Сакральная география как древнее знание о человеке

«Изучение географии, священных мест материков, где разворачивались события из древних эпосов и религий, — не просто умозрительная вещь для этнографов и краеведов. Это учение для наших народов, погрязших в суете, — утверждают участники конференции «Сакральная география Евразии», которое прошла в Центральном Хуруле Элисты, — церкви, мечети, другие места поклонения постепенно формируют сознание цивилизации, хранят архетипы, мудрость наших предков».(Отчет по итогам конференции, организованной «Центром Льва Гумилева» и калмыцким Движением по защите прав народов 7 июня в Калмыкии).

Место силы — степь

В степи на въезде в Элисту встретились два каравана. Один шел «Дорогой мира» из Владикавказа под предводительством Ирины Умновой-Конюховой, другой — на автомобилях SUBARU из Москвы, возглавляемый евразийцами «Центра Льва Гумилева». Путешественники обнимались и улыбались друг другу, хотя большинство их них не были знакомы. Вымотанные дорогой верблюды чинно обхаживали новенькие авто и мирно позировали фотографам. Под заревом заката будто бы встретились представители разных миров, прошлого и настоящего, но ведомы они были одной целью – изучить евразийскую карту материка, понять принципы мирного существования этносов и цивилизаций.

Так уж вышло, что по итогам этой встречи в степи и годовой работы «Центра Гумилева» с учеными, этнографами, политиками, писателями в России и за рубежом, запланированная  конференция приобрела международный статус. В дискуссии приняли участие деятели науки, краеведы, этнографы, писатели из регионов нашей страны, Германии, США, представители буддийского священства, православных, мусульманских и иудейских общественных организаций.

Евгений Цуцкин

Говорить о сакральной географии значительно легче в таких местах как Калмыкия. Сознание русских людей во многом предопределила степь. Когда они жили на территории центральной России – Великороссии – своеобразном «лесном царстве», было ощущение отгороженности. Но когда русский человек столкнулся с необыкновенной субстанцией степи, встретился с монголами, калмыками и другими народами, то, согласно теории Льва Гумилева, это породило новый импульс развития, благодаря которому и возникла Россия, какой мы ее знаем сейчас. «Пространство Великой степи дает необыкновенный энергетический заряд, представление о человеке как о полюсе, потому что человек, находящийся в степи, открыт. Вся аристократия Европы, Египта, Индии, Ирана и Китая имеет степное происхождение, — рассказывает директор «Центра Льва Гумилева» Павел Зарифуллин. — Эти люди овладели колесом. Наши предки когда-то хоронили себя в колесницах, образно демонстрируя  бесконечное движение, представляя жизнь как путешествие. Стремление понять бесконечность, дойти до Последнего моря во многом предопределили тот характер русского, калмыцкого человека, который до сих пор является принципиальным. Как бы политические идеологи, коммунистические или либеральные, приходившие к власти в нашей стране, не пытались изменить наш менталитет, это не возможно».

Несмотря на то, что идеи евразийства в последнее время пытаются затушевать, заменив модернизационными терминами, карту материка не переделаешь. «Что собой представляет великая калмыцкая степь с геостратегической точки зрения? Через нее идет самый кротчайший путь из Азии в Европу. У всех на слуху Великий Шелковый путь, в более древних источниках повествуется о скифской дороге. На этой земле оставили свой след буквально все народы, — размышляет археолог, публицист, профессор Евгений Цуцкин.- Калмыкия – своеобразный перекресток цивилизаций, мост, связывающий азиатские и европейские этносы. К сожалению, эту ценность понимают лишь наши противники. Черные калмыцкие земли богаты запасами редкоземельных металлов. Не случайно Америка и  Китай объявили территории Каспия зоной своих интересов».

Забытое, но живое

Знание священных мест географии пробуждает необыкновенные смыслы и силы, люди становятся другими. Политические, материальные, экономические ценности, которые господствуют в нашей стране, сиюминутны. А вот ценности сакральной географии, по мнению Зарифуллина, являются вечными, потому что демонстрируют древние знания о самих себе: «Как показали последние исследования психоаналитиков, архетипы Священного передаются генетически. Наши дети уже несут в себе сакральные смыслы той земли, на которой родились. Знания антропологии и географии делают человека сильным и активным. Он приобретает дополнительное измерение, осознавая себя не просто пылинкой в мире от офиса до магазина или дома, а частью истории».

Не случайно жители Алтая так трепетно охраняют на своей земле курганы, где захоронены скифы и сарматы. Им говорят: «Здесь же покоятся не ваши прямые предки?». А в ответ слышат: «Это наши предки по духу». Вероятно, таким же внутренним зовом влечет к себе тысячи паломников «Священный тополь», одиноко царствующий среди калмыцской степи. По легенде, 100 лет назад он вырос из сухого посоха буддийского монаха. Ежегодно люди разных религиозных конфессий  выезжают к нему на богослужение: просят защиты, молят о дожде, хорошем урожае, оставляют у подножия дерева монеты, зажигают лампадки, привязывают к его ветвям цветные лоскутки. До сих пор ученые ломают голову над химическим составом родников рядом с тополем, исцеляющих многие недуги. Не менее удивительно, что под деревом растут абсолютно все травы,  характерные для степи.

Немало на евразийском материке и сакральных мест, преданных забвению. На конференции вспомнили о столице Золотой орды — Сарай Берке, которая находилась совсем недалеко от Элисты. Там жили около 100 000 человек. Этот город не имел стен, потому что его правители никого не боялись. В нем мирно существовали  десятки этнических кварталов, но никогда не было межэтнических конфликтов. Ордынцы считали, что перед Богом равны все народы. Преследовать человека по религиозному, межэтническому принципу считалось делом глупым и позорным. Закон Чингисхана гласил, что межэтнический мир является основой существования государства. Сегодня на месте ордынской столицы стоит позорный гранитный столб, мемориальную доску с которого украли вандалы. «А ведь идеи мира и духовного развития, некогда бытующие в Сарай Берке, было бы полезно возобновить и сегодня, — поговаривали в кулуарах Хурула.

Добровольный марш бросок

Уже после конференции, долго беседуя с этнографами и членами экспедиции, всматриваясь в их живые глаза, понимаешь – все они – энтузиасты-одиночки. В России пока не стало модным знание о человеке: его сущности, подлинной истории. Массового пользователя кормят преимущественно дешевыми эзотерическими пособиями, либо «историческими» публикациями, завязанными на политическом PR-е. На этом фоне ученые, приехавшие 7 июня в Элисту, стоят на десятки ступеней выше.

Нина Уланова на встрече с главой Калмыкии Алексеем Орловым

Нина Уланова, председатель просветительского фонда им. Номто Очирова, занимается вопросами сохранения калмыцкого героического эпоса «Джангар». Невозможно назвать эту женщину, уже преклонных лет, бабушкой. Надев свой национальный костюм, она совершает паломничества по мировым святыням, отстаивает гуманитарные проекты фонда у министров и президентов республики.

Евгений Цуцкин, профессор и археолог. Всю жизнь занимается научными исследованиями великой калмыцкой степи. Стоял у руля экспедиции «По следам Великого Шелкового Пути» в 2002 году, многие годы участвовал в раскопках древних курганов.

Елена Ремилева

Елена Ремилева, журналист и писатель, дочь эмигрировавшего казачьего офицера Сарана  Ремилёва. Волею судеб ее семья долгое время кочевала (Болгария, Югославия, Германия, США).  Всю жизнь Елена собирала материалы о калмыках-эмигрантах. И вот в прошлом году в Мюнхене вышла ее книга «Ойрат-монголы. История европейских калмыков».

Ирина Умнова-Конюхова

Ирина Умнова-Конюхова, юрист, президент Центра «Право мира». Возглавляет экспедицию «Дорога мира». Акция приурочена  к 30-летию Международного дня Мира и 70-летию начала Великой Отечественной войн, посвящена памяти жертв терроризма, а также погибшим в Великую отечественную войну, в боевых действиях на Северном Кавказе, в Афганистане. С ней шествовали десятки ученых из Осетии, стойко выдержав все испытания кочевого образа жизни. Экспедиция стартовала в мае во Владикавказе. Ее первый этап как раз и завершился на калмыцкой земле.

Кирилл Серебренитский

Кирилл Серебренитский, директор московского бюро этнополитических исследований, человек, который постоянно находится в экспедициях. Ныне занимается исследованием фронтальных приграничных зон Евразии. Образно он их называет  сакральными пространствами геополитики, обитатели которых способны на самоорганизацию в пределах того или иного государства и вполне могут стать отдельной политической силой.

Сергей Сена

Сергею Сене, этнографу, действенному члену Русского Географического общества, руководителю отделения Российской ассоциации архитекторов и реставраторов по ЮФО удалось задействовать для изучения памятников истории, сакральной географии инновационные сетевые методы. В качестве эксперимента в «ВКонтакте.ру» была создана группа из единомышленников, ратующих за возвращение Волгограду старинного имени Царицын. За год страница «обросла» не только сотнями пользователей, но и колоссальной базой архивных документов: фотографиями, рукописями. В итоге, небольшой интернет-ресурс переродился в портал, материалами которого пользуются ученые и журналисты.

Павел Зарифуллин, Игорь Савицкий, Басан Захаров

«Сегодня молодежи в качестве примера для подражания предлагают весьма сомнительные образы: например, успешного проходимца, гламурной  красавицы или футбольного фаната. Все они не соответствуют архетипическому представлению о месте России и русских людей в священной истории. Потому что эти люди не знают своих корней. Вопрос сакральной географии ставит вопрос об этике людей, репрезентующих наш народ и нашу цивилизацию, вопрос о будущем России, — считает Павел Зарифуллин.- В экспедициях, через искренние порывы исследования и изучения своей культуры как раз и могут сформироваться образы будущего активного россиянина, фигура «солнечного русского». Такой человек — мобильный, живой, нестяжательный, открытый, являющийся полюсом мира, с уважением и любовью относящийся к другим людям, народам, культурам, понимающий людей как братьев своих, как раз и должен формировать будущее страны».

P.S: «Центр Гумилева» благодарит за содействие в организации мероприятия руководство центрального Хурула г. Элисты, Министерства культуры и туризма республики Калмыкия, Дилерского центра SUBARU г. Волгоград, Калмыкского Государственного Университета и многих других. Особая благодарность Евгению Цуцкину, Игорю Савицкому и Артуру Соспинову.

Ульяна Печникова, руководитель отдела по связям с общественностью и PR «Центра Льва Гумилева».


Видео с конференции о сакральной географии

Вам также может понравиться

4 Комментариев

  1. 1

    Любое движение к святости это движение по сакральной карте. Дорога есть актуализация Дао.

    • 2

      Дао это поклонение Небу. Как сказал Конфуций: «Зачем нам смотреть на Небо, если мы не знаем, что у нас под ногами».

  2. 3
  3. 4

    Сакральную Географию основал Зориан Даленга-Ходаковский, который утверждал, что до христианства, а значит и до ислама, на территории Руси было СЛАВЯНСТВО. Славянство это не народ, это религия и оно было распространено от Урала до Эльбы и от Балтики до Средиземья. Все святилища, городища и храмы, расположенные на этой территории принадлежали Славянству. Ходаковского поддерживал и Срезневский, русский филолог-славист, этнограф, палеограф, первый в России доктор славяно-русской филологии. Академик Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета Петербургского университета. Все службы в этих храмах, как они утверждали, велись на русском языке, а латиницу, принесли в Европу христианские священники, именно для того, чтобы разорвать, разделить эти народы. На руси в это время внедрялся, насильно, старо-болгарский язык, тоже для этих целей. Славянские храмы имели купола, чтобы увеличить высоту над статуями богов, рост которых составлял 5 и более метров. Церквям и соборам христиан это было не нужно, так как у них не было таких статуй. Ходаковский исследовал городища в Северо-Западной части России, но его работы были прерваны церковью, ибо не нужно оказывается изучать русское «язычество». Ваши «покатушки» не продолжают дело Даленги-Ходаковского, они вообще ни о чем. Покатались на верблюдах и на шикарных иномарках, покрасовались и ВСЁ. Что вы открыли? Как и почему называется, тот или иной курган, холм, равнина, излучина? Какое у них было древнее название, почему? Что вы вообще обнаружили и обнаружили ли?

Добавить комментарий для волынский Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>