«Русский марш» в Уфе: запретить нельзя разрешить

29 октября 2014 года в помещении ИГИ РБ состоялся очередной круглый стол традиционалистов Башкортостана, посвященный конфликту вокруг этого мероприятия. В обсуждении, помимо инициаторов: представителей Центра социокультурного моделирования ИГИ РБ А.Т.Бердина и Р.Д.Карамышева, участвовали русские националисты из оргкомитета РМ-14 в Уфе Евгений Беляев и Константин Чадлин, лидеры башкирских молодежных групп «Башкорт», «Кук буре», Молодежного Совета при Исполкоме Курултая башкир, сообщества по противодействию проведению «Русского марша» в Башкортостане «Сход батыров», правозащитница Рамиля Саитова, а также представитель РИСИ, известный историк, доцент Рамиль Рахимов. Старались собрать как можно более узкий круг, потому, что желающих участвовать набиралось как минимум в три раза больше, чем реально принявших участие: в большой аудитории трудно до чего либо договориться. Нам всем сейчас нужен не эмоциональный, а технический, инженерный подход к делу.

Организаторы РМ-14 раздали официальные требования мероприятия.

Цели публичного мероприятия:
— Требование поддержки русского и русскоязычного населения Юго-Востока Украины;
— Требование разработки и принятия мер, направленных на упорядочение процесса миграции на территорию РФ с учетом интересов и конституционных прав местного населения;
— За принятие комплекса мер противодействия проявлениям религиозного экстремизма и его экспансии из-за рубежа;
— За сохранение исторического облика и исторической памяти г. Уфы.
— За обеспечение реализации прав граждан РБ на изучение русского языка в государственных учебных заведениях в полном объеме;
— За поддержку отечественного производителя, машиностроения и военно-промышленного комплекса;

Евгений Беляев, отвечая на вопросы, разъяснял все эти пункты, причем почти все сошлись, что сами пункты зачастую спорны – но приемлемы. Подробнее, с расшифровкой стенограммы, расскажем, если потребуется, позже, сейчас задача иная – не столько рассказать о встрече, сколько о раскрытой на ней сути конфликта – естественно, как она видится мне, автору.
Дело оказалось не в пунктах.

Давайте четко разделим, хотя бы в первом, рабочем приближении, неприемлемое в принципе от спорного, обсуждаемого.

Заметил, что как раз представления и претензии «Башкорта» и «Схода» были (стихийно, естественно) антинационалистическими, скорее традиционалистскими: «Русский марш» признается как справедливое явление в Москве — ибо это общая столица России, и областях: у русских в самом деле проблемы есть, сочувствуем. Но «мы никогда не согласимся, чтобы русские националисты проводили в Республике Башкортостан свои русские марши. Мы согласны, чтобы каждая национальность проводила такие мероприятия только на своей коренной земле: башкиры в Башкортостане, татары в Татарстане, русские в Москве, Орле, Туле и других русских городах, каждая национальность на своей земле». А вместе, пояснили башкирские активисты, нам можно пойти на Российские Марши: башкирская колонна, русская, татарская и т.д. – прямо телепатически повторяя тезисы столь разных русских активистов Башкирии, как Владимир Соловьев и Галина Лучкина. Патриотизм против этнонационализма.

Все это — из советских представлений о ритуальной иерархии и распределении национальных полномочий и национального представительства: ССР, АССР, а все вместе – Союз ССР и дружба народов. Они как раз противоположны националистической картине мира: в ней националист обязан бороться за интересы своей нации хоть в Уфе, хоть в Мельбурне. В основе национализма, в отличие от патриотизма, лежит не справедливость, а национальный эгоизм. По мере возможностей: от живодерства бандеровцев-резунов до мирного гандизма индусов.

Этот мой тезис делом подтвердил настоящий, соответствующий теории башкирский либеральный националист, Азат Сальманов, заявив Беляеву с Чадлиным: не поддавайтесь на провокации, не вздумайте сменить марш Русский на Российский! Он был радостен – РМ реанимирует угасавший башкирский национализм, причем на основе, которую никак не получалось привить добрым башкирам, сколько ни старались совместными усилиями Дильмухаметов и «Уфимские губернии» – русофобии. Примерно в том же духе выступили Тимур Мухтаров и Рамиля Саитова. Естественно, у всех остальных собравшихся башкирских оппонентов РМ-14 предложения были, как уже сказал, противоположны.

Как в учебнике проявилось, каким образом русский этнонационализм со своим РМ воскрешает и возбуждает национализм башкирский – именно в той форме, с которой якобы борется.

Рамзиль Байназаров из «Башкорта» прямо дал понять — проблема давно не в их группе либо каких-либо профессиональных башкирах: на этот раз и нередко реагируют люди, никогда ни на какие пикетики ходить не собиравшиеся: трудяги из деревень и городков, им работать надо. Но РМ они восприняли как вызов, который нельзя не остановить.
Добавлю пример навскидку: вечно ругающиеся паблики ВКонтакте: «Башкорт» и «Русская Башкирия», «Сход батыров» и «Русский марш в Уфе-2014» разместили опрос: ЗА либо ПРОТИВ проведения РМ в Уфе. Всем известно, как мало собирают башкирские националистические группы людей на свои пикеты. Этим они и полезны: делом показывая, насколько не разделяет сильный и патриотичный народ башкирский скудные идеи национализма. Но здесь в первый же день голосования ПРОТИВ «РусМарша» проголосовало более 500 человек.
Интернет позволяет посмотреть, кто это – там много людей, которых к националистам никак не отнесешь, известных и уважаемых – Вас, граждане организаторы и их мнение не интересует?

В том же «Башкорте» постоянно повторяли, что ничего не имеют против русских как таковых – решительно не желая признавать за националистами право представлять русский народ. Аналогичное заявление не раз делал тот же Беляев — он слишком уважает народ башкирский, чтобы считать его ответственным за тупую русофобию отдельных юзеров. В обсуждениях ВКонтакте это вполне четко прозвучало. Можно, конечно, судить не по их официальным высказываниям, а увлечено выискивать комменты в поганом уфагубском стиле, которые на этих пабликах нередки – по причине поразительной глупости либо гапонства вывешивающих. И в случае преследования за русофобские помои мне их жалко ничуть не более, чем таких же ущербных башкирофобов-комментаторов запрещенного за экстремизм Интернет-проекта «Уфимская губерния».

Товарищи, ругательства – признак слабости. Сильный не пакостит и не грозит. Давайте с этой встречи изживать фобии хотя бы в комментариях на Ваших пабликах. Модерируйте поганые комменты в стиле экстремистской «Уфимской губернии» (в Башнете даже термин закрепился «уфагубство»). Здесь передовой опыт – у Башфорума, а из оппонирующих в конфликте сторон – у «Русской Башкирии». Там тоже всякое проскальзывает — но модератор хотя бы старательно убирает откровенно башкирофобские вбросы: и это большое преимущество. Как правильно заметил при этом его редактор Евгений Беляев – по разжигающим и просто подлым комментариям тот же «Майдан РБ» давно стал Интернет-помойкой наподобие «Уфагуба» — и зачем поддаваться идиотскому и преступному примеру? И что ценно, с этим согласились все.

От «Схода» добавлен и формально странный тезис: мы не против митинга или пикета, мы понимаем, что у русских Башкортостана могут быть свои проблемы и требования. Но категорически против Марша. «Если же русские националисты решат вместо марша провести пикет или митинг, мы им не будем мешать».
Казалось бы, а чем по содержанию марш отличается от пикета?

Я попытался Беляеву разъяснить: Марш, да с разрешением властей, им представляется именно как демонстрация силы, как по побежденному городу. Митинг ОГРАНИЧЕН, а марш – НАПРАВЛЕН, это агрессивная форма. Причем беспрецедентная для Башкортостана. А агрессия воспринимается как претензия на доминирование. Как марш протестантов по католическому Ольстеру. Не отреагировать на такой вызов башкиры не могут – они республикообразующий народ для Башкирии.

ВСЕ оппоненты РМ однозначно высказались ЗА РОССИЙСКИЙ МАРШ. Сами приняли бы в нем участие – естественно, отдельными башкирскими колоннами – если дать убедительные лозунги. Я бы на месте казенных общественников ловил, пока есть, такую удачу. Но нет, провокации интереснее.

Итак, важная проблема в том, что «Русский марш» воспринимается как вызов даже в целом, какие бы лозунги на нем не звучали, даже полностью конструктивные. А потому его разрешение в Уфе ставит государство перед целым рядом тупиковых и крайне конфликтных возможностей – на пустом, в общем-то, месте: реакция многих даже из немногочисленных пока русских профессиональных активистов – тоже против РМ.

Но это уже проблема другого уровня, сначала нужно освободить ситуацию от явно конфликтных составляющих внутри нее.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

«Русский Марш» в целом я считаю явлением вредным. И многие русские люди это мнение разделяют. Он раскалывает и без того слабое наше общество очень сильно. Даже символически – в День народного единства. Что и сказал на Соборе национал-активистке Наташе Кузнецовой. И это мое мнение разделяют, уверен, подавляющее большинство башкир и многие русские – прямо на Соборе нас в этом поддержала… Лина Серегина (Галина Лучкина), выразив свои мысли и в своем ЖЖ.

То же самое повторил на этом круглом столе историк Рамиль Насибуллович Рахимов. РИСИ жестко против идеи РМ – она разрушительна для державности. Вот Российский Марш – да, был бы поддержан!

И независимо от него то же самое высказало сразу несколько молодых башкир, не знавших никакого РИСИ.

С другой стороны, много что является вредным – приватизация, например, разгул национализмов, распад Союза. Вредным, но пока – увы — приемлемым.

Настолько, что убедившись в неэкстремистском (за исключением одного непродуманного баннера) настрое и хорошей организации первого «Русского Марша» в Уфе, мы, напомню, организовали по его результатам круглый стол с организаторами марша и представителями оппонирующих сторон: «Кук буре», «Туган тел», зам.начальником ФНС, главами армянской и азербайджанской диаспор Уфы.

Открою секрет: сами организаторы РМ-14 понимают, что «Русский марш в Москве в том виде в каком он проводится действительно себя изжил, не могу не признать. Последний раз он был интересен и актуален года три назад» (Евгений Беляев).

ТЕПЕРЬ О НЕПРИЕМЛЕМОМ

Неприемлем будет РМ с откровенно фашистскими и шовинистическими лозунгами. За мир на таком марше я не пошевелил бы даже пальцем.
Но такого не будет. И НЕ ПЛАНИРОВАЛОСЬ. Это воля и организаторов РМ в Уфе. Это выражено много раз, в том числе позавчера – проникновенно и определенно.

Неприемлем, тем паче в Башкортостане, лозунг «Россия для русских!»
Смотрим репортаж Евгения Костицына («МКС») со слов заявителя РМ-14 в Уфе Константина Кузнецова: «Вопреки сложившемуся стереотипу о русских националистах – лозунг «Россия для русских» звучать на марше не будет».
И опять подтверждение – не планировалась такая глупость для Башкирии.

Неприемлем, категорически, мелькнувший прошлый раз лозунг: «Русский марш — Уфимский край».

О нем мало знали, потому, что, во-первых, мало знали о существовании некоего РМ в Уфе. А кто знал и увидел 4 ноября 2013 г., мог и не обратить внимание: там были и куда более кудрявые лозунги, вроде огромного «Убийцы русского языка, остановитесь!» (Кстати, в связи с Украиной он неожиданно приобрел уместное, даже трагическое звучание. А потому, лично считаю, в 2014 г. допустим).

Но теперь, когда над пиаром националистического мероприятия потрудился целый пул в официозных СМИ, включая Шушпанова в АиФ-Башкортостан, Костицына из МедиаКорСети, когда тема нагрета яростной дискуссией и жестким протестом группы «Башкорт»… Я понимаю, что этого Вы и добивались, узнаваемость для всех общественников – политический капитал. Но теперь-то лозунги тем более приобретают важнейшее значение.

Не нужно обманывать себя и других, якобы этот лозунг имеет «просто историческое, лирическое значение», что это метафора такая культурно-историческая, не имеющая никакого политического подтекста и претензий к Республике Башкортостан. Для людей – он имеет именно политическое значение! И это не их проблема, а организаторов марша. И государства.

Культурно-исторической метафорой это было бы в «Уфимских ведомостях», в «Вечерке», но не на марше русских националистов. На марше — наглый вызов. Отрицание Республики Башкортостан. Башкортостана, Башкирии вообще. Так это воспринимается людьми, и любые флажки и уловки рядом – на этом фоне будут восприниматься только как националистическая логика Бориса Филатова «а вешать будем потом».

И это именно не только их, а Ваши проблемы, товарищи организаторы! И если Вы это не признаете, то вся вина за конфронтацию падает на Вас, и Ваше поведение превращается в провокацию.

На круглом столе Вы показали людям, что не похожи на провокаторов, что как и они, ищите диалога. Но это не должно ограничиваться демонстрацией благих намерений на круглом столе.

Итак, «Русский марш – Уфимский край» – был бы уже прямой провокацией, не имеющей, кстати, никакого отношения ни к Новороссии, ни к прочей заявленным темам.

ЗАПЯТУЮ СТАВИТ ВЛАСТЬ

По логике, он совершенно недопустим и властями Республики Башкортостан – иначе они не соответствуют своему названию. Допустившее такое в центре Башкирии правительство просто действительно расписывается в работе против собственной республики. Открыто.
И не защищает население от провокации сепаратизма и экстремизма карабахского типа – причем, когда его можно мягко убрать легким движением руки.

Без устранения именно самих поводов конфликтности вроде антиреспубликанских слоганов любые отказы и посылки в Затон (окраина Уфы) это только унижает заявителей, при этом заранее снимая с них ответственность, но оставляя конфликтность и провоцируя ее.

Наша же цель – преодоление именно конфликтности. Естественно, не «любой ценой», а в соответствии со справедливостью и балансом интересов сторон. Причем как стороны нас занимают не малоизвестные еще вчера БОО «Башкорт» и «РОД Уфы» (так, кажется?), а реальные стороны, которые их конфликт провоцирует на противостояние: башкирскую и русскую общественность, а шире – народы.

Смею заверить, что нарастание этноконфессиональной конфликтности в Башкортостане, как и удивительная в этом плане национальная политика новых властей РБ вызывает пристальный и живейший интерес у ведущих экспертных структур страны. Не публицистов-идеологов, вроде Раиса Сулейманова, а настоящих, включая Центр С.Г.Кара-Мурзы: экспертов, составляющих на федеральном уровне «карту угроз», людей, входящих в Совет обороны РФ и т.д.

Межнациональная политика некоторых кругов РБ в виде взращивания русского национализма и противопоставления его башкирскому понимается населением как провокационная.

Не было бы такой бурной реакции башкирской общественности на подготовку (только еще подготовку!) какой-то никому в миллионной, причем наполовину русской по населению, Уфе неинтересной акции «русских националистов» — если бы не четырехлетняя провокационная кампания «мягкой башкирофобии» («жесткой» — в Башнете, авторы те же и всем известны), по терминологии С.Г.Кара-Мурзы — «культурного садизма» в отношении башкирского народа, его героев и символов в местной прессе. Я уже не говорю о политике, о разозлившем многих «выборах Хамитова» и т.д. – всему свое место и время.
Оставим все это для анализа событий 4 Ноября на более серьезном уровне, чем сайт в Башнете: пока же они еще не произошли.

При этом власть самоуспокаивает себя, судя об обществе по покорно попискивающему из норки Курултаю башкир и до смешного легко разводимым качкам из «Башкорта».
Вторые, правда, хоть честно понимают, что нарушат закон. Не может одна общественная организация запретить другой общественной организации мирное шествие, если оно в рамках закона.

Так может быть, понятно, что если люди готовы драться, готовы сесть надолго из-за каких-то слов – эти слова не нужны?
Или они реально отражают Ваши жизненные потребности?
Тогда дело плохо. Но предупредить нужно об этом честно, чтобы все знали, к чему готовиться.

Дело же не в том, чтобы какого-то дурацкого плаката не было — дело в том, чтобы стороны поняли и желательно — проговорили, что в наших обстоятельствах, нашей Башкирии именно эти слова неприемлемы, и почему.

Тем паче, что логика националистов «обещайте им что угодно, а вешать будем потом» хорошо известна. Не вижу, чем русский радикал-националист принципиально отличается от украинского или немецкого.
А доказать, что у нас нет радикалов, ОБЕ стороны могут только делом.

Да, подсудного в баннере нет – иначе год назад несшие его обязаны были уже сидеть. Но зачем нам врать себе и друг другу? Вы несете вызов землякам или нет, вот в чем вопрос. Говорите: нет! А делаете: да! – это конструктив такой, граждане?

Причем вызов такой, не отреагировать на который нельзя – он задевает жизненно важные их интересы. Да, пока символически. А когда в обществе реально расходятся представления о жизненно важном, приходит беда. Как в Сараево. Грозный, Сухум, Цхинвал, Донбасс.

Боятся не Вас, боятся себя. Своей боятся реакции. Межнационального конфликта боятся, а как избежать его – не знают, ибо есть ситуации, когда не отвечать на вызов нельзя – иначе потеряешь себя.

Настаивать на таком лозунге, прекрасно зная реакцию, и отнюдь не только националистов мелких групп «Кук буре» или «Башкорт» — это именно гапоновщина. Или шантажировать власть, что пройдут и при запрете марша властями, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Кстати, шантаж удался.
Как и другой стороне — кричать, что не допустят мероприятие русских националистов в ЛЮБОМ виде.
Давайте совместными усилиями гапоновщину убирать из наших взаимоотношений.
Нам предки оставили их дружественными и никто не имеет право их марать.

Поэтому нужно четко выделять вещи просто вредные (в твоих глазах) и неприемлемые в принципе. Что здесь и делаем.

СХОДУ

Хотелось бы обратиться и к башкирским оппонентам РМ. Право на сомнение и сопоставление с нацистскими маршами по РФ Вы имеете, слов нет. Но ведь в данном случае было многократно конкретно сказано, что организаторы этого сами не приемлют. Они известны, Ваши представители разговаривали с ними целый вечер.

РМ – действительно вызов. Но именно для того, чтобы обосновать себе и другим его неприемлемость, нужно по максимуму поставить перед самим собой вопрос: что именно неприемлемо? И НЕ ОБМАНЫВАТЬ себя. И людей. Например, якобы виной всему «зиги» (неонацистские жесты). И продолжать иллюстрировать его «зигами». Это в целом эффектно для пропаганды, знаю. Но сейчас речь не о пропаганде, а именно о решении принципиальных вопросов, конфликта между земляками. Беспрецедентного.
А значит, лгать себе НЕЛЬЗЯ.

Так вот – если вопрос в «зигах», то он снят: в Уфе на РМ «зигов» и вообще нацистской стилистики НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ. «Россия для русских» — НЕ БЫЛО и НЕ БУДЕТ.
Так что те, для кого неприемлем только этот аспект, могут быть спокойны.

Все остальные пункты – спорны, но обсуждаемы.
НЕ БУДЕТ попыток отрицания Республики Башкортостан.
НЕ БУДЕТ башкирофобских лозунгов.
Думаю, НЕ БУДЕТ и демонстративного массового шествия по городу, как протестантов по Ольстеру: а митинг, как все сошлись, — вещь всеми приемлемая.

Неприемлемым остается, по сути, один лозунг. Но тут, думаю, диалоги в Соборе, на круглом столе и собственные размышления организаторов принесут пользу.
И спорным — сам формат – почему не Российский, а Русский марш. Либо, если «Русский» — то почему не митинг, а Марш.

ИЩЕМ МАЙДАН

Но здесь важный нюанс. Вашим оппонентам, егеттар, и некоторым авантюрным кругам во власти крайне хочется представить Вас именно долгожданным «майданом в Башкирии» — а то противник все никак не вырисовывается. А он нужен – и властям, и им, очень. В этом их интересы с интересами Майдана РБ и «дежурного экстремиста Республики Башкортостан» Дильмухаметова совпадают. Нет лучшего способа окончательно маргинализировать, дискредитировать и выкинуть башкирское движение на обочину политической жизни следом за ним, чем представить «майданом».

А ведь именно СБМ было движением, противостоящим вместе с дугинской «Евразией» в 2005 г. оранжоидной оппозиции – тогдашней хилой разновидности Майдана, включая дежурного татариста Рамиля Бигнова, состоящего при нынешней власти «Председателем Общественной Палаты» (так, кажется?). Впрочем, раз это так важно, отношению башкирского движения и Новороссии посвящу отдельный материал.

Кстати, если вспомнили 2005 г. Удержать ситуацию при таком конфликтном подходе в формате РМ в Уфе уже почти невозможно. Это показал пример и СБМ, когда, будучи несравнимо многочисленнее и организованнее нынешних движений, допустили неожиданный и опозоривший акцию инцидент с пенсионером.

И недавняя провокация в Кумертау. Там РНЦ Лугового были не правы на 100% — но это неправоту смазал факт: первым в драку (во время которой и досталось бросившимся на улицу разнимать драчунов мулле и его жене) на двадцать качков бросился все-таки один из спешно прибывших пятерых мусульман. Мотив понятен – наших бьют! Муллу осадили! И по-мужски логика понятная – но свое порицание – поверьте, очень жесткое — от единоверцев за несдержанность он получил, а закон добавит – надеюсь, как и всем участникам, прежде всего — инициаторам осады и допустившим позорный инцидент полицейским.

При такой же организации, что ныне у стихийно собирающихся возмущенных вызовом молодых башкир – подобные «сбои», чреватые, как видим, конфликтом куда громче Кумертау (пресса наготове и Затон – все-таки Уфа, а не Куюргазинский район) – почти неизбежны.

Вы, егеттар – очень удобная информационная мишень. Уже готовы СМИ РБ и важные — РФ. При любом исходе готовы развопиться о жутких башкирских националистах русские нацдемы – Холмогоров, Крылов и т.д.: НДП прямо участвует в РМ в Уфе, а в связи с Украиной они заняли нишу в федеральных СМИ.

Это будет вовсе не славой мучеников: основной мишенью будете не Вы. Будет – Рахимов. Вы – это типа жуткое наследие рахимовщины, сепаратизма и этнополитического шантажа. Будет и Сарбаев, — их свяжут друг с другом, с Вами, с их истинными и выдуманными грехами в один грязный клубок, чтобы смести и выдавить окончательно, уж это-то в интересах АП РБ.

Посмотрите, как не выдержав, раньше времени расстаралась С.А.Нургалеева из «Регнума», прославленная своей патологической башкирофобией. Но она отражает желания людей более серьезных.

В действительности нескончаемые вопли «колорады! колорады!» несутся лишь с МайданРБ, оранжоидного ресурса, модерируемого, как поговаривают, хозяином из Одессы. Да от Айрата Дильмухаметова.
Куда мощнее «майданная волна» от наследника экстремистского сайта «Уфимская губерния» — «Уфимский журнал» Сергея Орлова и «Открытая Уфа» , поставленная на ноги той же Светланой Нургалеевой (Некрасовой) – но она-то теперь легализована.
Но здесь важный нюанс.

Айрат Ахнафович – неглупый и смелый человек, публицист эпатажный и известный. Но дитя перестройки навсегда. Политический маргинал, оригинал-одиночка. Похваляться, что состоял в партии Новодворской (не нашей башкирской, а настоящей) – не обижайтесь, но это диагноз. Политический, конечно. В свое время, время своей наибольшей силы, башкирское движение за ним не пошло. И сейчас не пойдет – оно и не должно идти с демшизовыми воплями в небытие.

Притом, что действительно майданическим являлось именно требование РМ – «пройдем в любом случае!»

Майдан ведь не тем определяется, за русских он или за украинских этнонационалистов. Можно истерически орать про поганых укров точно так же как «башкирская Новодворская» орала про таинственных башистов.
А целью и форматом. Майдан – это орудие запуска гражданской войны.

Фактически инициаторы срыва РМ, как в 2005, но самовольно и уже на грани нарушения закона, берут на себя роль АнтиМайдана, защитника стабильности.
Логика их понятна: башкиры точно также несут особую ответственность за безопасность и мир в Республике Башкортостан, как русские – по всей России (включая, кстати, и тот же Башкортостан).

Но реальная работа по сбережению Башкортостана и России тем-то и отличается от скакания на майданах, что люди умеют не скакать, а думать. Не допускать обратного эффекта от своих действий. И действовать по зрелому размышлению, как подобает мужчине.

Впрочем, разбор на тему «кто тут больше правосек» оставим на потом.

О МЕЧТАХ

Соображение некоторых, якобы в случае громкого инцидента – массовой драки на РМ, например, Путин снимет Хамитова – считаю, неверное.

Скандальные выборы 2014 г. показали: Р.З.Хамитов заново поставлен под совершенно конкретную задачу совершенно конкретными могущественными людьми и его не уберут, пока вопрос с Башнефтью (и последними остатками собственности РБ, вроде «Солитона» и прочих охотничьих угодий) не решится. Из приличия не уберут и ранее окончания ШОСоБРИКСА. А может быть, и весь срок доработает — но в данном случае важнее не гадания, а то, что сейчас не уберут точно.

Хотите обратить внимание на резко ухудшившуюся при этой администрации ситуацию в межнациональной сфере? Таким способом? Допустим.

Но надо понимать, что вина будет возложена прежде всего на ужасных «башкирских националистов».
Ибо Центр нервно и зачастую неадекватно реагирует на любое слово, хоть как-то увязываемое с сепаратизмом, а именно Вы, егеттар, по-пустому наболтали их на своих пабликах достаточно.

Это я ни отчего не отговариваю – а предупреждаю: что за чем стоит и каков расклад.

Пройдемся по списку.

СПИСОК ЗАПРЕТНОГО

По мигрантам. Башкиры к таковым, понятное дело, не относятся. Можно спорить, но разгонять за это… хм – а почему за это «Кук буре» никто не разгонял?

По языку – да, позиция РМ спорна и конфликтна. Да, в такой ситуации спор может перерасти во что угодно. Но, между прочим, они занимают точно ту же позицию, что известный националист и публицист Айрат Дильмухаметов. Его тоже разгонять будем? Хотя уже было как-то, в 2005. Не одобряю метода.

По религиозному радикализму. Конфликтно в этаких устах. Но само по себе – обсуждаемо, ибо исламский радикализм существует, и даже более известен, чем, скажем, православный. Обсуждать – не преступление, люди реально напуганы Дагестаном, Сирией, Ираком, Ливией, Украиной. В общем, здесь будет зависеть от того, КАК подадут, и о чем будут говорить.

По культурному состоянию города. Замечательно, что в обсуждениях башкиры, включая противников РМ, сами горячо высказывались в защиту уродуемого за считанные годы облика своей столицы.
Это – не конфликтный пункт: конечно, при условии, что его будут подавать не так лживо и провокационно, как бывало на РусБаше, «Сообществе друзей Уфы и Башкортостана», «АиФ-Башкортостан» и прочем «прохамитовском пуле». Здесь снять конфликтность легко.

Новороссия. Вообще без вопросов. У башкир единства во взглядах на нее также мало, как среди самих русских.

Знаю нескольких башкир, воюющих там. А первая кровь из Донбасса из Башкирии, первые 300-е, оказались именно башкирами. Я не имею в виду Исламшина из Кумертау, который прославился в этом споре неожиданным криком, что пойдет охранять РМ – фигура, конечно, эпатажная, но сам его выбор на Донбассе достоин уважения. Знаю известного топ-блогера Юлая, танкиста самообороны ЛНР с первых дней. Знаю журналиста, работающего там с Майдана до сегодняшний день. (В ополченцах башкир вообще немало, чаще из отслуживших в «горячих точках» — и было бы намного больше, если бы не низкая легитимность режима Хамитова, особенно у башкирского населения; хоть в чем-то провалы в национальной политике РБ пригодились).

В общем, ГЛАВНАЯ, по заверениям организаторов, тема РМ-14 в Уфе не задевает интересов башкир и в этом неконфликтна. Никто же к митингам НОДа претензий не имеет: да пожалуйста.

Если она действительно главная. А не прикрытие для провоцирующих вещей. Вот практика и покажет, что для русских националистов главное – конфликты в Башкирии или поддержка Новороссии.

То же самое относится и к их оппонентам – если неприемлемые моменты и формат будут сняты, а спорные – переведены в режим регулярного обсуждения, мы увидим, что для кого важнее – пиар на конфликте или действительно интересы Республики Башкортостан.

Азат Бердин

Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>