Птица по имени АГИКИ

????????????????????????????????????

В этом проекте необычно многое, если не всё

В марте 2016 года Андрей Саввич Борисов предложил руководству Арктического Государственного института искусств и культуры осуществить свой давнишний замысел – вместе со студентами института создать спектакль по мотивам знаменитой повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» культового американского писателя конца XX века Ричарда Баха, посвящённый теме становления личности молодого человека, обретение себя в сложных жизненных обстоятельствах.
Идея объединить студентов и педагогов практически всех факультетов института вокруг театрального проекта, получившего оригинальное название «Птица по имени АГИКИ», обозначила новое направление творческой деятельности арктического института, открыла, по сути, новую страницу в его жизни.
Фотография.
В этом проекте необычно многое, если не всё.
Такая масштабная экспериментальная театральная постановка, была предпринята впервые в истории АГИКИ. В первый раз студенты, вышли со своей совместной театральной работой и на сцену Государственного театра оперы и балета имени Д.К.Сивцева-Суоруна Омоллоона. Надо отдать должное ректору арктического института Саргылане Семёновне Игнатьевой и руководству театра оперы и балета, которые, безусловно, пошли на определённый риск, не побоявшись доверить «не нюхавшим пороху», ещё не окончившим обучение театральному искусству студентам взяться за сложный проект, выйти на большую сцену и представить свою работу на суд пристрастного якутского зрителя.
Над сценарной частью, драматургическими и сценографическими решениями совместно с художественным руководителем и режиссёром-постановщиком проекта Андреем Борисовым около полутора месяцев работала уникальная постановочная команда творческих единомышленников, в которую вошли заслуженный деятель искусств РС (Я), доцент кафедры театрального искусства Александра Мучина, московский режиссёр и драматург Марина Варбут и старший преподаватель кафедры театрального искусства, режиссёр Мария Маркова. Необычно и то, что сюжеты, развивающие главную тему повести и частично вошедшие в драматургическую и литературную основу постановки, а также некоторые сценические решения стали результатом совместного творчества режиссёрской группы и студентов института, которые, под руководством педагогов, подготовили собственные варианты развития сюжетных линий. Замечательный оригинальный перевод текстов с русского на якутский язык сделала Александра Маринычева.

Стоит сказать и о том, что за предельно короткий срок, как постановщиками, так и студентами (которых, напомню, в спектакле участвовало около 80 человек) был проделан без преувеличения колоссальный объём репетиционной работы.
В «Птице по имени АГИКИ» много интересной музыки и вокальных номеров. Марина Варбут, которой было поручено музыкальное оформление спектакля и подбор видеоконтента, предложила использовать композиции известнейших российских мастеров Александра Михайлова (ставшие основными музыкальными темами спектакля — «Любви» и «Полёта») и  Эдуарда Артемьева, музыкальные темы Бруно Куле из документального фильма «Птицы», саундтрек из фильма Жана Жене «Неудачники» Рафаэля Бо, композиции Вангелиса, а также песни в исполнении Степаниды Борисовой и Бориса Гребенщикова. Постановку вокальных номеров, подготовленных студентами кафедры музыкального искусства, участниками оперной студии АГИКИ, осуществила звезда якутской оперы, заслуженная артистка РФ, заведующая кафедрой музыкального искусства Айталина Адамова. Их творческим открытием стало исполнение оригинальных вокализов под симфоническую музыку Александра Михайлова.
Безусловно, хореография играет в «Птице по имени АГИКИ», ведущую роль. Для спектакля были созданы несколько новых хореографических номеров, самые запоминающиеся из них — чукотский национальный танец, танец моржей и танец стерхов. Настоящим открытием стало что, танцы в стиле фолк были исполнены в сопровождении современной музыки. Этими хореографическими находками спектакль обязан творческому танцевальному союзу, который образовался во время репетиций спектакля и в который вошли старший преподаватель кафедры народно-художественной культуры, талантливый хореограф Анастасия Сидорова, ансамбль танца «Аар-Аартык» (руководитель-доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Ангелина Лукина, фольклорный коллектив «Долун» (руководитель-преподаватель кафедры народной художественной культуры Зоя. Стрекаловская), студенты кафедры социально-культурной деятельности и менеджента культуры Владислава Скрябина, Евгений Николаев, Максим Едукин, Нарыйа Васильева.
Сценические костюмы и сценографию «Птицы по имени АГИКИ» вместе с постановщиками придумала замечательный художник, заслуженный деятель искусств РС (Я), заведующая кафедрой живописи и графики Туяра Шапошникова. Она сумела создать на сцене атмосферу и штормящего моря и заваленного мусором морского берега и вечных льдов холодной Антарктиды, куда судьба забрасывает главного героя во время его путешествий, пользуясь подручными материалами и обходясь минималистичными изобразительными средствами.
Отдельно хочется сказать о видеоконтенте, которым сопровождалась постановка. Впервые в одном спектакле, были использованы репродукции картин сразу нескольких известных якутских художников: К.Гаврильева, И.Капитонова, И.Мекумяновой, С.Ивановой, В.Иванова, О.Рахлеевой, А.Мунхалова, Э.Сивцева, В.Карамзина.
В процессе подготовки спектакля произошло ещё одно замечательное и неожиданное событие – когда Андрей Саввич завёл разговор о том, что было бы здорово написать для этой постановки новый гимн АГИКИ, один из студентов, Артур Николаев, исполнивший в спектакле песни Бориса Гребенщикова «Stella Maris» и «Не было такой и не будет…», предложил использовать в качестве музыкальной основы для него знаменитую композицию Леонарда Коэна «Hallelujah», а студентка кафедры музыкального искусства Саргылана Яковлева очень быстро написала оригинальный текст гимна, который студенты АГИКИ и исполнили все вместе в финальной сцене спектакля.
Я не ставил своей задачей провести в этой короткой заметке подробный разбор премьерного показа экспериментального спектакля «Птица по имени АГИКИ» с позиции театрального критика, проанализировать все его достоинства и недостатки, не сомневаюсь, что за меня в самое ближайшее время это сделают профессионалы. Сейчас я хочу сказать о другом. Точнее — рассказать один примечательный эпизод. Когда после спектакля отгремели аплодисменты, закрылся занавес и все участники постановки оказались на сцене «среди своих», студенты устроили настоящее шоу радости – они обнимались, прыгали, фотографировались друг с другом и своими преподавателями и кричали во весь голос: «Спасибо Андрей Саввич!». Так вот – мне кажется, их можно понять. Борисов в очередной раз сумел отмобилизовать большое количество талантливых, думающих, творческих людей, заставить их поверить в себя, преодолеть свои страхи и неуверенность, убедить их в том, что всё получится и повести их к общей цели.
Своеобразные «экзит-пулы», которые мы провели после окончания спектакля в театре оперы и балета показали, что якутский зритель принял этот смелый театральный эксперимент, и, в общем, получил заряд положительных эмоций и хорошего настроения.
Именно в этом и заключается главная заслуга студентов – молодых, талантливых исполнителей, сыгравших в спектакле «Птица по имени АГИКИ», будущих кумиров столичной публики, восходящих звёзд якутского театра. Их заслуга и в том, что зрители в зале смеялись и плакали, искренне радуясь и сопереживая вместе с теми, кто вышел в этот вечер на сцену театра оперы и балета. И я, неравнодушный зритель, готов их поблагодарить от всего сердца за веру в себя, своего режиссёра, своих педагогов, самоотверженность, творческую честность, волю к победе и искреннюю эмоциональность.
Конечно, работа над постановкой ещё не закончена. В сценическую версию, показанную 4 мая, не вошли ещё несколько важных драматических линий – материала, собранного в подготовительный период хватило бы и на двухчасовую постановку, а всё-таки, для того, чтобы создать «полноразмерный» двухактный спектакль с участием такого количества молодых, начинающих актёров полутора месяцев явно недостаточно. Поэтому очень хочется верить в то, что, спустя некоторое время, всем им предстоит вернуться к работе над проектом.
Как знать, возможно, в будущем его ожидает успешная сценическая судьба. Во всяком случае, такая необычная музыкальная постановка, очевидно, могла бы стать настоящим украшением культурной программы международных игр «Дети Азии – 2016».

Иван Шакуров

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>