Представленные эскизы нового герба округа коренные народы Югры раскритиковали

Представители коренных малочисленных народов Севера раскритиковали представленные властями ХМАО варианты эскизов герба Югры. Опрошенные Znak.com собеседники высказывают мнение, что работы, из которых предстоит выбрать окончательный вариант, не отображают в полной мере национальную и культурную специфику территории, а отдельные элементы неуместны и копируют уже существующие гербы.

Закон о гербе ХМАО подписывал первый губернатор Александр Филипенко 22 года назад. До сих пор официально главный символ региона не зарегистрирован в государственном геральдическом регистре РФ. В 2008 году герб не прошел экспертизу, которую проводит геральдический совет при президенте РФ. По мнению членов этого совета, существующий символ региона составлен с нарушением геральдических правил и имеет элементы, не соответствующие традиционной геральдической значимости и не отвечающие статусу и достоинству Югры.

Например, специалисты президентского совета указывали, что венки, окружающие гербовые щиты, свидетельствуют: владелец герба полностью лишен прав суверенитета и самостоятельности, тогда как Югра является суверенным субъектом РФ. Кроме того, использованный прием «щит в щите» толкуется таким образом, что при своем формировании автономный округ завоевал некую другую территорию. Отмечены и другие несоответствия, например синяя лента с надписью «Югра» символизирует то, что регион был награжден орденом Андрея Первозванного, что не соответствует действительности.

 

 

С 2013 года власти ХМАО представили уже несколько вариантов нового герба, но ни один из них не был поддержан жителями региона. Сейчас правительство предприняло новую попытку сменить главный символ региона, дав жителям всего 17 дней, чтобы проголосовать за понравившийся вариант. При этом в голосовании не предусмотрен варианта ответа, что не устраивает ни один из предложенных четырех эскизов.

Источники Znak.com рассказывают, что активно эскизы будущего герба обсуждают представители коренных народов Севера, которые уже заявляют, что и в этот раз не нашли отражения специфики югорской земли.

Как отмечает директор «Обско-угорского института прикладных исследований и разработок», доктор исторических наук Виктория Сподина, «геральдика — дитя европейского Средневековья и возникла в рамках рыцарской культуры». «Какие рыцари в нашем лесном традиционном крае? Зачем нам в гербе столько инородности, перегруженности? Ведь понятно, что в России не было рыцарства и русская геральдика существует на несколько другой почве, а уж тем более за уральскими горами. Здесь любой герб воспринимается человеческим сознанием как символ определенной территории. Вот то, что мы видим в представленных эскизах — вызывает отторжение полное. Потому что мы, коренные жители, говорим, что гербы должны отражать национальную и культурную специфику территории, к которой они привязаны. А мы видим сейчас то, что совершенно, я считаю, не уместно», — делится она мнением.

 

По ее словам, птица, которая изображена на эскизах, мало похожа на заявленную мифическую птицу «Кат ухуп вой». «На эскизах, скорее, изображен орел, хищник. Мы видим эти куриные хищные лапы с когтями, на шее оперение, которое отсылает эту фигуру именно к орлу. А орел — это гербовая фигура, символ власти, господства. В то время как у нас есть своя замечательная двуглавая птица — глухарка. Она относится к искусственным негеральдическим фигурам, но это тот национальный орнамент, который узнаваем во всем мире, хорошо читаем. Орел как хищник выражает идею активной жизни. В то время как наши коренные народы больше относятся к пешей фигуре. У нас, не спеша и без агрессии, принимаются решения и делаются дела», — делится она своим мнением.

 

Также Виктория Сподина признается, что отпугивает ее и корона, которая, по ее словам, не является обязательной геральдической фигурой. «Чтобы Югра была под короной Северной Европы — это куда годится? — возмущается она. — Там же есть и вторая корона в виде орнамента. И получается, что над нашей Югрой стоит другая корона, помпезная, которая давит наш герб. Ну это тоже не дело».

По ее словам, совсем лишние — медведи. «Еще один хищник. Более того, как щитодержатели эти медведи отсылают нас к гербу города Ярославля. Мне это сразу бросилось в глаза, что есть элементы ярославского герба. Так зачем мне эта корона дворянская наверху и медведи эти ярославские? Еще и с флагами. Все это очень напыщенно, неуместно, создает чувство тревоги. Я считаю, что такой герб перековеркан, и как историк и этнограф выступаю сугубо против этих вариантов. И думаю, что коренная интеллигенция его в таком виде тоже не оценит», — делится мнением Виктория Сподина, добавляя, что самым правильным было бы решение взять за основу существующий герб. «Он сдержанный, не вызывает ни у кого отторжения. Если есть в нем нарушения, то надо это просто поправить. Убрать это слово „Югра“, раз на гербах такое писать нельзя, исправить другие замечания совета. Но оставить как основу», — итожит она.

 

Ее поддерживает и вице-спикер думы ХМАО, председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин. «Больше всего у меня вызывает отторжение цветовое оформление. Не очень оно корректное, нет никакой привязки к нашей земле. У нас все-таки северный регион и главный цвет — белый, потому что много снега. У ханты и манси он еще и цвет жизни. Второй цвет для нас важный — голубой, так как это символ неба. Могу точно сказать, что цвета для ханты и манси имеют большую символику, и если бы заказчики герба, как и его разработчики, это понимали, то посоветовались бы с нашим главным югорским художником Геннадием Райшевым, который мог бы помочь правильно подобрать цветовую палитру. А сейчас мы что видим? Черный цвет для коренных народов — это цвет нижнего, загробного мира. Зеленый цвет — южный, он скорее мусульманский», — делится мнением депутат.

По его словам, не очень понятна и символика, например, использование медведей. «Для нашей территории это не основной зверь. Тем более что часто в гербах встречается, а это — повторы. Зачем они нам?» — удивляется Еремей Айпин. Он также подтверждает, что представленная на эскизах птица не похожа на символ коренных народов и действительно напоминает больше орла. «У нас есть каменный глухарь — замечательный символ вечности и крепости. Может, стоило взять за основу его? У Райшева, кстати, был рисунок двуглавого глухаря. В общем, если честно, я в этих четырех вариантах ничего родного для себя не нашел. Нет ничего, что бы задело за живое», — признался он, добавляя, что поддерживает идею оставить в основе нового герба старый вариант.

 

Источник: Znak.com, интернет-газета

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>