Поморские промыслы славились солеварнями

Принято считать, что традиционные поморские промыслы — это исключительно морские занятия — ловля рыбы и добыча морского зверя. Однако так ли это? Известно, например, что свободное от крепостной зависимости поморское население занималось резьбой по кости, ловлей жемчуга, смолокурением, добычей поташа и слюды, создавало артели по поиску и добыче железной, серебряной, медной руд и даже золота: Таким образом, понятие «поморские промыслы», вопреки расхожему мнению, вовсе не тождественно понятию «морские промыслы».

С незапамятных времен жители исторического Поморья, помимо рыбной ловли и охоты, активно занимались земледелием: всюду, где позволяли климатические условия, поморы выращивали рожь, ячмень и другие сельскохозяйственные культуры. Кроме того, не надо забывать, что традиционным поморским промыслом было скотоводство (как иначе возникли бы знаменитые холмогорская порода коров и мезенская порода лошадей?).

Но, пожалуй, основную роль в развитии экономики исторического Поморья сыграл отнюдь не рыбный, зверобойный или иной промысел. Если обратиться к историческим фактам, то окажется, что самым доходным поморским промыслом, и самым важным для всего развития экономики Поморья, на протяжении длительного времени было солеварение.

Белое золото

Соль еще сравнительно недавно была большой ценностью в большинстве стран мира. Отсутствие соли или ее дефицит нередко приводили к соляным бунтам, что серьезно расшатывало государственные устои. А учитывая, что долгие годы одним из основных внутренних поставщиков соли в Московском государстве было Поморье, можно догадаться о значении солеваренного промысла для развития всей региональной экономики. Если говорить современным языком, добыча соли давала мультипликативный эффект, способствовала формированию многогранной экономической инфраструктуры. Без соли было невозможно развитие рыбных промыслов и торговли, однако главным достоинством солеварения было не это. Главным было то, что продажа «белого золота» позволяла поморским солепромышленникам сравнительно быстро скопить достаточно крупный капитал, который можно было инвестировать в развитие других успешных промыслов.

Условия позволяли

В отличие от крепостных крестьян России, черносошное (то есть свободное от крепостной зависимости) крестьянство Поморья издревле было активным участником товарно-денежных отношений. Не случайно, что уже в XVI веке здесь, по мнению известного историка академика Александра Морозова, существовали все признаки раннебуржуазного общества, в том числе аренда движимого и недвижимого имущества, купля-продажа земли. Развитие частной собственности и промышленности требовало особой правовой и судебной системы для жителей Поморья. Например, когда в России действовал Судебник 1550 года (ориентированный на феодальные отношения), в Поморье сложилась особая судебно-правовая система, нашедшая отражение в Двинском Судебнике 1589 года (своде основных законов, адаптированных к местным условиям). Таким образом, историческое Поморье было по сути раннебуржуазной автономией на Севере русского государства, что ставило ее жителей в привилегированное положение (по сравнению с населением крепостной России), давало им возможность для развития предпринимательства и промыслов. А одним из главных источников этого развития в те годы была соль.

Древний промысел

Согласно дошедшим до нас историческим документам, жители Поморья начали заниматься промышленной добычей соли не позже XII века. Так, например, в уставной грамоте русского князя Святослава Олеговича, данной им Софийскому собору в 1137 году, говорится о доходах, получаемых с соляных варниц на Белом море «от црена и от салги по пузу». В переводе с поморской «говори», слово «црен» означает четырех-угольный ящик, кованный из листового железа. «Солгой» называется большой котел для выварки соли. В такой «солге» поморские крестьяне древнего села Кулой (расположенного на реке Кулой Пинежского района), например, вываривали соль вплоть до двадцатых годов прошлого XX века. А «пузом» шенкурские и вельские крестьяне, по свидетельству историка Крестинина, традиционно называли мешки с солью. По мнению историка Александра Морозова, Поморье с момента его присоединения к Москве снабжало солью значительную часть Московского государства.

Источники соли

На беломорских берегах местные жители нередко добывали соль прямо из морской воды. Так, в описании жития соловецких иноков Зосимы и Савватия монахи «воду из моря черпляху» и варили из нее соль, которую затем меняли на нужные им товары. Разумеется, по своему качеству такая соль не шла ни в какое сравнение с «ключевой солью», добытой из подземных источников. Но была сравнительно дешева, поэтому находила спрос у покупателей в России.

Получить соль высокого качества (из подземного источника) было не так-то просто: далеко не всякому удавалось найти «усолье» — место, где под землей близко к поверхности подходил «россольный пласт». В этом месте мастера-солепромышленники сначала проводили «вскрышные» работы — рыли большую яму, в которую сквозь глину до твердого грунта загоняли широкую осиновую трубу — «матицу». Затем с помощью длинных утяжеленных шестов с особыми железными наконечниками дробили твердую породу и вынимали ее на поверхность. В образовавшееся в твердом грунте отверстие вставлялась сосновая труба меньшего диаметра, конец которой проникал непосредственно в соляной раствор. Раствор шел вверх по трубе и вскоре начинал вытекать из нее по деревянному желобу — «ендовине». Рядом с трубой строилась «варня» — земляная, обложенная изнутри кирпичами и глиной печь, на которой устанавливали железный «црен» или «солгу» для выварки соли.

Поморские солеварни

Описание поморской солеварни сохранилось в принадлежавшей купцам Строгановым рукописи XVII века. В ней упомянуто более ста специальных инструментов, использовавшихся в Поморье и неизвестных на остальной территории Российского государства.

Получить высококачественную соль из раствора могли только опытные мастера- солевары. Доведя рассол в црене до кипения, солевар уже не мог отойти от него в течение всей варки, которая иногда продолжалась до полутора суток. В одиночку с этим процессом было бы не справиться, поэтому в процессе варки участвовало несколько человек. Особенно тщательно участники варки следили за жаром в печи. Ни в коем случае нельзя было допустить пригорания соли и образования соляной корки на поверхности црена, так как в противном случае железное днище могло прогореть насквозь. Солевару приходилось постоянно тщательно перемешивать соляной раствор, периодически подливая в него свежего рассолу из трубы. Когда соляной раствор загустевал, кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно црена. Это служило сигналом к тому, чтобы уменьшать жар в печи и постепенно гасить огонь.

Затраты окупались

На создание солеваренного производства (установку рассольной трубы и строительство земляной печи с цреном) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. Так, по свидетельству поморского солепромышленника Григория Никитинкова, «где земля мягче, там трубы поспевают месяца в три, а то и в полгода, а где каменна — по три года и больше». Кроме того, солепромышленникам требовались большие финансовые вложения, поэтому далеко не всякий желающий мог заняться этим промыслом. Так, по свидетельству Никитинкова, в 1639 году только на первом этапе работы — загонке матичной трубы до твердых пород — он затратил более пятисот рублей!

От одной «вари» менее чем за двое суток опытный солевар получал около 200 пудов «белого золота». Учитывая, что в 1662 году пуд соли стоил в переводе на серебряные деньги девять алтын пять денег, а на серебряные деньги — рубль, два алтына и четыре деньги, можно без труда подсчитать прибыль поморских солепромышленников того времени.

Казаки-мошенники

Купцы (летом на лодках-«насадах» или «дощаниках», а зимой на санях) доставляли соль на продажу в Россию двумя основными путями. Часть соли везли обозами по Двине и Кулою до Колмогор (так изначально называлось селение Холмогоры), а оттуда выше по Двине и Сухоне до Великого Устюга и Вологды. А другая часть добываемой соли шла с Поморского берега по реке Онеге в село Турчасово, затем на Каргополь и далее в Москву. Любопытно, что в Турчасове соль взвешивалась, при этом нередко те, кто перегружал соль в рогожные мешки, жульничали и вместо соли подсыпали туда мелкую щебенку — «кардеху». Как описывает это царская грамота 1546 года, «в Турчасове и на Пороге ту соль бьют в рогожи казаки (кстати, «казак» по-поморски означает всего лишь «наемный работник, батрак». — Авт.), да подсыпают в ту соль кардеху пуда по два, и по три, и болши в рогозину: да в Каргополе продают ее белозерцам и вологжанам и иногородцам всех городов Московские земли».

Зато соль, шедшая из тогдашней столицы Поморья Колмогор, была всегда отменного качества, без всяких примесей, чему в той же рукописи есть подтверждение: «которую де соль возят с Двины двиняне, в той соли кардехи и подмесу никакого не живет».

Впоследствии роль и значение поморской соли в России упало, и уже в XVIII веке сами поморы предпочитали покупать импортную соль в Норвегии. Тем не менее кое- где в районах соляных промыслов местное население еще в начале XX века варило соль для собственных нужд.

Иван Лемехов, «Бизнес-класс. Архангельск»

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>