Русские в Якутии появились намного раньше, чем принято считать

ИА SakhaNews. Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века! Летом трое коренных представителей этого «русского племени» прошли путь, которым пришли в седую тундру их предки. О том, что русские появились на территории Якутии гораздо раньше, чем принято считать, возможным свидетельством станет и шахматная фигурка, найденная путешественниками.

В случайной горсти земли, которая по обычаю была зачерпнута на берегу реки «на память» о родных местах, оказалась небольшая плоская фигурка из моржовой кости – походная (оттого и плоская!) шахматная фигура коня. Кто знает, сколько времени земля хранила в себе этот «знак старины», и дала подсказку именно тем, кто «ищет свои корни». Мистика? Пожалуй, все, что связано с русскими в Арктике, похоже на ожившую сказку!

В краю вечных снегов, среди просторов бескрайней тундры чудесным образом (иначе и не назовешь) сохранился крошечный островок русской культуры – Русское Устье. Как ни удивительно, их потомки сумели сохранить не только народные обычаи, традиции, но даже мелодичный, образный язык древних славян. Русскоустьинцы используют в своей речи слова, которые даже во времена наших прадедов уже считались «устаревшими», причем с той же естественностью, с какой мы вставляем слэнговые словечки. Кажется, что люди говорят на каком-то ином, неведомом языке, родственном нашему, русскому.

Весь их уклад жизни поражает своей самобытностью, мудростью, с какой приспособились жить в суровом арктическом климате это трудолюбивое племя. Жили издавна, как и все их предки, в рубленых избах, построенных без единого гвоздя. Именно они построили знаменитый деревянный город Зашиверск. Эти дома старожилов, можно с уверенностью сказать, стали первыми деревянными строениями в Якутии. Стоп! А как же башни казацкого острога, с которого, к примеру, «начал бысть» Якутск? И тут начинаются загадки!

Вот что рассказал корреспонденту ИА SakhaNews Наталье Богдановой исконный русскоустьинец, ветеран ЖКХ Иннокентий Новгородов. Когда казаки пришли на реку Индигирка, то выяснилось, что там давным-давно живет русское племя поморов (так они себя называют), и живут на «макушке земли» (Аллаиховский район) по меньшей мере – полвека! Собственно, и сама Индигирка называлась тогда по-другому — «Собачья река», ведь основным транспортным средством в те времена для тундровиков были собачьи упряжки.

Да и уклад жизни этого «русского племени» — далеко «не казачий». К примеру, в домах были открытые очаги — сооружение, приподнятое над полом на деревянных ножках-сваях — на нем и разжигали костерок, и готовили еду. В потолке было проделано отверстие, через которое выходил дым. Спали на лежаках – урулах, сверху покрытых травой и шкурами. На окнах вместо стекол зимой вставляли бруски льда, а летом выстилали окна сшитыми в единое полотно шкурками налима.

Используются древние символы, которые были приняты только у поморов — сохранились деревянные флюгеры, так называемые сорочки, которые устанавливали на кочах (лодках) и возле домов. На сорочках – сквозное изображение креста или утки. С помощью сорочки передавали знаки на большие расстояния – вот такая беспроводная связь!

Утка, кстати, символизирует коч — удивительное изобретение поморов. Это судно как нельзя лучше приспособлено для опасного плавания в водах Северного Ледовитого океана. Когда льдины сходятся и, казалось бы, должны раздавить беспокойных мореплавателей — лодку попросту выталкивает на верх, на льдину, не причиняя лодке ни малейших повреждений! Отважные поморы не боялись уходить за тысячи километров от берега в плавание по Северному Ледовитому океану среди льдов. И остров Новая Земля также был открыт отважными мореплавателями, правда, раньше он назывался — остров Груманд.

Откуда же пришли поморы в наш край ледяного ветра и льдов? Обратимся во времена царя Ивана Грозного. Усмирять непокорных бояр – казнями и гонениями для него дело привычное. Так было и в то время, когда подозрительный царь (якобы новгородские бояре попытались перейти к шведам в подданство 430 лет назад в «лохматом 1570 году) Иван Грозный разгромил бояр на реке Шелонь. Оставшиеся в живых разбрелись по белу свету, спасаясь бегством. Одним из них был боярин Федор Чихачев (потомки — Чикачевы, Чухичевы), пройдя длительный опасный путь по Северному Ледовитому океану. Он-то и основал со своими товарищами в Арктике, в Устье Елони первое русское селение – Гулянка.

Название этого места говорит само за себя – здесь пили и гуляли отважные путешественники. Помимо пятнадцати изб (по числу семей), которые построили поселенцы, разобрав свои лодки, поставили баню, часовню и … кабак! Надо признать, что водкой они запаслись вдоволь. Предназначалась «огненная вода» для сугреву и на случай болезней. Однако, она сыграла злую шутку с перпоселенцами. Дозу – легко превысить, а пьянство, как известно, до добра никогда не доводило — несколько человек утонули в первую же зиму. Место признали несчастливым и поселились в другом месте, на реке Индигирка, которое и было названо Русским Устьем.

Поселились старожилы в низовьях Индигирки и низовьях Колымы. Сегодня их насчитывается около пятисот человек, они проживают в селах Походск, Русское Устье, поселках – Черский и Чокурдах.

В будущем году Батюшка Новгород отмечает свое 1150-летие. И, что примечательно, на Аляске найдено захоронение выходцев из Новгорода (а надо учесть, что Аляска ранее была русской землей), и был составлен свод всех новгородских боярских фамилий и их потомков, и лишь фамильная ветвь Федора Чикачева оказалась затерянной во времени – напротив его фамилии пробел… Спустя четыреста лет история дала подсказку и дала возможность найти потерянное поколение!

Минувшим летом три земляка — Иннокентий Новгородов, Вениамин и Игорь Чикачевы сделали попытку повторить исторический путь своих предков и пройти водным путем по реке Индигирка до Русского Устья (а это 1100 километров!), а также пройти путем, которым прошел казацкий отряд под предводительством Ивана Реброва и Постника Иванова (Губаря).

По пути они посетили те селения, которые были основаны землепроходцами – общались со старожилами, собирая крупицы истории. Дарили местным библиотекам и музеям книги своего земляка, историка, краеведа Алексея Чикачева, который посвятил свою жизнь изучению истории края, обычаев и традиций народа, собиранию фольклора и составлению разговорного словаря (квинтэссенцией его трудов стали историко-этнографические очерки «Русские в Арктике: полярный вариант культуры», изданные уже после смерти исследователя, в 2007г.).

Достигнув цели, потомки поморов установили на месте, где располагалась знаменитая Гулянка, сорочку (Иннокентий Иванович обнаружил это древнее место поселения помор случайно еще полвека назад). Помимо, желания «прочувствовать» трудности пути, которым прошли их предки, путешественники ставили цель и более произаическую, но гораздо более важную – привлечь внимание республиканских (а, возможно, и федеральных властей) к проблемам арктических поселений.

Речь идет о выживании – исчезновении уникальной славянской культуры, очагов которой не сохранилось по всему побережью, и лишь этот островок существует вопреки времени и обстоятельствам. Чудом сохранилась деревянная церковь.

В этом году исполняется 370 лет, как в эти края пришли русские (по официальным данным), и более 430 лет – по исчислению самих старожилов. Однако, эта дата никак не отмечена на государственном уровне, хотя в апреле этого года в селении побывал президент республики Вячеслав Шыров. Но жители по-прежнему надеются на перемены к лучшему, в связи с его приездом…

Русскоустьинцев остается все меньше. Та исконная деятельность, которая приносила прибыль трудолюбивым поселенцам — рыбный и пушной промыслы, ныне «сошла на нет». Причины? Государство не заинтересовано в покупке «мягкого золота», как когда-то называли — пушнину, а рыбу… смешно признаться – попросту негде хранить! Этим летом в Индигирку упал ледник, а восстановление рыбохранилища требует огромных затрат.

Так и живут русскоустьинцы – на бабушкины пенсии. А куда им уезжать с родины, от могилы предков? Кстати, и погост постепенно смывается в Индигирку, которая, похоже, и станет для этого островка древнерусской культуры — рекой забвения…

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>