10 июня в Центре Льва Гумилёва прошел семинар посвященный Поморью – священному Русскому Северу
Гостями и докладчиками выступили прекрасные интеллектуалы и народникиПавел Есипов (Председатель правления “Национально-культурной автономии поморов Архангельской области”) и писатель Роман Багдасаров.
Для правильного восприятия проблем немногочисленных коренных народов (и поморов) рассеянных по всей Земле, необходимо обратиться к словам духовного лидера Алтая Бронтоя Бедюрова:
«Да, безусловно да, мы, конечно, древние народы, но в то же время, помните, мы с вами – народы будущего! Наш пафос именно в этом!”
Вот смеются над чукчами и эскимосами, анекдоты про них любят сочинять, а забывают, что чукчи – это великий народ. Эти самые чукчи жили еще во времена мамонтов, а где сейчас, скажите, прославленные Эллада и Рим, Египет и Вавилон, где великие цивилизации и мировые империи – они исчезли, превратились в пыль и прах, а чукчи все продолжают жить и будут жить впредь. Если мы будем продолжать этот самый образ жизни в гармонии с окружающей средой, составляя часть данного ландшафта, все это, несомненно, будет сохраняться. Коренные народы мира – это и есть пока носители мирового, планетарного духа. Вот почему мы находимся в резерве у Планеты. Когда закончится историческое время ныне великих народов, когда они исчерпают окончательно отпущенный им Владыкой Планеты жизненный потенциал, тогда самым естественным и элементарным образом может наступить время индейцев и эскимосов, чукчей и алтайцев»
Павел Есипов осветил положения современного состояния Поморского Движения, рассказал присутствующим о Поморах.
В разные периоды российской истории случалось так, что людям приходилось покидать насиженные места и искать лучшей доли на Севере. Так в X-XII веках началось заселение побережья Белого моря русскими «беженцами», как сказали бы сейчас,в основном из Новгородских земель. Свою «экологическую нишу» они нашли на территории современных Архангельской, Мурманской областей,Республики Карелия. Традиционное расположение поморской деревни — в устье реки, впадающей в море. Занимались поморы в основном рыболовством, промыслом морского зверя, мореплаванием, в некоторых местностях также солеварением и добычей жемчуга.
Поморье – в обширном смысле – все побережье Северного океана и Белого моря от Норвежско-Финской границы до Архангельска и далее до Сибирской границы. В тесном смысле – часть морского побережья от г. Онеги до Кандалакшского залива.Поморский берег – прибрежная полоса Белого моря, побережье Белого моря от г. Онеги до Кандалакши». (из «Словаря живого поморского языка»). Культура у поморов весьма самобытна, обладает глубинной генетической и исторической памятью, со своими сложившимися стереотипами поведения, традициями, с поморской говорю.
Этноним «помор» и топоним «поморье» появляются в славянских источниках еще в 11-12 веках, долго соседствуют с этнонимами «чудь белоглазая», «чудь заволоцкая» и топонимом «Заволочье», пока примерно в 15-16 веках не замещают их окончательно. К этому моменту под поморами окончательно понимается вольное славяноязычное укоренившееся население Северо-Восточной Европы, на которую распространяется и топоним «Поморье». Причины, по которым славянское название «чудь белоглазая (чудь заволоцкая)» и термин «Заволочье» среди коренных народов не прижились, вполне понятны. «Чудь» в северорусских говорах обозначало «странный», «идущий против обычаев русских» и им первые славянские переселенцы называли все коренное население Подвинья. Называть родные земли «Заволочьем» коренное, пусть и сильно обрусевшее население не могло. Этот термин родился в местах, для которых чудские земли находятся где-то «за волоком», или попросту за водоразделом рек бассейна Белого моря. Мы сейчас так говорим о «загранице» или «забугорье».
Поморское движение существует уже более 20 лет, организация занимается двумя основными видами деятельности: возрождением и популяризацией традиционной культуры (проведение праздников, публикация статей, книг по поморской традиции, семинары, музейная работа), а так же – защитой социально экономических прав и свобод коренного населения (поморов).
Поморы находится сегодня на грани выживания. Существующее правовое поле всячески препятствует (и более того – разрушает!) развитию традиционных укладов. Так запрет веками устоявшейся промысловой деятельности (рыболовства) приводит к тому, что вынужденные бороться за своё существования поморы, своей деятельностью подпадают под статью о браконьерстве. Разница в правовых статусах поморов и тех же ненцев в ходе промысловой деятельности нередко приводит к этноконфликтным ситуациям. Бюрократические властные инстанции проблемы не разрешают, а если и разрешают, то часто не в пользу самих поморов. Тем не менее, борьба за достойную самобытную жизнь продолжается, и точки ставить рано.
В ходе обсуждения проблем сожительства традиции и современности гости так же затронули и религиозную тематику. Суть размышлений заключается в том, что по ряду вопросов (а их не мало) при слабой позиции официальных религиозных институтов, люди, не дожидаясь «откровения сверху», самостоятельно приобщаются к разным религиозным течениям, достраивая тем самым целостность восприятия и общения с миром. Особенно это актуально на тех территориях, где проживание людей всегда было тесно связано и зависело от природы и её капризов. Так среди современных поморов развивается язычество (родноверие), которое во многом отвечает внутренним и внешним запросам людей, по тому, как надо устраивать жизнь, как ладить с природой, и т.п. Очевидно, что такое религиозное возрождение не является чем-то надуманным, так как позволяет людям глубже понимать процессы природы, выстраивать тонкие взаимодействия, а потому и эффективнее выживать и просто жить.
Среди остальных озвученных проблем можно так же выделить становление гендера в современном обществе. Роман Багдасаров утверждает о том, что в полной мере невозможно сформировать адекватный гендер в городских условиях. Для этого нужен традиционный уклад. Выходом из ситуации может стать практика воспитания детей (в формате подобно летним лагерям) в «традиционных» лагерях. В них дети погружаются в атмосферу архаики, в эти моменты пробуждается генная память, и потому современная жизнь для них уже будет становиться наполненной и глубоко отрефлексированной, в отличие от жизни с короткой памятью, современным «умри молодым» и т.п. Практикой таких лагерей в своё время занимался Анатолий Гармаев, нынче священник.
В конце семинара Роман рассказал о покойной народнице Юлии Красовской (музыковед, прожившая несколько лет в поморском селе). Подробно с его докладом можно познакомиться в аудиозаписи.
Иван Мельник
Права Народов