Россию с Кавказом помирят скифы

298481454Сторонники отделения Кавказа обычно напирают на несовместимость культур горских народов с оседлыми славянами. Но если заглянуть в далекое первое тысячелетие до нашей эры, можно обнаружить нечто общее. Это скифское прошлое, из которого выросло большинство народов современной России. К нему на изломе XIX-XX веков уже возвращались русские поэты и писатели. И вот в начале XXI века евразийцы возрождают движение «Новые скифы».

Идеологом проекта «Новые скифы» стал директор Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин. К нему и обратимся за подробностями.

— Что это за проект, кто в нем участвует?

— Это проект, который обращается к истории народов России и стран СНГ, апеллирует к глубокому прошлому. Но это проект и футуристический. Он смотрит в грядущее, что будет лет через 50, через 100 лет. Он продолжает традиции творческого объединения «Скифы», которое существовало в 1917-1918 годах и вокруг которого объединились лучшие поэты, музыканты и художники Серебряного века, такие как Александр Блок, Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Кузьма Петров-Водкин, Сергей Прокофьев. Это проект творческий, футуристический, но одновременно обращенный к истокам нашей цивилизации — скифам.

— Это проект для избранных, для творческой среды?

— Нет, он возник в творческой среде, но еще в прошлом веке стал проектом политическим, связанным с народничеством. Уже тогда образами скифов поднимали революционные массы, и я считаю, что проект рассчитан на широкие слои публики. Мы ориентируемся на то, что наша молодежь лет через 10 будет ходить в скифских капюшонах с заостренным концом, похожих на буденновку. Это будет настолько модно, что миллионы русских парней будут ходить в таких капюшонах и считать себя скифами. Это только один из штрихов будущей скифской России.

— А все ли народы России можно отнести к потомкам скифов?

— Да, это удивительная матрица, которую мы обнаружили, занимаясь проектом. Я сам этнограф, и вижу, что большая часть языковой группы народов, из которых состоит Россия, так или иначе сводят свое происхождение к скифам. Это и славяне, которые, судя по исследованиям археологов, принадлежали к скифской цивилизации. Это и тюрки, которые живут на скифских курганах и считают «скифскую принцессу» с Алтая матерью-прародительницей. Они находят свои корни среди скифов, живших на территории Алтая, Казахстана, Монголии. Кстати, в Казахстане скифские воины являются национальным символом. Это и угро-финны, которые взяли от скифов самое красивое — так называемый «звериный стиль», и приумножили его, создав «пермский звериный стиль». Это и наши кавказцы, у которых основа мировоззрения — знаменитый «нартский эпос». Из него сложился адат — кодекс чести, чеченский, ингушский, осетинский, кабардинский, балкарский. «Нартский эпос» — это не что иное, как сказания о древних скифских или сарматских воинах. Скифская этика до сих пор воспроизводится кавказскими народами. Эта идея действительно объединительная. Причем, она объединяет также поляков, прибалтов, которые тоже считают себя потомками скифов-сарматов. Это золотой фундамент, на котором все и стоит. В спокойные эпохи это не так бросается в глаза, а когда Россия переживает какие-то спазмы, мы обращаемся к нашим предкам и соединяем несоединимое. Часто спрашивают: почему карелы должны жить в одной стране с ингушами, чеченцами или азербайджанцами? Но как ни странно, все эти народы считают себя потомками скифов и живут на скифских курганах. Если мы вернемся к этому началу начал — это будет фактором объединения, той национальной идеей, которую мы ищем долгие годы.

— У вас есть единомышленники на Северном Кавказе?

— Скифство очень популярно в Северной Осетии-Алании. Там есть целый ряд скифских исследовательских институтов. Одним из главных исследователей скифского периода был знаменитый академик Василий Абаев. Но скифство также популярно у казаков, как терских, так и донских. Они считают себя потомками скифов. И это действительно так, поскольку казаки — это тот кластер в русском обществе, который наиболее полно выражает скифское начало — активное, пассионарное, мужское. Главное — скифская идея нигде не встречает противников. Люди воспринимают скифство как очень хорошее, золотое, красивое, спортивное, живое.

— В том числе мусульманские народы? Ведь скифы — это язычники.

— Скифы были первыми, которыми на этой территории крестил Андрей Первозванный. То есть одной ногой они стоят в языческом мире, другой — в христианской цивилизации. Что интересно, народы, которые были продолжателями «Великой степи» — сарматы, гунны, впитали скифскую этику. А она заключалась в веротерпимости. Какой бы ты веры не придерживался, ты не можешь ее никому навязывать и должен отстаивать традиции той культуры, в которой ты живешь. Изначально среди скифов была полная веротерпимость, и они принимали религиозных диссидентов. Впоследствии «Великая степь», то есть территория России, была приютом представителей гонимых конфессий и наций. Это было место для всех. Мы считаем, что надо сохранить эту идею скифской веротерпимости. Пусть у нас будут и мусульмане, и православные, и родноверы.

— Но скифы были все-таки кочевыми племенами. У них не было государства. Они жили разбоем, как пишут, кстати, осетинские исследователи. Женщины были на правах рабынь, старики не пользовались почетом.

— Это передергивание. Наоборот, у скифов женщины играли высокую роль в обществе, в отличие от греческих или китайских женщин, которые не могли рта раскрыть. Древние историки пишут, что равноправие у скифов было уже тогда. Да, они были воинственным народом, но нельзя сводить к тому, что они были исключительно разбойниками. Откуда тогда эти курганы, набитые золотыми изделиями, прекрасные копья, великолепные образцы искусства? Это была конфедерация различных племен, в том числе оседлых. Это была многоукладная экономика. И это было первое государственное образование на территории России — точка отсчета нашей цивилизации. Все мы, какими бы разными ни были, растем из этого корня.

— Как вы собираетесь популяризировать проект «Новые скифы»?

— Пока мы его пропагандируем как проект искусства, культуры. Проводим выставки, фестивали, организовываем экспедиции в места с сакральной географией. Мы поощряем у молодежи активность. Прикосновение к священной истории русского мира пробуждает энергию в человеке. Люди становятся светлее, чище, становятся более открытыми. Никакую партию мы создавать пока не планируем. Если мы увидим, что разовьется нечто большее, то, я думаю, форма сама найдется. Сторонники нашей идеологии есть везде, она очень притягательна для жителей разных регионов России. Мы нашли точку опоры в прошлом, отталкиваясь от которой, мы можем заглядывать в будущее, готовить себя к технологическому и космическому прыжку, к которому готовили себя русские в XX веке. Это начинание надо продолжить. Скифы ездили на своих тачанках по всей Евразии и вводили в ужас другие народы, потому что у всех народов Древнего мира колесничий — это бог, и скифов считали богами. Поэтому, я думаю, покорение космоса удалось русским. Надо ехать дальше, лететь, стремиться. Скифская идеология позволит нам преодолеть нашу косность и сделать новый рывок в космос. У скифов нет горизонта, они скачут дальше. Так будет реализована миссия России, миссия русского человека.

Светлана Болотникова

Большой Кавказ

Вам также может понравиться

4 Комментариев

  1. 1

    Когда говорят, что у кочевников не было государства, вероятно:империю гуннов, тюркские каганаты, Золотую орду считают мифами…

  2. 2

    А ведь можно сказать, что те, исторические, скифы жили Республикой Советов. Или, даже, у них была своя Джамахерия.

  3. 4

    и,если мне не изменяет память, скифское зерно поставлялось в промышленных колличествах в Элладу. в перерывах что ли, меж разбоями злаки культивировали?

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>