Развал Ирака: терроризм, этноконфликты и религиозный передел (часть III)

В декабре 2011 года в сфере внешней политики иракское руководство по-прежнему уделяло наибольшее внимание отношениям с США и сирийскому направлению.

В декабре главным в иракско-американских отношениях стало завершение вывода войск США из Ирака и обсуждение вопросов, связанных с дальнейшим развитием отношений между двумя государствами.

С этой целью премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил Соединенные Штаты с официальным визитом, где провел переговоры с президентом Б. Обамой и другими высокопоставленными деятелями американской администрации. По итогам двусторонних переговоров президент США Б. Обама заявил, что после вывода войск американо-иракские отношения не пойдут на спад и «Багдад не останется один на один со своим будущим», т. к. будут иметь в лице Америки «постоянного партнера» и надежного союзника. Вашингтон планирует «усилить демократические институты в Ираке, расширить научно-технический обмен, а также увеличить объем торговли» между двумя странами. Кроме того, планируется «упростить межчеловеческое общение между нашими гражданами посредством образовательных программ». По словам Н. аль-Малики, в самое ближайшее время США и Ирак подпишут ряд документов в сфере двустороннего экономического и политического сотрудничества «на основе обоюдного уважения к суверенитету». Глава иракского правительства предложил американским компаниям оказать помощь в восстановлении его страны, подчеркнув, что ведущую роль в определении будущего Ирака играют не генералы, а корпорации и лидеры бизнес-сообщества. Вместе с тем, по словам Н. аль-Малики, иракские власти не удовлетворены нынешним малым числом американских компаний в стране и хотят, чтобы их было больше. Иракский премьер поблагодарил США за взятые на себя обязательства, отметив, что две страны должны продолжать сотрудничество, особенно в вопросах борьбы с терроризмом, подготовки сил безопасности и оснащения иракской армии.

Н. аль-Малики и Б. Обама обсудили и сирийский вопрос. Причем, по словам главы Белого дома, у сторон несколько разные подходы к решению этой проблемы. Н. аль-Малики заявил в Вашингтоне, что Ирак выступает против любой интервенции в Сирию. Глава правительства Ирака также подтвердил, что в Багдаде намерены решительно противостоять любым попыткам Ирана вмешиваться в иракские дела страны после ухода американских войск и, если ранее Иран «оправдывал свои действия тем, что присутствие войск США в Ираке создает угрозу (иранской) национальной безопасности, то теперь эта опасность позади». С учетом этого фактора «все оправдания, расчеты, возможности для вмешательства во внутренние дела Ирака под другими лозунгами» являются несостоятельными.

По информации СМИ, в ближайшие семь лет американский бизнес намерен инвестировать в Ирак, в основном нефтегазовую отрасль, более 200 млрд. долларов. Для обеспечения реализации этих планов и «присмотра» за иракцами в Ираке останется 16-тысячный контингент американских дипломатов и частных охранников, которые фактически и будут обеспечивать американское военно-политическое присутствие в этой стране. Эти «дипломатические» экспедиционные силы, обладающие необходимым иммунитетом, будут размещены на четырех главных (в Багдаде, Басре, Эрбиле и Киркуке) и семи второстепенных объектах, более похожих на крепости или военные базы. Кроме того, нанимаются специальные фирмы, которые обеспечат авиационную поддержку и проводку дипломатических конвоев. Предполагаемая стоимость содержания расширенной дипломатической миссии составит около 3,8 млрд долларов.

В то же время, по словам Н. аль-Малики, штат американского посольства в Багдаде составляет от 1,5 до 2 тыс. человек. При этом число американских дипломатов может быть либо увеличено, либо сокращено по просьбе иракской стороны.

Радикальный шиитский лидер М. ас-Садр резко раскритиковал Н. аль-Малики за его «унизительный для иракцев» визит в Вашингтон и, особенно, за возложение венка на Арлингтонское мемориальном кладбище, где находятся могилы американских военнослужащих, погибших в Ираке. По словам шиитского деятеля, премьер-министр этим поступком «переступил через реки крови, пролитой американцами на иракской земле».

В минувшем месяце иракское правительство продолжало активно действовать на сирийском направлении. Так, в декабре в Дамаске побывали личные представители премьер-министра Ирака Н. аль-Малики во главе с советником по национальной безопасности Ф. аль-Файядом, которых принял президент Сирии Б. Асад. Посреднические усилия Багдада способствовали тому, что Дамаск согласился на прибытие в Сирию миссии наблюдателей от Лиги арабских государств. Иракские власти пытались посредничать и в налаживании диалога между сирийским правящим режимом и оппозиционными силами, однако успеха здесь достигнуто не было.

Характер действий Ирака на сирийском направлении во многом продиктован стремлением сохранить тесные торгово-экономические связи с соседней страной, учитывая, что в 2010 году товарооборот между САР и Ираком достиг 5 млрд долларов. «Мы выступаем против кровопролития и разделяем обеспокоенность ЛАГ, но воздерживаемся от введения санкций против Дамаска, исходя из своего географического положения, заинтересованности в партнерстве и по причине присутствия в этой стране большой иракской общины», — подчеркнул министр иностранных дел Ирака Х. Зибари. Комментируя решение ЛАГ о введении санкций против Сирии, Н. аль-Малики заявил, что международные экономические санкции и блокада, которые были введены в свое время против Ирака из-за политики С. Хусейна, причинили «вред не бывшему режиму, а иракскому народу». Поэтому сейчас «мы отказываемся от введения экономических санкций в отношении любой другой страны, независимо от причин. Потому что они влияют не на режимы, а на народы». Глава иракского правительства также предостерег арабские государства от недооценки той опасности, которую влечет для региона дестабилизация ситуации в Сирии: «Те страны, которые думают, что они далеки от ветров перемен, дующих в регионе, могут оказаться в самом центре шторма». Н. аль-Малики считает, что падение режима президента Б. Асада может привести к крупному межконфессиональному конфликту в регионе. Кроме того, власти Ирака опасаются, что возможный приход к власти в Сирии правительства суннитов может способствовать активизации сепаратистских группировок в соседней иракской провинции Анбар, населенной преимущественно суннитами.

Ирак не разрешил Иордании использовать его территорию для транзита грузового транспорта в Турцию в обход Сирии, т. к. «не хочет участвовать в проектах, затрагивающих экономику Сирии и интересы сирийского народа».

В то же время ряд иракских суннитских политиков поддерживают борьбу сирийской оппозиции против правящего в Сирии алавитского режима. Также имеется информация о том, что иракские радикальные суннитские группировки направляют в соседнюю страну деньги, оружие и боевиков.

Иран всячески стремится упрочить свои позиции в Ираке после ухода оттуда войск США. В то же время в Вашингтоне считают, что, несмотря на все приложенные ранее усилия, иранские власти так и не смогли распространить свое политическое влияние на соседнюю страну. Американская администрация уверена, что подобная ситуация сохранится и в дальнейшем. Что же касается утверждений о проиранской направленности политики Н. аль-Малики, то в Вашингтоне изначально не считали иракского премьер-министра проиранской фигурой, «как, впрочем, и многих шиитов». Однако борьба с суннитами за власть так или иначе вынуждает его правительство принимать в том или ином виде иранскую помощь.

Сложными остаются отношения Ирака с Кувейтом. Совет Безопасности ООН 16 декабря призвал Ирак принять меры к нормализации отношений с этой страной. Как отмечают в ООН, до сих пор остается неизвестной судьба многих жителей Кувейта и иностранцев, пропавших во время иракской агрессии 1990-1991 годов. Неизвестно также местонахождение многих материальных ценностей и большей части государственного архива Кувейта. Новое иракское правительство пообещало выполнять обязательства, наложенные на Ирак в соответствии с международными резолюциями, однако, как говорится в недавнем докладе ООН, за прошедшие два года власти в Багдаде ничего не сделали в этом направлении. Ирак все еще остается должен Кувейту почти 20 млрд долларов в качестве компенсации за ущерб, причиненный в ходе войны и оккупации. Два государства до сих пор не заключили договор о демаркации границ между ними. Отношения Ирака с Кувейтом обострились в последнее время в связи со строительством Кувейтом порта Мубарак на острове Бубиян вблизи иракских территориальных вод. Ирак расценил это строительство как угрозу его национальным интересам.

На декабрьском саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в Эр-Рияде руководители аравийских монархий выразили поддержку Кувейту и высказались за то, чтобы Ирак соблюдал положения резолюций Совета Безопасности ООН, согласно которым была определена иракско-кувейтская граница. С точки зрения стран-членов ССАГПЗ, Кувейт строит порт на своей территории, в пределах его территориальных вод, и, соблюдая границу, которая была обозначена в соответствии с решениями ООН. Также была подчеркнута необходимость полной выплаты Ираком компенсаций Кувейту. Кроме того, от Ирака потребовали предоставить Кувейту сведения о военнопленных и пропавших без вести гражданах Кувейта и других стран, которые были угнаны в Ирак, а также вернуть кувейтское имущество, в первую очередь, национальный архив Кувейта, похищенные в период иракской оккупации страны.

Саудовская Аравия заявила о готовности после ухода американцев из Ирака активизировать свои связи и контакты с Багдадом, чтобы «сохранить эту страну как часть арабского мира». 11 декабря премьер-министр Ирака Н. аль-Малики обвинил Турцию во вмешательстве во внутренние дела его страны, поддержке «различных личностей и блоков». «Мы приветствуем их на экономическом фронте, однако отрицательно оцениваем в политической сфере», — подчеркнул Н. аль-Малики.

Совет (министров) Евросоюза 22 декабря выдал разрешение на подписание соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Ираком. Данное соглашение станет первым контрактным документом в истории отношений Европейский союз — Ирак. Документ закладывает основу как для активизации двусторонних торгово-экономических связей и обеспечения притока инвестиций, в частности в энергетику и сектор услуг, так и для противодействия терроризму и распространению оружия массового поражения. О дате подписания документа не сообщается.

Выступая 31 декабря на праздновании в честь завершения вывода из страны американских войск, премьер-министр Ирака Н. аль-Малики подчеркнул стремление Багдада иметь хорошие отношения со всеми соседними государствами и намерение работать в интересах реорганизации «арабского дома» в интересах всех его жителей. Также было заявлено о желании Ирака строить сбалансированные отношения со всеми странами мира на основе взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела. Ирак, как было отмечено, продолжит политику позитивного нейтралитета в отношении региональных и международных конфликтов, будет активно действовать по снижению региональной напряженности.

Таким образом, в декабре 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке заметно осложнилась. После ухода из страны американских войск премьер-министр Н. аль-Малики открыто взял курс на монополизацию властных полномочий в своих руках, на прямое подавление своих политических оппонентов, главным образом из числа ведущих суннитских политиков, что усилило политическую напряженность в стране, привело к очередному глубокому политическому кризису. На этом фоне продолжали активизировать свою деятельность террористические и экстремистские группировки различной ориентации, ухудшилась ситуация в сфере безопасности.

Источник: Институт Ближнего Востока

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>