Колонка Валерия Синько
Экономика Кыргызстана неуклонно катится вниз. Премьер-министры меняются почти каждый год. Руководство страны произносит только лозунги, но конкретных мер по стабилизации экономики не принимает. При этом ответственность за это никто не несет.
Дефицит расходной части бюджета, может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Необходимо принимать не только срочные и действенные экономические меры (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующие политические решения.
По данным Минфина, дефицит бюджета на 2013 год составил 0,8% к ВВП, на 2014 год — 0,5 % к ВВП, на 2015 год — 1,5% к ВВП, на 2016 год — 4,6 % к ВВП, на 2017 год — 4,8 % к ВВП. В 2018 году дефицит республиканского бюджета увеличится вдвое и составит 10 млрд. сомов. «Ежегодно фактический дефицит отличается от прогнозируемого в сторону снижения», — отмечают в ведомстве.
Величина бюджетного дефицита, в соответствии с мировым опытом, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.
Только 65 процентов республиканского бюджета Кыргызская Республика закрывает доходами, заработанными внутри страны. Если в 2015 году доходы составляли 116,775 млрд. долларов, то на 2018 год они утверждены в размере только 140,882 млрд. долларов. За 4 года они выросли только на 20 процентов. А с учетом инфляции бюджет республики сейчас еще больше ослаб и не решет ни одну социально – экономическую проблему страны. Но Министерство финансов данный факт тщательно скрывает. А депутатов Жогорку Кенеша такое состояние вещей вполне устраивает.
С учётом того, что государственные займы не способны покрыть бюджетный дефицит, правительство начало поиск путей для получения новых кредитов, а в кулуарах уже обсуждают возможность проведения эмиссии денежных знаков. Однако эмиссия приведет к инфляции с отрицательными социально-экономическими последствиями.
Кроме того, сегодня государственный долг страны достиг 4,5 млрд. долларов США и стал основным фактором, влияющим на экономику Кыргызстана. Ещё при А. Акаеве Кыргызская Республика начала набирать кредиты международных финансовых фондов и стран — доноров для обеспечения расходной части бюджета. Сегодня пятый президент страны и тридцать второй премьер-министр тоже не могут обеспечить расходную часть бюджета страны.
Таким образом, в текущем году на обслуживание госдолга (платежи по основной сумме и по процентам) Кыргызстан должен потратить 260 млн. долларов, что составляет 20 процентов республиканского бюджета на 2018 год. За последние 6 лет объемы всех областных бюджетов в среднем уменьшились от 20 до 40 процентов.
Треть внешнего долга, а это 1,5 млрд. долларов будут погашены не правительством, а «Национальным энергохолдингом» за счет тарифов, то есть за счет выплат народа за электроэнергию. По официальным данным, в 2019 году энергетики намереваются изменить тарифы и должны выделить 14 млрд. сомов на погашение внешнего долга.
Теперь государство не будет погашать кредиты, взятые на сферу энергетики. Такие долги будет оплачивать национальный энергохолдинг. Именно поэтому появились разговоры о том, что «правительство засовывает руки в карманы народа, чтобы расплатиться с долгами».
В случае, когда общая сумма госдолга составляет 60% к объему ВВП, создается угроза для экономики страны. В Кыргызской Республике этот показатель превысил 56%, вместе с тем, правительство просит повысить эту отметку до 70%. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша.
Но это ещё не всё. На заседании фракции «Ата Мекен» председатель Счетной палаты Улугбек Марипов заявил, что Минфин допустил ошибку при подсчете суммы госдолга. В итоге он уменьшился на 637 миллионов сомов. Данной ошибке Минфина был удивлён даже Мухаммедкалый Абылгазиев, который не оставил данный факт без внимания.
По данным Нацстаткома следует, что на 1 января 2018 года население Кыргызстана составило 6 миллионов 256,7 тысяч человек. При этом средняя зарплата по республике по итогам февраля составляла 14 тысяч 561 сом. Чтобы погасить государственный долг страны, каждый кыргыз должен отдать 3,3 средних зарплат, что составляет 707,3 долларов США.
Не нужно забывать, что Кыргызская Республика – страна с низкими пенсиями и зарплатами. Сегодня покупательская способность населения на продукты питания составляет всего лишь 10 – 12 % от советского уровня.
Высокий уровень безработицы, высокая инфляция, нестабильность цен, неустойчивый платежный баланс и отсутствие роста экономики Кыргызстана — это и есть свидетельство отсутствия честной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в стране. Такой бюджетный подход в Кыргызской Республике, узаконенный Жогорку Кенешом и Минфином КР, позволяет отмывать деньги, упрощает «распил» бюджетных средств по своим карманам коррупционерами во власти, является главной причиной банкротства страны и ведет к обнищанию простых граждан.
Аналогичная ситуация в стране складывалась в 2005 году в преддверье революции. Основными предпосылками тогда были:
— сохраняющийся крайне низкий уровень жизни, самоустранение властей от решения экономических и социальных проблем республики;
— продолжающаяся борьба за власть между кыргызскими кланами севера и юга страны;
— недовольство населения резким (более чем в два раза) повышением цен на коммунальные и другие услуги, такие как электроснабжение, центральное отопление и снабжение горячей водой, газоснабжение, мобильную сотовую связь.
В такой ситуации сложно избежать народных волнений, которыми могут воспользоваться геополитические игроки, международные и внутренние деструктивные силы.
Валерий Синько