Продолжение эссе о русской народнице Марусе Спиридоновой
Начало: Ушла из Дома
Куколка в каменном боксе
Революция – это карнавал, где всё переворачивается с ног на голову. Словно в Святки Священное безапяляционно стучится в окна и требует жертв – людей и подарки. Бог во всех и в каждом в различных своих ипостасях – грозном и благом. В сокрушительной пляске революционного карнавала пульсируют потоки человеческих, природных, звериных и ангелических энергий. Люди становятся птицами. А птицы вселяются и вгрызаются в людей.
Однодневки
Революция — эпоха миметических двойников. Люди повторяют друг за другом крики и жестюэли. Смыкаются в толпы и стада и, неотличимые друг от друга, рыщут в поисках новой судьбы. Поэтому революция это один сверх-большой дом посвящения. Ведь в инициатических домах члены племени в ритуальных масках совершают одно общеплемнное страшное дело. На праздниках и пирах скоморохи в личинах превращают царя в клоуна, а шуту водружают на голову шапку мономаха. Но оживают и королевские архетипы, главные герои мифов о Священном – цари-близнецы.
В революционном 1917 таких было два – Александр Керенский и Владимир Ленин. Оба родились в один день 22 апреля, в одном граде на Волге Симбирске, учились в одной гимназии, а потом работали адвокатами! С точки зрения славянской мифологии никакой разницы между этими персонажами вообще нет! Они именуются «однодневками», считается, что если один из них умрёт, второго тоже нужно ритуально (хотя бы на время) закопать, а потом срочно сыскать ему другую «половинку»!
У «однодневков» (как и положено героям священной истории) водилось золото. Согласно одним легендам Керенскому золото поручили масоны из «Великого Востока Франции». По другим «достоверным источникам» настоящим «золотым бензином» Революции оказались кайзеровские миллионы, специально начеканенные для Ильича.
Цари-близнецы весь 17 год мутозили друг друга, как Ромул и Рэм, как Труляляй и Траляляй, а страна наслаждалась отменой всех имперских запретов, комплексов, свежайшим потоком перемен, ожиданием конца старого света и началом века нового небывалого!
Красный петух Революции выклёвывал шлаки, гниль, страхи и болезни, копившиеся триста лет по имперским подвалам. Петух сожрал и мягкую мебель биржевого маклера и ценнейшие документы царской охранки.
Праздник продолжался. Один король бежал от другого на атомобиле, якобы в женском платье (1) ! Мужчина – Правитель Руси заболел травестизмом словно сибирский шаман! Эта игра в переодевание заглянула из далёкого русского прошлого. Она походила и на буйный танец лидера народной революции царя Ивана Грозного в женском сарафане и в кокошнике. Окружённого опричниками в личинах скоморохов. И на поход Екатерины Великой на своего мужа Петра в мужском гвардейском костюме. Священная стихия революции обожает переодевания. Священное более охотно овладевает миром через женщин, превращая их в пифий, весталок и медиумов. Стоит ли удивляться, что даже цари в революционном угаре мечтают добиться его благосклонности таким цирковым травестическим образом?
Вакханки
а на кудрях
У них огонь горел и их не жег
Еврипид («Вакханки»), перевод Анненского
Согласно французскому философу Рене Жирару при проявлении Священного (и дьяволиады гиперактивных двойников) буйным цветом зацветает женская стихия (спрятанная в обычном социальном состоянии в терема мужской окуппации).
Женщины революции навязали стиль сексуальной игры с властью, стиль пьянящего, нагого и лёгкого птичьего полёта. В мире-карнавале вокруг дам кристаллизовывались целые театры теней, полутона жестов и душевных порывов. Эти «птичьи турбопотоки» захватывали в себя, как воронки — смерчи желания, внимания, а также пассионарные цели и поступки мужчин. И уносили горящую мужскую серу в инобытие – в страну света и космического счастья.
Женщины начала XX века утвердили для себя на Руси воистину космический гендерный статус!
Александра Коллонтай и Айседора Дункан, Лариса Рейснер и Татьяна Леонтьева, Зинаида Райх и Ирина Каховская, Инесса Арманд и Клара Цеткин, Надежда Крупская и Роза Люксембург взорвали нашу тихую юдоль, словно вакханки Еврипида!
Они были лучшими луками для зажигательных стрел Революции, карминовый стрелец упирался в женскую священную силу всею мощью плеча и растягивал революционную тетиву до размеров галактики.
А Галя-на-тачанке (жена Нестора Махно) статная и умная как Елена Премудрая, будто восставшая из кургана амазонка наводила на народы Степи суеверный ужас и восхищение! Богиня разъезжала с пулемётом во главе стаи чёрных гвардейцев и собирала дань под знаменем Ночи с адамовой головой. Говорили, что она кормит волчат собственным молоком, а колесницы её полны скифских змей. (2)
Женщины звенели как деревья под ураганом и любовались пожарами, словно ангелы с горних высот. Русь всегда создаётся из огня и только из огня. Чтобы её вновь родить – нужно запалить Русь, как неопалимую купину, нужно узреть языки радуги во влюблённых глазах северной красавицы.
Женщины выправляли кривые мужские дороги, вдохновляя достигать невозможного и несбыточного. Они воодушевили русский народ строить рай на земле и воевать со всем миром, зачинать детей под тачанками и в броневиках. И дорожить каждым васильком неба, прорастающим в красной ржи перламутровых облаков!
“По всей земле осипшим морем грусти,
Дымясь, гремел и стлался слух о ней,
Марусе тихих русских захолустий,
Поколебавшей землю в десять дней”.
Борис Пастернак «Спекторский»
Но круче всех была Спиридонова. Американский писатель-революционер Джон Рид написал, что осенью 1917 года Маруся считалась самой влиятельной женщиной в России. Это вам не рейтинг глянцевого «Форбс». Это строчки из американской книги с говорящим названием Ten Days that Shook the World «Десять дней, которые потрясли мир». За Марусей шли тысячи революционных солдат и матросов, она расколола эсеровскую партию и словно планета Венера повернула в обратную ото всех сторону. Высказала милость Ленину и отправилась вместе с большевиками совершать новую революцию. Три девицы: Спиридонова, Каховская и Измайлович сплотили вокруг себя молодое поколение социалистов-революционеров, только, что вернувшихся с каторги. Произошёл поколенческий конфликт. Старшие эсеры поставили на Временное правительство и Учредительное собрание – младшие на Царствие Божие на Земле, не отыскавшееся в «Большом Доме» царской тюрьмы. Они решили продолжить революцию, чтобы сманить на Расею, аки голубя – Духа Святого, того «что дышет, где хощет». Силы Священной Революции были необходимы для преображения страны в социалистический рай, в бесконечный привольный чудесный дом с небесными стенами цвета индиго.
В такие моменты архетипы бессознательного народа концентрируются на конкретных людях. Архетип русского сверх-мужчины, прибывшего на Русскую землю извне и захватившего священную власть, воплотился в неказистом с виду, но гиперпассионарном Владимире Ленине.
Архетип русской женской цивилизации (Россия – это Женщина) и чаянья многомиллионных крестьянских людей-детей свалились на молодую женщину со сказочным русским именем – на нашу Марусю. Марусю ещё с 1906 сравнивали с униженной и поруганной Россией. Русь-Маруся.
И возникло две советских партии. «Мускулиноидная» партия большевиков со «строгим отцом» Лениным. И более творческая крестьянская партия левых эсеров – партия Спиридоновой.
У Маруси конечно же тоже была двойница. В багрянице, легко накинутой на нагую плоть, верхом на розовой кобылице или на сандаловой масти слоне с окровавленными бивнями, поднимая к солнцу декрет о социализации земли, она легко открывала расейские города, остроги, деревни и хутора. Только «за Марию Александровну», за «Матку нашу» голосовали бесконечные и одинаковые как Русь бородатые крестьянские народные депутаты. Ленин называл это «триумфальным шествием советской власти».
Но самоя Маруся (такой мы её знаем из эпических рассказов) относилась почти равнодушно к «воле к власти» земной, к жадному пересчёту военных и политических трофеев. Да, Спиридонова «взяла Россию».
Но с вершины своей башни из слоновой кости она прозревала иное грядущее.
Спиридонова говорила тогда «детям своим»: «Вы должны вносить жажду правды и тогда нам удастся внести в это движение порой стихийное, влить ту живую струю революционного пафоса, которым живёт и дышит Революция. За большевиками тоже идут массы, но это временное явление. А временное потому, что там нет воодушевления, религиозного энтузиазма. Там всё дышит ненавистью, озлоблением. Но во второй стадии борьбы, когда нужна органическая работа, когда нужно создавать новую жизнь на основе любви и альтруизма, тогда большевики и обанкротятся. Мы же храня заветы наших борцов должны всегда помнить о второй стадии борьбы». Борьбы за Революцию Любви.
Я видел, как цветы ходили,
И сердцем стал с тех пор добрей,
Когда узнал, что в этом мире
То дело было в октябре.
Цветы сражалися друг с другом,
И красный цвет был всех бойчей.
Их больше падало под вьюгой,
Но все же мощностью упругой
Они сразили палачей.
Сергей Есенин («Цветы»)
Революция должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Стихия Русской любви преображает и исцеляет неисповедным светом ноющее народное сердце. И Русь наполнилась бы народом необыкновенной душевной красоты. Страна запела бы как волшебная ивовая свирель — и планета предстала иной, наполненной музыкой сфер, пожимающей братские руки танцующих метеоритов. Об этой Революции любви и альтруизма мечтали левые эсеры и их лидер Маруся Спиридонова.
В итоге большевики превратили Россию в погост, угрожающий Небу «марсовой звездой».
Но на короткое время страной овладела странная гармония. Гражданская война ещё не началась. Первая мировая бойня уже кончилась. Две партии – «мамы» и «папы» (партия Венеры и партия Марса) создавали Красную Армию. И стиль, о, да новый стиль. Вроде кожаных лётчицких курток добытых левыми эсерами из ЧК с британских военных складов. А из киноварного солнца в Русь внимательно смотрели люди в непропорционально длинных скифских шлемах.
Павел Зарифуллин
(продолжение следует)
Ссылки:
(1) Бегство Керенского из Зимнего дворца на американском автомобиле в женском платье скорее всего дезинформация его идейных противников. Но миф этот настолько до сих пор живуч, что автор слышал его в разных версиях от людей противоположных политических взглядов.
(2) До героини Зои Монроз, плававшей на яхте с лазерным гиперболоидом и бравшей австралийские острова и океанские лайнеры на абордаж, оставался один лёгкий взмах пера Алексея Николаевича Толстого. Сам Толстой под строжайшим секретом иногда заявлял, что обрисовал под именем авантюриста инженера Петра Гарина ни кого иного, как Владимира Ленина. Видимо у Зои Монроз тоже было немало прототипов. Например Лариса Рейснер, плававшей с мужем красным командиром Фёдором Раскольниковым по рекам и морям.
В оформлении использованы картины русского авангардиста и «скифа» Кузьмы Петрова-Водкина, а также любительские и профессиональные фотографии из Сети
Керенский уехал в ставку Северного фронта, так как правительственные войска задерживались с прибытием. Уехал, ни от кого не скрываясь, на своем автомобиле и в своем обычном полувоенном костюме. Узнав про захват Зимнего, Керенский отдал приказ о походе на Петроград.
28 октября правительственными войсками было занято Царское село, но через три дня «контрреволюционный мятеж Керенского-Краснова» потерпел неудачу.
В Гатчине казаки Краснова пошли на переговоры с революционными матросами, обещая доставить Керенского в обмен на разрешение отправиться на Дон. Гражданской войны никто не хотел. Керенский чуть было не попал в плен к большевикам, и уже собирался покончить жизнь самоубийством, но удалось бежать – тут уже действительно помогло переодевание .
Краснов был арестован большевиками, но потом отпущен, после чего Петр Николаевич еще пытался вести вооруженную борьбу с новой властью, став одним из лидеров Белого движения.
Зимой 1917-1918 Александр Федорович еще скрывался в Петроградском подполье, а в июне 1918 г. выехал за границу.
Гражданскую войну развязали именно социалистические и народнические партии, возмущенные диктаторскими замашками большевиков и их капитуляцией перед немцами. Это потом Колчак и Деникин разогнали Комуч и Кубанскую раду.
да, так и хочется на Слона и вперед!!! я давно говорю, что России нужна женщина правитель. тогда может что и наладилось бы… но тут только на чудо надеяться. я, как полная идиотка, верю, что может что произойдет, у нас же все на чуде держится)) только чудо может избавить нас от путина, хотя наши люди видимо его заслуживают…. но стране капец!
Неправильно так мыслить. Никто не заслуживает конца, который нам грозит. Нужно думать прежде всего за себя, за своих близких, за свою страну. И не надо надеяться на авось. Хотя бы составить оппозицию — уже будет для всего народа великим подвигом, иначе — за нас с вами все решат там.