Бывший чиновник правительства Муртазы Рахимова ищет свои корни не на Алтае.
Известный уфимский блогер и общественный деятель Артур Идельбаев, в прошлом топовый башкирский чиновник, на страницах «Реального времени» продолжает историческую колонку о нетюркских предках современных татар и башкир. Если на прошлой неделе наш колумнист рассказывал о булгарах, сегодня он подробнее останавливается на таком древнем народе, как бурджане.
Булгары и бурджане
Я уже писал в первой части, что вместе с булгарами в Европе часто упоминали и бурджан. Нередко оба этнонима использовали для обозначения одного этноса. Дошло даже до того, что некоторые ученые стали отождествлять их. Но на самом деле, кто такие бурджане?
Бурджане (бурсаны, аль-бурджания, аль-баршалия, берсилы, бурчевичи, бурдж) — это название в разных вариациях встречается в средневековых армянских, арабских, византийских, западноевропейских, древнерусских летописных источниках не менее 30 раз. И практически всегда ареал их проживания или совпадает, или находится по соседству с булгарами.
Хронисты VI—VIII веков, указывая места проживания булгар — подданных сыновей и потомков Кубрата, частенько путали наименования Булгар и Бурджан, отождествляя их. Поэтому среди ученых и возникла мысль, что речь идет о разных названиях одного и того же народа. Но более детальное изучение источников показывает, что это не так. Часть авторов действительно подразумевали под этими названиями одни и те же образования. А вот часть перечисляли их через запятую. Это говорит о том, что они никак не могли быть одним народом. Но почему же получилась такая путаница?
Дело в том, что когда образовалась Великая Булгария Кубрата в начале VII века на Северном Кавказе и Причерноморье, в ее состав, в числе других племен, вошли и бурджане. Далее, когда сыновья Кубрата расселились на Дунае, Македонии, Италии и на правом берегу Дона (будущие волжские булгары) — бурджане в разных пропорциях рассеялись вместе с ними. В Македонии их оказалось более значительное количество, и царство Кубера начали называть Бурджаном.
Однако, были они и в составе итальянских и будущих волжских булгар.
Как бурджане изначально оказались в составе Великой Булгарии? Дело в том, что они тоже появляются на Кавказе во II веке. Но вплоть до VII века они всегда упоминаются отдельно от булгар и даже намного чаще. Очевидно, что бурджане в то время были самостоятельной и довольно значительной силой, игравшей не последнюю роль в политической истории Кавказа и Закавказья. Именно там они чаще всего упоминаются. В этом же II веке нашей эры бурджане несколько раз упоминаются под этим же названием в Северном Иране. Понятно, что в Закавказье они попали из Ирана. В армянских хрониках даже несколько раз упоминается о заселении страны армян бурджанами.
А вот до II века нашей эры упоминаний о бурджанах нет. Зато есть парфяне, которые жили на той же территории, и упоминания о которых прекращаются в том же II веке нашей эры. Кто такие парфяне? Изначально так называли кочевые скотоводческие племена, жившие к северу от Селевкидского Ирана. А что такое Селевкидский Иран и кто такие селевкиды?
Мы знаем, что Александр Македонский в III веке до нашей эры завоевывает Персию и доходит до Сырдарьи. Кстати, завоевывает он и Бактрию, где живут балхары. После смерти великого полководца его империя дробится между его приближенными. Персия достается династии Селевкидов. То есть, селевкиды — это греки, правящие Ираном. Но завоевателей-греков никто не любит, и когда во II веке до нашей эры с севера вторгаются кочевники-парфяне, местные жители не оказывают сопротивления. Так, на севере современного Ирана возникает новое государственное образование — Парфия, созданное кочевниками, вторгнувшимися в северный Иран из-за Сырдарьи. То есть парфяне изначально имели сако-массагетское происхождение.
Правильное звучание названия народа будет не «парфяне», а «барзяне», потому что только в русском языке при написании этого слова применяется буква «ф». В английской транскрипции это слово пишется parthian. Парфянский язык неплохо изучен, несмотря на то, что относится к мертвым. Фонетика языка такова, что в нем нет мягкого «п». Этот звук заменяется твердым «б». Получается «барзян». Не сильно отличается от современного «бурзян», не правда ли?
Не все сразу идет гладко, царь парфян Артак вначале терпит поражение от войск селевкидов и даже вынужден скрываться на севере. Но к нему на помощь приходит царь Бактрии Диодот, который тоже незадолго до этого отделился от метрополии и Селевк II вынужден отступить. Это первый, известный по письменным источникам, военный союз балхаров и парфян — будущих булгаров и бурджан. И далее никогда в мировой истории им не придется воевать друг с другом — только вместе против общего врага.
Позже государство парфян расширится до Персидского залива на юге и до Армении на западе и охватит огромную территорию. Область Сырдарьи, откуда пришли новые завоеватели, тоже входит в Парфянскую империю. И хотя правителей правящей династии парфян везут хоронить сюда, со временем область останется лишь слаборазвитой окраиной огромной империи. Единственно, чем она будет славиться, то это поставкой отличных конников для охраны западных границ империи от римлян. Западной границей Парфянского государства является Армения. И в течение нескольких столетий не один поток парфянских воинов с семьями переселится туда.
Немногочисленные парфяне управляют Ираном на протяжении 500 лет! Но во II веке нашей эры их власть сменяется на власть династии Сасанидов. Парфяне изгоняются из страны. Так остатки парфян (а теперь уже бурджан) оказываются в Армении и на Среднем Кавказе.
Причина появления булгар-балхар в это же время здесь до конца не изучена. Известно, что в 140—130 годах до нашей эры Бактрия была завоевана тюркоязычными усунями. Вполне возможно, что часть балхарцев была вытеснена на северо-восточную границу Парфянского государства и оказалась в сфере ее интересов. В качестве наемной военной силы они вместе с парфянами участвовали в войнах, которые вело государство на западе, и таким образом оказались на Кавказе. Могло это произойти и в результате массового переселения на запад конгломерата сако-массагетских (в том числе и усуньских) племен, в союз которых они могли входить.
С IV по V век бурджане неоднократно упоминаются как самостоятельно, так и в составе Гуннской империи там же на Кавказе. А в VII веке входят в состав Великой Булгарии. С конца VII и вплоть до XI века упоминания о них можно встретить по всей Европе. И это неудивительно, вместе с булгарами они рассеиваются по Италии, Македонии, Балканскому полуострову. Есть сведения о городах Бурджан на Кавказе и нижнем течении Волги. Страна Берзилия (аль-Баршалия, Берсила) тоже упоминается довольно часто как самостоятельное образование, так и в связи с Хазарским Каганатом.
В составе булгар, ушедших на среднее течение Волги, арабский хронист Ибн-Руста упоминает и племя «берсула». Однако, в более позднем «Рисала» Ибн-Фадлана среди четырех упоминаемых племен булгар похожего по звучанию этнонима уже нет. Очевидно, что берсула-бурджане первоначально в конгломерате волжских булгар были, но к X веку успели уже отколоться.
А куда же они делись? Нет никаких сомнений, что современное башкирское племя бурзян является потомком тех самых средневековых берсул-бурджан, двинувшихся на север в составе племенного союза волжских булгар.
В мифологии и доисламских верованиях бурзянских башкир до сих пор отчетливо сохранились североиранские корни. Например, в широко известном эпосе «Урал-батыр», записанном именно у бурзянских сэсэнов, все персонажи имеют североиранские авестийские параллели и ни одного тюркского. То же самое касается сюжетов.
Несмотря на активное смешение на протяжении более тысячи лет с другими башкирскими племенами, местным угорским населением и казахами, в антропологии бурзянских башкир отчетливо сохранились фергано-памирский и североиранский типы.
О чем расскажет ДНК и фольклор?
Базовой гаплогруппой бурзянских башкир является гаплогруппа R1b. А мы уже знаем, что данные, выявленное на уровне ДНК, являются самым неоспоримым доказательством родства. Выше нами уже упоминалось, что в могильниках, относящихся к памятникам эпохи Волжской Булгарии, одной из трех гаплогрупп была гаплогруппа R1b. Это убедительно доказывает, что между нынешними бурзянами Зауралья и частью людей, являвшихся носителями археологической культуры, которую соотносят с Волжской Булгарией, есть генетическое родство.
Такое же родство бурзяне имеют с народами, проживающими на территориях, где когда-то пролегали пути их миграции. У карабахских армян гаплогруппа R1b встречается у до 40 процентов представителей. Сопоставимая концентрация у северокавказских балкарцев и осетин-алан. Кстати, здесь уместно будет сказать, что башкирский просветитель начала XX века Мухаметсалим Уметбаев, опираясь на известные ему источники, писал, что другое название бурзян было «алан». Сегодня родство бурзян и других наследников средневековых аланов — осетин и балкарцев — подтверждается на генетическом уровне.
Интересно, что генетические исследования гагаузов и балканских боснийцев тоже выявили у них гаплотипы, очень и очень близкие к башкирским бурзянам. Этот генетический след оставили бурджане, растворившиеся среди местного населения еще в средние века.
И самое главное — северная граница парфянского государства совпадает с территорией современного Южного Туркменистана. И именно у туркмен мы видим максимальную концентрацию, после бурзян, гаплогруппы R1b среди тюркских народов — около 40 процентов. У башкирских бурзян она доходит до 86 процентов.
И вообще современные исследователи склоняются к мысли, что родиной гаплогруппы является южное Приаралье. Это является лишним подтверждением того, что предки современных бурзян вышли оттуда.
Язык бурзян, как и других башкирских племен, подвергся кипчакизации на более раннем этапе, чем у населения, входившего в Волжскую Булгарию. Война и жестокое поражение союза средневековых башгардов, печенегов и племени наукерде от кипчаков, огузов и торков вынудило большую их часть отступить на запад, в южнорусские степи. Остальная часть осталась под властью кипчаков. Об этом пишут как арабские, так и византийские источники. Интересно, что события о периоде войны между кипчаками и башкирами остались и в народной памяти. Подробно о тех событиях описывается в эпосах и легендах о Масим-хане, «Бабсак и Кусяк» и др.
Но что интересно, рудименты старого огурского языка у бурзянских башкир остались. Только у бурзян, например, «стул» будет не «ултыргыс», как это принято говорить на литературном башкирском языке, а «букэн». В настоящее время такое наименование этого предмета из всех тюркских народов сохранилось только у чувашей. Но современные чуваши не граничат с бурзянами, значит, это не может быть заимствованием. Это память о тех временах, когда бурзяне, так же как и булгары, разговаривали на языке близком к чувашскому.
Политические и культурные связи волжских булгар и бурджан
После отсоединения от союза племен, входящих в Волжскую Булгарию, бурджане по всей видимости откочевывают на восток. Здесь они становятся ядром для образования союза башкирских племен. До поражения Тохтамыша от Тамерлана бурзяне жили на западе и юго-западе современного Башкортостана. Однако позже и особенно в период экспансии ногайцев с Кубани, они вынуждены будут мигрировать еще далее на восток — в Зауралье. Там большая часть их проживает и до сих пор. Но бурзянские деревни встречаются и на юге республики, и на юго-западе — в бассейне реки Демы, и даже в Оренбургской и Самарской областях.
Некоторое время древние арабские исследователи отмечали, что башкиры делятся на внутренних и внешних и что внешние платят дань Волжской Булгарии. Это говорит о том, что даже после отделения часть башкир-бурджан оставалась в зоне сферы влияния Волжской Булгарии.
В исторических источниках нет ни одного упоминания о башкиро-булгарских или бурджано-булгарских войнах. А вот свидетельств о совместных выступлениях против общих врагов достаточно. Широко известно, что первый достойный отпор войскам монгольского хана Джучи на территории Европы дали именно объединенные войска волжских булгар и башкир. И на протяжении более десятка лет монголы не могли сломить этот союз.
И даже после падения столицы Волжской Булгарии остатки войск булгар не сдаются, а уходят на территорию Башкирии и продолжают здесь сражаться против захватчиков. Сохранилась прекрасная легенда о любви дочери булгарского царя Алтынчэч и башкирского парня, повествующая о том периоде нашей истории. Этот сюжет в последующем был неоднократно воспет писателями и драматургами.
Современные потомки волжских булгар и бурджан
После крушения Волжской Булгарии на этой же территории в XV веке образовывается Казанское ханство. Казанское ханство как политическое образование, естественный наследник Волжской Булгарии. То же самое можно сказать и о населении. Податное сельское население никуда не девалось, оно просто поменяло свое наименование. Убедительным доказательством этого является то, что даже еще в XVIII веке русский ученый В.Н. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Симбирский». Конечно же он под ними имел ввиду предков современных татар.
Чуваши также могут считать себя наследниками Волжской Булгарии, той части ее населения, которая, не желая принимать ислам, в 922 году перекочевывает на северо-запад. Ибн-Фадлан называет их сувазами.
Часть населения Булгарского государства — жители города Биляр — после его падения входит на правах улуса в состав башкирского народа. С XVI до XIX века в числе башкирских волостей числилась и Булярская.
Бурджане, как я уже писал, стали одним из основных этносов, создавших союз башкирских племен. Происходит это в X—XIII веках. Дальнейшая их судьба неразрывно связана с башкирами. После вхождения башкир в состав Русского государства, бурзяне основали свою волость. В составе девяти кантонов, учрежденных Башкирской автономией в 1917 году, образуется и Бурзян-Тангауровский кантон. И в настоящее время на территории Башкортостана существует Бурзянский район. Башкиры, относящиеся к племени бурзян, хорошо помнят свое происхождение и идентичность.
Вышесказанное не говорит о том, что происхождение поволжских татар связано только с волжскими булгарами, а башкир с бурзянами. И татарский, и башкирский этносы являются сложносоставными. И булгары, и бурджане — это всего лишь одни из составляющих частей в формировании двух братских соседних народов. Тем не менее, наверное, было интересно проследить этническую историю и процесс превращения булгар и бурджан в компоненты, вошедшие в состав наших народов.