XX — век противоречивая эпоха в истории развития человечества. С одной стороны это столетие принесло миру выдающиеся научные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониальные режимы, разорвало цепи земного притяжения. С другой это был век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения природы и культуры. Наше время — время триумфа человека и его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил свою негативную сторону.
Великая Отечественная война явилась великим уроком для человечества и наиболее тяжким испытанием для всего советского народа, в том числе и таджикского; урок этот никогда не должен быть забыт во имя будущего.
В годы Великой Отечественной войны ощущался высокий национальный подъем, единство народов СССР. Во всех отраслях экономики и культуры, а так же военной промышленности были достигнуты высокие результаты, общество мобилизовалось и работало для победы. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию.
Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военных начальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла. Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.
Плакат в годы Великой Отечественной войны добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. В этом строю не последними были плакаты Окон ТаджикТа. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения Советского Союза для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки. Ориентированность творческой интеллигенции на пропаганду нового строя, порицание и критику прошлой жизни и негативных явлений современности заложила фундамент для развития публицистики — этого нового вида творчества, оказавшего наиболее подходящим средством освещения комплексных социальных противоречий и проблем.
Плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину.
Выявление полной картины состояния и формирования публицистики военного периода, анализ и всестороннее исследование её характерных особенностей невозможны без изучения сатирических плакатов «Окна ТаджикТА». В первые дни Великой Отечественной войны в публицистике была восстановлена традиция «Окон ТАСС». Уже 27 июля 1941 года в Москве был выпущен первый плакат «Окон ТАСС», после которого в других республиках Советского Союза появились подобные сатирические плакаты. Так, в конце 1941 года появился таджикский вариант «Окон ТАСС» под названием «Окна ТаджикТА», в основном печатались карикатуры художников вместе с сатирическими стихотворениями. Авторами этих карикатур были художники А.Орлов, М.Краснопольский, Карпенко, М.Хошмухаммедов и др. Под плакатами художников «Окон ТаджикТА» печатались лаконичные сатирические стихи, фрагменты, рубаи и дубейты А.Дехоти, М.Амин — заде, М.Миршакара, А.Сухайли, М.Рахими и других поэтов, которые посвящались конкретным темам и насущным проблемам.
Эта картина имеет большой патриотический смысл. Таджик Туйчи Эрджигитов будучи советским солдатом повторил подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны, закрыв грудью амбразуру врага, в результате чего погиб. Похоронен он под Литвой. Мать (та, что на картине) с надеждой проститься с сыном в те годы поехала на его могилу.
Создание «Окон ТаджикТА» предоставило, новые возможности для развития таджикской публицистической сатиры. Таджикские писатели-публицисты, сплотившись вокруг «Окон ТаджикТА», создали огромное количество сатирических произведений политического характера.
Художники и публицисты, объединив творческие силы, прилагали все усилия для разоблачения фашизма и укрепления веры советского народа в победу над ненавистным врагом. «Разоблачая фашистов, пишет В.А.Мушкерис, — художники — плакатисты, с одной стороны, показывали, какую опасность они (т.е. фашисты) представляют для всего человечества, и, с другой стороны, укрепляли веру советского народа в победу, пропагандировали спасительную силу Советской армии» [1, 128].
Плакаты «Окон ТаджикТА», как и другие разновидности публицистической сатиры, отображали процессы военных действий и текущих событий. Так, в сентябре 1941 года фашисты, захватив Прибалтику, Белоруссию и Украину приблизились к Ленинграду и Москве. Это событие нашло своё отражение со всеми мельчайшими подробностями, в карикатуре Е.Бурцова, который сажает «рыцарей» фашизма на острие штыков солдат Советской армии. Тема злодеяния фашистов нашла своё отражение в плакате С.Краснопольского — «Гитлер угоняет наших девушек в рабство» (13 карикатура): Невзирая на то, что Гитлер продаёт наших девчат в рабство,
Ему никогда не удастся их волю сломить!
Твёрдо верят они, что цепи рабства разобьются,-
Освобожденные Красной Армией, они на Родину вернутся.
В сатирических плакатах-карикатурах «Окон ТаджикТА» центральное место отводилось показу слабости и беспомощности врага. Одной из характерных особенностей этих сатирических плакатов военного периода было то, что в них, (как правило, на двух языках — таджикском и русском) находились отражение актуальные проблемы жизни фронта и тыла, причём подписи под сатирическими плакатами, дополняя их, придавали им особую остроту и действенность.
Невзирая на то обстоятельство, что «Окна ТаджикТА» в начальный период своей деятельности не располагали надлежащей материально — технической базой и благоприятными условиями, однако по истечению небольшого временного отрезка, благодаря усилиям, стараниям и сотрудничеству художников и писателей, от номера к номеру увеличивался их тираж (за первые два года своей деятельности «Окна ТаджикТА» издали более 120 наименований сатирических плакатов), завоёвывая признательность большого числа читателей.
В целом, исходя из анализа материалов «Окон ТаджикТА», можно констатировать, что в годы Великой Отечественной войны в Таджикистане, как и в других советских республиках, широкое применение и развитие получило пропагандистское направление в искусстве и литературе. Так, сатирические плакаты, отображая важнейшие темы дня, превращались в мощное средство массовой пропаганды борьбы с фашизмом. Используя опыт и традиции «Окон ТАСС», художники Таджикистана стремились к творческому переосмыслению их достижений и созданию оригинальных плакатных произведений на важнейшие темы военной действительности.
Муллоев Шариф Бокиевич
доктор филологических наук, заведующий кафедрой печатных СМИ и PR Российско-Таджикский (славянский) университет
Литература
Муродов М.Б. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати. — Душанбе: Истеъдод, 2011. -336 с.