С огромным уважением к Василию Макаровичу Шукшину
Посвящается Георгию Осипову, а также «Р.В» (1)
Плясали: Ус, Мишка Ярославов, Федор Сукнин, Лазарь Тимофеев, дед Любим, Семка Резаный, Татарчонок, Шелудяк, Фрол Разин, Кондрат – все. Свистели, орали.
Видно, жила в крови этих людей, горела языческая искорка – то был, конечно, праздник: сожжение отвратительного, ненавистного, злого идола – бумаг. Люди радовались.
Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю»
Вдыхая запах брошенных в огонь и сожженных плодов, скифы пьянеют от него так же, как эллины от вина. Все больше плодов бросают они в огонь и все сильнее пьянеют, пока не поднимаются и не начинают плясать и петь.
Геродот «История»
Шукшин — Скиф
Василий Макарович Шукшин остался в нашей памяти, как человек активный, сильный и подвижный. Он едет в поезде, плывёт на пароме, катается в такси. Скончался Василий Макарович на корабле, как истинный русский кочевник. Небывалая сила двигала его, неся в неудержимом потоке, словно редкую алтайскую птицу. Поезд едет-едет-едет и… перелетает реку без моста. Как без моста?! На воздушной подушке.
В русской культуре начала XIX века страсть к путешествиям именовали «скифством». Прославились странничеством Пушкин и Гоголь, но более всех – Денис Давыдов – подлинный «скиф» революционной войны с Бонапартом.
Однако помимо смерти необходимо зафиксировать и место рождения великого человека. На Родине Шукшина в деревне Сростки Алтайского края археологи недавно обнаружили скифское городище, построенное в VIII веке до н.э.
Т. е. Шукшин мало того, что умер как скиф – в походах и скитаниях, он ещё и родился буквально на скифском кургане. Получается, что сама биография режиссёра не даёт нам права в «скифстве» Шукшина усомниться.
У всех есть свой Шукшин, свои любимые фильмы. А мы будем говорить о том, что Шукшин не сделал, не сотворил, о его грёзе. Она украшала изнутри его творчество, не бросаясь на глаза. Мечта осталась в буквальном смысле за кадром. Задуманное сам Василий Макарович считал самым значительным делом жизни. И в этом «несвершённом» Шукшина кроются настоящие сокровища. Клады Стеньки Разина.
Он «горел» Грёзой о Степане Разине, считал атамана, чуть ли не Мессией рода человеческого, ставил его на одну доску с Христом!
«И героев-то таких в истории человечества — девять-десять: основатели религий, Христос в том числе, вожди народных восстаний, не все: Пугачев сюда не может быть отнесен. Наполеон тоже «не вышел» на такого героя, хоть шуму наделал больше всех их. Разин…»
Всю жизнь Шукшин писал одну и ту же книгу, пошёл в режиссуру, чтобы снять один единственный фильм. Параллельно публиковал отличные книги и снимал шикарные фильмы. И бредил-бредил Степаном Разиным.
Раджа
Грёза о Разине априори является скифской, потому что Разин и есть архетип Скифа: мобильного, пассионарного, благородного, нестяжательного, мужского, иного.
Но есть ещё экспертное заключение евразийского лингвиста. Теодор Шумовский великолепный знаток происхождения русских слов доказал, что фамилия «Разин» — это вовсе не принадлежность к семье. Это почётный титул степного аристократа — однокоренной древнему слову «Раджа». (2)
Так в Индии до сих пор именуют сиятельных князей – потомков скифов и эфталитов (белых гуннов), захвативших Индостан во времена «раджпутской революции» VII века. Ну да, Разин – Скиф. Такой же, как Василий Шукшин.
Солнечный Русский
Людей, подобных Степану Разину, «Новые Скифы» называют Солнечными Русскими. Они презентуют русский мужской архетип. Для Солнечного Русского, реализация его мужского «Я» – это не главное. Он бросает сердце на алтарь Иного. И он не победим.
В Берлине в Трептов-парке стоит памятник русскому солдату работы Вучетича. В одной руке солдата – меч, в другой – спасённый ребёнок.
Прототипом для скульптора послужил советский солдат, уроженец села Вознесенки Кузбасса Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года.
Русский герой дошёл до Берлина, пройдя по головам врагов и друзей. Согласно психоаналитике Адлера и философии Ницше дальше он должен реализовывать своё «Я» и волю к власти, которой у него до черта (иначе бы он ни до какого Берлина не добрался). Он должен брать трофеи и угонять в Россию рабов. Так и делали немцы – белокурые бестии. Русаки же мои не так. Русский солдат погибает в Берлине, закрывая своим телом немецкого ребёнка. Это крах для западного мировоззрения, да и для любого другого. Такое поведение Мужчины-Триумфатора алогично.
Но Солнечный Русский пришёл из Иной страны. Мы победили Германию не тогда, когда закрутили ей кишки по Бранденбургские ворота. А в минуту конца войны, когда русский солдат отдал жизнь за немецкую девочку в городе Берлине.
Разин – любит!
Вот и Степан Разин – Солнечный Русский, потому что он живёт для других, он разменивает свою волю на волю других. Он бесконечно любит свою удивительную страну и свой странный народ. Воин, в котором живёт любовь – заговорён от поражений. Как Разин, непобеждённый никем по сию пору.
«Разин — это русская трагедия. Сколь способен любить Разин — столь любит народ, породивший его, сколь ненавистны ему страх и рабство, так они прокляты изначально прародителем его — народом. В то далекое время народ не знал, как освободить себя. Не знал и Разин. Если б знал, освободил бы. «Я пришёл дать вам волю» — и принял топор палача. Разин не может быть жесток исторически. Жесток, тот, кто губит из страха и властолюбия. А Разин любит!» (3)
Счастливая фраза «Разин любит!». Словно пароль в Царствие Небесное. Ведь корнями Разин-Раджа вырастает из небесной Сварги – жилища всеблагого и стогневного, щедрого, могучего, яростного и непобедимого громовержца Индры. Раджпуты – дети Индры, как и казаки.
Индра
Историк религий Жорж Дюмезиль интересно описал характеры и повадки древних арийских богов. Варуна сковывает и вяжет землю и небо. Митра организует справедливый порядок.
А Индра приходит и выносит всё к чёртовой матери, забрасывая планету иными мирами. Ведь всем известно, что во время сильной бури торнадо часто швыряют в почву не только птиц, автомобили и насекомых. Сверху падают также тритоны, удавы, пламенные головни, затянутых в атмосферу комет. А те несут споры новой инопланетной жизни. Кусочки звёзд и энергию чистого света. И жизнь не кончается. Она начинается.
Таинственная сила Индры в его «ваджре» — алхимической квинтэссенции молнии и алмаза. Словно капельница-гроза она наполняет кровь героев соком небесных берёз.
Воля вихря
Философ Делёз утверждал, что тайный сговор двух властителей Митры и Варуны породил Государство. И все властители мирские по сию пору копируют космических владык. Один царь вяжет, разводит, второй – пишет законы. Один «проворачивает», другой «заявляет», один околдовывает, другой судит. Они выстроили всех под свой бесконечный имперский бадминтон, королевские шахматы. В такой ситуации стихия чистой жизни обречена на рабство этих дихотомических качелей. Всё поделено между Митрой и Варуной. Ты за Pussy Riot или против Pussy Riot? Два дракона вцепились друг в друга.
Ты за царя или за патриарха? За Никона или за Алексея Михайловича?
Но внезапно является Индра-Степной-Раджа-Степан-Разин…
Иной из Иного – Сильный — С-Той-Стороны, из Ниоткуда. Он утверждает: «оба хуже». И как в клипе группы «НОМ» «Спорт вреден!» — выбрасывает шахматы и ракетки в окно. Он не принимает никаких ограничений и разграничений, он не играет по установленным кем-то правилам. Он существует вопреки. И вот этот Господин Вопреки речёт задушенным драконами людям: «Я пришёл дать вам волю!»
Балет
Воля и молния «Раджи» должна была преобразить страну Советов 70-х годов через главный фильм Василия Шукшина.
Но что же произошло? Почему шукшинский марш ветров умчался в космическую дыру? У меня есть личное предположение на эту тему. В порядке дискуссии.
Вова Акваланг однажды сделал фотографию на форуме «Россия 2020» – на ней я и балерина Волочкова. Фотография несколько кривоватая. Изящная балерина застыла вполоборота с немым вопросом: «Павел, мы будем с Вами фотографироваться?». А ваш покорный слуга играет желваками и со злостью смотрит вдаль. Это притом, что я прекрасно отношусь к Волочковой и всегда любезен с женщинами. Но Акваланг, как заправских джазмен выхватил синкопу конфликта, точку нуменозности, потоки инвазий. Секунда туда – секунда сюда: все улыбаются. И отправляются в портфолио.
Ну а это тогда что такое?!
Вова повесил «битое» фото у себя в ЖЖ под названием «Революционер и балерина». Неминуемо пошли весёлые комментарии. Например, от Анонимуса: «У него же желваки, как у Шукшина играют».
Я совсем забыл о мимолётном приключении пока не начал входить в историю взаимоотношений Шукшина, Степана Разина и киностудии имени Горького.
В 1971 году худсовет студии окончательно зарубил картину о Разине и разрушил страстные надежды Шукшина. Наблюдатели вспоминают, что когда Василий Макарович вышел оплёванный, то тихо зарычал: «ВСЕ. Пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де — С комсомольским задором… ТОШНО».
И страшно «заходил» желваками.
Я не собираюсь сравнивать себя с Шукшиным и наоборот, мы всё же разные люди. Но здесь видимо сработал один и тот же скифский рефлекс. Рефлекс отчуждения чистой жизни от рациональной культуры.
Ведь балет как элемент культуры – суть монетизация творческих усилий цивилизации. Это часть багажа оккупационной элиты. Он находится в рамках договора Митры и Варуны. Балет есть забава аристократов-митраистов. И глупо предъявлять претензии запонкам или пенсне Митры. Претензии надо предъявлять самому Митре и его благородным нобилям, за то, что они жрут русский народ, аки клопы ненасытные тысячу лет.
Балет — удел королевских особ, как и шахматы. В нём есть правила и строгие па. Он прекрасен и эстетичен. И мёртв. Он разрезанная часть бытия. Воронёнок на глазу у погубленного Ивана-Царевича.
А скифство Степана Разина — это Живая Вода. Она создаёт, рождает, взрывает, ломает через колено, обновляет, чарует, дарит счастье и побеждает. Вода, насыщенная бриллиантовой кровью волшебных молний. Вода сияющей далёкой планеты.
Балет и культура живут в теле страны, но горе стране, где господствуют исключительно любители балетных. Как в России перед 1917 и 1991 годом. Тогда стране каюк.
Шукшин понял всё и сразу. Что в брежневской России для Степана Разина, для стихии чистого света — уже места не было.
Пляска Степана Разина
Но марлезонский балет никогда не бесконечен, а уж в России — тем паче. Великие князья веселятся с балериной Кшесинской, но рукоятка нагана Бориса Савинкова уже стучится в ложу генерал-губернатора. И Ванечка Каляев отправляет к чёртовой бабушке главного любителя русского балета князя Сергия Александровича. Ну а дальше в Большом сходятся бесконечные братья Степана Разина – в матросских бушлатах и крестьянских полукафтанах. Они съехались на съезд советских депутатов. И обнажённые пьяные вакханки швыряют с пьедестала статуи балерин.
И Айседора Дункан, бежавшая в страну Степана Разина, запускает баранью голову свободного танца в европейский балет.
А Разин срывает шапку, хлопает ею оземь. То был пляс и не пляс – что-то вызывающе-дикое, нагое: так выламываются из круга и плюют на все.
– Ходи! – заорал он. – Тю!.. Ох, плясала да пристала, сяла на скамеечку. Ненароком придавила свою канареечку! Не сбавляй!.. Вколачивай!
К атаману подстраивались казаки и тоже плясали: притопывали, приседали, свистели, ухали по-бабьи… Наладился развеселый древний круг! (4)
Черкасские свадьбы
В городе снова всё идёт по плану – Варуна и Митра чинно жрут человечий пирог, очередной королёк ведёт заседание правительства, очередная ведьма в монокле глядит на Есенина и плюётся, очередной пиарщик выносит Ленина из мавзолея. Но Силе всё равно, она, как зараза, пролетает мимо и сквозь приказных, полицейских и медийных. Она отрыгивается официальной культурой, её нет на картах GPS, она выкинута из договора элит и повестки дня Государственной думы на 1000 лет вперёд.
Но Григорий Распутин приплясывая и улыбаясь в усы, снова мягко ступает на Невский проспект. Он не предусмотрен никем, но он несёт в себе Сразу Всё.
Карл Густав Юнг – психоаналитик дальше всех подошедший к интересующей нас проблеме, повествовал о Духе Меркурии. Об отринутой официозом права, государства и церкви стихии чистой жизни. О золотой Силе царства Великанов и Карликов, сокрытой за отделяющей мир сей стеклянной стеной. С-Той-Стороны в неё стучатся ножками нерождённые дети.
И Сила вольного царства Степана Тимофеевича забрасывает эти города тысячами жар-птиц.
Когда казаки-революционеры в 1669 году заняли столицу Дона Черкасск, то русский пророк Степан Разин потребовал играть свадьбы по-новому (или очень по-старому): «Поставьте молодых у дерева, дайте им чару из вина и крови, да пляшите вокруг них хоровод. Вот и получится у вас разлюбезная парочка».
И великолепно плясали казаки-женихи и серебряный снег парил над головами невест.
«Новые Скифы» – партия С-Той-Стороны. Партия разинских кораблей, плывущих с изумрудных холмов Мазендерана. Мачты у них с радужными парусами, словно хвосты павлиньи. Они ходят в страну, где нет различий, противоположностей, где смерти нет места, где круглые сутки карагоды играют свадьбы. Оттуда несут медовые реки первобытную Силу и Танцы. С осенних холмов Алтая, с огненных ветров Гиляни, с винных рек Черкасска, с Солнцевых гор Золотых.
Оттуда скачут к нам плясуны свадеб и переворотов — Мужчины С-Той-Стороны: Индра, Разин, Шукшин…
Чудаки и поджигатели. Они врываются в драконий порядок и режут и жгут его на куски.
Митра будет повержен, а Варуна прижат копием. И оба завязаны колесом.
Азартные скифы-близнецы в золотых масках с грифоньими клювами!
Летят!
Танец в скифской юрте
Эта пляска завершит наше эссе о Разине и Шукшине. Её могло бы и не быть, но она здесь и никто ничего с этим поделать не может! Пляска раскручивается как ураган, отодвигая световыми руками, кистями, коленями, ладонями, мизинцами тени и сны, прошлое и будущее.
Так плясали русские княгини в татаро-монгольских юртах. Меркуриальные листья летели во все стороны, так что свиристело в ушах. Пламя Татарского океана успокаивалось и белые русские лебеди кувыркались в его огненных волнах.
Раз-два-три – и нет Орды. Орда стала русской аристократией, а Русь – Красной ордой от Татарского пролива до Финского залива.
А пляска разворачивалась, мелила-мелила, наполнялась крылами и станами. Образы рождали звуки, будто шептались стружки, перья, цветы, насекомые, живущие в дереве. Танец обретал световую длительность, прыгал змеёю, обнимал облаком.
Белое солнце скакало, крутилось каруселью. И только ритмический стук в стену, в потолок и в пол накатывал новые наскоки.
Так в молочных реках Града Святого Духа дышали и вертелись прыгуны-молокане. Дух нисходил, растворяя длинные и чёрные поля страстной небесной солью. После всегда прорастали горластые кристаллические травы. И звенели-звенели-звенели, вызывая последний пламенный дождь.
Ликующий единорог нарезал круги вокруг спящего льва. Скимен сразу проснулся и от удивления открыл алую пасть алхимической свадьбы.
А пляска продолжалась. Продолжается. Отныне она будет вечной. Она больше никогда не остановится. Она заберёт в свои круговороты и сердцебиенья лесные поляны и степные просторы.
А из сияющего моря пляски любви смотрели миллионы золотых рыб. Они зажигали огни бесконечных глаз.
Павел Зарифуллин
(1) Одно из объяснений аббревиатуры «Р.В.» — «Русский Восток» — тайное общество, созданное в российском генштабе генералом Снесаревым. Ставило своей целью «скифское преображение» Руси, а также присоединение к России Синьцзяна, Тибета, Северного Ирана, некоторых частей Афганистана, а также освобождение Индии от Британского господства. В разные годы к обществу принадлежали такие разные люди, как Шапошников, Рерих, Блюмкин и Изенбек.
(2) “Раджа» происходит от индоевропейского корня rāj со значением «быть во главе чего-либо», а также «блестеть, сверкать»
(3) Василий Шукшин — заявка на сценарий фильма «Я пришёл дать вам волю»
(4) Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю»
При оформлении использованы работы Сергея Кириллова, Николая Уколова, Вячеслава Ларионова, Формичёва, Мокина, Ивана Билибина, Бориса Кустодиева
Да, скифы во все времена оставляли память о себе в самых различных частях Земли! Две с половиной тысячи лет «наследили» в Египте, Китае, за тем в Индии, Персии, в Западной Европе (гунны), опять в Китае, Индии, Малой Азии (Золотая Орда). В новейшей истории Россия не один раз в Европе. Причём, оставляли и детей в память, свои технологии, одежды, смекалку, в том числе четырёхколёсные повозки, штаны и прочие скифские изобретения. А сколько скифских изобретателей и учёных получил мир в двадцатом столетии из среды русских иммигрантов? Но во все времена отношение к скифам носил и носит недоверчиво-презрительно-снисходительный отпечаток, а внутри скифской державы (то что вчера ещё называли СССР, сегодня — Евразией) неизменно культивируется взаимная неприязнь между составляющими её этносами. Почему? Может быть в мире царит понимание, что здесь вновь может родиться то, что нарушит сложившийся миропорядок и заставит плясать человечество…
К гуннам и Орде, действительно, отношение у многих неоднозначное. А к скифам позитивное.