Последняя недружественная акция константинопольского патриарха Варфоломея по снятию анафемы с украинских общественных деятелей Михаила Денисенко(«патриарх Филарет») и Николая Малетича(«митрополит Макарий») привела к восторженной оценке данного действия со стороны президента Украины Петра Порошенко, который на этот раз решил показать себя «знатоком» канонического права.
Заявление Порошенко носит популистский характер
Глава украинского государства заявил, что вселенский патриарх «окончательно провозгласил незаконной московскую аннексию» Киевской метрополии, которая была осуществлены Москвой в конце XVII века. По словам Петра Алексеевича, в контексте этого решения было однозначно сказано, что Москва не имеет канонических прав на украинскую православную церковь.
На самом деле, эти слова Порошенко носят откровенно популистский характер, и вообще есть сомнения, что он сам их воспринимает серьезно – например, до событий 2014 года Порошенко изображал себя «верующим человеком» только и исключительно в храмах УПЦ МП.
Кроме того, слово «аннексия» была употреблена из-за того, что она постоянно в ходу на Украине в связи с событиями в Донбассе.
Все эти махинации константинопольского патриархата имеют чрезвычайно сомнительный характер, поскольку если брать историю, то историческая митрополия была сначала перенесена во Владимир, а затем и в Москву. И здесь не трудно догадаться, что сегодня это московский патриарший престол, который в 1589 году получил данный статус от Константинопольской патриархии.
Отдельный статус «новой» киевской метрополии, который является следствием того, что в 1458 году еще при зависимости Руси от Золотой Орды, московская кафедры была разделена по политическим причинам на две территориальных части. Здесь необходимо отметить, что московская митрополия по наименованию была учреждена только в 1461 году, до этого в Москве сидел киевский митрополит.
Претензии Константинополя на Украину вызывают серьезные сомнения
Причиной данного разделения стали события на Руси, чья северо-западная часть только начала собираться воедино и выходить из вассальной зависимости от Золотой Орды. Тогда эта территория называлась Московией, причем несколько позже она будет зваться Россией.
При этом, юго-западные территории Руси вошли сначала в состав Великого княжества литовского, а затем и Речи Посполитой – унии между Польшей и Литвой, поэтому Константинополь и решил разделить Киевскую митрополию по государственному принципу.
Естественно, после того, как в 1653 году левобережная Украина вместе с Киевом вернулись в состав Московского государства, такая система по подчинению киевской метрополии Константинополю стала пережитком, и последний, пусть и через 35 лет, был вынужден уступить ее московскому патриарху. Причиной данной задержки стали требования греков финансового характера, которые было непросто разрешить.
Ведь после того, как в 1453 году пала Византийская империя, константинопольский патриарх начал существовать в турецком государстве и стал чрезвычайно зависимым от помощи из-за рубежа. Собственно, так дело обстоит и сегодня, поскольку данные его действия в отношении Украины нельзя объяснить ничем кроме фактора той финансовой помощи, которая сегодня приходит в Стамбул из США и Канады.
Порошенко использует данный вопрос в своих целях
Другой вопрос, что Порошенко пока бежит впереди паровоза – никакой автокефалии Украине на сегодняшний день не дали, но данные шаги действительно являются подготовкой к ней, и это будет чрезвычайно тяжелое решение, поскольку ясно, что Москва в таком случае разорвет свое каноническое общение с Константинополем, что приведет к отмене любых контактов между церквями.
Для Украины, которая сегодня разрывается социальными и этническими противоречиями, это станет еще одним фактором в пользу деградации государства, не говоря уже про то, что далеко не факт, что данное решение будет признано мировым Православием.
Ведь Россия на протяжении более пятисот лет является самым сильным православным государством мира – к тому же, ясно, что каноническое право на ее стороне, поэтому далеко не факт, что другие кафедры признают это «финансовое» решение Константинополя.
ФБА «Экономика сегодня» данный вопрос прокомментировал политолог Богдан Безпалько.
«На самом деле, это очень хороший предвыборный пиар для президента Порошенко, поскольку он не может ничего предъявить населению страны в качестве своих практических успехов. Все на сегодня плохо у украинского лидера – и в политике, и в экономике, но, проводя все эти манипуляции по автокефалии, он получает поддержку со стороны части украинского общества», — заключает Безпалько.
Все эти события происходят в рамках отрыва Украины от России
Как замечает эксперт, все это является действиями Порошенко в рамках националистического популизма, который сегодня ввиду аховой ситуации в стране и отсутствия перспектив реальных улучшений внутригосударственной обстановки является для Киева лейтмотивом.
«С другой стороны, это действительно тренд для Украины, который наблюдается там еще с конца восьмидесятых, начала девяностых годов, ведь Михаил Денисенко, который более известен, как «патриарх Филарет», возник не сейчас, а довольно давно, и его, так или иначе, поддерживали все украинские президенты, а не только один Петр Порошенко», — констатирует Безпалько.
По словам Богдана Анатольевича, все это связано с украинской политикой, направленной на разрыв отношений с Россией, причем не только с точки зрения государственных и торгово-экономических отношений, а в рамках социальных и общественных настроений.
«Соответственно, раз сейчас есть возможность отрезать украинскую православную церковь от канонических связей с Москвой, то на Украине будут это делать, и это государственная политика со стороны Киева», — резюмирует Безпалько.
Украинцы здесь используют церковный вопрос в рамках своих политических интересов – ведь автокефалии здесь добивается не канонический митрополит киевский Онуфрий, а раскольники, которые не признаны поместными православными церквями.
Так что, все это большая политика, которая может еще больше дестабилизировать ситуацию на Украине.
Источник: Экономика Сегодня