Тема доклада посвящена сравнительному анализу двух этнокультурных индигенных групп: российских поморов и канадских метисов
Российская Федерация и Канада имеют длительную историю дипломатических отношений в рамках освоения арктических пространств. Прежде всего, стоит отметить двустороннее соглашение, именуемое «Договором о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой» 1992 года. Статья 9 этого договора и пункт «б» Приложения к договору провозглашают «укрепление сотрудничества в Арктике и на Севере», «совместные научные исследования между арктическими и северными районами Российской Федерации и Канады»[1], усиление контактов с «коренными народами северных районов» обоих государств[2].
Также в 2000-м году правительствами обеих стран было сделано «Совместное заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере», согласно которому выбран курс на «устойчивое развитие» в области «охраны окружающей среды» и в целях «создания благоприятных условий жизнедеятельности коренных народов и других жителей» северных районов, используя метод привлечения локальных общин коренных народов к решению данного вопроса[3].
Сотрудничество подразумевает под собой и взаимное перенимание опыта в области защиты прав коренного, индигенного населения. Канада стала одной из первых стран, в которой закрепляются права метисного населения в качестве коренного. Конституционно-правовой акт Канады 1982 года в пункте 35(2) называет три группы аборигенного населения, которые пользуются специальной защитой: индейцы, инуиты и метисы[4]. Последняя группа вызывает особый интерес, как у антропологов, так и у юристов[5].
Проводя соотношение поморов и метисов, мы можем найти очень много общего, хотя имеются и существенные отличия, дающие поморам гораздо больше прав на признание, нежели метисам.
- Этногенез метисов обусловлен слиянием белого европейского элемента и аборигенного индейского[6]; этногенез поморов, по мнению большинства ученых этнографов и антропологов – результат смешения восточнославянского и карельского элементов, который не прекращался вплоть до XX века (по результатам антропологического исследования ученого Капицы[7] и Никольского[8]);
- Метисы формировались в течение последних 3-х столетий[9]; временные рамки формирование индигенной группы поморов порядка 800 лет[10] (по данным антропологов Александрова В.А., Власовой И.В., и Полищук Н.С. института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, «великорусский этнос» был сформирован лишь к XIV столетию[11]). При этом важно отметить, что международное право не определяет временных рамок для «индигенности» и «автохтонности» того или иного этноса.
- Этноним «метисы» и «самосознание в качестве коренного народа», численность от 300 – 700 тысяч человек[12] – главные факторы для признания их материальных и культурных прав. Этно́ним «поморы», топо́ним «Поморье», численность от 6,5 тысяч человек[13], «поморское самосознание» – также главные факторы для признания этого народа коренным. Международное право не содержит таких понятий, как «субэтнос» и «этнографическая группа». В соответствии с определениями, данными Специальным докладчиком подкомиссии ООН по правам коренных народов Хосе Мартинесом Кобо[14], а также Всемирным Банком и Международной организацией труда (Конвенция МОТ 169)[15], самосознание народа в качестве индигенного является главным фактором признания[16].
- Метисы образовались путем колонизации канадской земли англичанами и французами[17]; поморы начали свое формирование, по мнению ряда этнографов, в результате освоения Заволочья славянами, которые активно смешивались с карелами, а также частично с коми-зырянами, и даже были браки с лопарями-саамами[18].
- Основной промысел метисов – рыболовство и пушное дело; в течение 300 лет происходило активное формирование целой сети торговых деревень[19]; промысел поморов во многом аналогичен, и более того, поморский морской промысел является органичным продолжением хозяйственной деятельности аборигенов неолитической эпохи, для которых земледелие не играло почти никакой роли, а поморские артели – ватаги появились на берегах Белого моря уже в XIII веке[20].
- Религиозная традиция метисов связана с католицизмом для франкоговорящих групп и протестантизмом для англоговорящих[21]; религиозный культ поморов, по данным ученых Цейтлина[22] и Вертепова[23] носил преимущественно синкретический характер, объединяя языческие и христианские традиции («беспоповщина поморского толка»).
- Метисное население Канады селилось отдельно от белого и индейского, создавалось собственное замкнутое этнокультурное сообщество[24]; поморы также во многом развивались автономно от центра, соседей-земледельцев поморы нередко называли «деревенскими», «крестьянами», «верховскими», не заключали с ними брачных связей[25]. Поморы не были затронуты татаро-монгольским нашествием XIII-XV вв., не были охвачены помещичьей (частновладельческой) формой крепостного права XVII-XIX вв.[26], отстаивали право на самобытность и самоопределение, но стремления к «сецессии» не было, за исключением инициативы по созданию Поморской республики в период дестабилизации обстановки после свержения монархии[27].
- Российская Федерация признала права коренного народа – камчадалов, являющихся метисным населением русских и ительменов[28]. Поморы имеют аналогичное право на признание.
Признание поморов в качестве коренного народа даст шанс на признание других метисных и индигенных групп русского народа, которые сохранили традиционное природопользование и свою уникальную культуру, откроет дорогу инвестициям и развитию туризма.
Максим Задорин
ассистент кафедры международного права и сравнительного правоведения, юридический институт, Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова.
[1] Договор о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой, 19.06.1992, Оттава, статья 9 // Бюллетень международных договоров. – 1993. – N 7. – C. 61-66.
[2] Приложение к договору о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой, 19.06.1992, пункт «б».
[3] Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере, 18.12.2000, Оттава, абзацы 2 и 5. URL: <http://infopravo.by.ru/fed2000/ch01/akt10839.shtm> (дата последнего обращения: 11.09.2011).
[4] Constitution Act, 1982. Canadian Charter of Rights and Freedoms. Part II, section 35(2). URL: <http://www.solon.org/Constitutions/Canada/English/ca_1982.html> (дата последнего обращения: 14.09.2011).
[5] Cristina Allard, «Two Sides of the Coin: Rights and Duties The Interface between Environmental Law and Saami Law Based on a Comparison with Aoteoaroa/New Zealand and Canada», Doctoral Thesis, Lulea University of Technology (Sweden). 2006. P. 195.
[6] Sabrina Peressini, «From ‘Great Lakes Métis’ to ‘Aboriginal People of Canada’: The Changing Identity of Canadian Métis During the Eighteenth, Nineteenth and Twentieth Centuries», NEXUS. Vol 14:87-107 (2000/2001). P. 89.
[7] Капица Л.Л., Антропологические данные о поморах Кемского и Онежского уездов Архангельской губернии. Изв. АО и РС, 1914. – № 7. – С. 148.
[8] Никольский В.В. Быт и промыслы населения западного побережья Белого моря. (Сороки Кандалакша). – М.: Издание научно-технического управления ВСНХ, 1927. – С. 13.
[9] Sabrina Peressini, ibid. P. 87.
[10] Гемп. К.П. Сказ о Беломорье. – Архангельск, СЗКИ, 1983. – C. 34.
[11] Русские. – М.: Наука. – 1997. – C. 16.
[12] Aboriginal Peoples in Canada in 2006: Inuit, Metis and First Nations, 2006 Census. Published by authority of the Minister responsible for Statistics Canada.
[13] Поморы. Национальный состав населения. Всероссийская перепись населения 2002 года. <http://www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_02.xls> (дата последнего обращения: 13.09.2011).
[14] ‘Defining indigenous peoples’. URL: <www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/workshop_data_background.doc> (дата последнего обращения: 05.09.2011).
[15] Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169], статья 1(2). URL: <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml> (дата последнего обращения: 09.09.2011).
[16] Who are indigenous peoples? UN Permanent Forum on Indigenous Issues. URL: <http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/5session_factsheet1.pdf> (дата последнего обращения: 10.09.2011).
[17] Sabrina Peressini, ibid. P. 89.
[18] Токарев С.А. Этнография народов СССР. – М.: 1958. – С. 31; Народы европейской части СССР. Tом I. – М.: 1964. – C. 145.
[19] Sabrina Peressini, ibid. P. 90.
[20] Томилов Ф.С. Север в далеком прошлом. Краткий исторический очерк, ОГИЗ Архангельское издательство, 1947. – C. 9.
[21] Sabrina Peressini, ibid. P. 93.
[22] Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье (очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. – № 1. –1912. – С. 10.
[23] Вертепов Г. А. Материалы по этнографии поморов Архангельской губернии. Из жизни Беломорских поморов // Этнографическое обозрение. –1901. – № 1. – С. 86.
[24] Sabrina Peressini, ibid. P. 89.
[25] Лукин Ю.Ф. О Поморье и поморах – коренном малочисленном народе, проживающем на побережье и островах Белого моря. XI Международный Соловецкий форум: Сборник материалов / Отв. ред. Ю.Ф.Лукин. – Архангельск-Соловецкие острова. – 2003. – С. 76.
[26] Фольклор и этнография Русского севера. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград: Наука. Ленинградское отделение. 1973. – C. 3.
[27] Лемехов И. Коренные народы мечтают о юридическом статусе // Бизнес-класс. – 28 (120) , 5-11 августа, 2002 год. – C. 5.
[28] Постановление Правительства Российской Федерации 24 марта 2000 года № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации». URL: <http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon047.html> (дата последнего посещения: 14.09.2011).