Русские возвращаются в Чечню

В последнее время в Чеченскую республику постепенно возвращаются русские. Среди них много тех, кто раньше не жил в Чечне. Русская семья, где он – мусульманин, а она – православная, ломает все стереотипы. Что привлекает? За чем едут? С одним из таких новых грозненцев, главой семьи Игорем Шмаковым “Кавказская политика” и решила побеседовать.

grozn_28672162_origИгорь Шмаков родился 1 июля 1978 г. в г. Северодвинск Архангельской области в семье инженера кораблестроителя и учительницы английского языка. После школы учился в Поморском Международном педагогическом университете по специальности “Учитель математики и информатики”, но после полугода обучения переехал в Москву, где в 1996 году поступил в Московский технический университет связи и информатики по специальности “Сети, связи и системы коммутации”. С лета 2001 года работал в различных компаниях операторов и интеграторов связи. С марта 2012 начальник Грозненской городской и междугородной телефонной сети.

— Игорь, сколько времени ты уже живешь в Грозном?

— С декабря 2011 года, полтора года уже получается.

— А в первый раз когда в регион приехал?

— Впервые приехал в 2006 году, в 2007 году один раз был. В 2008 году я уже жил здесь в командировке больше месяца. Потом на свадьбу к друзьям приезжал, так и началось все.

— А жена как приняла такие радикальные изменения, смену места жительства?

— Знаешь как ее мои родители называют? — Женой декабриста. А если учесть, что мы сюда переехали в декабре, то со всех сторон оправдывают данное ими прозвище.

— Так сама она легко этот переезд восприняла? Или ты ее готовил постепенно, приезжал вместе с ней сюда и ранее?

— Тяжело конечно приняла в начале. Хотя я приезжал с ней сюда раньше. У нас и никях (мусульманская процедура бракосочетания) был в Грозном. С никяхом вообще интересная история была. Я в Москве пришел в мечеть на Поклонной горе, спрашиваю можно ли нам организовать бракосочетание. Я сам мусульман говорю, недавно принял ислам, супруга православная. Нам надо как-то узаконить перед Всевышним наши отношения. Имам спросил какой мы национальности и, узнав, что мы оба русские, замялся, сказал, что надо подумать. Я позвонил в Грозный друзьям. Попросил их узнать у местных имамов. Через пару минут мне перезвонили и сказали, чтобы мы приезжали, никаких проблем с этим нет. В итоге, 7 ноября 2010 года мы поженились в Грозном.

— Первые трудности после переезда? Чему больше жена удивляется? Что для нее не очень привычно?

— Я скажу: не удивляется — не нравится…

Во-первых, скажем так, менталитет местный очень сильно отличается от других некавказских регионов. Скажем так, здесь минимальная преступность, нет маньяков, отсутствует социальная и межконфессиональная напряженность, нет равнодушных людей. Но эти плюсы имеют и обратную сторону. Например, люди здесь привыкли копаться в чужих жизнях. Для современного российского обывателя, который сильно замкнут на себе и своей семье – это воспринимается как некое вторжение в личное пространство. Хотя это больше западный термин.

С одной стороны это очень хорошо, тебе всегда помогут и поддержат. Но вторжение чужих и посторонних людей в личную жизнь ее напрягало. Мне-то все равно, так как у меня есть четкое распределение. Есть мои близкие люди и все остальные. Я впущу ровно настолько, насколько я позволю. Мне важно мое близкое окружение, а остальные как-то индифферентны.

Во-вторых, определенные негласные ограничения в одежде, ее психологически напрягают. Я к этому просто отношусь, потому что я на Кавказе давно. Я эти запреты с пониманием принимаю, но честно скажу, что мне летом в шортах и майке намного удобнее, чем в рубашке и брюках. Круг общения у нее здесь сильно пострадал, она у меня специалист в области биофизики и генетики.

— В Грозном нет умных людей для общения?

— Нет, я не в том смысле. Не скажу, что в Москве нас окружали только интеллектуалы. Просто там она ходила на работу, общалась в своей среде – и ей этого хватало. А здесь она в первое время только сидела с ребенком. Для меня такая проблема общения вообще легко решается через Интернет, например, можно по скайпу пообщаться, в социальных сетях. Для нее важно реальное общение. Но сейчас у нее уже сформировался круг людей, с которыми ей интересно.

Здравоохранение и социальная сфера тоже оставляют желать лучшего. Еще не нравится непунктуальность местного населения, когда “сейчас”, “5 минут” или “скоро” может растягиваться до бесконечности. И это никого особо не напрягает. Может быть, это просто провинциальная неторопливость. Мы хоть с женой и сами люди из провинции, но мы долго жили в Москве. Я 16 лет, она 10. Что еще плохого сказать?

— Зачем только о плохом говорить? Можно и о хорошем

— До хорошего я тоже дойду. Хотел сначала о плохом поговорить. ЖКХ тоже иногда удивляет, с водой и электричеством периодически сбои бывают. Бюрократия местная, чиновники, которые не желают делать то, для чего их посадили на свои места. Иногда некоторые вещи, которые в других местах делаются очень просто, здесь могут превращаться в целый квест.

Если же говорить о плюсах, их здесь естественно гораздо больше. Точнее я бы сказал, что их вес намного больше. Природа, климат, социальное спокойствие – люди улыбаются друг другу, вежливые, несравнимо с московскими непробиваемыми масками… Люди лучше, душевнее.

Конечно, война забрала целый слой городских людей, которыми обычно гордятся любые города. Учителя, врачи, общественные деятели. Кто-то погиб, кто-то уехал, кто-то остался. Образовался вакуум. Именно поэтому я выходил и на главу республики Рамзана Кадырова с вопросом привлечения сюда специалистов. Огромные кадровые пробелы во многих отраслях.

— Сейчас ты имеешь хорошую управленческую работу, но когда ты ехал сюда, ты же не на готовое место ехал. Что для тебя было основной мотивацией? Тебя больше внерабочая среда и жизнь в регионе привлекала? Либо ты изначально собирался в первую очередь реализоваться как специалист?

— Основных причин было две. Первая причина – на те деньги, которые я копил всю свою сознательную жизнь, я смог здесь купить квартиру. В Москве бы их и на первый взнос не хватило. А как мусульманин кредит взять я не мог, пользоваться услугами банка — харам. Поначалу было, конечно, желание взять ипотеку, но сама мысль, что я кому-то должен – она противна моей сущности. Если речь не идет о моем близком человеке. У близкого человека можно на время что-то взять. А вторая причина, когда мы сюда переезжали, сыну было только полтора месяца.

Я считаю, что в наше непростое время Кавказ – это идеальное место для воспитания детей. Во-первых, здесь детям безопасно. Во-вторых, чеченцы просто обожают детей. Если в других регионах России пойти с ребенком куда-то проблема, то здесь такой проблемы нет. Любой человек, любая женщина в магазине его с удовольствием возьмет и будет с ним сюсюкаться. Ты можешь спокойно делать свои дела, зная, что с ребенком все будет нормально. То есть, две причины – это жилье и безопасность ребенка.

— Какие трудности были с работой в начале?

— У меня была удаленная работа тогда. По московским меркам это небольшие деньги, но по местным меркам вполне нормально было. Я сам уже переехал сюда, но дистанционно работал в Москве, был предоставлен сам себе. Также были и свои небольшие проекты, на жизнь хватало. Через некоторое время, учитывая то, что в определенных кругах меня хорошо знали как специалиста в своей области, — меня пригласили поработать в “Электросвязь”.

— Твой ник в ЖЖ «къонах», мужчина или молодец по-чеченски. Почему именно так назвал свой блог? Думаю, читателям будет интересно.

— Мне очень понравилась концепция самого этого слова. Когда я интересовался историей Кавказа, традициями и обычаями, узнал о понятии «къонах». Конечно, хвастливо с моей стороны так себя называть, но мне очень понравился смысл.

— Это еще один признак того, что ты быстро социализировался и интегрировался в местные особенности?

— Мне вообще не пришлось социализироваться, сколько я себя осознаю, я с рождения практически всегда был таким, как большинство людей здесь. Из-за этого мне часто бывало не комфортно жить в моей тогдашней среде. Я рос в те непростые времена, когда в начале 90-х разом исчезли такие понятия как честь, достоинство, честность, самоотверженность. Они как-то разом исчезли. И если ты их как-то показывал на людях, то тебя больше принимали за идиота, а не за нормального человека.

Зная о том, что ты можешь чем-то пожертвовать, сделать доброе дело – окружающие просто пользовались этим в своих корыстных интересах. А тебя потом высмеивали. С этим мне много приходилось бороться раньше. Потом стали постарше, люди стали более ответственно относиться к этим вещам. А я когда приехал на Кавказ, стал здесь жить, начал смотреть на людей, общаться с ними. Я понял, что для меня намного комфортнее находиться здесь, хоть я и не кавказец.

— Ты сейчас наверняка наблюдаешь за тем, как в Интернете и СМИ часто вспыхивают различные очаги межнациональной розни. Чем они обусловлены? Чем обусловлены эти трудности перевода между Кавказом и остальной Россией?

— Я считаю, что здесь все очень просто. Во-первых, совершенно очевидно, что эту лодку кто-то очень уверенно раскачивает. Кто за этим стоит гадать бесполезно, вряд ли мы это узнаем. Какие-то нехорошие люди за этим стоят и делают свою работу. Ни для кого не секрет, что если в той же Москве ежедневно совершается 200 преступлений, то, например, 100 из них совершается русскими, 20 украинцами, 30 молдаванами, 50 выходцами из Средней Азии. Я к примеру все это говорю. Но если среди них появится парочка людей с Кавказа, то сразу по всем каналам начнется “вот, опять кавказцы режут и убивают русских”. Русских в России 110 с чем-то миллионов, кавказцев всего несколько. Почему же русские при таком численном превосходстве позволяют себя резать и убивать?

Я лично считаю, что нынешние русские совсем уже не те, что были раньше… Наши предки завоевали для нас 1/6 часть суши. Нынешние поколения эти завоевания только теряют. Не умножают, а теряют. При этом во всех своих грехах винят кого угодно, ищут каких-то мифических виновных.

То евреи виноваты, то американцы, сейчас новый тренд пошел, кавказцы во всем виноваты. Во всех бедах России. Через 100 лет, наверное, марсиане будут виноваты. Но гораздо проще быть просто честным перед самим собой, посмотреть внутрь себя и спросить “а может быть где-то есть и моя вина, в том, что здесь происходит?”. Если у тебя есть хоть какая-то возможность влиять на окружающую действительность, но ты ничего не делаешь и ситуация ухудшается – то это тоже твоя вина. Если каждый из нас начнет так делать, я думаю, большинство проблем разом прекратятся.

Кто виноват, что кавказцы друг за друга стоят стеной? Что если одному плохо, то все кто в радиусе 500 метров или 500 километров прибегают сразу ему на помощь. А русские наоборот разрознены и могут собираться вместе водку попить, а потом устроить пьяный дебош, как это произошло на Манежке. Я считаю, проблема в том, что русские не ведут себя как хозяева на той территории, где они являются полноправными историческими хозяевами.

Скажем так, на территории гипертрофированного княжества Московского. По крайней мере, в ареале от Великого Новгорода до Владимира, и от Вологды до Курска. Если они позволяют, не важно какой национальности молодежным бандам или просто сборищам, вести себя так, как они хотят, диктовать свои условия – то в этом виноваты они сами. Кто мешает им собраться вместе и навести порядок? Просто у нас принято в последнее время больше ныть и меньше делать. Каждый человек кузнец своего счастья. И естественно, разного рода силы и политические течения этим пользуются. Те, которые поумнее и похитрее берут любую ситуацию и начинают в свою сторону раскачивать. Делать на этом какие-то дивиденды.

— А как ты проводишь в Грозном нерабочее время? Есть ли какие-нибудь русские семьи, с кем дружит твоя семья? Досуговая жизнь в Грозном какая?

— Конечно есть. Например, есть у меня один товарищ. Он переводчик, учился в Архангельске в том же институте, который заканчивали моя мама и старшая сестра. Он со своей женой тут, она русская, моя землячка из Архангельска, у них свое агентство по переводам. Мы дружим семьями, ходим друг к другу в гости. В теплое время, которое здесь длится 9 месяцев, ездим постоянно в горы на природу, либо в гости. Здесь же хорошо, прекрасная природа, горы, реки, море недалеко…

— А есть к кому ездить в гости?

— Знакомых полно, не скажу, что все они близкие друзья. Чеченцы такой радушный народ, что не ясно даже, кто из них насколько искренен. Действительно ли они всегда так рады, или это просто так требуют законы гостеприимства. Поэтому надо следить за собой, чтобы не обидеть людей отказом от их гостеприимства. Буквально несколько дней назад была ситуация, к Юле зашла девушка (ее коллега по работе), к нам домой. Потом мы вместе погуляли с ребенком. Она сама с Атагов оказалась, я говорю, поехали, мы тебя отвезем. Сели в машину, приехали в Старые Атаги, естественно, она нас позвала в гости. В гостях у нее сидела ее двоюродная сестра, оказывается, она живет в нашем доме, в соседнем подъезде, а ее мужа я вообще давно знаю. Теперь вот ходим уже друг к другу в гости. В этом отношении здесь очень хорошо.

— А с сыном как дела обстоят? Вы его в детсад отдали? Жена с ним до сих пор сидит?

— Сын ходит к нянечке в нашем же подъезде, скоро должен начать говорить уже. Нам интересно, на каком языке он заговорит, на русском или чеченском. Жена работает в Нефтяном институте.

— Я думаю, что нашим читателям особенно интересно будет узнать ваши взаимоотношения с женой по поводу веры. Вы же разных вероисповеданий придерживаетесь. Бывают ли какие-то споры и конфликты?

— У нас нет абсолютно никаких споров относительно религии, споры могут возникать только в том случае, если одна из сторон хочет стоять именно на своей точке зрения и продавливает ее. В Коране четко сказано, что “в религии нет принуждения”, кажется в суре “Корова”, недавно как раз читал про это. Иной раз я могу ей почитать что-нибудь из Корана, то, что мне кажется будет ей интересно — она слушает. Но если попросит прервать, я прекращу и все. Поэтому у нас на эту тему вообще никаких споров нет.

— А как ты вообще стал мусульманином?

— Я постепенно пришел к исламу, вроде бы ни с того ни с сего, просто заинтересовавшись этой «религией террористов», о которой кричали тогда на всех углах. Скажи мне кто-нибудь лет 5-10 назад, что я буду мусульманином, я бы посмеялся над этим. Но прошло время и, хвала Всевышнему, я – мусульманин. Теперь моя задача, как мусульманина — своим примером, своей жизнью показать людям, не знающим что такое ислам или людям, у которых искаженные понятия (навеянные недобросовестными СМИ и исламофобией), об этой религии — что это только хорошее, позитивное и правильное.

— Как складываются отношения с коллегами по работе? Может, что-нибудь интересное расскажешь?

— Многих я знал по работе еще до того, как сам стал здесь работать. В принципе, хорошо со всеми все складывается. Я очень требовательный. Требую работать так, как надо на мой взгляд. А не так, как они привыкли раньше. Я долго отучал сотрудников от фраз “а вот раньше”, “а вот мы делали так”, теперь все это прошло. К сожалению, с кадрами большая беда.

— А в быту как дела обстоят? Например, гуляете по городу, придирается кто-нибудь? Людям несведущим интересно ведь, не держат ли здесь в зинданах кого?

— Геноцидят ли меня? (смеется). Конечно же! Помню я еще в 2006, когда был первый раз и меня везли по разрушенному городу, такому современному Сталинграду, я спросил сопровождающего меня чеченца про зинданы… Так он даже не знал что это за слово… А если честно, я бы даже сказал, что русским здесь жить гораздо лучше, чем чеченцам. Русским позволено многое, что не позволено чеченцам. Скажем так, тебе дают определенную скидку из-за того, что ты неместный и не знаешь какие-то традиции или адаты.

— Через 10-20 лет ты себя видишь здесь же, в Чечне?

— Через 10-20 лет я ничего видеть не могу, это только Всевышнему ведомо. Скажем так, для меня Чечня сегодня – это один большой стартап. Находится на стартапе, с одной стороны, интересно, с другой стороны, это может оказаться и прибыльно. Скажем так, в остальных регионах России, где уже все разобрано, чтобы открыть какой-то новый бизнес – нужны огромные капиталовложения со всеми вытекающими оттуда обстоятельствами.

Плюс огромная конкуренция. А здесь практически ничего этого нет, бери любую тему, разрабатывай и развивай ее, ищи инвесторов и делай. Здесь сейчас нужны энергичные и способные что-то делать люди. Человек, который просто готов сидеть на своем месте и выполнять какую-то работу, конечно, он тоже здесь будет востребован. Здесь нет такого, типа приезжайте, будете сидеть офисными клерками и получать 60 тысяч рублей в месяц. Скажем так, здесь нужны пробивные люди, готовые пробивать какие-то темы. Энергичные, целеустремленные люди. Smart-mind их еще называют, которые могут легко переключиться от одной темы к другой. Здесь сейчас возможностей очень много.

— Спасибо за беседу, Игорь! Удачи!

Беседовал Ражап Мусаев, “Кавказская политика

Вам также может понравиться

4 Комментариев

  1. 1
  2. 2
  3. 3

    Интервью не русского и не кавказца, . Про статистику преступлений полное вранье! По поводу кто виноват что они друг за друга стеной?)) насмешил)))
    друг за друга стеной, это когда друга несправедливо унизили, оскорбили и т.д. А не когда сам неправ, получил по морде и привел за собой 500 человек, и весело отрезали обидчику голову! О чем ты вообще несешь, ау?! Русские уже не те ему))) давай до свидания манкурт! Ты не русский, а чеченцем ты не станешь! Утащил бедную умную девченку, в горы,обрубил ей карьеру, развитие по интересу и гордится этим))))

  4. 4

Добавить комментарий для Алексей Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>