25 ноября 2014 года представитель НКО «Русская школа Эстонии» Алиса Блинцова выступила на проходящем в Женеве (Швейцария) Форуме национальных меньшинств. Об этом сообщает «Правозащита в онлайн».
В своем выступлении общественный деятель вкратце рассказала о ситуации с правами человека и нацменьшинств в Эстонии, а также дала рекомендации для улучшения ситуации с соблюдением прав меньшинств в мировом сообществе для проекта рекомендаций.
В частности, было указано, что Эстония отклоняет ратификацию Конвенции ООН о статусе апатридов и Конвенции ООН по сокращению безгражданства, несмотря на то, что в своих заключительных замечаниях по Эстонии постоянно рекомендовали пересмотреть данное решение Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет ООН против пыток, и другие договорные органы ООН. Также она напомнила, что в Эстонии до сих пор рождаются дети — апартриды, что безусловно является нарушением прав человека. «После распада Советского Союза в Эстонии и других прибалтийских странах русские и другие народы, которые столетиями жили на этих территориях в один день проснулись чужими у себя дома», напомнила Блинцова события 1992 года.
В связи с этим, Блинцова предложила дополнить пункт 16 проекта рекомендаций (http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/MinorityIssues/Session7/Draftrecommendations_Russian.pdf), который упоминает о безгражданстве, однако эта проблема рассматривается с точки зрения получения гражданства иммигрантами, а не коренными жителями. Гражданство коренным жителям, которыми является русскоязычное население, проживавшее в Эстонии до 1992 года должно предоставляться автоматически и это должно быть отрегулировано на законодательном уровне в соответствии с международными нормами.
Также во время своего выступления Блинцова указала, что Эстония также воздерживается от ратификации Конвенции Юнеско о борьбе с дискриминацией в области образования. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и другие органы ООН регулярно рекомендовали Эстонии усовершенствовать политику в сфере образования. Однако шаги, предпринимаемые правительством в данном направлении не в полной мере отвечают потребностям эстонского общества и рекомендациям вышеуказанных органов.
Блинцова указала, что пункт 18 проекта рекомендаций говорит о системе образования. Однако, ввиду важности значения межкультурного образования, освещения истории, культуры и традиции меньшинств, пункт необходимо дополнить: правом национальных меньшинств вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой в области образования каждого государства использовать или преподавать свой собственный язык, о которой говорит Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам обязанностью государств наделять правом национальных меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком, в том числе и для получения образования.
Кроме договоров ООН государства обязаны соблюдать требования региональных договоров (Гаагские рекомендации, Рамочная конвенция по защите прав меньшинств) с целью создания условий для возможности выбора родного языка обучения на дошкольной, школьной и гимназической ступенях, а также доступа к профессиональному и высшему образованию на родном языке.