Роль культуры в процессе евразийской интеграции

В последнее время самой обсуждаемой темой в высоких кругах постсоветского пространства стала тема Евразийской интеграции. Несомненно, подобная интеграция может принести довольно хорошие плоды экономического, политического и социального плана при её грамотном осуществлении и воплощении в жизнь. Создание Таможенного союза положило начало данной интеграции. Механизм, обещающий многое, уже запущен.

Однако, рассматривая экономические, политические и социальные вопросы интеграции, упускаются из внимания вопросы культуры, а именно межкультурных отношений. Именно данной проблеме хотелось бы уделить особое внимание, так как культура является основной составляющей жизни человека; уровень человеческого капитала определяется прежде всего такими культурными критериями, как образование, уровень жизни и т.д.

Стоит отметить, что идея евразийского пространства возникла ещё в XX веке, в работах ряда российских ученых, представителей евразийского движения. Особенный вклад внёс в развитие данной идеи Л.Н. Гумилёв. Евразийцы первыми высказали мысль о существовании самодостаточной и самостоятельной цивилизации на стыке двух континентов – Европы и Азии. Таким образом, в работах евразийцев впервые прослеживается мысль о наличии особой культурно-исторической системы, сформировавшейся на территории между линией Балтика-Адриатика и Кавказским хребтом, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке. Формирование этой цивилизации произошло на фоне взаимодействия двух начал – европейского и азиатского, что и обусловило особенности развития народов на этом пространстве. На протяжении веков на этой территории взаимодействовали различные этносы, различные культуры. Также евразийцы, руководствуясь доктриной «Москва – третий Рим», выделили Москву как единственный центр данной цивилизации.

МОЛОДАЯ ЕВРАЗИЯ

Евразийская цивилизация по трудам классических евразийцев 20-30-х гг. XX века

Однако нельзя принимать теорию представителей данного движения как некий научный абсолют; она подвергается всесторонней критике, в ней есть свои недостатки. Но мне бы хотелось отметить, что именно сейчас идея евразийцев нашла своё воплощение. В интеграционный процесс включены территории между Европейским Союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. И особое место в данной интеграции занимает культурное взаимодействие.


С одной стороны, как было отмечено выше, этносы, существующие на данном пространстве, имеют богатую историю межкультурных взаимоотношений. Идея евразийцев тут приходится как нельзя кстати – на основе этой многовековой истории были сформированы принципы веротерпимости, взаимного сосуществования; более того, каждый народ по-своему обогатил свою культуру в результате взаимодействия с другими народами. Таким образом, культурная интеграция началась ещё задолго до образования современной системы.

С другой стороны, нельзя упустить из внимания тот факт, что в последнее время межнациональные отношения приобрели особо острый характер; примером тому служат недавние события на Манежной площади в Москве. Межнациональная розня принимает поистине пугающие масштабы – не усилятся ли они и с развитием интеграционных процессов? Например, при формировании Европейского Союза вопрос о межнациональных отношениях не стоял столь остро. По сути, «костяк» этого союза сформировался в пределах империи Карла Великого, т.е. на территории, которая издавна характеризовалась довольно высокой мобильностью ресурсов, а также высокой степенью взаимодействия народов, обитавших на ней. Таким образом, культурные противоречия практически не мешали интеграционным процессам. Только потом, по мере «продвижения» Союза на восток, в нем стали проявляться признаки нарождающихся межнациональных конфликтов (в частности, растущее недовольство населения по поводу румынских иммигрантов), ибо европейцы стали взаимодействовать с новыми культурами. В случае же с формированием Единого евразийского пространства мы имеем дело, во-первых, с гораздо большими территориями, во-вторых, с большим числом различных культур. Помимо исторических различий (например, православие-ислам) существуют и такие различия социального типа, как общий уровень образования, уровень научно-технического прогресса и т.д. Различия данного рода могут стать причинами социальных противоречий и даже волнений.


Полагаю, что авторам проекта Евразийской интеграции стоит задуматься по поводу наличия межкультурных различий, даже несмотря на богатый исторический опыт взаимодействия на этой территории разных этносов. Определяющим фактором в урегулировании проблем данного рода станет, безусловно, политика, которую будут проводить элиты государств, решившихся на интеграцию. Стоит отметить, что проявлением положительной тенденции явилось то, что элиты трёх государств – России, Белоруссии и Казахстана – уже высказались о невозможности создания однополярного союза, с одним центром; они выступили за создание открытого, многополярного союза.

Сотрудничество, модернизация, синхронизация научного пространства – вот ключи к решению проблемы межкультурных противоречий. Возможно, обществу на Евразийском пространстве предстоит решить сложнейшую задачу – сформировать новые аспекты поведения, новые правила игры, новую мораль.

Алсу Сабирзянова

Клуб Евразийской интеграции МГИМО

 

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>