых есть преимущество: за ними свободный выбор тех, кто истосковался по экзистенциальным переживаниям. Тех, кто готов отправиться в новый скифский поход!
Искатели Сокровищ Света
Зарифуллин в свою очередь признался, что книга была попыткой «поженить уранографию на географии».
Эту связь подтверждают как данные астрофизики, так и археологии. Ведь первые города на территории Евразии (от Гёбекли-Тепе до Аркаима, от Ура до Магаса) строились как астрономические обсерватории: для наблюдения за звёздами, планетами, за Луной и Солнцем. Внутри обсерваторий возникали святилища.
А уже потом вокруг росли города – крепостные стены, базары и кладбища. Так, изучая небеса, возникла человеческая цивилизация.
Небо России, по представлению автора, – более светлое, космос – более близок («руку только протяни») к земной поверхности. Русское Священное имеет к этому Свету самое прямое отношение. Ведь само слово «святость» возникло от праславянского «svętъ». Поэтому и страна у нас особенная. Вопрос напрашивался сам собой: почему же в «самой светлой» земле всё так мрачно, люди бросаются друг на друга, как волки, друг друга боятся, за окном тьма, а на улице грязный снег?
Ответ кроется в оптике нашего взгляда на мир. Смотря, что и как видеть и что в людях и в России искать.
Слово «сакральное», распространённое в этнографических кругах с лёгкой руки историка религий Мирчи Элиаде, говорит не только о «священном», особом мире, отделённом от мира «профанного». В слове «сакральное» Зарифуллину слышатся «сокровища». А евразийцы и скифы — это такие златоискатели «сокровищ света». Они ищут драгоценности русской души, запрятанные в географии русской вселенной. Зарифуллин уверен, что прикосновением к Священному, к Светлому можно лечить усталых и отчаявшихся, зарубцовывать израненные души и национальные комплексы. Посему знания о сакральной географии именно сейчас столь нам необходимы.
Второе издание книги «Русская сакральная география» – издание дополненное и расширенное, но отнюдь не академическое. Это приглашение к путешествию. К возвращению домой.
Белая Индия
Павел Вячеславович также рассказал о планах по созданию Школы Проектной этнопсихологии. Она начнёт свою работу в Москве в конце апреля. А потом может быть и в Питере. И в других (возможно священных местах). И начнётся с его курса лекций под общим названием «Белая Индия». Павел не стал раскрывать всех прелестей грядущих семинаров, этнотренингов и путешествий (об этом будет подробно рассказано при открытии нового Проекта), а просто процитировал замечательное стихотворение Николая Клюева «Белая Индия», как будто лучше всех отражающее смысл «похода за Жар-птицей» (т. е. за сакральной географией) искателей Вымышленных Царств:
На дне всех миров, океанов и гор
Цветет, как душа, адамантовый бор, —
Дорога к нему с Соловков на Тибет,
Чрез сердце избы, где кончается свет,
Где бабкина пряжа — пришельцу веха:
Нырни в веретенце, и нитка-леха
Тебя поведет в Золотую Орду,
Где Ангелы варят из радуг еду!
Секацкий и Зарифуллин ещё долго рассказывали о динозаврах, как отцах американской идентичности и о Стихии Воздуха, рождавшей миры советских мальчишек-авиамоделистов, о тайной работе Центра Гумилёва в революционном Крыму и о миссии Русских в Азии. Слушатели два часа к ряду не хотели лекторов отпускать. Обязательно будет видео.
И будут новые экспедиции за краеведческими бриллиантами. Поиски русской сакральной географии по видимому только начинаются.
Пресс-служба Движения «Новые Скифы»