Ритмы Евразии на улице Мира

Художники из Европы и Азии – участники арт-резиденции «Изобретение Мира» – вышли на улицу Мира в Волгограде. Более 30 000 человек стали участниками фестиваля искусств, посвященного ценности и хрупкости мира, служению средствами искусства

Извините, Вы не видели Лосева?

Фестивалю «Извините, Вы не видели Лосева? – четыре года.
Первый фестиваль, 15 мая 2016 года, подвел итоги одноименного исследовательского проекта, победителя грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, в ходе которого были собраны и представлены горожанам рассредоточенные по семьям волгоградцев произведения художника Виктора Лосева. Фестиваль понравился горожанам. Прежде всего – профессиональным художникам, учащимся школ искусств, творческих студий и студентам творческих специальностей, которые получили аудиторию – зрителей и поклонников.

На фестиваль стали приезжать кураторы и галеристы, чтобы разыскать и открыть миру молодые таланты.
– Потрясающее место встречи, – комментирует художник и коллекционер Глеб Северянин, – люди встречаются, люди влюбляются, и вместе создают произведения искусства: от этюдов и полотен в классической технике до инсталляций, преферансов, раскрывающих оттенки современного искусства.
– Это уникальная социальная инновация, объединяющая представителей разных направлений в искусстве, сословий, национальностей и религий, – считает художник Семен Луканси из Якутии.
Побудительным мотивом проектирования стал современный имидж Волгограда – города воинской славы, в котором героическое прошлое и, прежде всего, разгром фашистских войск под Сталинградом 2 февраля 1943 г., доминирует над мирным настоящим. До фестиваля Волгоград воспринимался местным сообществом и туристами как город циклически переживаемого события. Искусство и события, не связанные с тематикой Сталинградской битвы, Второй мировой войны, в целом, несмотря на четко артикулируемые потребности горожан, на протяжении десятилетий оставались в тени военно-исторического дискурса. Это сказывалось на имидже места, продуктовой линейке волгоградских туристических компаний, тематике музейных выставок и как следствие – на визуальном ряде мегаполиса, менталитете жителей, зачастую воспринимавших мир в черно-белых тонах, – рассказывает директор фестиваля Марина Воронова.
– У большинства туристов складывалось ощущение, что у Волгограда нет мирной истории, нет городских мифов и легенд за пределами контекста военных подвигов, – подтверждает член Общественного совета по туризму при губернаторе Волгоградской области Игорь Дрегваль, – но фестиваль все изменил, возвратив городу имидж евразийского центра культуры, каким был амбициозный Царицын и послевоенный Город Мира – Сталинград.
– В последнее десятилетие город стал местом рождения нескольких проектов, направленных на развитие культурно-символического потенциала места, – продолжает Игорь Дрегваль. Во-первых, это международная конференция «Альтернативы регионального развития», посвященная памяти государственного деятеля и учёного Ивана Шабунина, которая проходила в Волгограде с 2010 по 2018 годы. Во-вторых, это фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?», в-третьих, публичный исследовательский проект «Волонтерские истории Города Мира: к 75-летию черкасовского движения», который реализуется Музеем-заповедником «Сталинградская битва». И наконец, международная арт-резиденция «Изобретение мира». Самое интересное, что это все придумано одним человеком, Дмитрием Грушевским, который в последнее время живет в лесу, избегая публичности.

Романтик

Выбор имени Виктора Лосева не случаен. Команда проекта, сотрудники Института региональной экономики и социального проектирования, искали яркую – мирную и романтическую – городскую историю, которая смогла бы стать катализатором перемен. И звезды сошлись… 10 апреля 2016 г. исполнялось 90 лет со дня рождения художника Виктора Лосева (1926–1995) – реальной, но забытой городской легенде. Его лучшие работы, по мнению коллег-художников, были созданы в периоды двух романтических подъемов – послевоенного восстановления городов, разрушенных в ходе Второй мировой войны, и оттепели. Он работал en plain air, т. к. у него не было мастерской. Свои работы художник хранил в подвале магазина «Химреактивы» по договоренности с руководством торгового предприятия. Но в мае 1969 г. директор магазина, решив освободить помещение для других нужд, не уведомив художника, распорядился вынести живопись на свалку и сжечь. Так погибли примерно 300 полотен, созданных мастером с начала творческой деятельности. История вызвала резонанс. В. Н. Лосев получил примерно 5000 писем поддержки от граждан всех, образующих СССР, республик.
Момент гибели полотен стал в творчестве художника переломным. Он начал писать в большей степени миниатюры. И, согласно легенде, дарить прохожим «летопись» города и окрестностей: пейзажи, портреты, зарисовки бытовых сцен. Он решил, что у волгоградцев его работы будут в большей сохранности. Он творил на улицах и в окрестностях города еще 26 лет, став по сути genius loci, – частью городской среды, достопримечательностью. В семьях волгоградцев, по оценкам авторов проекта, хранится более 3000 работ художника.
Проект «Извините, Вы не видели Лосева?» и одноименный фестиваль – его кульминация – спроектированы как общее дело неравнодушных горожан. В 2015 году он стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музей и местное сообщество», что позволило провести исследовательскую работу и создать линейку городских событий.
В 2016, в год 90-летия со дня рождения В. Н. Лосева, волгоградцы стали участниками квеста, который продолжался пять месяцев. Были найдены и оцифрованы разбросанные по семьям работы, организованы выставки и лекции, посвященные как творчеству В. Н. Лосева, так и искусству в целом, записаны персональные истории встреч горожан с мастером.
15 мая 2016 г., в месяц гибели полотен и одновременно рождения лосевской модели социального служения искусству и городу, приехавшие из разных регионов художники вышли на улицы Волгограда, чтобы писать с натуры окружающий мир – так, как это делал В. Н. Лосев, создавать произведения искусства en plai.n air, используя классические и современные техники. В первом фестивале искусств приняли участие более 600 художников из шести городов России (Астрахань, Волгоград, Волжский, Москва, Саратов и Элиста) и зарубежья.
14 мая 2017 г. состоялся второй фестиваль, в котором, по оценкам медиа, приняли участие 7000 человек. Проект вовлек волгоградцев в совместный поиск лосевского наследия, в производство смыслов через повторение его модели социального служения – городу, горожанам и искусству. По сути, была предпринята попытка превратить город-мемориал в город художников – аккуратно, не разрушая, а дополняя и развивая сложившийся культурный и исторический контекст.
Тогда оргкомитет фестиваля пошел на эксперимент. Средства были собраны на платформе PLANETA.RU (См. https://planeta.ru/campaigns/losevfest)
Участниками проекта, по оценкам СМИ, стали более 7000 волгоградцев и гостей города. В ходе лекций, встреч и мастер-классов участники познакомились с историей искусства, различными техниками создания произведений и художниками, живучими по соседству. Посмотрели на город другими глазами.
В 2016–2017 г. проект и фестиваль, как его кульминация, были отмечены рядом наград. 27 сентября 2016 г. куратор проекта награжден за фестиваль почетной грамотой «Лучший проект Волгоградской области в сфере событийного туризма» Российского союза туриндустрии. 29 декабря в ЦУНБ им. Н. А. Некрасова «Извините, Вы не видели Лосева?» выбран Межрегиональной творческой мастерской «Новое краеведение в работе организаций культуры» лучшим кейсом в области культурно-просветительской деятельности; также в стенах библиотеки прошла его презентация. 16 декабря проект стал победителем III ежегодного конкурса «Лучшие социальные проекты юга России», проводимого под патронажем журнала «Эксперт-Юг» в номинации «Поддержка культуры». 17 февраля 2017 г. – лауреатом Национальной премии «Серебряный лучник» в номинации «Лучший проект развития и продвижения территорий».
Исследователь социальных процессов, профессор Дмитрий Горин отмечает, что одна из наиболее ярких находок проекта – синтез исследования и шоу, в результате которого удалось вовлечь отсутствовавший в городском пространстве культурный ресурс в потоки взаимодействий горожан и городских сообществ , собрать вместе работы мастера, которые он дарил и продавал (в т. ч. обменивал на краски и еду) жителям города; провести их каталогизацию, записать истории встреч горожан с мастером.
Так как линейка событий изначально предназначалась для волгоградцев, то большой интерес со стороны иногородних туристов оказался для проектной группы во многом неожиданным. В то же время он мгновенно вывел проект на федеральный и международный уровень. Информационное агентство «Регионы России», публикуя репортаж о церемонии награждения проекта «Извините, Вы не видели Лосева?» национальной премией «Серебряный лучник», сделало акцент на драматургии проекта, приведя слова польского экономиста, основного автора стратегии «Люблин 2020. Город вдохновения» М. А. Сагана: «Дмитрий [Грушевский] виртуозно работает на стыке смыслов и технологий. Подобно Э. Кустурице он умеет превращать локальные истории в глобальные».
В 2018 году фестиваль был организован как общий пленэр профессионалов и любителей на площади перед Библиотекой им. М. Горького. Создано 107 произведений искусства. В связи с минимальным финансированием – он прошел камерно, хотя и вызвал восторги в СМИ и социальных сетях.
Затем фестиваль стал победителем конкурса Фонда президентских грантов в номинации «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Благодаря поддержке фонда удалось издать книгу искусствоведа Татьяны Гафар «Виктор Лосев», пригласить художников из городов-побратимов Волгограда.
Главная тема фестиваля этого года, который состоялся 18 мая, 75-летие установления побратимских связей между Сталинградом (Волгоградом) и Ковентри. С этого момента началось глобальное движение породненных городов: обмен инициативами, творческими идеями, открытиями, решениями и надеждами. В город приехали художники из 22 городов-побратимов, которые вместе работали в Арт-резиденции «Изобретение мира».
— Фестиваль предложил новую технологию знакомства с пластом невоенной истории Волгограда, запечатленной в работах Виктора Лосева и художников — наших современников, живущих и творящих рядом. Он привел новых зрителей в мастерские, на выставки, в музеи. Люди стали больше интересоваться искусством, как видом деятельности и способом улучшить мир, — считает Антон Вальковский, куратор Zentrum für Kunst und Urbanistik в Берлине.

Изобретение мира

Идея о создании арт-резиденции «Изобретение мира» родилась в ходе подготовки к фестивалю, — рассказывает арт-директор Фонда «Семь ветров» Любовь Яхонтова.
Арт-резиденция и фестиваль этого года построены на синтезе проектов «Извините, Вы не видели Лосева?» и «Первая улица Мира», разработанного ВМИИ им. И.И. Машкова и Фондом развития музея изобразительных искусств «Новый музей».
– Решили не мы, – комментирует солидарность проектов директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Варвара Озерина, – город, как живой организм, сам проявил инициативу, вытолкнув на поверхность, в общественный дискурс то, чего ему не хватает. Нам осталось услышать, подхватить и развить. Проект «Извините, Вы не видели Лосева?» посвящен художникам, живущим и работающим в городах, их органической связи со средой. Проект «Первая улица Мира» – о линии на карте города – потенциально сильном бренде. О месте, где концентрируются история, качественная архитектура, точки притяжения горожан, и смыслы, заложенные архитекторами, создававшими Город Мира после окончания Сталинградской битвы. Об отношении горожан к собственной истории и среде.
— Затем Дмитрий Грушевскуий склеил проекты общим названием «Изобретение мира» и общим смыслом, – рассказывает художник Валерий Макаров.
— Плюс, это любимая улица художника Виктора Лосева, – говорит директор фестиваля «Извините, Вы не видели Лосева?» Марина Воронова, – и в этом году программа посвящена Миру.
— В английском написании использовано славянское слово «мир». Creation of the Mir. Значение слова «mir» шире, — объясняет решение технический директор фестиваля Глеб Астанков, — оно вместило смысловую палитру Евразии, что соответствует синергетической сумме британских слов «universe», «world» и «peace». Фестиваль этого года посвящен 75-летию дружбы двух городов, разрушенных в ходе Второй мировой войны и построенных заново. Городов, жители которых лучше других на планете осознали цену, ценность и хрупкость мира, и изобретали его заново — снимая напряжение, нивелируя недопонимание через познание иного — знакомясь и переписываясь с представителями других стран и культур, посещая их, делая совместные проекты в искусстве, науке и экономике.
Виктор Лосев, ставший символом фестиваля, пережил обстрелы и бомбежки Сталинграда, потерял на войне брата. И тоже изобретал мир. Он был одним из немногих послевоенных художников Советского Союза, отказавшихся от романтизации войны, изображения и сцен, в которых люди убивают друг друга — даже во имя мира. Он писал горожан в контексте мирной повседневности — играющими в шахматы, читающими, пьющими пиво. В те моменты, когда в них не было желания завоевывать или мстить. Он создал живописную ретроспективу строительства нового города, Города Мира, идея которого была постепенно забыта волгоградцами.
Художники, участники арт-резиденции «Изобретен мира», это:
1. Пейзажист Наталья Костюченко из Ростова-на-Дону. Ее работы представлены в музеях Беларуси, России и Сербии. Родилась в городе Димитровграде Ульяновской области. Училась в детской художественной школе, затем получила специальность дизайнера в Поволжском технологическом институте сервиса. Член Союза художников России. Работает акварелью, которая привлекает ее скоростью и неожиданными результатами. В изобразительном языке стремится найти баланс реальности и условности.
2. Живописец и книжный иллюстратор Светлана Тврдик, которая живет и работает в Роршахерберге (Швейцария). Пишет портреты, пейзажи, абстрактные композиции в собственном стиле, развивающем наследие классической школы и символизма, иллюстрирует книги. Ее работы можно увидеть в галереях в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Лихтенштейне, США, Франции, Чехии и Швейцарии.
3. График, иллюстратор и дизайнер Серьк Черкесов из Москвы. Лауреат конкурса «Hermitage Design Contest» (2018) и премии WOW Awards (2012). Дизайнер проекта «Извините, Вы не видели Лосева?»
4. Художник-перформер из Минска Михаил Гулин. Мастер акционизма и перформанса. Его персональные выставки прошли в Варшаве (Польша), Вильнюсе (Литва), Ейндховене (Нидерланды), Минске (Беларусь) и Москве (Россия). Наиболее известная – «Выставка недетского рисунка» в Галерее Ў (Минск). Участник 6-й Московской биеннале современного искусства (2015). Курировал выставки современного белорусского искусства в Калининграде (РФ), Батуми и Тбилиси (Грузия).
В акционизме предлагает критический взгляд на общество, его социальные и культурные коды, идентичности, память, социальные проблемы.
5. Живописец, график, теоретик искусства Катарина Балунова – художница из Братиславы, живущая и работающая в Турине. Дипломант конкурсов New Era Art Foundation в Варшаве (Польша) и NOlab в Милане (Италия). Участник 6-й Пекинской художественной биеннале. Ее авторский стиль – синтетические арт-объекты и инсталляции, в которых часто соединяются графика, живопись, фотография и видео. Основная тема – человек в городской среде – архитектуре и жилище. Живет и находит вдохновение в Турине, где сочетаются средневековье и современность, цветы равнины и снежные вершины гор.
6. Александр Волков из Димитровграда – представитель нового поколения художников, работающих в синтетической технике, сочетающей поп-арт, экспрессионизм, уличное искусство, активизм и перфомансы. Предлагает новое прочтение исторических образов и сюжетов, помещая их в контекст постиндустриальной культуры и общества потребления. Яркие текстуры и скрытые смыслы, пропитанные духом улиц, рассказывают о том, что вдохновляет художника в данный момент.
7. Яркий представитель сербского наивного искусства Зоран Анджелкович. В его яркой живописи сочетаются национальный колорит, гротеск, темперамент и собственные фантазии. Летом работает на горных склонах у монастыря Мрзеница, посвящённого Пресвятой Богородице, в местах скоплений чудес природы, артефактов античности и средневековья, либо в одной из колоний художников (арт-резиденций) Европы. Зимой – в мастерской в городе Крушевац.
8. Инна Федорова – художник, работающий в разных художественных практиках: перфоманс , живопись , инсталляции, коллажи. Организатор мероприятий, защищающих идентичность Ростова-на-Дону, его памятники и культурные коды. Член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Участник творческих самоорганизаций «Прачечная», «Н.У. Чеблин», Лаборатория «Турнички». Работы последних лет – синтез живописи, фотографии, инсталляции, перфоманса и объектов.
9. В фотографии, видео, изделиях, инсталляциях и перформансах Ольги Хольцшуэ из Кельна – размышления о влиянии иерархических систем на мышление, действия и чувства людей – в цифровом и аналоговом мирах. В частности, ее внимание сосредоточено на жестах и позах, в которых выражены противоположности: власть и беспомощность, активность и пассивность, самооборона и беззащитность, насилие и отказ от насилия, нестабильность и стабильность.
10. Драматург и фотограф Крис О’Коннелл более 20 лет посвятил театральной драматургии. Гастролировал по Европе и США, выигрывал престижные награды на Эдинбургском фестивале искусств. Снимает по старинке – на черно-белую и цветную пленки шириной 35 мм и больше. В настоящее время серия его фотографий «Because I Forgot About You» выставлена в баре «Temperance» в городе Ройал-Лемингтон-Спа, а первая часть серии его фотографий «Why Can’t We Talk Again?» находится в галереи «Argentea» Королевского общества художников Бирмингема в Великобритании.
11. Каушик Гупта работает в двух городах Индии – Ченнаи и Калькутте. Он использует собственный визуальный язык, сочетающий реальность и воображение. Исследует тему воспоминаний. Участник 17 Азиатской биеннале искусств» в Дакке (Бангладеш), Международной биеннале живописи маслом Дафена» под патронажем Государственного художественного музея Redcube и Музея деревни Дафен в Шэньчжэне (Китай). Наибольший успех художнику принесла персональная выставка «Remembrance of Things Past» в Лондоне (Великобритания), в галерее культурного центра Неру (2013).
12. Директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников – художник, исследователь, преподаватель. Специалист по наследию Эль Лисицкого. Главной задачей собственного творчества считает поиск индивидуальной манеры и новых способов передачи импульсов, порождаемых личной фантазией.
13. График и педагог Ирина Афанасьева из Краснодара работает в техниках печатной графики – офорт, линогравюра, каллиграфия. В творчестве исследует взаимоотношения человека и природы, которая является для первого домом, пищей, источником вдохновения и местом захоронения отходов жизнедеятельности, т.е. мусора.
14. Акционист, дизайнер и живописец Халима Саидудинова из Махачкалы — художник ярко-выраженной социальной ориентации. Участвует в благотворительных акциях сообщества «Благосфера», проводит мастер-классы в детских приютах и домах престарелых. Участница студии современного искусства «Центр», международного симпозиума «Аланика» (2012, 2013, 2014), проекта «Самый большой ковер» (2014) и «Дербент» (2015). Работает в творческой группировке «14» с Заирой Магомедовой.
15. Живописец Антон Чубаков из Тулы с карандашами и красками – с семи лет. Он – открытие главного экспозиционера Музея-заповедника им Ф.Д. Поленова Надежды Баевой. Свое место в искусстве видит не в новаторстве и следованию моде, а в сохранении традиций русского пейзажа. Призер Дельфийских игр в номинации живопись (2007). Участник выставок и пленэров в Азербайджане, Беларуси, Греции, Италии, Китае и РФ.
15. Работы пейзажиста Владимира Симоняна из Еревана отличаются теплом и светом, причудливой игрой мазков, создающей неповторимые сюжеты, солнечной палитрой. Большинство из них приобретены музеями и частными коллекционерами Армении, стран Балтии, Казахстана, Китая, Польши, России, США и Франции.
16. Абстракционист, символист, экспрессионист Патимат Гусейнова – любимая художница Дмитрия Грушевского, человек, работающий в трех профессиях одновременно: художник, куратор себя и других, арт-директор Центра этнической культуры в Махачкале. Работает с энергиями юга России. Ее произведения, по мнению экспертов, могут изменить поведение, настроение и состояние человека. Их можно увидеть во Владикавказе, Дербенте (Музей истории мировых культур и религий, Дом Петра), Каспийске (Первая Галерея), Майкопе, Махачкале (ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, Музей истории города) и Элисте (Национальный музей им. Н. Пальмова).
17. График, живописец и фотограф Алексей Трубецков из Саратова – человек серьезный. Доктор медицинских наук, профессор. Творить, как художник, начал в 1991, выставляться – в 1994. Сфера интересов – графика, живопись, коллаж, фотография. Его работы можно увидеть в собрании Государственного центра современного искусства (Москва), музеях Саратова и Саратовской области. Автор курса «Современное искусство: преодоление предубеждений», руководитель проекта «Современное искусство в регионах России». Со-основатель ИМХО-галереи в Саратове.
18. Екатерина Оськина из Москвы – открытие фестиваля «Извините, Вы не видели Лосева?». Живописцем почувствовала себя в Италии – после обучения менеджменту в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана и во время изучения экономики в Римском университете Ла Сапиенца (Италия). Увлеклась живописью на пленэре, исследованием окружающего пространства, взаимодействием эпох, стилей, культур, цивилизации и природы, пересечением культурных кодов и слоев, соотношением точного и абстрактного.
19. Творчество Семена Луканси из Якутска, прежде всего, посвящено северным народам и северной природе. Его неординарные работы привлекают самобытностью и глубиной, сочетающейся с мастерством и эстетичностью.
20. Работы пейзажиста Валерия Макарова из Волгограда можно увидеть в Библиотеке Нью Йорка, в доме дипломата Антони де Меюса в Брюсселе, в арт-резиденции Глеба Северянина под Белградом, в музеях страны и зарубежья, в частных коллекциях. Обладает редкой для современного живописца техникой нанесения изображения – сверхточными движениями мастихина, передающим не столько детали, сколько впечатление художника от цвета и света момента.
21. Живописец, активист Оксана Бегма выросла в семье художника. Свободно владеет практически всеми техниками живописи, графики и прикладного искусства. Любимая тема — городские пейзажи, в которых модель и муза – старый и исчезающий Ростов-на-Дону.
22. Художник-активист, куратор Филипп Крикунов из Новосибирска — арт-хулиган, провокатор, мастер эпатажа. Основатель галереи «SOMA» — самоорганизованной площадки молодых художников Новосибирска. Директор по развитию «Museum of Modern art Kamchatka» — первого и единственного в мире, по его словам, музея на вулкане. Организатор выставки «СоврИ» (Современное Искусство) и резиденции «Лень» в Новосибирске. Участник художественного совета «Монстрации». В настоящее время – основной претендент стать сокуратором нового проекта Дмитрия Грушевского и Павла Зариффулина «Вокруг Каспия: 1000 лет спустя».
23. График, скульптор Степан Ботиев из Элисты – живой классик мирового искусства. Он создал образы Владимира Фаворского, работающего над эпосом «Джангар», и Богатыря Хонгра. В 90-е помещает героев в пространство степи. Создает памятники калмыцким поэтам и художникам – Баатру Басангову, Лиджи Инджиеву, Гарри Рокчинскому, поэту-футуристу Василию Хлебникову. Иллюстрирует его произведения. Работы мастера можно увидеть в Доме-музее Василия Хлебникова в Астрахани, в музее поэта в деревне Ручьи Новгородской области. Награжден серебряной медалью Российской Академии художеств. В 2012 года ему присвоено звание «Заслуженный художник Республики Калмыкия». Персональные выставки художника состоялись в городах России и Японии.
24. Живописец, скульптор, мифотворец Дмитрий Гущин из Саратова создает инсталляции, оживляя старые легенды и создавая новые, осмысливая и перефразируя символическое наследие Евразии. Участник фестивалей «Музыка над рекой» под Подольском, «Антоновские яблоки» в Коломне, и «Завод» в Саратове, где создал арт-объект «Глаз». Участвовал в проектах «Культурные герои 21века» в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева, создал инсталляцию «Тыква-баранец» в Доме-музее П.В. Кузнецова.

Happy End

Участники арт-резиденции «Изобретение мира» из двенадцати стран 18 мая представили свои произведения на улице Мира в Волгограде, на площадках IV фестиваля «Извините, Вы не видели Лосева?». Сбылась мечта многих волгоградцев, включая художника Виктора Лосева и архитектора Ефима Левитана – улица Мира стала пешеходной.
– Пусть только на один день, – считает директор фестиваля «Извините, Вы не видели Лосева?» Марина Воронова, но люди пришли, познакомились с художниками, их идеями, посвятили время искусству и познакомились друг с другом.
Улица соединила два проекта, посвященных миру, искусству и дружбе городов – фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?» и «Первая улица Мира» Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ) им. И.И. Машкова.
В этом году к событию присоединился город Волжский, где художники вышли на самую красивую и романтичную улицу – Фонтанную, чтобы также писать и рисовать город и прохожих. Таким образом, театр действий фестиваля «Извините, Вы не видели Лосева?» развернулся вокруг двух линий и двух точек на карте Волгоградской области – улиц Мира (Волгоград), Фонтанной (Волжский), и выставочных залов ВМИИ им. И.И. Машкова на Проспекте им. В.И. Ленина и Набережной им. маршала В.И. Чуйкова.
— Это потрясающий проект, — говорит мэр города Волжского Игорь Воронин, — очень рад, что он пришел в наш город, включив наших художников в глобальное движение и в глобальный контекст.
Художники представили произведения искусства, созданные в арт-резиденции «Изобретение Мира», которая начала работать за неделю до фестиваля в художественных мастерских студии Be Art , Института художественного образования ВГСПУ и пространстве города. Это написанные на пленере виды Волгограда, Волжского и Царицына, концептуальные работы, посвященные миру и дружбе межу городами.
К ним присоединились мастера из Китая, приглашенные Институтом Конфуция, которые показали гостям фестиваля секреты национальной живописи и каллиграфии.
Участники арт-резиденции передали 56 работ в дар Музею В.Н. Лосева.
– Очень рад, что приехал на фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?», – говорит сербский художник Зоран Анджелкович, – искусство снимает напряжение между людьми, делает их друзьями.
– В Волгограде мы договорились развивать сотрудничество между нашими городами и странами, обмениваться выставками, делать проекты, помогающие понять и принять другие культуры, практики и точки зрения, – добавляет директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников.
В мероприятиях фестиваля приняли участие более 12 000 волгоградцев и гостей.
– Искусство объединяет, – считает координатор арт-резиденции «Изобретение Мира» Виктория Демьяновская – делает людей искренними, а города и страны – комфортными. Поэтому фестиваль нашел отклик в сердцах многих людей.
В настоящее время в ВМИИ им. И.И. Машкова проходит выставка работ Виктора Лосева – миниатюр открыточного формата, посвященных городу и горожанам. В ее названии — «Искусство принадлежит народу» – заложены две идеи. Первая – понять мотив художника, сделавшего свое искусство достоянием сотен горожан. Вторая – объяснить открыточный формат большинства произведений мастера.
Как известно, у Виктора Лосева не было мастерской. Он работал на пленэре. А готовые работы хранил в подвале магазина «Химреактивы». Весной 1969 г. директор торгового предприятия решил освободить помещение и, не уведомив художника, распорядился сжечь живопись. Так погибли примерно 300 полотен.
С этого момента художник стал писать, в большей степени, миниатюры и, согласно легенде, дарить их горожанам. Он решил, что у жителей города его работы будут в большей сохранности.
– Свои действия, – рассказывает художник Рудольф Паранюшкин, – он комментировал с юмором, примерно так: «Выполняю заветы В.И. Ленина, изложенные в письме Кларе Цеткин». Вождь, в свою очередь, говорил: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить глубочайшими корнями в толщу широких трудящихся масс.., пробуждать в них художников и развивать их».
Виктор Лосев придумал и логичное объяснение малому формату.
В то время граждане СССР переселялись в малометражные квартиры, т.н. «хрущевки», которые массово возводились после выхода 4 ноября 1955 постановления ЦК КПСС и СМ СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
– Искусство должно быть соразмерно среде обитания, – комментировал Виктор Лосев, – в маленькой комнатке уместны миниатюры.
На самом деле художник испытывал нужду. У него была непрерывная потребность писать, но не хватало средств на холсты, кисти и краски. Поэтому он создал много произведений на небольших картонках и листах фанеры.
На выставке представлены работы из собраний ВМИИ им. И.И. Машкова, Музея В.Н. Лосева, Ирины Басовой, Татьяны Гафар, Сергея Гевлича, Анны Джуненко, Елены Крапивиной и Владимира Петрова.
История Продолжается…

Анатолий Мещеряков,
специально для Центра Льва Гумилева

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>