Религиозный марафон: ПЦУ начинает и отстает

Никто не будет спорить с тем, что новосозданная Православная церковь Украины (далее ПЦУ) довольно бодро начала свой жизненный путь, на старте раздав большие авансы всем, кто ждал реформ и «православия с человеческим лицом». В ее состав влились интересные и яркие люди, включая организаторов Открытого Православного университета святой Софии-Премудрости – одного из самых интересных православных проектов последних лет, рассчитанного на диалог с интеллектуалами. Аналитики были убеждены – вот теперь, без имперского и прочего балласта, получится сформировать церковь открытую, демократичную, соборную и вообще все, как Собор 1917-1918 года прописал. ПЦУ воспринимали, как альтер-РПЦ. Все, что в РПЦ выглядело плохо, в ПЦУ будет хорошо.

Прошло время, и что мы видим? А видим мы картину достопечальную. Взяв хороший рывок на старте, ПЦУ оказалась один на один с уже собственным балластом: родовая зависимость от политики, сильное националистическое лобби внутри и большое количество епископов и клириков с застарелой «травмой раскола». Существование, когда в течение долгих лет тебя никто не признавал не только каноничными, но православными вообще, сформировало особый менталитет. Идентичность не через позитив, но через противостояние и оппонирование другим.

В недавнем выступлении молодого митрополита Епифания перед студентами Киево-Могилянской Академии тот сформулировал весь исторический балласт в одной емкой фразе: «Впереди у нас еще немало вызовов и преград, которые мы должны вместе с вами преодолеть. Ведь рядом – мощный враг, который пытается нас поработить, и он хорошо понимает роль Церкви в обществе. К слову, когда у Путина спросили, что является безопасностью РФ, он ответил, что это ядерный щит и Церковь. Из этих слов мы можем понять, какую роль играет УПЦ (МП) в Украине. Это последний форпост России, поэтому мы и дальше будем делать все возможное, чтобы в Украине утвердилась и строилась своя Поместная Православная Церковь». Итак – кругом враги, никакого диалога с крупнейшей церковью в стране (УПЦ), ну и национализма для пикантности добавить. Слова, которые можно было бы ожидать от патриарха Филарета, но не от лидера церкви, которая пытается претендовать на то, чтобы стать источником объединения всех православных сил в стране.

Но этом фоне УПЦ оказывается в куда более выигрышном положении. Она в свое время воспользовалась возможностью (вынужденной) промолчать, за несколько лет откровенного давления выработала позицию, которую нельзя назвать иначе, как наиболее трезвомысленной в актуальной украинской церковно-политической ситуации.

Прежде всего – это все еще церковь большинства. Массового перехода в ПЦУ не произошло. И как всякая церковь большинства – она РАЗНАЯ. Здесь есть и украинские националисты и русские имперцы, есть сторонники интеграции с Россией и европейского выбора, есть в конце концов большой мейнстрим в целом умеренный политически и склонный к примирению.

Это пока что единственная общепризнанная каноническая структура. ПЦУ признает пока одна церковь, возможно к ней присоединится вся или часть Элладской и это пока в сухом остатке все. А это значит, что нравится это Епифанию, или нет – но диалог придется выстраивать именно с УПЦ, и ни с кем иным.

Ну и наконец, можно процитировать аналитиков телеграм-канала «Религия сегодня» — «сама риторика Епифания ну жутко устарела. Это риторика эпохи Порошенко с его зацикленностью на «щупальцах Кремля» и «империи зла». Но времена меняются.»

Итак – УПЦ почти не двигаясь с места уже догоняет молодую деноминацию. И это парадокс, который говорит только об одном. Если УПЦ возьмет на вооружение современные методы взаимодействия с интеллигенцией и обществом, представит вот то самое чаемое «православие с человеческим лицом», то это позволит ей качественно переломить ситуацию в свою сторону. Реанимация проекта Открытого Университета уже на базе УПЦ, создание сети клубов православной интеллигенции, более активный диалог православных и светских некоммерческих и благотворительных проектов. Все это еще раз подтвердит простой факт, что именно УПЦ является подлинной «церковью украинского народа» — стоящей выше политических и этно-лингвистических разделений, сшивающей молитвой и принятием разорванную ткань украинского социума. А всего-то, что требуется – не стоять на месте, а сделать несколько простых шагов. Есть ли у УПЦ такой потенциал? Безусловно! Сделает ли она эти шаги? Увидим.

Г. Сковородин

Baznica

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>