Проблема сепаратизма: замолчать – не значит решить

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий уголовное наказание за призывы к расчленению России. Причем, если такие призывы будут распространяться через СМИ или Интернет, это может потянуть аж до пяти лет лишения свободы.

18834962Тут стоило бы для начала выяснить, а кто, собственно, призывает расчленять страну? Против кого направлен такой закон? Национальные республики? Нет. Там всерьез никто отделяться не хочет. Небольшая часть несистемных левых, которая еще помнит о праве наций на самоопределение, и которая это право поддерживает? Но они для власти уж слишком небольшая политическая величина, чтобы принимать ее во внимание, да еще и придумывать для сторонников этой концепции специальный федеральный закон.

Остается, что законопроект направлен на определенную часть русских националистов, выдвигающих требования, типа «Хватит кормить Кавказ!».

Лозунг, безусловно, разрушительный, потому что если кого-то бесконечно травить, выталкивать из страны, он, в конце концов, захочет уйти, а страна действительно развалится.

Вообще национализм доминирующего этноса, стремящегося к подавлению других этносов своей страны, всегда приводит государство к национальной катастрофе, развалу или, как вариант, отпадению от него части территории.

XX век являет собой зримое подтверждение этого тезиса: Российская и Австро-Венгерская империи, нацистская Германия, Советский Союз, Югославия, Сербия, Молдова, Грузия времен президента Гамсахурдия, Азербайджан позднесоветского периода…

Этот длинный список можно продолжать. И всегда националисты и патриоты задним числом рассказывают, что развал их страны произошел из-за действий внешних сил. Внешние силы, конечно, не дремлют и в мутной воде пытаются решать свои задачи. Просто националистам не надо самим мутить воду межнациональных отношений в стране, тогда и сваливать вину за ее развал на кого-то не придется.

Пока кавказцы в массе своей из России уходить не хотят (вспоминается афоризм «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил, и никогда добровольно из нее не выйдет»). И не только потому, что сидят на дотациях федерального бюджета — значительная часть по преимуществу русских областей тоже сидит на этих же дотациях.

Кавказцы не хотят уходить из России потому, что, несмотря на жестокую историю их покорения Российской империей (например, после первой Кавказской войны в XIX веке численность чеченцев сократилась на 50 (!) процентов), несмотря на сталинские депортации, они, как это ни парадоксально, все еще продолжают считать себя российскими гражданами.

И пытаются напомнить об этом нам — как благополучным и самодовольным, так и неблагополучным и всем недовольным, пытающимся найти виновного в своих бедах в том, кто не похож на тебя.

Пока же кавказцы лишь намечают провести в Москве митинг под лозунгами: «Хватит наезжать на Кавказ», «У преступности нет национальности!» и «Кавказцы у себя в стране!». Но в какой-то момент могут сказать: «хватит». И страна рассыплется…

С другой стороны, если говорить о новом законопроекте, то не покидает ощущение, что он придуман лишь в качестве еще одного кляпа для политизированной части общества. В любом случае, он будет применяться и против правой, и против левой оппозиции. Однако его использование, вопреки надеждам его авторов и заказчиков, все равно будет ограничено временем относительного благополучия.

Как только экономическая ситуация всерьез ухудшится, она тут же повлечет за собой деформацию действующих политических институтов и, соответственно, действующего права. А это значит, что нынешние законы перестанут иметь реальную силу и будут либо изменены, либо отменены. Политическая целесообразность вновь возьмет верх над мелочным крючкотворством прежней власти, пытающейся оградить себя от реалий дня стеной непроходимых законов. На определенном этапе они просто никому не будут нужны. Как перестала в 1993 году быть нужной новому правящему классу старая советская конституция.

Что же касается принципа «самоопределения народов вплоть до отделения», то он является частью системы современного международного права. Значительная часть современных европейских государств возникла в XX веке благодаря ему.

Большинство канадцев пока не хотят распада своей страны и выхода из ее состава Квебека, однако никто не лишает права квебекцев ставить этот вопрос и выносить его на референдум.

Российская Госдума, конечно же, примет этот закон, если ей прикажут. Однако, кроме того, что граждане будут обсуждать эту тему с оглядкой — на кухне и в частных беседах, власти ничего не добьются. А разговоры из частных кухонь, как мы знаем, рано или поздно выплескиваются на улицы, где уже народ сам решает, как ему жить дальше.

Из повестки дня вопрос отделения от страны той или иной ее части может быть убран только кардинальным улучшением политической и экономической систем общества. И, на этой основе, улучшения межнациональных отношений. Но все три задачи решаются не запретами на обсуждение тех или иных тем, а реальной политикой.

Александр Желенин, Росбалт

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>