Проблемы в экономике могут дестабилизировать ситуацию в Кыргызстане

Колонка Валерия Синько

По последним данным Нацстаткома можно сделать неутешительный вывод, что экономика Кыргызстана неуклонно катится вниз. Премьер-министры меняются почти каждый год. Руководство страны произносит только лозунги, но конкретных мер по стабилизации экономики не принимает. При этом ответственность за это никто не несет.
Дефицит расходной части бюджета, может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Необходимо принимать не только срочные и действенные экономические меры (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующие политические решения.
По данным Минфина, дефицит бюджета на 2013 год составил 0,8% к ВВП, на 2014 год — 0,5 % к ВВП, на 2015 год — 1,5% к ВВП, на 2016 год — 4,6 % к ВВП, на 2017 год — 4,8 % к ВВП. В 2018 году дефицит республиканского бюджета увеличится вдвое и составит 10 млрд. сомов. «Ежегодно фактический дефицит отличается от прогнозируемого в сторону снижения», — отмечают в ведомстве.
Величина бюджетного дефицита, в соответствии с мировым опытом, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1-3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению.
Только 65 процентов республиканского бюджета Кыргызстан закрывает доходами, заработанными внутри страны. Если в 2015 году доходы составляли 116,775 млрд. долларов США, то на 2018 год они утверждены в размере только 140,882 млрд. долларов США. За 4 года они выросла только на 20 процентов. А с учетом инфляции бюджет республики сейчас еще больше ослаб и не решет ни одну социально – экономическую проблему страны. Но Министерство финансов данный факт тщательно скрывает. А депутатов Жогорку Кенеша такое состояние вещей вполне устраивает.

В народе говорят о том, что, если бы канадская компания на «Кумтор» просто платила все положенные общегосударственные налоги, что положено платить всем хозяйствующим субъекты, работающим в стране, совокупный налог, перечисляемый ими в бюджет страны, составил бы 260-320 млн. долларов США.
Но в своё время Бакиевский министр финансов при составлении соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» от 24 апреля 2009 года, освободил канадскую компанию от всех общегосударственных налогов, и выгоду, получаемую Кыргызстаном от проекта «Кумтора», свел к 13 процентам выручки от продажи добытого там золота. Эти 13 процентов сейчас составляют только 100-110 млн. долларов США в год. А канадские компании могут получать выгоду в пределах 800 – 900 млн. долларов США ежегодно.
Вот только один пример. В Фонд развития Иссык-Кульской области, как выяснилось, от «Кумтора» ежегодно поступает 70 млн. долларов США. Если, имея такие средства, Кыргызстан не смог создать в данном регионе ни одного крупного предприятия или наладить значимое производство, о каком развитии экономики можно говорить?
В настоящее время росту налоговых поступлений может поспособствовать введение в эксплуатацию контрольно-кассовых аппаратов, которые будут в режиме онлайн передавать данные о любой торговой сделке на сайт Минфина. Их планировали установить в Бишкеке и в Оше к 30 июня 2018 года. К 2020 году аппаратами должны снабдить всю страну. Ну и что?!
Конечно, хорошо было бы вывести теневую экономику из подполья. Однако у Нацстаткома нет сведений об уровне теневой экономики страны. Независимые специалисты говорят, что эта цифра может достигать 40%. Экономист Жумакадыр Акенеев считает, что если теневую экономику удалось бы вывести наружу, то в экономике был бы реальный рост: — Объем теневой экономики по сравнению с объемом официально озвучиваемой экономики намного выше.
С учётом того, что государственные займы не способны покрыть бюджетный дефицит, правительство начало поиск путей для получения новых кредитов. В этой ситуации уже звучат предложения о возможном проведении эмиссии денежных знаков. Однако эмиссия приведет к инфляции с отрицательными социально-экономическими последствиями.
Кроме того, сегодня государственный долг страны достиг 4,5 млрд. долларов США и стал основным фактором, влияющим на экономику Кыргызстана. Ещё при А. Акаеве Кыргызстан начала набирать кредиты международных финансовых фондов и стран — доноров для обеспечения расходной части бюджета. Сегодня пятый президент страны и тридцать второй премьер-министр тоже не могут обеспечить расходную часть бюджета страны.
Таким образом, в текущем году на обслуживание госдолга (платежи по основной сумме и по процентам) Кыргызская Республика должна потратить 260 млн. долларов США, что составляет 20 процентов республиканского бюджета на 2018 год. За последние 6 лет объемы всех областных бюджетов в среднем уменьшились от 20 до 40 процентов.
Треть внешнего долга, а это 1,5 млрд. долларов США будут погашены не правительством, а «Национальным энергохолдингом» за счет тарифов, то есть за счет выплат народа за электроэнергию. По официальным данным, в 2019 году энергетики намереваются изменить тарифы и должны выделить 14 млрд. сомов на погашение внешнего долга.
Теперь государство не будет погашать кредиты, взятые на сферу энергетики. Такие долги будет оплачивать национальный энергохолдинг. Именно поэтому появились разговоры о том, что «правительство засовывает руки в карманы народа, чтобы расплатиться с долгами».
В случае, когда общая сумма госдолга составляет 60% к объему ВВП, создается угроза для экономики страны. В Кыргызстане этот показатель превысил 56%, вместе с тем, правительство просит повысить эту отметку до 70%. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша.
Поэтому статистические показатели говорят о том, что в госуправлении Кыргызстана идет откат назад — то есть, регресс. Как говорили большевики, «шаг вперед и два шага назад». Таким образом, позитивных сдвигов в управлении государством в Кыргызской Республике с 1996 года практически нет. Это иллюстрируют многие официальные цифры и факты.
По данным Нацстаткома также следует, что на 1 января 2018 года население Кыргызстана составило 6 миллионов 256,7 тысячи человек. При этом средняя зарплата по республике по итогам февраля составляла 14 тысяч 561 сом. Чтобы погасить государственный долг страны, каждый кыргыз должен отдать 3,3 средних зарплат, что составляет 707,3 долларов США.
Не нужно забывать, что Кыргызстан – страна с низкими пенсиями и зарплатой. Сегодня покупательская способность населения на продукты питания составляет всего лишь 10 – 12 % от советского уровня.
Высокий уровень безработицы, высокая инфляция, нестабильность цен, неустойчивый платежный баланс и отсутствие роста экономики Кыргызстана — это и есть свидетельство отсутствия честной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в стране. Такой бюджетный подход в Кыргызской Республике, узаконенный Жогорку Кенешом и Минфином КР, позволяет отмывать деньги, упрощает «распил» бюджетных средств по своим карманам коррупционерами во власти, является главной причиной банкротства страны и ведет к обнищанию простых граждан.
Аналогичная ситуация в стране складывалась в 2005 году в преддверье революции. Основными предпосылками тогда были:
— сохраняющийся крайне низкий уровень жизни, самоустранение властей от решения экономических и социальных проблем республики;
— продолжающаяся борьба за власть между кыргызскими кланами севера и юга страны;
— недовольство населения резким (более чем в два раза) повышением цен на коммунальные и другие услуги, такие как электроснабжение, центральное отопление и снабжение горячей водой, газоснабжение, мобильная сотовая связь.
В такой ситуации сложно избежать народных волнений, которыми могут воспользоваться геополитические игроки и международные и внутренние деструктивные силы.
Поэтому иногда, ради будущего страны, приходится идти на непопулярные меры. Раз уж президент Сооронбай Жээнбеков заявил, что намерен жёстко бороться с коррупцией и победить, то должен начать с периода приватизации, потом с причин неэффективности монетарной и фискальной политики и т.д.
Хочется ему пожелать успехов на этом поприще. Ведь не все понимают целесообразность проводимых реформ.
Поживем, увидим…

Валерий Синько

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>