Поморы и донские казаки

Завоевание и освоение земель Сибири и Дальнего Востока началось в XVI веке (после образования субэтносов поморов и донских казаков) и осуществлялось двумя путями.

Первый путь был проложен поморами через северные моря от устья одной реки до устья другой вдоль побережий и через город Мангазею на реке Таз в реку Енисей, а по ее правым притокам на реку Лену и далее. В итоге к середине XVII века оказалась пройденной Восточная Сибирь и были открыты европейцам Амур — Хабаровым, Камчатка — Атласовым, Чукотский полуостров — Дежневым, пинежанином. Уроженцами Великого Устюга, мезенскими, пинежскими и холмогорскими поморами были основаны города Туруханск, Якутск, Верхоянск, Анадырь, поселки Хатанга, Нижнеколымск и другие, а к середине XVIII века пройдены и приобретены для России Алеутские острова и Аляска.

Другой путь освоения Сибири и Дальнего Востока начался в верховьях Северной Двины, где на средства сольвычегодских купцов Строгановых Ермак Тимофеевич набрал и подготовил в течение двух лет из населения родного села Борок на Северной Двине боевую дружину, которая по реке Чусовой вышла в более населенную лесостепную часть Сибири. Затем туда направлялись чиновники с военными отрядами, преимущественно из донских казаков, немногочисленные переселенцы и ссыльные.

Петр I образовал огромную (седьмую по счету) Сибирскую губернию от Урала до Тихого океана, главным городом ее стал Тобольск. На основе донского казачества на юге губернии возникают поселения иртышских, сибирских, даурских, амурских, уссурийских и других казаков, которые, кроме освоения новых земель, занимались и их вооруженной защитой.

Хотя многочисленные представители поморов и донских казаков уходили на восток и там оседали, ареал распространения указанных субэтносов остался прежним с XVI века. Донские казаки живут в основном по берегам нижнего и среднего Дона и впадающих в него рек. Рядом с ними живут родственные им по культуре кубанские и терские казаки, так же как рядом с поморами живут карелы, народ, родственный поморам по происхождению и культуре. Поморы в основном живут по берегам Белого моря и впадающих в него рек

В Новгородской республике в XIV веке была образована Онежская пятина с землями, примыкающими к Белому морю, получившими впоследствии название «Поморье».

У поморов, как и у донских казаков, были низовский и верховский говоры, следы которых и сейчас сохраняются в отдаленных деревнях. В дореволюционной и пореволюционной литературе (А. Чапыгин, С. Писахов, Б. Шергин у поморов и Ф. Крюков, П. Краснов у казаков) заметны отголоски местных северо-великорусского и южно-великорусского наречий, на которых говорили донские казаки. Южно-великорусское наречие возникло еще в Рязанском княжестве, где появились первые казаки, охранявшие границы этой территории.

Теперь помор и донской казак говорят на едином русском языке и, встретившись, сразу же поймут друг друга. Тем не менее особенности их говоров встречаются в языке современных донских (М. Шолохов, А. Калинин, Б. Екимов) и поморских ( Ф. Абрамов, В. Личутин, В. Маслов) писателей.

Сейчас, в начале ХХ1 века, около миллиона человек, включая часть населения городов Дона, считают себя донскими казаками. Если отнести к поморам значительную часть архангелогородцев и северодвинцев, население Терского, Летнего, Зимнего, Абрамовского, Конушинского и Канинского берегов, Заонежья, бассейнов рек Онега, Мезень с Вашкой, Северная Двина с притоками, близкими к устью (Вага, Емца, Пинега), то их численность тоже около миллиона.

У казаков, как и у поморов, не было крепостного права, не было помещиков и их усадеб. Передел земли у поморов проводился через восемь лет. Пашни, луга, леса находились в общинном пользовании, и надел земли на семью определялся в основном числом лиц мужского пола в ней на день передела. Все уезды Поморья имели выборную земскую управу, которая определяла границы землепользования сел и деревень. Волостная управа утверждала распределение земли по семьям. Примерно то же было в станицах и хуторах донских казаков.

Злободневные вопросы жизни деревень и сел решались сходками мужчин, где избирался староста у поморов; станичники на своих аналогичных сходках (кругах станичных, окружных и т.п.) избирали атаманов.

Общеизвестно, что донские казаки в царской России были военным сословием. В Новгородской Руси карелы и поморы несли постоянную военную службу и назывались ратниками. (Командовал и управлял ими избираемый воевода или боярским Новгородом назначался посадник). В Московской Руси они уже назывались стрельцами. После неудачной Ливонской войны со шведами карелы отказались нести постоянную службу на свои средства и в 1617 году в количестве 70 тысяч человек были переселены с Карельского перешейка в Тверскую и Новгородскую губернии. Поморы тоже постепенно освобождались от военной службы, чему способствовало отсутствие постоянной угрозы Поморью из-за его удаленности. Набираемые во временное ополчение, поморы назывались охотниками, которые воевали, когда в устье Двины высаживались норвежцы — в 1419 году, шведы — в 1582, 1596, 1611 и 1701 годах, англичане — в 1612, 1854 годах.

На юге Поморья в смутное время появились литовцы и поляки, они были разбиты в 1618 году при штурме Холмогор и под Сумским острогом.

У казаков Дона и в Поморье была высокая рождаемость, чему способствовала достаточно обеспеченная жизнь на постоянном месте, стремление компенсировать потери на военоой службе (у казаков) и на морских промыслах (у поморов). У дедов и прадедов авторов статьи было по 10-13 детей, в результате чего сейчас у нас по тридцать-сорок взрослых двоюродных братьев и сестер, а число троюродных превышает сотню.

Согласно демографическому справочнику Урланиса, у донских казаков в предреволюционное время рождалось 45 детей на 1000 человек ежегодно, что близко к максимальному показателю.

Духовная общность, взаимопомощь в беде вырабатывались у казаков, знавших друг друга с детства, при совместном несении службы. Совместные морские походы, опасная работа в лесу также способствовали выработке этих качеств у поморов.

Поморы и карелы, как и донские казаки, православной веры. У поморов самыми почитаемыми святыми были Николай Чудотворец — покровитель мореплавателей и великомученица Екатерина — покровительница скотоводства.

Некоторые поморы считали, что наряду с видимой жизнью — Явью существует невидимая жизнь — Навь, влияющая на них, верили в привидения, наговоры и «глазливость» людей. Если заблудился в лесу — значит леший увел с пути; если что-то не то сделал, то черт попутал. Особо чтились поморами утопшие. На берегу моря , где был выброшен труп, обычно устанавливали поминальный деревянный крест с крышей наверху, с вырезанным изображением распятого Христа и буквами ИНЦИ (Иисус Назаретянин — царь иудейский). По названию такого креста на побережье Зимнего берега Белого моря появилось даже селение — Инцы.

Интеллигенция России во второй половине XIX века узнала , что народы Русского Севера, в том числе поморы, переняв культуру новгородцев и саамов, живут примерно так же, как жили их предки во времена до царствования Ивана Грозного. Здесь был развит фольклор и с тех пор были записаны сотни былин Киевской Руси. Предки одного из авторов напевали былины и упомянуты в книгах — Рассолов И.И. и Кожевникова М.И.

Замечательными памятниками русского зодчества являются деревянные церкви, мельницы и т, д. Самобытны поморские изделия домашнего быта — туеса, прялки, а также игрушки и предметы косторезного искусства.

Культура донских казаков также претерпела влияние Новгородской Руси после того, как князь Иван III переселил в 1480 году 35 тысяч непокорных новгородцев на восточную часть нижнего Дона; по их примеру донские казаки стали домовитыми, то есть стали строить дома вместо землянок — куреней, вместо долбленых челнов взялись плавать на больших лодках — стругах, ввели демократическое правление Круг — аналог новгородского Вече. Отсюда и одинаковые фамилии поморов и донских казаков.

Борис ТЕЛОВ, Сергей ПОПОВ.

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>