«Поморский вопрос» в сознании архангельской общественности

Интервью с директором Научно-образовательного центра «Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера» — Иваном Ивановичем Мосеевым.
 Расскажите, пожалуйста, что заставило Вас заняться организацией и развитием движения в поддержку поморов? Какими организациями Вы руководите или в каких состоите?

— Избрание на пост руководителем и понимание того, что нужно делать, чтобы поморы окончательно не превратились в бесправных граждан и с их жизненными интересами на традиционное природопользование считалось руководство государства и региона. Руковожу НП «Ассоциацией поморов Архангельской области» и АРОО «НКЦ «Поморское возрождение», являюсь директором НОЦ «Поморский институт коренных малочисленных народов Севера» (САФУ).

 

Поясните, пожалуйста, цели и направления организации (организаций). Можно ли ознакомиться с документами, подтверждающими существование Вашей организации?

— Из устава Ассоциации поморов: 2.1. Партнерство ставит перед собой следующие цели:

  • создание условий для формирования привлекательного образа Архангельской области как центра исторического Поморья и российского Севера;
  • содействие формированию системы конструктивного взаимодействия органов государственной и власти с поморскими организациями и объединениями Архангельской области;
  • оказание консультационной помощи органам государственной и муниципальной власти по вопросам развития конструктивного взаимодействия с поморскими организациями и объединениями Архангельской области;
  • пропаганда поморской истории, участие в проектах развития поморской культуры, предпринимательства, и поморских традиционных промыслов;
  • содействие в разработке и реализации программ культурного и экономического развития, межрегионального и международного взаимодействия и сотрудничества поморов Белого и Баренцева морей;
  • участие в разработке и реализации программ социального, культурного и экономического развития поморских поселений в Архангельской области;
  • разработка предложений по формированию и продвижению привлекательного туристического бренда «Поморье», содействие в развитии регионального туризма, создание музеев поморской истории и культуры;
  • разработка методических рекомендаций по поморской культуре, методическое обеспечение органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан, краеведческих и этнографических музеев, оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке, развитию и продвижению поморского культурного наследия;
  • Участие в мероприятиях, программах и проектах расширения международного сотрудничества и культурного обмена Архангельской области;
  • Участие в мероприятиях культурного обмена с регионами-побратимами Архангельской области;
  • Участие в мероприятиях, программах, проектах развития культурного и экономического потенциала населения Архангельской области в части поморского освоения российской Арктики;
  • участие в разработке межрегиональных программ сотрудничества, разработка учебно-методических пособий по поморской культуре, осуществление информационных и просветительских мероприятий;
  • помощь членам Партнерства при взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государственными власти по вопросу реализации уставной деятельности Партнерства;
  • содействие созданию условий для диалога культур в многонациональном гражданском обществе, сохранению и популяризации памятников истории и культуры (объектов культурного наследия) расположенных на территории Архангельской области;
  • создание условий для наиболее эффективной реализации творческого потенциала членов Партнерства, представление их законных интересов, содействие защите профессиональных, гражданских, социальных, авторских и смежных прав;
  • осуществление других целей, способствующих эффективной деятельности Партнерства, в том числе на основе предпринимательской деятельности.

 

2.2. В соответствии с поставленными целями Партнерство:

  • в соответствии с действующем законодательством, разрабатывает и представляет в соответствующие органы государственной власти  и организации предложения о развитии гражданского общества;
  • осуществляет издательскую, полиграфическую и рекламную деятельность в соответствии с действующим законодательством;
  • осуществляет научную и методическую помощь в решении вопросов позиционирования образа Поморья как культурного стержня российского Севера, объединяющего северные территории и народы;
  • осуществляет деятельность по внедрению новейших информационных технологий;
  • содействует разработке, организации и финансированию целевых социальных и экономических программ и проектов, направленных на соблюдение законности и правопорядка в обществе, а также на поддержку гражданской активности направленной на поддержание общественного согласия и конструктивного взаимодействия с органами власти в Архангельской области;
  • осуществляет подготовку и проведение конференций, семинаров, совещаний, презентаций, выставок,  выпуск тематических альманахов, газет, журналов, книг, создание Интернет-сайтов, с целью установления гражданского мира и общественного согласия;
  • учреждает премии, гранты, памятные медали, знаки, именные стипендии и другие виды наград и поощрений в области содействия развитию гражданского общества;
  • оказывает справочные, консультационные, информационные  и иные услуги членам Партнерства, гражданскому активу муниципальных образований и органам местного самоуправления;
  • содействует членам Партнерства в защите их гражданских прав в федеральных, региональных  и местных органах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
  • организует проведение поморских съездов, конгрессов, международных, всероссийских и межрегиональных конференций, круглых столов и семинаров по проблемам интересов Партнерства;
  • участвует  в порядке, определяемом действующим законодательством, в региональных и международных проектах и программах, отвечающих уставными целям и вышеизложенным задачам;
  • способствует охране окружающей среды Севера России и российской Арктики;
  • участвует в мероприятиях и проектах по охране и в соответствии с установленными требованиями содержанию объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • оказывает юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
    • может осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации, и соответствующие целям его деятельности, которые предусмотрены  Уставом.

 

Расскажите об истории создания организации. Какова ее структура и численность?

— Ассоциация поморов создана год назад в ноябре 2011 года, так что истории у нее пока нет. Структурно она состоит из нескольких организаций (две организации, входившие в нее – это поморские общины, которые были закрыты в 2011 году решением суда, определившим, что поморы не имеют права создавать свои территориально соседские общины, не могут иметь традиционных промыслов и вести традиционный образ жизни, так как не включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации). Руководит Ассоциацией Правление, в которое входит Президент и вице-президенты. Также руководящим органом является Совет.

 

В каких формах осуществляется сотрудничество с другими поморскими организациями? Почему поморских организаций несколько?

— Сотрудничество осуществляется в разных формах, по преимуществу в соответствии с договорами между Ассоциацией и организациями. Договоры нередко подписываются публично, как например Поморское Соглашение 2011 г и др. Поморских организаций несколько, потому что у них разные цели, и одна организация со всеми этими целями и задачами не справится.

 

Какого рода мероприятия (проекты, программы) проводит организация? Какую реакцию они вызывают у населения? Можно ли ознакомиться с отчетами или отзывами о проведенных мероприятиях?

— Мероприятия проводятся в соответствии с уставными целями, однако их количество не позволяет назвать их все в режиме интервью. Можно упомянуть лишь наиболее яркие в 2011 году: Год поморской культуры, Поморский фестиваль народной кухни, Архангельский Международный Туристский Форум, Зонтичный региональный бренд «Поморье», Международный Поморский форум (4 съезд поморов), создание брендов и сувенирной продукции (проект «Кибас – поморский сувенир»), проект Поморский крест в Вардё, Маргаритинская ярмарка и др.

 

На какие исторические традиции опирается деятельность Вашей организации?

— На все традиции коренного населения Поморья.

 

На Ваш взгляд, поморы являются самостоятельным этносом, или частью русского народа? Имеют ли они право называться коренным малочисленным народом и почему? Как поморы вписываются в этническую картину Севера?

— Поморы это часть русского (российского) народа. Однако оговорюсь, что вопрос в данной формулировке абсолютно не корректен в цивилизованном современном мире.  Независимо от того, положительно или отрицательно отвечают поморы на подобные вопросы, их ответы ровным счетом ничего не значат, так как в России не решена проблема русской этнической идентичности. Она усугубляется тем, что ни российские элиты, ни власти, ни ученые, ни общество не способны ответить в единой ключе на вопрос, что такое русский народ? Одним и тем же термином «русские» разные группы ученых, политиков и населения обозначают разные, нередко противоположные понятия. Непонятно, русские – это синоним многонациональной гражданской нации, т.е. русские и россияне одно и то же? Или русские это – «цементирующее звено государства», идеологическая основа, а на самом деле гражданское население, которое считает себя национальностью (в российском контексте под национальностью понимается этническая принадлежность, тогда как в международном праве – это синоним гражданства), но правами национальности де-юре и де-факто оно не обладает? Или это все же национальность, но тогда почему у нее нет национального территориально-государственного образования (республики, автономии, области), как у других национальностей в РФ? Или русские неделимая моноэтничная национальность, и в ней не может быть никаких этнографических групп, коренных этносов и народностей? Без ответа на эти вопросы бессмысленно требовать от поморов ответа, считают ли они себя частью русского народа.

 

Имеют ли они право называться коренным малочисленным народом и почему?

— Понятие Коренные малочисленные народы Севера (КМНС) создавалось в условиях советской правовой и коммунистической системы. На сегодняшний момент, это своеобразный правовой атавизм, доставшийся России в наследство от национальной политики СССР. Но так как поморы вынуждены действовать в правовом поле РФ, они добиваются прав КМНС. При этом можно констатировать тот факт, что определенная дискриминация поморов происходит по национальному признаку: русские субэтносы в отличие от нерусских субэтносов в России правами отдельных КМНС не обладают (для этого можно детально проанализировать Единый перечень, где многие недавние субэтносы признаны в качестве самостоятельных народов). В современном мире деление коренного населения по этническому признаку является неоправданно противоречащим нормам и стандартам международного права (а Россия, согласно ч.4 статьи 15 обязана соблюдать эти стандарты), в особенности по отношению к коренным (местным, старожильческим, метисированным и др.) сообществам, фактически ведущим традиционный образ жизни, имеющим традиционные промыслы в местах традиционного расселения, но не внесенным в Единый перечень. В СССР в число КМНС были включены многие субэтнические группы многих народов нашей страны, но при этом остались без внимания русские старожильческие группы, которые на сегодняшний день обладают лишь статусом граждан и не могут заниматься традиционными промыслами в страхе быть уличенными, к примеру, в браконьерстве. Таким образом, мы говорим, что поморы не являются коренным малочисленным народом только потому, что не включены Правительством РФ в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Парадокс этой ситуации наиболее очевиден на примере коренного малочисленного народа Севера камчадалов: поморы являются такой же этнографической группой как «камчадалы», которые являются русским субэтносом (см. данные Российского этнографического музея), но «успели» в 2000 году попасть в Единый перечень коренных народов до того, как было упразднено Министерство по делам национальностей РФ (Сегодня его функции частично исполняет Минрегионразвития). Таким образом, с учетом политики государства по отношению к русскому народу,  на ваш вопрос можно ответить следующим образом: поморы являются частью русской (российской) нации и самостоятельной этнической общностью, этнографической группой русского (российского) народа.

 

Каким образом осуществляется коммуникация с поморами, ведущими традиционный образ жизни?

— Всеми доступными, в том числе самыми современными, средствами связи.

 

Существуют ли проблемы во взаимоотношениях с другими этническими группами и национальными общинами?

— Нет, не существует, и никогда не существовали. К сожалению, в ряде средств массовой информации, в том числе относящихся к электронным СМИ, которые потеряли доверие у серьезного круга читателей, часто можно видеть различного рода публикации, а также расистские высказывания, стигматизацию, ярлыки в отношении малочисленной этнической общности поморов, дискриминационные призывы, отрицание самого факта существования поморов. Серьезный, вдумчивый читатель, человек с критичным мышлением, никогда не поддастся на популизм и провокации. В данном случае, это проблема бездействия органов прокурорского реагирования, но не проблема взаимоотношений поморов с другими этническими группами и национальными общинами. Главное – сохранять железное спокойствие и работать в целях благосостояния и защиты прав нашего поморского деревенского населения, которое реально  нуждается в поддержке.

 

Достаточно ли внимания современная наука уделяет поморам? Помогает ли это внимание движению, или создает препятствия?

— Поморский вопрос является достаточно дискуссионным в научной среде. Нам бы очень хотелось, чтобы любые идеи и мнения ученого сообщества имели позитивный вектор, вне зависимости от самого мнения насчет этнокультурной и социальной общности поморов, и давали возможность поднимать этот вопрос на уровне региона и федерации, как принципиально важный для защиты прав старожильческого населения Арктики, и в целях устойчивого развития нашего Севера. Людей нельзя забывать, это главное.

 

Какие у поморского движения отношения с государством и региональными властями? Существуют ли какие-то проекты, программы или формы финансирования, поддерживаемые государством?

— Отношения с региональными властями большей частью конструктивные, направленные на совместное решение социально-экономических проблем. Государство не финансирует проекты поморов, целевых программ сохранения и социально-экономического развития поморских поселений или культуры нет.

 

Какого рода трудности встречает организация и как с ними справляется? Как реагирует на конфликтные ситуации, непонимание?

— Ассоциация  поморов состоит из нескольких организаций, поэтому решения принимаются коллегиально, что обеспечивает взвешенность в принятии решений. На конфликтные ситуации Ассоциация реагирует в зависимости от их остроты.

 

На какой материальной базе существует организация, каковы источники ее финансирования?

— Частные средства членов, средства организаций, входящих в Ассоциацию, пожертвования. На эти средства поморы осуществляют свои проекты,  иностранного финансирования не получают. Напротив, поморы финансируют проекты, например, в Норвегии, как, например, установка Поморского креста в Вардё в 2011 году, организованная на средства членов Ассоциации поморов и др.

 

Существуют ли у организации зарубежные контакты? Проживают ли поморы за рубежом?

— Да, у Ассоциации поморов есть зарубежные контакты, и поморы проживают за рубежами России. Создана Ассоциация поморов Норвегии в г. Вардё, поморы живут в разных странах мира.

 

Как Вы относитесь к недавно увидевшей свет концепции Nordman’а? Циркумполярному миру и Арктике?

— С уважением к авторам, так как считаю, что они развивают науку о будущем Арктики, в том числе о будущем России и поморов в рамках мировой геополитики.

 

Беседу вела студент-историк 2 курса Института социально-гуманитарных и политических наук САФУ (г. Архангельск) – Мария Гилева.

 

 

 

Лекториум он-лайн

Этнографический концерт Pine Trees Undeground На дне рождения Евразийского центра им. Льва Гумилёва



Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>