«Салафитская истерика»

13 марта 2011 г. в Казани состоялось заседание пленума Духовного управления мусульман Татарстана, на котором были определены кандидаты в муфтии. Всего в адрес протокольного отдела ДУМ РТ поступило 12 заявлений от кандидатов на пост главы мусульман республики, но в ходе рассмотрения этих кандидатур пять человек были исключены из списков в силу несоответствия требованиям, предъявленным к кандидатам Уставом ДУМ РТ. В частности, Зуфар Галиуллин (Казань) не является действующим имамом, Раис Мубаракшин (Казань) не имеет вообще стажа руководящей религиозной работы, а у Фидаиля Яруллина (Тюлячи), бывшего мухтасиба Тюлячинского района, нет достаточного стажа религиозной руководящей работы, приход Рустема Сафиуллина (Казань) не имеет официальной регистрации, Фарид Салман (Казань) не работает в религиозной организации.

По оставшимся 7 кандидатам, которые соответствуют всем требованиям, предъявляемым к кандидатам на пост муфтия Татарстана, на пленуме, на котором присутствовало 57 чел. (из 64 членов пленума), состоялось открытое голосование. За кандидатуру Ильдуса Фаизова проголосовали 56 участников (1 – против), кандидатуру имама казанской мечети «Султан» Камиля Бикчентаева поддержали 48 участников пленума (2 против, 7 воздержались), мухтасиб Зеленодольского района Татарстана Хамит Зиннатуллин получил 50 голосов (1 – против, 6 воздержались).

Остальные из кандидатов не получили должного количества голосов поддержки: за имама казанской мечети «Нурулла» Габдуллу Галиуллина проголосовал только 1 участник заседания пленума (54 – против, 2 – воздержались), мухтасиба Альметьевского района Наиля Сахибзянова поддержало только 7 чел. (50 — против), имам казанской мечети «Раджаб» Минулла Арсланов заручился поддержкой 1 участника (52 – против, 4 воздержавшихся); имама казанской мечети «Хэтер» Хариса Салихжанова из 57 участников пленума не поддержал никто (57 — против).

В итоге на съезде мусульман, который пройдет 13 апреля 2011 г., его делегаты (делегирование будет проходить по принципу: один делегат от двух приходов) будут избирать муфтия Татарстана из трех кандидатов: Ильдуса Фаизова, Камиля Бикчентаева и Хамита Зиннатуллина.

Казалось бы, вполне демократичный подход: Вы, если хотите стать муфтием, подаете заявление, и, если соответствуете требованиям, предъявляемым по Уставу ДУМ РТ к кандидатам на пост его главы, то можете попытать удачу. Такая возможность представилась всем.

Кто-то (например, Габдулла Галиуллин или Наиль Сахибзянов) решил этим воспользоваться, другие не стали этого делать. Однако со стороны тех, кто не стал выдвигаться в муфтии, в информационном пространстве республики началась настоящая истерика, цель которой заключается в попытке сорвать выборы муфтия Татарстана.

Даже те «несогласные», что так часто будоражат республику то своими пикетами (Габдулла Галиуллин), на которых раздаются дезинформирующие население листовки, то заявлениями о «давлении» на духовенство (Наиль Сахибзянов), приняли участие. Чисто по цифрам видно, что популярность, как метко выражается татарский богослов Фарид Салман, членов «клана Рашиды Исхаковой», всесильной и влиятельной матери бывшего муфтия Гусмана Исхакова, поддержало меньшинство: Наиль Сахибзянов получил всего 7 голосов, Габдулла Галиуллин только один. Оба являются родственниками экс-главы Духовного управления мусульман Татарстана и входят как раз в т.н. «клан Рашиды-ханум».

Однако еще даже до пленума, на котором в итоге определились путем голосования три кандидата, ваххабитское интернет-пространство Татарстана да и всей России немедленно бойкотировало выборы, заведомо назвав их фальсифицированными. Заметим, что год назад, когда переизбирали в очередной раз Гусмана Исхакова на пост муфтия (эту должность он занимал 13 лет с 1998 г. и до 13 января 2011 г., когда ушел в отставку «в связи с проблемами со здоровьем»; подлинной причиной ухода, по мнению экспертов, стали события в Нурлатском районе Татарстана 25 ноября 2010 г., когда силами МВД и ОМОН была ликвидирована банда вооруженных боевиков: тогда всем стало очевидно, что «джихадисты» хотят военные действия распространить с Северного Кавказа на Урало-Поволжье), никто из «ваххабитского холдинга» не возмущался хотя бы элементарно тому, что выборы прошли вообще-то как безальтернативные.

Видно, понимая, что скоро может наступить закат салафизма в Татарстане (по крайней мере, по салафизму будет нанесен очень жесткий удар), его идейные сторонники решили, раз уж не получается победить на реальных выборах, то можно организовать их виртуальный аналог. Для этого был создан весьма специфический сайт tatmufti.ru. Специфичность его заключалась в том, что для всех желающих представилась возможность проголосовать не за того имама, который тебе по душе, а только за четко обозначенных (как видим, салафиты, громко аппелируя к ценностям демократии, сами не являются ее абсолютными сторонниками). Список предложенных на виртуальных выборах кандидатов оказался весьма коротким и состоял из 5 чел.: Рамиль Юнусов (имам мечети «Кул Шариф»), Наиль Сахибзянов (мухтасиб Альметьевского района Татарстана), Юсуф Давлетшин (мухтасиб Нижнекамского района Татарстана), Сулейман Зарипов (имам мечети пос.Петровский г.Казани) и Рустем Зиннуров (казый Казани и Центрального района Татарстана).

То, что большинство из этой компании обучалось в Саудовской Аравии, конечно, можно не принимать в расчет (хотя опыт показывает, что не всем зарубежное образование идет на пользу, и многие из бывших студентов саудовских вузов стремятся привнести в Поволжье идеи «чистого ислама», культивируемые на Аравийском полуострове). Но вот весьма любопытным является недавнее интервью главного имама казанской мечети «Кул Шариф» Рамиля Юнусова татарской газете «Шаhри Казан» («Город Казань»), где он пустился в рассуждения о пользе многомазхабности. Всегда считалось, что у татар традиционным был только один мазхаб (религиозно-правовая школа) – ханафитский. И этого вполне хватало на протяжении более тысячи лет. Однако Рамиль Юнусов, который, кстати, в 2005 г. на открытии мечети «Кул Шариф» прочитал намаз по салафитскому канону, что тогда вызвало большой скандал, считает допустимым либеральничать в вопросах мазхаба. В частности, он заявил: «Неужели со своим братом по вере, трактующим некоторые слова Корана иначе, так трудно найти общий язык?!» Стоп! С ваххабитами общего языка не то что трудно найти, ни в коем случае этого не нужно делать. Потому что любые попытки начать диалог с ними обязательно означает, что мы готовы допустить их право на нахождение в Татарстане (да и вообще в России). Ваххабиты как раз этого и добиваются на первом этапе своей деятельности по проникновению в страну: признайте наше право на существование параллельно с традиционалистами на вашей территории, где вообще-то ваххабитов никогда не было, и появились они в регионе только после 1991 г.

Эту ситуацию четко подметила в своем докладе эксперт Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина, с которым она выступила на прошедшем 15-16 марта в Казанском университете II международном научно-практическом симпозиуме «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы». В частности, она рассказала о целях и задачах «ваххабитского лобби» в информационном пространстве России, когда, в т.ч., и известные журналисты, некоторые ученые и представители духовенства начинают сначала фактически оправдывать поведение радикал-исламистов, защищать их, навязывать даже чувство вины остальным россиянам перед ними за то, что они стали ваххабитами (дескать, эта молодежь от социальной безысходности увлеклась экстремизмом и готова уйти в «лес»), а затем продвигают идею права на существование помимо традиционных для коренных мусульманских народов России форм ислама еще и нетрадиционных. «Перед нами – часть проекта по продвижению фундаменталистской точки зрения в российский политикум и социум, попытка представить исламизм в качестве равноправного, хотя пока и несколько экзотического, политико-религиозного течения», — считает Яна Амелина. Вот эта самая мысль потихонечку и продвигается «адвокатами и лоббистами ваххабизма»: мол, ваххабиты тоже люди, только лишь придерживаются течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. А так, они «белые и пушистые».

Но это только пока они «белые и пушистые». До тех пор пока их не стало столько, чтобы они начали реализовывать свои планы по строительству халифата на территории России. Очень бы не хотелось, чтобы подобный сценарий, первые акты которого уже играются в информационном пространстве, начал реализовываться до конца.

Добавим сюда и недавнее интервью председателя Центрального Духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина ИА REGNUM, где он четко дал понять, что «когда наблюдаются явные попытки привнесения радикализма, экстремизма, а потом и терроризма в нашу страну, либеральничать в этом вопросе не следует; это должно пресекаться не только усилиями религиозных деятелей и общин, но и всей мощью государства».

Опасения как традиционного мусульманского духовенства, так и экспертного сообщества вполне объяснимы: никто не хочет, чтобы Поволжье превратилось в зону террористической опасности по северокавказскому сценарию, чего активно добиваются фундаменталисты. Однако, местные ваххабиты, почуяв, что ситуация, даже на примере только что начавшейся предвыборной кампании в мусульманской умме Татарстана, начинает меняться не в их сторону, осознали, что одними стенаниями и криками о якобы имеющих быть в республике «репрессиях против мусульман» своему делу не поможешь. Поэтому они и стали маскироваться под сторонников традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.

Стоит в этой связи отметить прошедшую 19 марта 2011 г. встречу Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты с мусульманским духовенством региона в Пензе. Тогда как раз автором этих строк были высказаны эти наблюдения, что татарстанский салафизм эволюционирует в крипто-фазу: «Сегодня государство четко обозначило свою поддержку традиционному для коренных мусульманских народов Поволжья исламу ханафитского мазхаба. Однако многие ваххабиты, желая сохранить свое положение и влияние, которое они получили в 1990-е гг., стали мимикрировать под сторонников традиционного ислама. Поэтому государству необходимо поддерживать не просто абстрактно традиционный ислам, а конкретных его представителей, однозначно зарекомендовавших себя своей пророссийской и государственнической позицией».

И очень важно в ходе предстоящих выборов стало очевидно, что салафитское сообщество Татарстана может быть пока и не готово к вооруженным действиям (впрочем, события ноября 2010 г. в Нурлатском районе республики всем показали, что оказываются и религиозные фундаменталисты из числа татар способны взять в руки оружие для ведения «джихада» против «кяферского государства»), но оно явно симпатизирует «братьям» с кавказских гор. Ведь акыда (вероубеждение) у салафитов Татарстана и Северного Кавказа одинакова. И если не все еще татары-салафиты готовы взять в руки оружие и примкнуть к вилаету Идель-Урал, недавно провозглашенному Доку Умаровым в составе Имарата Кавказ, то они будут стремиться помочь ему финансово или морально. Последнее выражается в активной поддержке кавказских ваххабитов через средства массовой информации, в первую очередь, электронные, как самые оперативные и легко доступные. А одной из форм такой интернет-солидарности стоит видеть в дезавуировании деятельности официальных институтов мусульманской уммы и светского государства.

Поэтому тот визг и ту истерику, которую можно наблюдать в ваххабитском информационном пространстве России по поводу того, что нужные салафитам кандидаты на пост муфтия Татарстана не прошли, стоит воспринимать как вполне естественные, поскольку, к счастью, пока ваххабиты республики могут только вот так высказывать свое недовольство, ибо все они прекрасно понимают, что после 13 апреля начнется очень нелегкий, но обязательно необходимый для всего Татарстана процесс десалафитизации. Пора, наконец-то, исправлять то, что зашло уже и так слишком далеко. Все, кто мечтают об исламском халифате на территории нашей страны, пусть с этой идеей уезжают из нашей страны, например, куда-нибудь на Аравийский полуостров, как это совершил в свое время северо-осетинский экс-муфтий Али Евтеев, мечтавший проснуться в один прекрасный день в исламском государстве.

Наша страна никогда не была частью халифата и однозначно никогда не будет. Поэтому уже давно пора от болтовни переходить к делу. И тот, кто своими пусть пока только лишь отдельными мерами, заставил так громко и истерично визжать ваххабитов, уже, как минимум, заслуживает доверия и поддержки.

Раис Равкатович Сулейманов, директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Вам также может понравиться

5 Комментариев

  1. 1

    Раис Сулейманов )) Сколько можно поливать грязью самую чистую Религию Ислам и мусульман??? Эти ваши типичные статьи..они никому не интересны!!!
    Единственный человек,который полностью подходит на пост Муфтия Татарстана-это Сахибзянов Наиль Ахмедович. Его образование,стаж работы,багаж знаний о Религии не с кем не сравним. Некий Ильдус Файзов даже пару слов связать не может. Муфтием Татарстана должен быть достойный кандидат.. а не чья-то пешка. Ильдус файзов-марионетка. Да,это так. он-хорошее оружие для медленного уничтожения Ислама. Бог есть! Не стоит так легко вздыхать. Всё самое сложное ещё впереди. Ваши статьи такие однообразные, неужели фантазия совсем не работает??? И,кстати,о ваххабитах.. Вы сперва узнайте что это за слово,откуда оно пришло,ну а потом используйте ) И слово экстремисты!!! И обязательно разберитесь в салафитах!!! Кто это?? Вы явно не понимаете..Как можно обвинять людей,не причастных к этим терминам в каких-либо действиях!! Вообще-то за это есть статья!!! Читаешь и смешно от вашей глупой статьи. Везде одно и тоже ) Думай, Раис, пока не поздно-один раз живёшь!

    Жизнь- это большой супермаркет, бери что хочешь, но не забывай касса впереди, за всё придётся платить…

    Невозможно судить о делах и поступках других людей, не обладая при этом всей полнотой знаний. Всей полнотой знаний обладает только Бог!

    помни это.

  2. 5

    1 — Опасность ширка.
    Воистину, ширк — самая большая несправедливость, самая нижайшая точка невежества, поэтому все посланники и пророки начинали свой призыв с истинного единобожия. А истинное единобожие — это то, что противоречит ширку. И ничто они не порицали так, как они порицали ширк. Ибо самые большие угрозы, которые мы можем найти в Коране или в Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) — это угрозы в отношении тех, которые совершают ширк. Аллах говорит в Своей книге: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех. (Сура ан-Ниса, аят 48)
    Также: Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. (Сура аль-Маида, аят 72)
    Посмотри, что Всевышний сказал о самых лучших людях. Посмотри, что Он сказал о посланниках: Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали. (Сура аль-Ан’ам, аят 88)
    Посмотри, что Всевышний сказал самому лучшему Своему созданию Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных. (Сура аз-Зумар, аят 65-66)
    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал нас об опасности ширка, как приводится в сборнике у Имама Бухари. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Войдёт в огонь тот, кто умер, поклонявшись чему бы то ни было наряду с Аллахом”, а я сказал: “Войдёт в рай тот, кто умер, ничему не поклонявшись наряду с Аллахом ”» Бухари, 1238.
    Передается со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который передавал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умер, не приобщая к Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Рай. А кто умер, приобщая к Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Огонь». Муслим, 93.
    Передают, что Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах)» сказал:
    Однажды, когда я ехал верхом позади пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и нас отделяла друг от друга только задняя часть седла, он сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Через некоторое время он снова сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Через некоторое время он снова сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Тогда он спросил меня: «Известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах имеет право на то, чтобы Его рабы поклонялись лишь Ему и ничему больше». Через некоторое время он снова сказал: «О Му’аз ибн Джабаль!» Я отозвался: «Я здесь, о посланник Аллаха, и я счастлив служить тебе!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А известно ли тебе, чего рабы вправе ожидать от Аллаха, если они будут делать это?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Того, что Он не подвергнет их мучениям». Муслим 30.
    Со слов абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне приходил Джибриль и обрадовал меня хорошей вестью. Воистину, кто из моей общины умер и не придавал Аллаху сотоварищей, тот зайдет в Рай». Сподвижник спросил: «Даже если он был прелюбодеем и воровал?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Даже если он был прелюбодеем и воровал!» Бухари, 3222; Муслим, 94.
    Саид ибн Мусайб передавал со слов своего отца, что когда умирал Абу Талиб, к нему прошел пророк (мир ему и благословение Аллаха). Там находились абу Джахль и Абдуллах ибн абу Умейа ибн аль-Мугъира. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дядя скажи: Ля иляха илляЛлах», и поистине из-за этих слов я смогу заступиться за тебя в Судный день». Абу Джахль и Абдуллах ибн абу Умейа сказали: «О Абу Талиб, ты отказываешься от религии твоего отца Абдуль Мутталиба?» Абу Талиб ответил: «Нет, я на религии Абдуль Мутталиба». И отказался сказать «Ля иляха илля Ллах». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно буду просить прощения для тебя». И Аллах ниспослал аяты: Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада. (Сура ат-Тауба, аят 113) Бухари, 1360.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>