«Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет», — ответил так шахиншаху Дарию царь скифов Иданфирс.
Геродот «История»
Птичье
Страна Птиц — ускользающая как сонный туман, как дорога-змея, как поток багровых туч-медуз…
Я вцепился в твой радужный хвост. Птицы трижды носили меня на Небо.
Где бывало такое?
Конечно — в Якутии — Стране Саха — государстве северо-восточной мечты…
Поначалу двигались на автомобиле из Якутска в Хангалысский район — глядели деревянный тотемный столп-новодел с орлиной головой, фотографировались с краеведами у памятника беркуту при дороге. Это ведь тоже столп-серьга — только модерновый.
А дальше покатили на Беркутову гору, где живут священные птахи. Тормозили у вяло-блаженных озёр глядеть полудиких коней и чёрных уток. Начинались райские места. Там-Где царствуют деревья, птицы и звериные короли.
Авгуру-краеведу Ноговицыну было бесконечно интересно, кто к Гостю (ко мне) прилетит. Он разных сюда людей возит по заданию Андрея Борисова. К одним прибывают вороны, к иным стерхи, а кому повезёт — государи-беркуты. А кое-к-кому не приходит никто.
Замерли как заговорщики у особого (специально отмеченного птицепоклонниками) места. Впереди горы — позади степи. Стоим — не шелохнёмся. Ни птиц — ни ветерка. Пропали все куда-то. Прислушиваются — присматриваются. Потом гляжу — несутся. Целых двое. Прилетели и зависли над головой. Ноговицын поднял в синь фотоаппарат-телескоп и закричал и уронил шляпу: Канюки, Канюки!
Двое конюков делали пируэты, по-своему приветствовали. И я мысленно поздоровался. И они начали разгоняться и творить в воздухах кульбиты.
— Сарычи-сарычи — кричал Наговицын. Почему сарычи!?
— Потому что «сар», а я Зарифуллин — просто так сказал я.
Свои к своему — обрадовался сказочный ориентолог. Конечно Сар-Зар, конечно Сар-Зар!
В сапфирных высотах кувыркались фрегаты, матросы иных планет убивали друг друга холодными глазами. Возникали и исчезали сиреневые и алые волны-миры. Пучины свободы оглушали грамофонными голосами, музыкой предков, медным шелестом-листопадом перьев-купюр.
Птицы еще покружили минут десять и ушли в инобытие. Ноговицын походил-походил и нашёл сарычей перо: цвета белого и цвета какао. Крылатых друг был страшно доволен, говорил, что особый важнейший знак. Что птицы меня заметили, осчастливили и благословили. И подарили Птичье Имя: Сарыч. Беркут — он — царь. Ястребы, коршуны, соколы — мелкота — детки боярские. А Сарыч — Царевич Крылатый. Царевич!
По полю заскакали евражки.
В лучах иссякли и вновь накатывали бриллиантовые поцелуи.
Якуты вообще к таким «вестникам» очень серьёзно относятся.
К вечеру в ресторане «Орто-Дойду» Ноговицын и Борисов на якутском языке до одури спорили о произошедшем. Оба жестикулировали, что-то доказывая друг другу. Будто произошло событие вселенского масштаба. Про меня (виновника «воронограя» — особого древнего гадания по полёту) духовидцы забыли. Случай был интересен сам по себе: он открывал какие-то виды. Возможно на урожай, на выборы, на якутский кинематограф.
Краевед только кричал через стол Министру-режиссёру: тотем-тотем. И бравые усы его отражались в бутылке французского «Наполеона».
Что такое тотемизм?
Как не странно при изобилии этнографической литературы, внятно на вопрос не ответил ни один антрополог.
Кроме известного определения:
Тотеми́зм — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные. Но это всё вы можете прочесть в Википедии. Я тут, дорогой читатель, вас ни чем не удивлю.
Кроме того, что понятие тотема и тотемизма у антропологов поныне плавающее. Они ухватывают мистический процесс, что запускает вокруг себя тотем, но не могут залезть в его суть. Тотем отказывается фиксироваться, плясать под дудку антрополога.
Подробно эту тему разобрал Леви-Строс в работе «Тотемизм сегодня». Он её начинает любопытной фразой: «Тотемизм как истерия». А первая глава называется «тотемизм как иллюзия». Хорошее начало. Но еще автор термина Мак Леннан говорил так: «Тотемизм — это фетишизм плюс экзогамия и матрилинейная функция». Вам всё понятно, надеюсь.
Антрополог Гольденвейзер представлял тотемизм как «социализацию эмоциональных ценностей». Какая поэтическая фраза! Под ней не задумываясь подписался бы и главный грезовидец этнического Гастон Башляр…
Леви-Строс приводит любопытное замечание исследователя Линтона об американском батальоне «Радуга». Название взяли просто так, потому что в батальон набрали всех подряд из разных штатов на европейскую войну. Наложили флаги штатов — вышло, что-то типа Радуги. А дальше началось самое интересное. Тотем очень быстро перестроил «просвещенным» янки мозги. Когда батальон наступал очевидцы фиксировали Радугу. Радугу признали счастливым промыслительным знаком и сделали эмблемой части. (Вопреки тому что эмблему официально иметь было запрещено). Линтон замечает, что к концу войны американский экспедиционный корпус был организован в ряд оформленных групп по принципу «свои-чужие». Каждая со своим «тотемом», «обрядами», правилами общения с другими группами. Установилось почитание тотема-патрона, укрепилась вера в его защитную роль. Близость смерти, иного, сверхнапряжение войны мгновенно превратила белых янки в дикарей Ганы или в истреблённых ими же индейцев. Миф проел цивилизацию.
Как мы уже отмечали — миф — это вещь в себе. А тотем словно сказочная ось, вокруг тотемного столба миф лихо закручивается в спираль.
Здесь главное — вопрос доверия. Условно говоря, мы доверяем мифу, воспринимаем его таким как он есть, верим в «радугу», как янки на поле брани.
И тотем приоткрывает нам волшебные горизонты.
Например перспективы прямого общения с духами предков.
Ближе других к выяснению вопроса подошёл «дедушка этнографов» Тэйлор, который, принимает одним из исходных пунктов тотемизма культ предков и веру в переселение душ.
По-сему — прочь сомнения! У Беркутовой горы меня приветствовали предки — сары — жители счастливой Великой Степи.
Сосны, лиственницы шумят.
Это ветер пронесся по тайболе.
Знайте: ветер – дыханье Ена*.
За дыханьем послышался голос.
Это птица – канюк белесый,
Что протяжно кричит: то посланье
Божества для своих верных памов.
Снова ветер холодный дунул
Над Печорой и светлой Эжвой,
Разнесет голоса бубнов –
Наши памы приветствуют Бога.
А канюк, его верная птица,
Выше сосен и лиственниц выше,
Воспарил в поднебесье хмуром.
Слышишь, как священные бубны
Вторят крику божественной птицы?
Улыбнись, деревянный идол,
Расправляя немые губы.
Мы тебе приготовим жертву:
Травы, ягоды и коренья.
(Анатолий Беднов)
Сары
Этноним древних саков-скифов частично сохранился у якутского народа (самоназвание «Саха»). С якутского переводится и знаменитый разинский призыв «Сарынь на кичку!». На саха сие звучит как «Сэриини кγскэ!», что в переводе означает «Дадим сильный бой!».
Правда саранские (вот ещё Город-Сар!) краеведы когда-то доказывали мне, что «Сарынь на кичку!» является искажённым «сырне кочкамс», что в дословном переводе с эрзянского языка означает «золото собрать»!
Подлинными носителями клича до любых эрзян и саха скорее всего были средневековые куманы-половцы.
«Сары о кичкоу!» — «Половцы, вперед!»
Половцы именовали себя «сары», а русские переводили кочевой народ, с «сара», как «полова» — «золотые», «ржаные», «соломенные».
Никого опять же не удивим, если протянем генезис этнонима до царских скифов, которые тоже «саки» и «сары».
Получается, что наши птахи и родоночальники (что в случае изучаемого нами тотемизма — одно и то же) все родом из священного «времени оно». Из Золотой Скуфи и Дешт-и-кпичак.
Но скифы — сами по себе — уникальный тотем первопредков. Ведь своё происхождение от саков «ничтоже сумняше» доказывают славяне, кавказцы, тюрки, угро-финны, белуджи, шотландцы, пуштуны, индийские раджпуты, японская знать…
Скифы и есть сегодня главный евразийский тотем. Абсолютные пращуры…
Сарычи
Птица — сарыч, «Иван-царевич» на синем ките небес! Сарыч от тюркского «жёлтый» и «золотой». Вероятно, так красавца назвали за желтовато-бурый окрас. Яркие и смелые птицы расселились по всей Евразии, а самые крупные живут как раз в нашей Душе-Якутии.
Второе (русское) название у сарычей — канюки. То ли от «кануть» — сарычи как никто раздольно и бесшабашно низвергаются на добычу из бездных круч.
Или от мяукать и конючить, птицы поют, как летучие кошки и манулы. Немцы прозвали «сарыча» — «орёл-мяука».
Метафора конюков — скифские грифоны. Которые наполовину кошки-львы, а наполовину — орлы.
Про «жёлтого» храброго хищника небес сложено немало сказок. Например есть идея-поверье, что сарычи пьют только дождевую воду… И великолепно охотятся на змей, презирая змеиный яд.
Наш любезный тотемизм легко связывает сарычей и саров и саков в единый мифический узел из охотничьих оберегов, гаданий по полётам птиц, жертвоприношений на радуницу, Тем-(Кто)-никуда-не-делись.
Предки парят с крылатыми и золотыми, как сарычи и жар-птицы…
Погибшие в Небе за Родину,
Становятся Небом над ней…
(Евгений Евтушенко)
Герои полуночных русских сказок древних как наша земля…
Баллада о Драконе
После посещения шаманской стороны — тяжело уснуть. Граница между сном и явью исчезает. Блики и грёзы легко уловимы и телесны. Окружающий мир напротив курится, расползается дымом, ломается в пепел…
В минуту шаманской мономании ко мне пришёл охотничий сарыч в капюшоне и начал петь и играть на сложном инструменте, похожем, одновременно на клюв и флейту.
Над жизнью моею стих солнечный звон
А в небе ночном притаился дракон:
Каштановы крылья жужжат, озорны,
А в шеях — отверстия, как у зурны.
Славы, удачи и счастья звезда
Драконом укрыта, поди навсегда…
В брюхе скрывает в пустыне дожди,
Угнал дракон белые лошади…
К предкам своим я иду-поспешу,
Кличу у ветра мяуканья шум
Падают, канут ко мне конюки,
Вина, закуски несу, коньяки —
С предками пир зазвеним до утра.
Алые зори прошепчут Пора!
Воду дождя только сарычи пьют —
Царь съел дожди, дракон дюже как лют!
Мы поднимаемся вверх за звездой
За ливневый век вызываем на бой!
Сарычи лютому головы рвут.
Падая в чёрную злую траву,
Дракон закричал мне: и я предок твой —
К звезде не пускал, уводил стороной,
Чтоб дольше ты жёг в себе тайный огонь,
Чтоб в шахте ты рос как алмаз дорогой!
Тебе ли хватать неба яростный свет?
Ты сам как звезда озаряешь нас всех!
Эх, сарычи, кровные мне конюки
Съели царя вы, как большевики!
Последнее слово промолвил дракон,
Навеки оставив пустым небосклон.
У сарычей дождь, я качаю звезду;
Себя на звезде поженю в сём году.
Одна лишь догадка, страшнее огня —
Промеж себя предки воюют, а я?
Сражения тысячи-тысячи лет
Драконов и сарычей вечный куплет…
Быть может лишь старая мёртвых игра
Втащила меня в птичий бешеный грай?
Живые — арбитры для мёртвых утех?
Живые — забава для подвигов Тех?
В палатах у предков энергии бьют,
Разряды грозятся, искрятся как брют…
И скажет мне тихо царевна-звезда:
Живые за жизнью приходят — Туда.
Павел Зарифуллин
(Продолжение следует)