Русское Священное

Из книги Павла Зарифуллина «Русская сакральная география»

Часть 1. Отцы и Дети. Русская гендерная география

Мать

Русская Равнина — ровная, гладкая, необыкновенно увлекательна, ласковая, как падающий снег. Идеальная мама и вечная невеста. Равнина женственности, Бабий Град и Бабье Царство. Россия — царственная паучиха, оплетающая мир круговой порукой из своего волшебного клубка. То ни колокол звенит, то плывёт звон веретена Расеи-матушки.
Русская Равнина обладает поистине эротическим притяжением, чёрной магнезией, бьющейся невидимым цветком в её сокровенных глубинах. Притяжение это чувствуется уже и физически в её Средине, на Среднерусской возвышенности – в Северской земле Курска, Орла и Белгорода — там, где стрелки земных компасов пускаются в пляс, а Земля беспредельно напряжена.
Поморы — северные мореходы называли «маткой» деревянный компас, который метафорически являл собой подобие некоего неподвижного центра, точки, своеобразной мировой оси, ориентирующей мореплавателя в пространстве Вселенной. При встрече с настоящей «маткой» в районе «Курской аномалии» все прочие «матки» вертятся юлой, указывая нам пространственный и временной центр Русского Женского Материка.
К этому «третьему полюсу земли» стремятся идеальные Мужчины из Небесной Страны Отцов.

Отцы

Русская Равнина с самого начала была ареной противостояния двух небесных типов цивилизации: тюркской и германской. Со времён готов и гуннов они бьются за её благосклонность, руку и сердце.
Наши Отцы — это «Разбойники Суши» и «Разбойники Моря». Так их сто лет назад очень метко назвал британский геополитик Макиндер. Носители светового неистового яростного духа. Идеальные мужчины равнинных снов, они снятся нашей Матери Русской Равнине во время зимнего забытья. Вертикальные стремительные агрессоры, выкованные в Небе люди-аэропланы — обладатели аристократической осанки. Вечные бунтари и авантюристы, носители номадического сознания – они суть самоя география — подвижная среда Моря и Степи превратила кочевников в истинных хозяев земли.
Они по очереди владели нашей Равниной: скифы-сарматы — готы — гунны — тюрки-хазары — варяги — монголы.

Они приходят к нашей матери и овладевают ею.
Она привлекает их своей гладкостью, а также потаённой чёрной звездой, бьющейся в её плоти и источающей чёрную магнезию. Когда улыбается такая же круглая и полная Луна, превращаясь в заснеженную Равнину, и из Серебряной Равнины обратно в Луну.
Немецкий исследователь русского ландшафта Шубарт, исходя из выдвинутой им концепции «духа ландшафта», под воздействием которого складывается душа народа, построил сравнительную типологию культур Востока (России) и Запада (Европы) — «иоаннической» и «прометеевской культуры». «Восток и Запад — не только географические, но и душевные понятия. Пересеченная, узкая, разъединенная Европа подчинена иному духу ландшафта, нежели Азия с её просторами безграничных равнин». Пространственный дух Азии Шубарт связывал с топосом степи, а Европы — с морем. Два «разбойничих» Духа, два неодолиых топоса – Море и Степь, Азия и Европа соединились там, где пространство переходит во время, в точке Вечности, в Середине Русской Равнины.

Согласно основателям германской и русской геополитики Ф. фон Рихтгофену, и Семёнову-Тянь-Шанскому этнографическая и геополитическая граница между Европой и Азией проходит по диагонали через Россию от Перми до Кишинева — все, что находится на юго-восток от этой линии – Азия. Вот она граница между импульсами Степи и Океана, раздел сферы влияния разбойников Суши и Моря: Пермь-Вятка-Ярославль-Москва-Брянск-Киев-Кишинёв.
К юго-востоку от этой линии формировались степные царства кочевников, северо-западная сторона вот уже тысячи лет сфера влияния «разбойников Балтики» — литовцев, германцев и скандинавов.
Только однажды произошла синергия топосов Моря и Степи. В 1245 году великий князь Ярослав Владимирский отправился в Каракорум со своими детьми Александром и Андреем, чтобы присягнуть на верность монгольскому хану. Потомки «разбойников Моря» варягов-рюриковичей встретили в Монголии своего дальнего родственника Боэмунда Антиохийского, прибывшего в ханскую ставку из Сирии за тем же самым. За присягой Восточному Императору. Династия, сотни лет нёсшая Свет Запада на Русскую Равнину, явственно узрела и узнала Свет с Востока.
Так Отцы-норманны скрестили свои дела с Отцами-остманнами, но реальной сферой этой коммуникации оказалась Русская Равнина. Благодаря объединению усилий северных и восточных отцов возникла Россия. Не Европа и не Азия, а самостоятельный материк Россия-Евразия, Срединное Государство, с собственной миссией и исторической судьбой.
Архитипическое ядро этого материка – Великороссия. Территория кровного братства норманнов и остманнов – Владимирская Русь. Этот Союз ещё именуется самостоятельным понятием – Евразийство. Россия — Страна Любви совершенных Отцов с Матерью Русской Равниной.

Дети

Большинство детей Русской Равнины от световых отцов ещё не родились. Они сонно ворочаются в её бесконечной утробе, в безразмерных «закромах Родины», в коллективной ткани общерусского сговора. В едином теле с мамой и такими же неродившимися братьями и сёстрами. Вечное перетекание одного в другое, вечная сладость коллективного бытия, бесконечный сон, сны, русское полу-небытие, жизнь-смерть, вечная потенция, сладкое урчание в безднах российского живота, священная теургия австралийского «времени сновидений», таинственного «времени оно».
Некоторые дети, как староверы-щельники бесконечно всматриваются изнутри «матери сырой-земли» в её складки, сквозь них иногда пробивается нездешний Свет Страны Отцов. Русский мужской солнечный Центр всегда трансцендентен по отношению к Русской Равнине, либо находится на её дальней окраине: Итиль, Сарай-Берке, Петербург, Константинополь.
Но часть русских детей всё-таки рождаются, вырываются за пределы Русской Матери, храбро становятся на стези Небесных Отцов, солнечноликих разбойников. Они осваивают номадическое месторазвитие, «Отцовское наследство» степей и океанов, привыкают воевать и кочевать. Имя этим детям – поморы и казаки. Солнечные русские дети.

Другая Мать

Но есть места на Русской Равнине, где эта самая Равнина переворачивается наизнанку и реальность обращается к нам противоположным образом. Князь философов Хайдеггер утверждал, что: «История земли будущего содержится в еще не освобожденной для себя самой сущности Русскости». Он словно бы пророчествовал об обратной стороне германского Неба и обратной стороне русской Земли.
Вот эту обратную сторону мы можем лицезреть в Сталинграде в районе Мамаева кургана. Славянская Земля там встала на дыбы, архитектурный ансамбль скульптора Евгения Вучетича презентует немыслимые в гендерной картине Русской Равнины иные пейзажи: настоящий Храм Огня: гигантскую спиралеорганизованную юрту с пылающим посредине жертвенным костром.
В сакральном дымнике видны разорванное облаками сияющее небо и невероятных размеров великанша-амазонка, воткнувшая в небесное солнечное сплетение Меч Сталинграда. Родина-Мать. Примерно такая же амазонка высится над Днепром в Киеве работы того же архитектора. Её якобы открывал генсек Леонид Брежнев.
Это главные русские скульптуры – две Родины-Матери, две амазонки с мечами, мобилизовавшие миллионы детей на нечеловеческую войну с германским Небом. И у них безусловно есть первообразец — мифический прототип.
Три тысячи лет назад скифская царевна Томирис остановила непобедимые полчища царя царей Кира. Иранца, несущего России-Турану мужской арийский порядок, увенчанный правосторонними свастиками. Кир хотел поработить скифов и убил сына царицы Спаргапифа. За содеянное в чудовищной многодневной битве на мифической Реке воины Томирис поломали хребет Арийской Иранской империи.
И царица-амазонка бросила голову поверженного Кира в бурдюк с кровью, предложив покойнику напиться рудой до пьяна. Не правда ли это нам что-то напоминает? Родина-Мать-Томирис.
Сталинград особое русское место, где всё наоборот. Вечная война полов на священной реке перевернула Небо и Землю, и они поменялись местами. Мать-Победительница, Отец – Пыль и Песок. Дети салютуют своей Матери. Сияющей Родине, одетой в Солнце!
И у русской войны самое, что ни на есть женское лицо. Лицо «ночной ведьмы» из 46 ночного бомбардировочного гвардейского полка.

Многоликая Мать + Священные Отцы

С другой стороны русской сакрально-географической карты посреди Дышащего моря на Новой Земле из вечный торосов и ледников вскрывается иная Русская Матка: «Посреди Матки город есть, не нашим земным городам чета. Церкви в эфтом городе Ледяные, дома тоже. А живут там на просторе все охотнички, да ловцы, что на Матке исчезли!». Этюды из райского града Леденца, описания тысяч стеклянных колоколен поморскими корабелами-визионерами составляют золотой фонд русских этнографических «хожений».
В Центре Русского Мира на Полярной Горе в Ледяном Доме на изукрашенном ледяном троне восседает Снежная Королева. Матка. В Центре Русского Мира – Фигура Женщины. От неё некуда прятаться и не зачем скрываться.
Не трудно вычленить и ещё один мифический штрих — принцип многоликости. Мама-Русь многобразна, как блоковская Россия-сфинкс. Львица с крылами и женским лицом. Птица-львица, как изысканно заметил этнограф и поэт Владимир Карпец. Но ликов у нашего сфинкса, у русской Птицы Гамаюн, у нашей идеальной женщины множество. Многогранна наша Мама: амазонка и Снежная Королева, барыня-крестьянка и ткачиха-паучиха, старушка и девочка.
Французский философ и антрополог Рене Жирар вычленил, что важнейшим признаком проявления Священного, Сакрального является раздваиваемость, близнечность, множественность. Чудовищный и страстный образ двойника согласно Жирару всегда предвещает явление Священного, приход бога Диониса в Фивы, рождение Рима. За появление Священного отвечают ритуальные пляски в масках, личинах, Святки. За раздвоением, за мифом о близнецах, за хороводом одинаковых масок и чудовищных двойников кроется пришествие Сакрального.
Мать у нас одна, Родина-Мать, а ликов у неё множество А отцы у Руси разные, но все на одно лицо. Для народа-ребёнка все высокие мужчины кажутся одинаковыми. Они Священное Иное для нашей Матери и Детей её.
Поклоняющихся иноземным царским династиям и тайным женским культам.

Часть 2. Звезда Богородицы. Созвездие Девы

Золотые пальцы

Бесконечные поприща русских земель нельзя наблюдать со стороны, как «эвклидово пространство»; французский философ Делёз считал, что подобного рода территории напоминают звуковую или цветовую гамму.

Страну, родившую на свет «геометрию Лобачевского», невозможно «измерить общим аршином», в неё нужно «верить», её можно слышать или «схватить», как двигающиеся на морозном буране сверкающие потоки снега.
Её можно «схватить» лишь в движении: в таксомоторах и на спинах верблюдов, в саламандровом свете огня и пыли военных действий, глядя на звёздный ужас, порождающих это пространство планет:

Это просто золотые пальцы
Нам показывают на равнину,
И на море и на горы зендов,
И показывают, что случилось,
Что случается и что случится.
(Николай Гумилёв)

Небесные пальцы, божественные лучи планет звёздного русского небосклона соткали нашу Равнину и нас всех на ней живущих, такими, какие мы есть. Без звёзд и планет – русская география – это просто география, карта с населёнными пунктами, полезными ископаемыемыми, раскрашенной в разный цвет гладкой поверхностью. Эту карту можно вертеть, потерять, сунуть в планшет, изрисовать чернилами и фломастерами.
Сакральность русской географии придают небесные светила и звёзды – пункты и траектории на русской священной карте. Наложение, покрытие «небесного атласа» на чертёж земной тверди Русской Равнины породило Россию. Любовь Русского Неба и Русской Земли сотворила необыкновенный результат – Русский Народ. Не самый плохой результат.
Сакральное, священное (в терминологии феноменолога Рудольфа Отто) — это нечто «непомерное, внушающее страх и невероятное счастье, уникальное сочетание дикого ужаса и абсолютного восторга. Это прикосновение к Божественному.
Психоаналитик Карл Юнг интегрировал это явление в свою картину архетипического мира под названием «нуминозного» в концепци «коллективного бессознательного» народов и всего Человечества. Сакральное и нуминозное это высшее напряжение, обнаженный нерв нашего мира, оно не положительно не отрицательно, но сверхсильно; точки нуминозности — архетипы коллективного бессознательного. Эти «точки нуменозности» висят у нас над головами в виде небесных тел. Они же отражаются на дне нашей психики в форме «генетических архетипов».
С помощью архетипов «семи планет» можно провести «деконструкцию» Русского Народа и русского коллективного бессознательного, вычленив в нём славянскую, финскую, угорскую, тюркскую, германскую и сарматскую части.
Остаётся выяснить только один вопрос, как эти противоположные во многом этнопсихологические конструкции соединяются в единое целое, почему не разваливаются в сложные для России периоды?

Субстанция Насилия

Западная романно-германская цивилизация сформировалась на Насилии: убийство быков на корриде, рыцарские и гладиаторские бои, а также иные лишённые мотивации убийства были событиями центральными, архетипическими для истории Европы. Французский антрополог Рене Жирар поставил «Культуру Насилия» в центр духовной жизни Запада: «Язык чистого Сакрального, священного сохраняет суть мифологии и религии. Он отрывает насилие от человека и делает насилие отдельной, расчеловеченной сущностью. Он превращает его, в своего рода «флюид», который невозможно изолировать, но который может пропитать все вещи посредством простого с ним контакта».
Жирар писал о Насилии в разных цивилизациях, и этносах, но именно на Западе, Культура Насилия стала «квинтэссенцией» мировоззрения, стала связующим звеном между его конструкциями, да так, что можно говорить о Насилии, как об «обменном процессе», об обмене местью — важнейшем факторе энергетического, политического и экономического существования колониальной империалистической и грабительской цивилизации.
Западное Священное Насилие привело нашу планету к всеобщей унификации, оно затопило мир и сделало всех одинаковыми, спровоцировав у народов планеты нескончаемый жертвенный кризис – так считал антрополог Жирар.
В России «субстанция насилия» всегда явление «реактивное», это ответ Русского Медведя на вызов заточенной рогатины и пули охотника. Русское насилие грубо и не мстительно. Западное насилие изысканно и принципиально.
Но по аналогии с «флюидом» Запада можно вычленить и «силу», «флюид», связывающий воедино разрозненные этнические и географические конструкции Русского коллективного бессознательного.
Это явление, этот «флюид», этот «гений» — Русская Любовь, породившая удивительную Равнину душевной красоты, небесной радости и божественного младенца.

Ордината и Абсцисса русской сакральной геометрии (Крест в Круге)

С точки зрения сакральной географии Великороссии существует чёткая священная система координат, в которой русскому человеку заблудиться не возможно. Великороссия, традиционно считается страной, находящейся под особым расположением Богородицы.
Когда в России рухнула царская власть, 2 марта 1917 года в Москве чудесным образом явилась Икона Божьей Матери Державная. На иконе проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что после гибели монархии сама Богородица хранит символы царской власти.
Пять наиболее почитаемых богородичных икон по месту их обретения образуют две оси, пересекаясь эти оси образуют крест, организующий священный миропорядок Третьего Рима. Иконы Божьей матери, ориентированы на четыре стороны света, каждая из них ограждает и освящает определённые пределы Руси.
Запад русской сакральной географии связан с иконой Смоленской Божьей матери.В Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от татарского нашествия. Позже икона была перенесена в Москву и до 1456 года хранилась в Благовещенском соборе (по просьбе Михаила, епископа Смоленского икона была возвращена в Смоленск).
Русский Восток утверждает Казанская икона Божьей Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской Церкви. Символически она обозначает Восток православного пространства.Смоленская икона Божьей Матери и Казанская икона Божьей Матери образуют священную широтную ось: Запад-Восток, Смоленск-Казань.
Считается, что Тихвинская икона ограждает северные пределы России. Тихвинская икона Божьей матери написан по преданию, евангелистом Лукой. Считается, что сперва она находилась во Влахернском храме в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 году на берега реки Тихвинки, позднее на этом месте был построен монастырь и появился город Тихвин.
Когда персидский шах Аббас в 1622 году покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда персами взяты были и другие святыни— не для почитания, а для продажи бывшим в Персии русским купцам. И вот к одному из русских торговцев, именем Стефану, один персиянин принес для продажи взятую в Грузии икону Божией Матери. Стефан с радостью купил св. икону (в 1625 году). Тихвинская и Грузинская икона образуют священную долготную Ось Север-Юг. В Центре этой сакральной карты расположена Владимирская Икона Божьей Матери. Когда в 1155 г. Андрей Боголюбский перенёс столицу Руси из Киева во Владимир, он перенёс и эту священную икону из вышгородского монастыря в Успенский Собор Владимира. Этот год можно считать годом основания Великороссии.

Русское Священное

Чудеса икон, заступничество икон, участие их в политической жизни Руси, кражи и явления икон, вывоз их за рубеж и триумфальное возвращение, путешествия икон Божьей Матери составляют реальный жизненный нерв священной истории России. Принцип пространства, который они образуют, храня каждую Часть света Руси, является базовой основой русского сакрального миропорядка, Бытия Великороссии. Как и «хожения» чудотворных икон Толгской, Донской, Виленской Божьей Матери.
Опять припомним Жирара и его определение Священного: «то, что бесконечно раздваивается», то, что приводит к бесконечному проявлению двойников. Количество икон Божьей Матери в нашем повествовании увеличивается. Значит в постижении Русского Священного, в нахождении настоящего Русского Центра мы у цели.

От Белой Руси до бесконечной восточной Татарии, от сказочного Русского Севера до не менее сказочного Русского Закавказья распростёрлась Русская Страна Любви. Её священный центр – не Кремлёвский замок и не Зимний Дворец, не Храм Христа Спасителя и не Останкинская телебашня.
Это Храм Покрова Богородицы на Нерли – скромный и прекрасный центр совершенной священной страны. Это Собор Смоленской Божьей Матери в селе Судай Чухломского района Костромской области. Это Храм Грузинской Божьей Матери в Раифе, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери в Бресте, старообрядческий храм Успения Богородицы в Моршанске, Казанский Собор Божьей Матери в Петербурге, Храм Покрова Божьей матери на Рву в Москве. Тихвинский собор в Данкове, Церковь Введения во Храм в Каргополе, Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в посёлке Паратунка на Камчатке, Донской монастырь в Москве, Старообрядческая церковь Покрова пресвятой Богородицы Старопоморского-федосеевского согласия в Серпухове. Центры цивилизации Русской Любви, Любви, как Покрова, распростёртого над Россией.
Более половины русских Церквей посвящены Пресвятой Деве, Ея иконам, Ея Введению во Храм, Рождению, Успению, Покрову. Традиционный Русский Новый Год 1 сентября (14 сентября Нового стиля) – его по сию пору празднуют поморы, казаки, староверы ориентирован на смерть и рождение Небесной Девы. Он расположен между праздниками Успения и Рождения Пресвятой Богородицы.
Совсем нетрудно по сему вычленить – кто является главным священным персонажем русской священной географии и русского священного года, в чьей фигуре сочетаются субстанции времени и пространства. Кто есть самое Русское Священное.

Архетипическая Госпожа

Русская Священное реализуется пародаксальным способом – через повторяемость «субстанции» Любви, через одинаковые бесчисленные иконы Божьей Матери. Через Любовь сходятся её разрозненные элементы, народы, части, месторазвития и семьи. Через Любовь сходятся, да на Любви держатся.
Не царская власть центр Русского Мира (страна в Смутное время и в Революцию жила без царей и не развалилась). От царской власти русские бежали за границы России, но русскими людьми быть не переставали, русскими через поколения возвращались. Почти сто лет царские священные функции в России выполняет Державная Божья Матерь. Госпожа Пресвятая Богородица.
Осетинский академик Абаев обратил внимание на то, что в нартовском скифо-сарматском эпосе фольклорных «амазонок» нередко называют afsin – «хозяйка», «госпожа». В поисках этимологии этого термина ученый остановился на одноименном титуле среднеазиатских правителей: «Мы имеем дело со скифским социальным термином, распространившимся по Средней Азии. Весьма возможно, что термин afsin восходит к скифско-массагетскому матриархату и служил первоначально наименованием массагетских правительниц типа знаменитой Томирис …», – писал Абаев.
В бесчисленных ликах, соборах, церквях и часовнях Божьей Матери возродился древний женский архетип царицы- afsin Русской Равнины, запечатленный ещё в скифские времена. Хозяйка Русской Равнины – Госпожа Пресвятая Богородица. Если у разных народов своё Священное, также как и своё «коллективное бессознательное», то имя нашего Священного – Богородица. А качество Ея — Любовь Пресвятой Девы.

Восьмилучевая Звезда

По Достоевскому, русские, как никто умеют «понимать и принимать другие народы». Эту возможность открывает главная «русская субстанция» — Любовь.
В годы межнациональной ненависти наша Любовь переживает не лучшие времена. Но исчезнуть окончательно она может только вместе с Россией, второе имя коей – «Любовь».
Россия-Любовь. Крест в Круге. Округ Богородицы под Созвездием Девы.
Её планида-звезда торжественно парит над вышеупомянутым парадом планет, проецируя Любовь на Русскую Равнину, просвещая осемью лучами наше Русское естество.

Павел Зарифуллин

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>