Как нам работать с трудовыми мигрантами? Роль духовных организаций в процессе адаптации мигрантов и их интеграции в российскую среду. Интервью с председателем Координационного совета мигрантских сообществ и организаций России, президентом Конгресса национальных объединений России, доверенным лицом президента Российской Федерации В.В.Путина, д.э.н., профессором Владимиром Кирилловичем Хомерики.
— Как Вы оцениваете ситуацию в России в связи с увеличением количества трудовых мигрантов в стране?
— Сегодняшняя ситуация своего рода вызов для современного российского государства. Во времена СССР такого просто не было. Поэтому у России нет опыта в этой области. Конечно ни органы власти на местах, ни инфраструктура и социальный комплекс страны, ни основная часть населения России к такому наплыву иностранной рабочей силы просто не готова. Это происходит не только у нас, но и во многих других странах – Франции, Испании, Великобритании, других, имеющих многолетний опыт миграционного наплыва, ситуация ещё похлеще. Но главный вопрос не в самой миграции, которая необходима России, а в огромных неконтролируемых потоках мигрантов, оказывающих непосильную нагрузку на объекты инфраструктуры и социально–бытовую сферу в местах пребывания. К тому же, необустроенность и неподконтрольность основной массы мигрантов, среди которых сплошная молодёжь, способствует как росту преступности, так и массовому недовольству местного населения.
Решение проблемы мигрантов наравне с вопросами межнационального согласия – одна из основных задач государства. Россия страна сильная, ее невозможно «одолеть» с помощью военной силы или экономических кризисов. И единственное, что может потрясти Россию до основания, это межнациональные и межконфессиональные конфликты. Испытав другие методы, наши недруги пытаются действовать в направлении разжигания межнациональной розни. Сейчас они пытаются использовать новую проблему и способствуют разжиганию миграционной напряженности. Российское государство этой проблемой занимается, держит процессы под контролем и системно совершенствует миграционную политику и механизмы регулирования. При этом, существует ещё масса проблем, для решения которых, нужна активная поддержка общественных и религиозных организаций.
— Что предпринимает и предлагает государство в области миграционной политики?
— Важность этого вопроса полностью разделяет и руководство страны. Одно из первых предвыборных программных посланий президента РФ касалось вопросов национальной политики и миграционной политики. Все в курсе, что буквально через два месяца после избрания президента РФ В.В.Путина была принята Концепция миграционной политики России, а в конце прошлого года была принята Стратегия национальной политики России, которые прошли самое широкое обсуждение всеми слоями общества и кругами экспертов. Эти документы и составляют нынешнюю основу миграционной и национальной политики России. В прошлом году одним из первых был создан Общественный совет по национальной и миграционной политике при президенте РФ, где представлены самые широкие слои общества. При этом, у нас до сих пор нет официальной государственной структуры уровня министерства по национальной и миграционной политике, которое бы реализовывало эти документы и являлось единым исполнительным органом. Общественный совет доносит до президента проблемы в национальной и миграционной политике, совместно вырабатываются рекомендации, но исполнительного звена, которое будет их претворять в жизнь, пока нет. Этот исполнительный орган должен быть межведомственным, так как миграционная и национальная политика охватывают практически все сферы жизни России. Если не министерство, то это может быть Государственный комитет, который будет исполнительным, координирующим и сводным межведомственным органом решений президента и правительства.
Тут необходимо отметить, что ФМС России значительно повысила эффективность и реально работает. «Бездействие» ФМС – это миф. Я сам вхожу в рабочую комиссию Общественного совета по миграционной политике при президенте РФ. Первое свое заседание мы проводили именно в ФМС с участием самого руководителя и всех служб ведомства. Нам была наглядно продемонстрирована вся структура и все направления деятельности в этой области. Каждый мигрант, въезжая в страну становится на учет и его передвижение по России фиксируется. То есть, проблемы с учетом мигрантов въезда или выезда нет, за исключением внутреннего передвижения и механизма обеспечения выезда по окончании сроков пребывания. Есть общая электронная база данных, куда стекается информация изо всех регионов. Есть наглядная картина по каждому региону – сколько мигрантов и из какой страны прибыли.
Мы приветствуем предложение президента узаконить въезд в Россию по заграничным паспортам. Предлагается мигрантам, которые сейчас въезжают к нам по внутренним паспортам, иметь заграничные паспорта, где будут делаться соответствующие отметки, наладиться учёт и вкупе с другими принимаемыми мерами по повышению ответственности за нарушения миграционного режима, значительно сократятся нелегальная миграция. Необходимо подчеркнуть, что речь не велась о введении визового режима, а именно о въезде по загранпаспортам. Политика Российского Государства такова, что страна хочет быть открытой, сама добивается безвизового режима со всей Европой и даже со всей Латинской Америкой. При такой политике просто нельзя закрыть границы, тем более для соседей, с которыми у нас общая история, с которыми мы экономически связаны, в т.ч. рамках СНГ и др. союзов.
Конечно, есть ещё много работы для совершенствования механизмов и эффективности миграционной политики. Не отработан механизм подготовки и селективного отбора трудовых мигрантов. Нужен учет (Карта) того, где и какие трудовые мигранты нам нужны по каждому региону. Нужно совершенствовать законодательную и нормативную базу, расширять и укреплять инфраструктуру обслуживания мигрантов, самой ФМС и другое. И 8 апреля на заседании Общественной Палаты России инициированном мусульманским духовенством, и 9 апреля на заседании, проходившем в Православном Университете, проводимом Патриархией говорилось о необходимости знания русского языка и традиций российского народа. Бесспорно, отсутствие этих навыков сильно мешает как процессу адаптации мигрантов в российском обществе, так и является фактором многих конфликтов и недопонимания вызывающих раздражение населения. Считаю, что акцент должен быть сделан на предварительную подготовку мигрантов на их территории. На так называемой «территории исхода», то есть в странах, откуда к нам прибывают мигранты. Именно там должны быть организованы Центры подготовки, где будут изучаться русский язык, основы культуры и этики российского народа, начальная правовая подготовка, и формироваться миграционные потоки в Россию. Страны-доноры должны нести консолидированную нагрузку и ответственность за своих трудовых мигрантов, которых не могут обеспечить работой у себя.
— Какова роль мусульманских организаций в адаптации мигрантов?
— Вы знаете эта роль и велика, и ответственна. Не менее 2/3 мигрантов у нас мусульманского вероисповедания и кому, как не им, с ними работать. Помимо вопросов связанных с реализацией их духовных потребностей, есть целый ряд социальных и прочих вопросов, где их поймут лучше и посодействуют.
Ну и конечно с подготовкой по русскому языку, изучению истории, традиций и этики, на мой взгляд лучше мусульманских организаций это не решить.
Случается так, что на территорию России прибывают радикально настроенные элементы из сопредельных государств. Это видно и по тем конфликтам, которые происходят на Северном Кавказе и по тому напряжению, которое возникает даже в столицах различных регионов России. И вот здесь, бесспорно, очень велика роль мусульманских духовных лидеров и религиозных деятелей. Своим авторитетом и влиянием, они могут лучше всех, и, на мой взгляд, должны вести работу с мигрантами, чтобы в их среде не возникали радикальные наклонности и они не поддавались экстремистским подстрекательствам. Этой средой пытаются воспользоваться недруги России, и лучше религиозных деятелей никто не сможет противостоять подстрекателям и уберечь как саму молодёжь, так и страну от проявлений экстремизма и межнациональной розни. Работа по адаптации мигрантов должна вестись во всех официальных мечетях. Роль мусульманских священнослужителей в том, чтобы содействовать духовным потребностям и адаптировать мигрантов, но и в том, чтобы оградить Россию от экстремистских и радикально исламистских влияний как на наших граждан, так и на мигрантов. Мигрантская среда, наиболее уязвимая и сама по себе очень слабо может противостоять подобным влияниям. Необходимо дать возможность трудовым мигрантам реализовывать свои духовные и религиозные потребности и окормлять их духовно. Когда жалуются на то, что во время богослужений перекрываются дороги, затрудняется проезд, — это означает только одно. Не хватает мест для молитвы. Нет возможности мусульманам-мигрантам прийти к с духовным наставникам, посоветоваться с ними и решить важные для себя вопросы. Ведь, мусульмане, не пойдут в православную церковь. Вот они и ходят молиться ближе к мечети и вынуждены молиться даже на улицах и дорогах. Такими случаями пользуются, и ещё хуже, когда они приглашаются и молятся неприспособленных местах, неизвестно, кто будет руководить молитвой и что будет проповедовать? А значит, обеспечить мигрантов молельными домами в должном количестве – это не столько забота религиозных организаций, сколько государства и местных органов власти. Необходимо выяснить, где наиболее велика концентрация трудовых мигрантов мусульманского вероисповедания и там – в «шаговой доступности» выделять молельные помещения, чтобы не было массовых выездов через весь город, что отнимает много времени, создаёт неудобства на дорогах и вызывает раздражение местного населения. Я вовсе не призываю строить в Москве и других городах грандиозные мечети, но если нам нужны трудовые мигранты и они у нас есть, то и обеспечение возможности их духовных потребностей становится и задачей властей. Роль мусульманских священнослужителей может быть не только в духовном окормлении прихожан, но и в широкой просветительской и образовательной деятельности. В том числе и по обучению русскому языку, основам культуры и этики, правилам поведения, принятым в российском обществе. Поэтому и мусульманские священнослужители должны быть всесторонне и глубоко образованными людьми. Должны уметь работать со своими прихожанами и учитывать их особенности, в том числе и мигрантов.
— Наверное, будет также необходимо обеспечить эти молельные дома должным количеством имамов?
— Несомненно. Это должны быть высококвалифицированные, подготовленные мусульманские священнослужители. И это очень важная задача для мусульманского духовенства, духовных управлений. Имамов для работы с трудовыми мигрантами надо тщательно готовить. Только тогда они смогут противостоять чуждой и враждебной по отношению к России пропаганде. Это должны быть квалифицированные проповедники, богословы, способные ответить на самые сложные и «каверзные» вопросы, грамотно разъяснить и рассказать. Для этого, должны быть созданы условия для обучения и подготовки самих мусульманских священнослужителей в нашей стране и, если есть потребность за рубежом.
— А как Вы относитесь к подготовке имамов за рубежом?
— Пришлось слышать массу нареканий в адрес наших мусульманских лидеров за то, что отправляют молодежь, чуть ли не детей получать мусульманское образование за границу. Однако, если это известные авторитетные во всем мире мусульманские духовные образовательные учреждения, может быть там, и будут подготовлены для нас необходимые высокопрофессиональные кадры. Другой вопрос – какое они там получат влияние на свое, в том числе и религиозное мировоззрение? Думаю, что, если это не какие-то «подпольные центры» террористической и шпионской подготовки, а действительно солидные, проверенные временем духовные учебные заведения, они дадут нам возможность подготовить высококвалифицированных специалистов и проповедников и богословов, которые нам так нужны сегодня. Они приедут — и будут служить России. Смогут противостоять той самой вражеской пропаганде, которую ведут квалифицированные, но враждебно настроенные по отношению к нашей стране люди. Другой момент — предъявляя претензии духовным управлениям за то, что направляют студентов обучаться за рубеж, мы должны предъявить претензии и к себе и многим чиновникам, в том числе и самого высокого ранга, и жителям России, которые отправляют своих детей учиться за границу с целью получения соответствующего образования. Почему, здесь мы не говорим о «тлетворном влиянии Запада» и о том, что, когда эти молодые люди вернутся, они не будут патриотами России? Думаю, что претензии такого рода, прямо скажем, не совсем обоснованные. Речь идет о том, что, если, пока еще у нас недостаточно духовных образовательных центров мирового уровня, есть необходимость отправлять студентов на обучение за границу. В соответствии с потребностью. Здесь и другой вопрос — создание в России необходимого количества мусульманских духовных учебных заведений. И речь идет именно об учебных заведениях самого высокого уровня. И здесь еще один очень важный момент в этих учебных заведениях все должно быть направлено на воспитание у учащихся патриотизма, любви к нашей Родине. Это касается всех духовных образовательных учреждений и мусульманских и православных и иных конфессий. Я абсолютно уверен, что наши мусульманские духовные лидеры, в том числе и муфтий Равиль Гайнутдин всецело заинтересованы в том, чтобы Россия была процветающим государством, и все мусульмане, которые проживают здесь, были её патриотами.
— Что могут сделать мусульманские духовные лидеры и мусульманские священнослужители, чтобы преодолеть напряженность в обществе, возникшую в связи с появлением большого количества трудовых мигрантов?
— Еще раз хочу вернуться к общественным слушаниям «Миграционные потоки на евразийском пространстве» 8 апреля, когда мероприятие было инициировано мусульманскими священнослужителями, и к конференции «Перспективы социокультурной адаптации мигрантов в России» 9 апреля, проведенной в православном университете. Мое мнение — все официальные религиозные организации разных конфессий должны работать над вопросом адаптации мигрантов и интеграцией их в российскую среду. Это общая задача и здесь делить нечего. Другое дело, что мусульманским духовным организациям легче работать со своими единоверцами, влиять на мигрантов-мусульман. Православным лидерам легче влиять на мигрантов православного вероисповедания. Но должна быть общая скоординированная работа и общая скоординированная цель, направленная на благо России и российского общества. Может быть духовным лидерам стоит собраться и подумать над созданием такого совместного координирующего органа.
— С мусульманскими священнослужителями понятно. Одна из важнейших задач для них – вести работу по адаптации единоверцев-мигрантов, а, что для снижения напряженности в нашем обществе может сделать православная церковь?
— Одна из важнейших задач для православной церкви – снижение межнациональной напряженности. Раз потребность в трудовых мигрантах есть, и они работают и проживают у нас, то и население должно это понимать. Если мы говорим, что в России примерно 80% православных, то влияние православной церкви на умонастроения своей паствы очень велико. К сожалению наше население, помимо своих социально – экономических проблем, влияющих на их отношения к мигрантам, не имеют достаточных познаний о роли трудовой миграции. Хотя бы в таких вопросах, что мигрант сегодня России нужен, что мигрант — это не враг, а тот человек, кто восполняет нехватку рабочих рук и приносит пользу нашей стране. Но сейчас такая работа, практически, не ведется, только нагнетаются страсти вокруг. Церковь должна учить проявлять терпимость и терпение. Тем более, что это один из важнейших постулатов православной церкви. Если мы будем осознавать, что трудовой мигрант — это просто тот человек, который приехал к нам работать, и за это он получает зарплату, чтобы содержать семью, все станет на свои места. Нет души добрее и милостивей русской. Всё дело и беды в нелегальной миграции, «незаконная» миграция порождает и весь негатив и праздно шатается по городам и весям, и пополняют статистику преступлений и вызывают обоснованное недовольство местного населения. Люди не работающие, не известно, чем занимающиеся, но это уже задача для государства и правоохранительных органов. Хочу отметить, что изначально российский народ всегда был очень толерантен. Именно благодаря этому около 200 наций и народов, населяющих Россию, смогли сохранить свой язык, культуру, традиции духовность. Россия во все времена была многонациональной и многоконфессиональной державой. Россия это единственное в мире государство которое является Федерацией по национальному признаку. Именно поэтому, межнациональное и межконфессиональное согласие и гражданский мир являются для России краеугольным фактором дальнейшего развития. Здесь неимоверно важная роль общественных и религиозных организаций и их неустанное служение интересам всего общества и родине. Уверен, что исламское духовенство страны это прекрасно понимает, делает и сделает всё для укрепления гражданского мира и благоденствия России.
Беседовала Нина Зотова
AZERROS