Природа пассионарности и перелёты птиц

113047-gunun-fotografi-11-04В 2014 году исполняется 40 лет со дня защиты Львом Николаевичем Гумилевым докторской диссертации по теме «Этногенез и биосфера Земли». За прошедшее время предложенная Л.Н.Гумилевым теория этногенеза получила достаточно широкую известность. Термин «пассионарий» употребляется часто. Взгляды Гумилева на отношения Руси и Степи разделяются многими историками. В Казани установлен памятник Гумилеву, а в Астане университет назван именем Гумилева.

Казалось бы, все хорошо. В то же время ни сама теория не развивается, ни серьезных работ, на ней основанных, не появляется. Если дело так пойдет и дальше, труды Гумилева ждет печальная участь. Они займут почетное место на пыльных книжных полках рядом с известными, оказавшими сильное влияние на умы, но так и не получившими никакого развития теориями Маркса, Фрейда, Тойнби… Все про них слышали, адепты имеются, но в научном плане сии творения имеют значение чисто историческое.

Попытаемся внести хоть какую-то лепту в развитие теории этногенеза. Развивать ее можно в разных направлениях: и исследовать механизмы этногенеза (как именно на стыке ландшафтов возникает новый этнос), и пытаться привязать теорию к современным процессам, и, наконец, разобраться с используемыми в теории понятиями.

Мы займемся последним. Попытаемся найти определения ключевых терминов «пассионарий» и «субпассионарий» в других науках о человеке. Если это нам удастся, появится возможность использовать уже существующие методы определения количества лиц с такими характеристиками в популяции и, следовательно, проверить гипотезы Гумилева о возрасте хотя бы существующих этносов.

Где искать?

Согласно Гумилеву, роль пассионариев столь велика, проявления их столь ярки, что не заметить подобный тип личности при исследовании человеческой натуры просто невозможно. То же можно сказать и о субпассионариях. Следовательно, такие явления как пассионарная и субпассионарная личности должны быть описаны не только Гумилевым.

Второе наше предположение заключается в том, что пассионарность и субпассионарность как особенности человеческой личности имеют общий «корень происхождения». Действительно, один и тот же человек не может быть попеременно то пассионарием, то субпассионарием. Следовательно, искомые описания должны допускать общую природу столь различных явлений. Здесь напрашивается аналогия со «сбоями» в работе гипофиза: ее особенности приводят как к слишком большому, так и к слишком маленькому росту.

И третье предположение состоит в том, что оба исследуемых явления являются отклонением от некой нормы, которую Гумилев называл «гармоничной личностью», а в просторечии она именуется «обычный человек».

Где же искать описания нужных явлений? Наук о человеке много, но тех, что исследуют особенности мышления и поведения отдельной личности, всего две: психология и психиатрия. Первая занимается «нормой», то есть изучает наиболее типичные проявления человеческой психики, вторая занимается отклонениями от нормы.

Поскольку ни пассионарии, ни их антагонисты нормой не являются, придется опереться на инструментарий психиатрии. При этом нас интересует не собственно болезнь и не норма, а пограничная между ними область. В этой области находятся люди еще не больные, но уже явно отличные от того, что принято считать «нормальным человеком». Отказ от поиска описаний пассионариев и субпассионариев в симптоматике психических заболеваний вытекает из того факта, что одним из главных признаков психического заболевания является невозможность социальной адаптации больного. В то же время в описаниях Гумилева и те, и другие вполне способны к самостоятельному существованию в рамках социума.

В психиатрии особенности личности или характера, являющиеся «крайними вариантами нормы» называются «акцентуациями», а те же особенности, но более ярко выраженные уже относятся к «психопатиям».

Акцентуациям и психопатиям посвящены несколько классических трудов (Б. Ганнушкин, К. Леонгард, Э. Креппелин). Большая часть остальных работ использует предложенный классиками аппарат и излагает их взгляды. Помимо чисто научных работ, появляются и популярные изложения тех же взглядов. Одно из таких «переложений» мы и будем цитировать в настоящей статье (М. Малявин), опираясь на яркость и доступность изложения.

Что такое психопатии и акцентуации характера

Согласно Ганнушкину (П.Б.Ганнушкин, «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика»), психопатии – это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде». Выраженность таких аномалий позволяет считать их носителя либо еще нормальной, но акцентуированной личностью, либо уже человеком больным (психопатом).

Как пишет Максим Малявин (М.Малявин, «Психиатрию — народу! Доктору — коньяк!»), «акцентуация характера — это еще не болезнь. Это все еще норма, просто особенная, подчеркнуто специфическая. Возможно, при неблагоприятном стечении обстоятельств акцентуация дорастет до психопатии или же даст специфическую окраску течению психического заболевания — но, повторюсь, это вариант нормы. Угловатой, выпирающей своими неповторимыми гранями, но нормы»

Поскольку между видами психопатий и акцентуаций характера (по Леонгарду – акцентуаций личности) существует прямое соответствие, описываются они одинаково, а отнесение состояния конкретного человека к акцентуированному или психопатическому целиком является экспертной оценкой психиатра.

Для нас принципиально важным является тот факт, что и акцентуации, и психопатии входят в один из трех «кругов»: циклоидный, эпилептический и шизоидный. Заметим, что каждый из этих кругов явно привязан к одному из трех эндогенных (то есть порождаемых особенностями организма больного, а не внешними воздействиями) психических заболеваний. Таких заболеваний как раз три: маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и шизофрения. Следовательно, все акцентуации одного круга имеют общий или сходный набор причин.

Из всего множества акцентуаций и психопатий нас интересуют три: паранойяльная, антисоциальная и неустойчивая. Что примечательно, все они относятся к одному кругу: шизоидному.

Паранойяльная акцентуация и психопатия

Паранойяльная акцентуация нас интересует по той причине, что описание различных ее вариантов удивительно хорошо согласуется с описанием пассионариев у Гумилева.

Хотя мысль о том, что пассионарии суть параноики, не нова, для связности изложения и уточнения некоторых нюансов процитируем характеристики этой акцентуации и психопатии по Ганнушкину. Предварительно отметим, что приведем не все характеристики, но только соответствующие, на наш взгляд, понятию «пассионарность». Эта выборочность объясняется тем, что взаимно однозначного соответствия между понятиями «пассионарность» и «паранойяльная акцентуация» нет. Полагаем, что все пассионарии паранойяльно акцентуированы (а то и являются психопатами), но обратное неверно: не каждый паранойяльно акцентуированный человек сразу уже и пассионарий.

Итак, характеристики паранойяльной психопатии (следовательно, и акцентуации) по Ганнушкину:

  • «Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его поведение»

  • «Параноика не занимает ни наука, ни искусство, ни политика, если он сам не принимает ближайшего участия в разработке соответствующих вопросов, если он сам не является деятелем в этих областях; и наоборот, как бы ни был узок и малозначащ сам по себе тот или иной вопрос, раз им занят параноик, этого уже должно быть достаточно, чтобы этот вопрос получил важность и общее значение»

  • «это – люди односторонних, но сильных аффектов: не только мышление, но все их поступки, вся их деятельность определяются каким-то огромным аффективным напряжением, всегда существующим вокруг переживаний параноика, вокруг его “комплексов”, его “сверхценных идей”»

  • «этого рода психопаты отличаются способностью к чрезвычайному и длительному волевому напряжению, они упрямы, настойчивы и сосредоточены в своей деятельности; если параноик приходит к какому-нибудь решению, то он ни перед чем не останавливается для того, чтобы привести его в исполнение»

  • «потерпев поражение, он не отчаивается, не унывает, не сознает, что он не прав, наоборот, из неудач он черпает силы для дальнейшей борьбы»

Что примечательно, к той же группе психопатов примыкают и т.н. «фанатики», характеризуемые Ганнушкиным следующим образом:

  • «люди, с исключительной страстностью посвящающие всю свою жизнь служению одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности мест ни для каких других интересов»

  • «фанатики, как и параноики, люди “сверхценных идей”»

  • главное отличие фанатиков от параноиков состоит в том, что фанатики сами идей не выдвигают, «а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность тем или другим идеям общего характера»

  • «Главная сила фанатиков заключается в их несокрушимой воле, которая помогает им без колебания проводить то, что они считают нужным»

Наконец, Ганнушкин выделяет в особую группу т.н. «фанатиков чувства». К ним он относит лиц, фанатично преданных не столько сверхценной идее, сколько фанатику-вождю. «Сверхценная идея превращается у них целиком в экстатическое переживание преданности вождю и самопожертвования во имя часто им совершенно непонятного дела».

Ганнушкин отмечает, что в чистом виде представители перечисленных видов встречаются довольно редко. Далеко не всегда можно провести четкую разделительную линию между фанатиком и параноиком и даже параноиком и эпилептоидным психопатом.

Как мы видим, параноидная психопатия и акцентуация весьма разнообразны, как, впрочем, и пассионарность. Отнюдь не все пассионарии являются вождями или генераторами новых мировоззрений. Таковых много и не должно быть. Для прохождения «активных» фаз в жизни этноса необходимы все три перечисленных выше типа. Можно поразмышлять о том, в какой из фаз какой тип психопатии играет более значимую роль и каков механизм изменения этнического императива в «активных» фазах, но оставим эти размышления на будущее.

Еще раз подчеркнем, что отнюдь не все параноики являются, если можно так выразиться, «действующими пассионариями». Дело в том, что в большинстве случаев «сверхценные идеи» весьма убоги и окружающих отнюдь не вдохновляют. Как правило, эти идеи (при дальнейшем развитии акцентуации в сторону болезни они будут называться бредом) не выходят из узкого и известного круга: ревность, преследование, сутяжничество, изобретательство. Дело, видимо, в том, что для порождения оригинальных идей необходим еще и талант, а таланта у параноика не больше, чем у любого другого человека. В тех же редких случаях, когда паранойяльно акцентуированная личность еще и талантлива, да при этом (что уж вовсе редко для параноиков) эта личность может продуктивно строить отношения с окружающими, тогда мы получаем тот или иной вид идеолога и (или) вождя. Если же рядом находится и достаточное количество способных на искреннюю преданность вождю или идее ведомых (читай – «фанатиков» и «фанатиков чувства»), есть шансы на появление консорций, конвиксий и, как следствие, большого количества интересных исторических событий.

Неустойчивая и антисоциальная акцентуация и психопатия

Как и пассионарии, субпассионарии весьма разнообразны. Различные их типы укладываются, как минимум, в два типа акцентуаций, описания которых мы приводим ниже.

Итак, неустойчивая акцентуация по Ганнушкину:

  • Этим термином обозначают тех «душевно неглубоких, слабохарактерных людей, которые легко подпадают под влияние среды, особенно дурной, и, увлекаемые примерами товарищей или нравами, господствующими в их профессиональном окружении…, спиваются, делаются картежниками, растратчиками, а то так и мелкими мошенниками для того, чтобы, в конце концов, очутиться “на дне”»

  • «Легко вдохновляющиеся, они легко и остывают, далеко не всегда оканчивая начатое ими дело, особенно если их предоставили себе»

  • «Такие люди невольно вызывают сочувствие и желание им помочь, но оказываемое им содействие редко идет впрок: стоит на короткое время предоставить такого человека самому себе, как он уже, оказывается, все спустил, все пропил, проиграл в карты, попал к тому же в какой-нибудь крупный скандал, заразился венерической болезнью и т. д., и т. д.»

Дополнительные характеристики этих акцентуантов находим в популярной книге Максима Малявина:

  • «Если бы речь шла о персонаже RPG (компьютерной ролевой игры), ему бы пришлось в срочном порядке поднимать характеристики воли, ибо с ней как раз дела в данном случае обстоят неважно — отсюда и податливость, и восприимчивость к чужому влиянию, каким бы оно ни было. Правда, из-под любого влияния эти люди довольно быстро выходят, стоит перестать его подкреплять или подменить более интересным, ярким или (что особенно важно) предполагающим халяву»

  • «Они ожидают от жизни всего и даром, перспектива упорного труда их однозначно не прельщает. В поисках приключений и удовольствий, коим посвящено все свободное и часть занятого времени, могут найти особую прелесть в алкоголе или наркотиках, и вот это уже будет всерьез и надолго. Недостаток воли, знаете ли. Именно этот тип личностей наиболее подвержен алкогольной и наркотической зависимости, поэтому контроль, контроль и еще раз контроль»

Теперь обратимся к антисоциальной (по Ганнушкину — диссоциальной) акцентуации:

  • «Это – люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью, именно, отсутствием социальных эмоций: чувство симпатии к окружающим и сознание долга по отношению к обществу у них, обыкновенно, полностью отсутствует: у них нет ни чести, ни стыда, они равнодушны к похвале и порицанию, они не могут приспособиться к правилам общежития»

  • «Почти всегда это – субъекты … ленивые и неспособные ни к какому регулярному труду»

  • «Искать у них сколько-нибудь выраженных духовных интересов не приходится»

Малявин, как всегда красочно, уточняет:

  • «На то, что чувствуют, думают и чего хотят окружающие, такие люди обращают примерно столько же внимания, сколько заядлый рыбак на предполагаемых гельминтов в свежепосоленной икре … Просто потому, что им реально пофигу, что там кто чувствует и думает»

  • «В уголовной среде, кстати, они редко занимают лидирующие позиции …, поскольку понятиям тоже не способны следовать, как и закону … Поэтому чаще играют роль исполнителей, а также устрашающего фактора»

  • «Репутацию отмороженных в немалой степени поддерживает также их неспособность в чем-то себе отказать, потерпеть, перебиться. Интервал между “я хочу” и “ну все, сил моих больше нет ждать” измеряется в наносекундах»

  • «У таких людей очень легко переключается тумблер между “спокоен” и “двадцать секунд как дерусь” – легко, без душевных терзаний, угрызений совести и края щита»

Общее у обеих рассмотренных акцентуаций – отсутствие воли и аттрактивности к абстрактным идеям. Различие, преимущественно, в темпераменте. Это различие и «порождает» разных субпассионариев. Лица с неустойчивой акцентуацией попадают в категорию бродяг, лица с антисоциальной акцентуацией – в уголовники, ландскнехты и т.п. Впрочем, при благоприятном стечении обстоятельств (при надежном контроле) могут и никак особо не выделиться из общей массы.

Шизофрения и ее особенности

Мы уже говорили, что и «пассионарные», и «субпассионарные» акцентуации и психопатии относятся к шизоидному кругу. Это значит, что в их основе лежат те же отклонения от нормы, которые в сильно выраженной форме являются болезнью под названием «шизофрения». Поразительно, что столь разные проявления могут иметь общее основание. Для того, чтобы как-то прояснить этот парадокс, скажем несколько слов о собственно шизофрении.

Еще раз повторим, что акцентуация – еще не болезнь, это еще норма. Даже психопатии шизоидного круга – это еще не шизофрения. Ганнушкин даже разработал концепцию «малой психиатрии», предметом которой были как раз психопатии, то есть такие особенности личности, которые к норме отнесены уже быть не могут, но и уровня психического заболевания не достигают. Кроме того, воззрения на то, что является психопатией, а что – нормой, меняются со временем: раньше, например, гомосексуализм расценивался как психопатия, а сейчас считается вариантом нормы.

Сама шизофрения настолько разнообразна в проявлениях, что в одной посвященной ей работе автор упорно употребляет это название во множественном числе: «шизофрении».

Дело в том, что у этой болезни есть три группы признаков:

  • Позитивная симптоматика (она же – продуктивная), то есть то, что у больного есть, а в норме быть не должно, к которой относятся, преимущественно, бред и галлюцинации

  • Негативная симптоматика, то есть то, чего больной, в отличие от здорового, лишен, к которой относятся снижение эмоционального, энергетического и волевого уровней

  • Когнитивные нарушения, к которым относятся нарушения внимания, мышления, восприятия.

Примечательно, что в каждом конкретном случае набор признаков достаточно произволен. Могут присутствовать все, а может быть только один. При паранойе, например, присутствует только бред (например, больной твердо знает, что за ним следят инопланетяне), но ни потери воли, ни спутанности мышления близко нет. В то же время при малопрогредиентной шизофрении (раньше ее еще называли вялотекущей) ведущим признаком является негативная симптоматика (утрата воли и ослабление эмоций), а остальные признаки опциональны.

Соответственно, «пассионарные» акцентуации и психопатии как сильно ослабленный вариант параноидной шизофрении дают нам только «позитив»: сверхценные идеи (еще не ставшие бредом) и полное отсутствие «негатива», причем настолько полное, что несгибаемость под ударами судьбы и перед собственными слабостями «зашкаливают».

А у «субпассионарных» акцентуаций и психопатий мы видим чистый «негатив», выражающийся в явном недостатке и воли, и интереса к чему-либо за пределами биологических потребностей. В тоже время «позитив» у них отсутствует: ни идей, ни эмпатии, ни, к счастью, галлюцинаций.

Особый интерес с точки зрения увязки шизофрении и пассионарности представляет вопрос о причинах возникновения шизофрении. На этот вопрос пытаются ответить несколько гипотез.

Но прежде чем их перечислить, отметим тот печальный факт, что в настоящее время вопросы теории оказались достаточно далеки от фокуса внимания практикующих психиатров. Все основные работы, на которые до сих пор ссылаются в специальных публикациях, написаны классиками в конце XIX и первой половине XX века. Заметим, что эти классические работы в области теории психиатрии были написаны практикующими психиатрами. В середине XX века психиатрия из описательной области перешла в чисто медицинскую, что было связано с появлением первого поколения антипсихотических препаратов. У психиатров появилась, наконец, возможность реально лечить своих больных, а не только наблюдать и классифицировать. С этого момента основные усилия психиатрического сообщества оказались направлены на поиск новых лекарств и совершенствование методов лечения, а базовые вопросы причин болезни оказались на периферии внимания психиатрического сообщества. Поэтому приведенные ниже теории, хотя и имеют определенные обоснования, до конца проработанными не являются.

Гипотез происхождения шизофрении несколько:

  • Психогенная гипотеза (шизофрения развивается как результат психической травмы) в настоящее время практически угасла

  • Генетическая гипотеза (шизофрения предопределена наследственностью) в настоящее время имеет наиболее серьезную доказательную базу

  • Вирусная гипотеза (шизофрения возникает при участии вирусов) является малопопулярной, но мы ее рассмотрим подробнее остальных

Другие гипотезы объясняют, как правило, механизмы болезни, хотя иногда и в тесной увязке с наследственностью. Поскольку в данной статье вопрос о том, что именно определяет «неправильное» поведение больного (сверхчувствительность ли дофаминовых рецепторов в постсинаптическом контакте или аутоимунные реакции организма), неважен, перечислять мы эти теории не станем.

Гипотез происхождения шизофрении несколько по той простой причине, что ни одна из них не описывает все случаи этого заболевания. Так, например, генетические исследования показывают, что наличие шизофрении у одного из однояйцовых близнецов не гарантирует ее наличие у другого (вероятность наличия шизофрении у другого однояйцового близнеца колеблется, по разным данным, в пределах от 50 до 85 процентов). Это означает, что, во-первых, наследственный фактор весьма значительно влияет на заболеваемость, но, во-вторых, не только он влияет, поскольку у однояйцевых близнецов геномы полностью идентичны.

Вирусная гипотеза происхождения шизофрении

Эта гипотеза нас интересует более остальных, поскольку только она позволяет объяснить феномен пассионарных толчков. Без такого объяснения наши (и не только наши) рассуждения о шизофренической подоплеке пассионарности и субпассионарности не могут считаться сколь-нибудь полезными.

Обзор имеющихся по этой гипотезе данных приведен в монографии А.И.Ойфы «Мозг и вирусы (вирусогенетическая гипотеза происхождения психических заболеваний)».

Суть ее в том, что ряд вирусов может персистировать (длительное время существовать) в клетках головного мозга человека (нейронах и/или глии). При этом вирусы меняют метаболизм клетки, что, в частности, приводит к таким изменениям в ее работе, которые проявляются в виде шизофрении и (добавим от себя) психопатий шизоидного круга.

В качестве иллюстрации приводят вирус герпеса, который «живет» в т. н. Гассеровом узле и никак себя не проявляет до тех пор, пока условия для его размножения не станут благоприятными.

Предполагается, что исходно такие вирусы попадают в организм извне, но затем передаются «вертикально» (то есть от матери к ребенку, как, например, ВИЧ) либо в ходе беременности, либо в момент родов. Допускается также возможность передачи от отца к ребенку. Примечательно, что персистирующие «психовирусы» не являются вирулентными, то есть заразиться ими воздушно-капельным или иным путем невозможно (иначе персонал психиатрических клиник постоянно становился бы клиентами собственных заведений).

Какой из вирусов является «психовирусом», ясности нет. Возможно, это тот же вирус герпеса (поскольку установлена его персистенция в нервных клетках), возможно — какой-то из вирусов гриппа (вирусная теория психических заболеваний берет начало в исследовании влияния эпидемии «испанки» на психическое здоровье населения).

Последний случай (вирус гриппа) представляет особый интерес. Дело в том, что этот вирус, как и все остальные вирусы, весьма легко мутирует (точнее, рекомбинирует входящие в его генокод РНК), и штаммы, ранее для человека не опасные, могут становиться таковыми. Вспомним, например, историю «птичьего гриппа». Этот вид гриппа для человека опасен не был, пока не появился такой его штамм, который стал заразен не только для птиц (уток), но и для человека. Кстати, случаев заражения этим вирусом от человека не зафиксировано. Впрочем, это может объясняться малым числом зафиксированных случаев заболевания (132).

Похожая история была и с так называемым «свиным гриппом», вирус которого может передаваться от человека животному (свинье), но, похоже, в результате мутаций появился штамм, передающийся в обратном направлении.

Таким образом, можно предположить, что появление новых штаммов гриппа является причиной не только эпидемий, но массового единовременного явления миру пассионариев.

Природа пассионарных толчков

Мы столь подробно описывали акцентуации и психопатии шизоидного круга, а также вирусогенетическую теорию происхождения шизофрении, потому что считаем, что именно эта теория позволяет ответить на вопрос, откуда берутся и чем являются пассионарные толчки.

Сразу скажем, что объяснение природы пассионарных толчков, данное Гумилевым и заключающееся в том, что в определенных местах в произвольные моменты времени происходят массовые «микромутации» у представителей вида Homo sapiens, на наш взгляд, критики не выдерживает.

Во-первых, собственно генетические мутации весьма редки. Во-вторых, происходят они на уровне одной особи, а не популяции. В-третьих, мутации, как правило, губительны для особи. В-четвертых, они спонтанны и ненаправленны. В-пятых, существуют мощные внутриклеточные механизмы, блокирующие случайные изменения в генах.

Контраргументы можно перечислять и далее, но все сводится к тому, что вероятность одинаковых одновременных мутаций у многих представителей одного вида, регулярно возникающих в разных местах, пренебрежимо мала. В то время как пассионарные толчки возникают сравнительно часто и во многих местах.

Следовательно, необходимо найти какое-то иное объяснение данному феномену. Поскольку мы считаем, что в результате пассионарного толчка в психике подвергшихся ему людей происходят изменения, относящиеся к акцентуациям и психопатиям шизоидного круга, представляется интересным выделить из гипотез происхождения шизофрении такую, которая отвечает следующим условиям:

  • не противоречит представлениям о наследственном характере шизофрении

  • объясняет эпидемический характер пассионарного толчка, заключающийся в том, что:

    • он возникает достаточно редко,

    • распространяется на особей близко проживающих этносов,

    • всегда имеет четкую географическую локализацию

    • и, наконец, результатом его всегда является появление лиц с одинаковыми отклонениями здоровья (в нашем случае – психического) от нормы

  • объясняет типичную топологию пассионарного толчка (они вытянуты в длинные линии)

Вирусогенетическая теория этим требованиям удовлетворяет. Действительно:

  • представлениям о наследственном характере шизофрении она не противоречит, поскольку является ее частным случаем

  • эпидемический характер пассионарного толчка она объясняет, поскольку появление новых штаммов вируса гриппа действительно часто приводит к эпидемиям

Что же касается топологии пассионарных толчков, то представляющие их линии удивительно напоминают пролетные маршруты ежегодных птичьих миграций.

Теперь мы можем сформулировать главную мысль этой статьи.

В предположении:

  • правильности объяснения пассионарности и субпассионарности акцентуациями и психопатиями шизоидного круга,

  • истинности вирусогенетической гипотезы происхождения шизофрении и, следовательно, психопатий и акцентуаций шизоидного круга,

  • обусловленности заболевания шизофренией вирусом гриппа

считаем, что пассионарные толчки являются следствием эпидемий гриппа, вызванных новыми штаммами вируса, каковые вспыхивают вдоль пролетных маршрутов птиц-носителей этого вируса.

Записки на манжетах

В этом разделе мы приводим некоторые факты, иллюстрирующие и отчасти подтверждающие приведенные выше соображения.

«Примитивные племена»

Согласно Гумилеву, т. н. «примитивные народы» являются осколками былых бурных процессов этногенеза. Пассионарность этих народов находится на нулевом уровне. Это значит, что ни пассионариев, ни субпассионариев там нет или почти нет.

Согласно нашим представлениям, из этого следует, что лиц, больных шизофренией и психопатиями шизоидного круга там также нет или почти нет.

И действительно, из целого ряда доступных публикаций следует, что количество психически больных среди представителей так называемых «примитивных народов» гораздо меньше, чем среди народов «цивилизованных». Объясняют это преимущественно в рамках психогенной теории психических заболеваний (см., например, широко растиражированную в Интернете статью на эту тему http://www.profi-forex.org/nauka/entry1008177511.html). Поскольку психогеннаятеория для эндогенных психических заболеваний подтверждений не нашла, остаются наследственная теория и ее разновидность — вирусогенетическая.

Весьма любопытен механизм исключения из процесса размножения лиц, страдающих психическими отклонениями. Дело в том, что практически все такие племена имеют обряды инициации для юношей. Эти обряды требуют силы, мужества, способности переносить сильную боль, которых у субпассионариев (неустойчивых и антисоциальных психопатов и акцентуантов) просто нет. Юноши, не прошедшие обряда инициации, не могут жениться и, следовательно, не оставляют потомства.

Задача обряда инициации в том, чтобы отсечь субпассионариев от сколь-нибудь серьезного участия в жизни племени. Эта задача действительно решается. В то же время этим способом исключается и возможность появления пассионарных лиц, поскольку природа и пассионарности, и субпассионарности едина. При систематическом проведении такой политики постепенно в племени остаются только гармоничные особи.

Массового же вброса пассионарного генофонда можно ждать либо от завоевателей (вот оно, «бремя белого человека»!), либо от перелетных птиц. Но если, к примеру, над Новой Зеландией или Новой Гвинеей или Австралией не проходят пролетные маршруты птиц-носителей потенциально опасных для человека вирусов гриппа, то мы и видим, как потомки великих некогда мореходов спокойно покоряются англичанам или французам…

Эпидемии и возникновение новых религий

Недавно в журнале «Знание-сила» (ЗС, 2012 №2 стр. 46) была опубликована заметка о том, что американские ученые обнаружили любопытную закономерность. Как они утверждают, возникновению новой религии всегда предшествует серьезная эпидемия. Разрыв по времени между эпидемией и возникновением новой религии они оценили в 200-800 лет.

Не будучи знакомы ни с пассионарной теорией этногенеза, ни, тем более, с настоящей статьей, причины появления новых религий они пытаются объяснить изменением стереотипа поведения выживших после эпидемии людей.

Для нас же, во-первых, появление новой религии является индикатором процесса этногенеза, а, во-вторых, эпидемия — это, возможно, массовый вброс в популяцию новых персистирующих наследуемых вирусов, которые влияют на психику носителей. Следовательно, появляется и большое количество параноиков, фанатиков, фанатов чувства. Если все складывается удачно, то кто-то из параноиков выдвигает и доводит до сведения окружающих новые религиозные конструкции, их подхватывают фанатики, возникают консорции, короче, начинается новый виток этногенеза.

Таким образом, это исследование косвенно подтверждает наши предположения.

Индукция

Термин «пассионарная индукция» ввел Гумилев. Он означает способность пассионария заражать своими идеями окружающих.

В психиатрии существует термин «индукция бреда». Он означает способность параноика убеждать в истинности своего бреда окружающих.

Что дальше

Для того, чтобы теория пассионарного этногенеза получила развитие, необходима хоть какая-то программа дальнейших исследований. Сам Лев Николаевич таковой не оставил, хотя и предпринимал попытку (увы, неудачную) совместной работы с одним из крупнейших генетиков своего времени (Н.В.Тимофеевым-Ресовским).

Попробуем наметить если и не программу, то хотя бы некоторые направления развития этой теории:

  • «Биологическое» направление: выяснение биологической природы пассионарности и субпассионарности. Собственно, в этом направлении и написана настоящая статья. Что касается изложенных в этой статье гипотез, то для их проверки желательно:

  • проанализировать существующие на сегодня данные о распространенности конкретных видов акцентуаций и психопатий в различных популяциях (судя по тому, что в некоторых работах приводятся сведения о доле акцентуированных личностей, например, в Европе, такие данные существуют, но автору недоступны). К сожалению, данные о национальности обследованных в наше «политкорректное» время обычно не собираются, но сравнить соотношение различных видов акцентуаций и психопатий по представителям суперэтносов, находящихся на разных фазах этногенеза, представляется перспективным

  • наложить данные о пролетных маршрутах птиц на карту пассионарных толчков. Пролетные маршруты меняются со временем, но вряд ли сильно изменились за последние две тысячи лет. Это нам дает возможность сравнить их с линиями нескольких пассионарных толчков (I-го века до Р.Х., V, IX, XIII и XVIII веков после Р.Х.). При этом прямого соответствия перелетных маршрутов и линий пассионарных толчков наблюдаться, конечно, не будет, но можно будет убедиться (или наоборот, разубедиться) в том, что эти маршруты пролегают по территориям, затронутым пассионарным толчком

  •  «Психологическое» направление. Хотелось бы все-таки определить, что означает гумилевский «стереотип поведения»: из каких компонентов он складывается, почему особенности этих стереотипов порождают положительную и отрицательную комплиментарность этносов. В русле этого же направления лежит вопрос и о механизмах возникновении позитивного и негативного мироощущения, на основании которых возникают системы и антисистемы.

  • «Психолого-социальное» направление. В совокупности с «биологическим» направлением «психолого-социальное» ориентировано на уточнение базовых положений теории Гумилева. Речь идет о механизмах прохождения всех основных фаз этногенеза. На сегодняшний день достаточно понятными представляются только механизмы формирования консорций и конвиксий, да и те лишь в общих чертах. Как конкретно происходит смена фаз, почему последовательность их всегда одинакова, до конца не ясно. Не ясен также и механизм смены императива в разных фазах. Непонятно, что и, главное, как препятствует созданию нового этноса при вбросе пассионарного генофонда в популяцию, находящуюся в активной фазе этногенеза. Каков механизм возврата к стандартной схеме части этноса, отобранной преимущественно из пассионариев (как, например, произошло в США, заселенных преимущественно беглыми пассионариями из Европы)

Для целей данной статьи приведенных трех направлений исследований более чем достаточно. Заметим сразу, что «историческое» направление опущено сознательно: при том, что теория этногенеза появилась именно на историческом фундаменте, собственно историческое наследие Гумилева (история ряда тюркских народов, Хазарии и другие) к его же теории имеет отношение не большее, чем другие исторические изыскания.

Сергей Никольский

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>