Радикальный ислам в Киргизии. Как бы не было поздно…

6 июля 2016 года Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев в своем поздравлении в связи с праздником Орозо айт выразил обеспокоенность политизацией религии в стране, призвав остерегаться этой тенденции. Он также отметил, что противопоставление религиозных верований национальной культуре, традициям и обычаям приводят к разногласиям внутри нации и даже внутри одной семьи. В результате создается угроза безопасности государства, национальному единству и согласию. Кыргызстан не обошла стороной тенденция, когда идет насильственное навязывание религии, дискриминация, запугивание соотечественников, придерживающихся другой религии или атеистической позиции. Вызывает тревогу, что в последнее время растет число конфликтов, связанных с религиозными верованиями, что им придается политическая окраска. На примере ряда арабских стран видим, что происходит, когда религиозные деятели ввязываются в политику.

В Кыргызстане уже есть примеры. Так улем Чубак ажы Жалилов, перед парламентскими выборами выдвинул инициативу по продлению на час обеденного перерыва в день пятничного намаза и пригрозил депутатам, не поддержавшим его инициативу. Это вызвало бурные споры и раскол общества на два лагеря, один из которых заявляет, что власть устроила гонения против религиозного аалыма и действует против ислама.

Кроме того, депутатов, проголосовавших против его инициативы, он бросил на растерзание верующих с экстремистскими взглядами. При этом Чубак ажы Жалилов забыл, что Кыргызстан признает свободу вероисповедания и заявляет о себе как светском государстве, где религия отделена от государства. Кроме того, он высказывает мнение не только по религиозным, но и общественно-политическим вопросам, в том числе парламентским законопроектам. Отмечается, что не всегда его мнение совпадает с государственной политикой, законами и Конституцией.

Пример Чубак ажы Жалилова показывает, что в Кыргызстане, в котором только устанавливаются религиозные традиции и мнения, начали доминировать фундаменталистские течения, нетерпимые к инакомыслящим, при удобном случае готовые объявить джихад. Это действительно чревато угрозами.

Это все происходит на фоне того, что аттестацию Духовного управления мусульман Кыргызстана не прошли 800 имамов. Заместитель директора Государственной комиссии по делам религии Бактыбек Осмонов заявил, что всего к процедуре были допущены 1300 духовных служителей, однако, большая часть духовенства проверку не прошла. Также из 71 директора религиозных образовательных учреждений 66 не допущены к аттестации.

И что? Как мне стало известно, большинство духовных служителей, не прошедших аттестацию, остались на своих должностях. Так что мы хотим? И что мы ждем? На кого можно будет свалить вину, если ГКНБ КР и МВД КР не смогут предупредить религиозные конфликты, контролировать деятельность потенциально опасных религиозных организаций и граждан, противодействовать экстремисткой пропаганде?

При численности населения Кыргызстана более 6 млн. человек, из них 80% верующие мусульмане, это около 4 800 000 человек. А если учесть, что около 25%, это дети до 18 лет, то численность сознательных мусульман составляет 3 600 000 человек.

По словам религиозного богослова Садыкжана Камалова количество верующих, соблазненных сладкими речами экстремистских и террористических групп, пока не превышает 10-15% верующих. А это не много не мало, около 360 000 человек.

Однако Садыкжан Камалов заявляет, что еще рано направо — налево бить в колокола. Нет необходимости все преувеличивать и поднимать пену, как это делает 10 Главное управление МВД КР. Можно ли это считать давлением или вмешательством в деятельность правоохранительных органов? Наверно нужно.

Кыргызстан рассматривается среди центральноазиатских стран государством, в котором усиленными темпами идет процесс исламизации. Религиозный экстремизм и терроризм создают огромную угрозу не только для религиозных течений на территории Кыргызстана, а их свыше 300, но и для целостности и безопасности государства.

И как один из сопутствующих факторов – это рост количества мечетей в Кыргызстане. Сейчас их более 2,7 тыс. и более 500 построено в последние пять лет. Строительство большинства мечетей финансируется общественными фондами, которые получают деньги у представителей арабских стран. Не говоря о сомнительных основах преподавания ислама в спонсируемых арабами медресе и проповедях, нередко звучащих в построенных ими мечетях. А проповедуют там совсем не традиционный ислам, а воинственно-ваххабитский. А почему арабские друзья не вкладываются в реальную экономику, в строительство обычных школ или больниц?

В феврале информационные агентства сообщили о распространении в Кыргызстане нового исламского течения, последователи которого, длинноволосые бородатые люди в традиционной пакистанской одежде, не признают плодов технического прогресса и призывают мусульман жить как во времена пророка Мухаммеда.

Новое течение появилось в Кыргызстане несколько лет назад и первоначально распространялось на севере республики — в Иссык-Кульской и Нарынской областях. Теперь же его адепты призывают новых людей в свои ряды практически по всей стране, с помощью даваата, то есть проповеди, призывающей людей обратиться к вере.

В наше время апологетом даваата является международная религиозная организация «Таблиги джамаат» (иногда «Джамаат таблиг»), от которой из-за отдельных разногласий и откололась группа «Йакын инкар». Первая запрещена в России и всех странах постсоветской Средней Азии, за исключением Кыргызстана. Вместе с тем, «Йакын инкар» не признают законы Кыргызской Республики, и это уже элемент радикализации.

Найти материалы о деятельности «Йакын инкар» на русском языке не удалось. Разве что в марте 2015 года вышла одна заметка, в которой выражалась обеспокоенность тем, что в Иссык-Кульской области становится все больше людей, уезжающих на войну в Сирию. Автор обратил внимание на рост радикализма среди молодежи, подчеркивая, что он распространяется «стремительно», и священнослужители связывают это с «религиозной безграмотностью населения, его невежеством в вопросах религии».

Поэтому сегодня, законно возникает вопрос: «Не поздно ли Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев выразил обеспокоенность политизацией религии в стране»?

Координатор Евразийского центра им. Льва Гумилёва в Киргизии
Валерий Синько

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>