Поменяет ли Кыргызстан политический вектор?

Прошли выборы. Выбран новый президент Кыргызской Республики. Вроде всё хорошо, но на душе не спокойно. Ссора двух лидеров Казахстана и Кыргызстана может принести много бед.

Может ли это означать, что оба государства рассматривают возможное изменение внешнеполитического и внешнеэкономического вектора своих стран?

Последствия информационных войн в период выборов

Вот и получается, что напряжение предвыборной кампании вылилось в резкие высказывания А. Атамбаева в адрес Астаны и лично президента Н. Назарбаева. Ответная реакция последовала практически сразу. Таможенники Казахстана «перешли на усиленный режим работы», и на границе образовалась очередь из машин и людей.

Теперь конфликт между Казахстаном и Кыргызстаном, начавшийся в ходе предвыборной кампании в начале октября, выходит на новый уровень. Бишкек намерен отказаться от 100 млн. долларов США, которые Астана собиралась перечислить ему для адаптации к условиям Евразийского экономического союза. Эти деньги должны были пойти на улучшение таможенной инфраструктуры Кыргызстана и приведение ее ветеринарных и фитосанитарных систем в соответствие с нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Причем, никакой альтернативы тем средствам, которые должны были улучшить таможенную инфраструктуру между Кыргызстаном и Казахстаном (не только в интересах двух стран, но и всего Евразийского союза), А. Атамбаев пока не предлагает. Ситуация стала выходить уже за пределы двустороннего конфликта.

Однако Кыргызская Республика выразила готовность денонсировать это соглашение и демонстрирует провальную внешнеэкономическую политику руководства А. Атамбаева. Это третье соглашение, которое готовы денонсировать руководители Кыргызстана за последние несколько лет. Первое — с российской компанией «Русгидро» о строительстве «Камбараты-1» и Верхне-Нарынского каскада, а второе — с чешской компанией Liglass Trading, которая не выполнила своих инвестиционных соглашений по строительству тех же самых гидроэнергетических объектов.

Можно с полной уверенностью сказать, что два государства – члены ЕАЭС выбросили свои проблемы на обозрение всего мирового сообщества и на радость Соединенным Штатам, которые мечтают о развале этой международной организации.

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас озадачены развитием скандала, подачей в кыргызский парламент законопроекта об отказе от помощи Казахстана и утверждением его в двух чтениях Жогорку Кенешем. Там ожидали, что визит кыргызского премьера С. Исакова в Астану – уже свидетельство разрядки в отношениях и начала конструктивного решения проблем. И очевидно, в ЕЭК надеялись, что до 25 октября 2017 г., когда в Ереване должен будет состояться премьерский саммит Евразийского союза, выход из кыргызско-казахстанского конфликта каким-то образом будет найден. Но как мы видим, эта проблема не была вынесена на уровень премьеров и решения по ней нет.

Торговые войны в ЕАЭС

Однако противостояние между Казахстаном и Кыргызстаном набирает обороты. Очередь из грузового транспорта на границе теперь норма. Бывают дни, когда пробка растягивается на километры.

Очевидно, что это конфликт. Стороны обвиняют друг друга в несоблюдении ранее достигнутых договоренностей. Казахстанские чиновники заявили прямо: границу не откроют, пока Кыргызстан не покончит с контрабандой.

Это не первый инцидент между участниками Евразийского экономического союза. Торговые войны происходили и прежде.

Первой все их прелести ощутила Беларусь. Руководство Российской Федерации заявили, что поставщики не раз пытались провезти в Россию через республику санкционные товары. Зачастую такие грузы оформлялись как транзитные, якобы следующие в Казахстан. После показательных задержек и уничтожения грузов Россия в 2015 г. (год создания ЕАЭС) ввела фитосанитарный режим ввоза растительной продукции через Беларусь.

В 2015 г. Россия и Казахстан начали свою торговую войну. Противостояние двух держав привело к тому, что Россия ввела запрет на ввоз казахстанских сухофруктов, саженцев, яблок. Ранее она запрещала импорт из Казахстана мясной продукции с двух предприятий, а также овощей.

В ответ в магазинах Казахстана стали партиями изымать российские товары. Астана запретила ввозить майонез, кондитерские изделия, молочную и мясную продукцию, яйца и масло из России. В сентябре 2015 г. Национальная палата предпринимателей РК и вовсе собралась подавать в суд на российскую таможню из-за блокировки грузов, следующих из Европы в Казахстан.

Апогеем конфликтов стало заседание Высшего Евразийского экономического совета в конце 2016 г. Правда, А. Лукашенко демонстративно отказался приехать на саммит ЕАЭС в Санкт-Петербурге. А ведь именно на этом заседании президенты подписали новую редакцию Таможенного кодекса ЕАЭС.

Пострадает ли ЕАЭС?

Сегодняшние события — это опасность серьезного имиджевого урона, который будет нанесен Евразийскому союзу. Невозможность конструктивно решать проблемы, которые сильно бьют по его авторитету. Четыре свободы, которые декларируются внутри союза (свобода движения товаров, свобода движения услуг, свобода перемещения трудовых ресурсов, свобода движения капитала), и которые должны защищаться внешней таможенной границей, в частности, от наплыва китайского импорта, они оказываются незащищенными.

А что же Россия?

И это все происходит при обнулении всего государственного долга Кыргызстана перед Россией, который на март 2017 г. составлял $240 млн. Всего за 11 лет Москва списала Бишкеку более $700 млн. При чем на строительство, оснащение и эксплуатацию лабораторий по сертификации товаров, обустройство и техническое оснащение таможенной инфраструктуры, реабилитацию фитосанитарной и ветеринарной системы Россия ещё выделила Кыргызстану грант около $200 млн.

Кроме того в рамках ЕАЭС было заключено соглашение по разработке золоторудного месторождения «Джеруй». За все время работы на месторождении российская сторона должна перечислить в бюджет Кыргызстана налогов на $492 млн. Россия уже заплатила Кыргызстану $100 млн. за лицензию, $4,8 млн. за право собственности на землю, более $5,9 млн. сомов в бюджет Таласского района и Социальный фонд страны. Российская кампания «Восток-геолдобыча» подтвердила обязательства потратить около $1 млн. на ремонт ближайших к месторождению подстанций, выплатить за время добычи $84 млн. экологических платежей, еще $3,6 млн. постепенно должны быть выплачены в виде «социального пакета» для поддержки жителей региона.

А что Кыргызстан?

Сейчас Кыргызстан распространил «предупреждение о штрафе». Если в рамках проекта «Восток-геолдобыча» не начнет строительство фабрики и хвостохранилища до 29 ноября 2017 г., то компания должна будет платить по $100 тысяч за каждый месяц просрочки. По-моему раньше это уже было с российской компанией «Русгидро» при строительстве «Камбараты-1» и Верхне-Нарынского каскада.

И это после расторжения договора о строительстве ГЭС в 2016 г., когда Кыргызская Республика возложила всю ответственность на Россию и должна компенсировать российской компании средства (37 млн. долларов США), вложенные в проект, которые так и не были возвращены.

Поговаривают, что Кыргызстан может выйти из состава ЕАЭС, а это снова в значительной степени ухудшит положение 700 тысяч кыргызских трудовых мигрантов в России и Казахстане. Уже сейчас из Казахстана были депортированы 16 тыс. кыргызов. Это может вызвать социальный взрыв в республике и привести к непредсказуемым последствиям.

А если посмотреть все плюсы?

За 6 месяцев 2016 г. в бюджет Кыргызстана по ввозным таможенным пошлинам внутри ЕАЭС поступило 5 млрд. 997,1 млн. сомов. Эту цифры озвучил замдиректора центрального казначейства Министерства финансов Кыргызстана Марлен Амандыков.

По его словам, на счете центрального казначейства за первое полугодие собрано 5 млрд. 836 млн. сомов.

Вместе с тем в бюджет Кыргызстана поступило по ввозным таможенным пошлинам внутри ЕАЭС: от России – 5 млрд. 188 млн. сомов, а также от Казахстана 345,8 млн., от Беларуси 311,3 млн. и от Армении 40,9 млн. сомов.

В целом если брать сальдо по поступлениям в бюджет Кыргызской Республики от государств-членов ЕАЭС и то, что Кыргызстан отдал, сложилось положительное сальдо в сумме 160 млн. сомов. Получается, что Кыргызская Республика получили на 160 млн. сомов больше, чем отдали.

А что же Назарбаев?

Похоже, он чувствует поддержку со стороны Вашингтона, раз поставил под сомнение правила Евразийского Экономического Союза. Ведь 15 октября 2017 г. был нанесен удар и по американским и западным интересам в Кыргызской Республике, которые также как и у Н. Назарбаева были связаны с личностью проигравшего О. Бабанова.

В настоящее время Н. Назарбаев считает, что ему дали зеленый свет в администрации Д. Трампа для проведения подобной политики в отношении Кыргызстана, и сейчас делаются попытки по дестабилизации ситуацию внутри этой страны.

В народе говорят, что представители О. Бабанова продолжают свою подрывную работу, раздавая деньги, готовя протестные акции и митинги, призывая в социальных сетях к массовым выступлениям.

Кроме того, США пытаются дестабилизировать ситуацию не только в Кыргызстане, но и в Казахстане. В этих целях они будут использовать боевиков ИГ (Исламского государства), принимавших участие в боевых действиях в Сирии и возвращающихся домой.

В заключении

Такими действиями США через своих сторонников в политических и экономических кругах Казахстана и Кыргызстана пытаются развалить ЕАЭС и подорвать авторитет Российской Федерации в глазах мирового сообщества. В этой сложной политической и экономической обстановке, с которой уже 1 декабря 2017 г. столкнется вновь избранный Президент Кыргызской Республики С. Жээнбеков. Ему нужно будет принять решение, которое пошло бы на пользу и Кыргызстану и его народу. Хотелось бы верить…

Валерий Синько

Координатор Евразийского центра им. Л. Гумилёва в Кыргызстане

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>