В преддверии празднования 250-летия прибытия первых переселенцев-староверов в Бурятию наш внештатный корреспондент встретился с одним из активистов семейской общины Андреем Юрьевичем Торощиным – председателем старообрядческой общины с. Десятниково Русской православной старообрядческой церкви от Иркутско-Забайкальской епархии.
— Андрей Юрьевич, скоро у нас в республике состоится празднование большого исторического события — 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Как участвуют семейские общины разных сел и районов во всех заявленных мероприятиях?
— Да, предстоит отметить неординарное событие, оказавшее большое влияние на историю всего региона, требующее подведения определенных итогов, — подобный «круглый» юбилей будет только через 50 лет! И нам хотелось бы отметить его так, чтобы остался след и впечатление не только у самих семейских, а у всех жителей нашей родной Бурятии.
Но при всем пиаре готовящихся мероприятий вынужден отметить, что будет не совсем тот праздник, на который мы рассчитывали.
Суммы государственной поддержки просто несерьезные — выделено 3 миллиона рублей на все про все. Да и те деньги, что выделены, в основном будут направлены на организацию «праздника сарафанов и гармошек». А где внимание духовной составляющей? Ведь семейские выжили и остались в истории только благодаря крепким духовным традициям.
— Но вот сейчас проходит выставка, посвященная семейским, в Музее истории Бурятии.
— Да, выставка — это очень хорошо, но это малая часть того духовного наследия, которое должно было получить помощь хотя бы в честь юбилейной даты. Например, на достройку старообрядческой церкви в с. Хасурта Хоринского района нужно примерно 300 тыс. руб. В Бичуре стоит недостроенная старообрядческая школа, на нее не выделено ни копейки. Почему?
Или запланированный Этнофорум — приглашения для представителей старообрядческих общин Румынии, Прибалтики, Украины, США, латиноамериканских стран высланы только недавно, хотя мы полгода добивались того, чтобы оргкомитет выслал приглашения главам общин этих регионов. Наконец, совсем недавно председатель оргкомитета подписал приглашения, но мы уже не знаем, кто из-за границы успеет приехать, это же дело не одного дня – получить визы, купить билеты, найти средства на поездку в такую даль.
— Что скажете по поводу организации научной конференции, которая стоит в плане и посвящена осмыслению и проблемам культуры семейских?
— Да, тут вроде все хорошо, но гости конференции – это не староверы, это научные работники. Они будут, хотя там тоже, слышал, какие-то недоработки из-за поздних приглашений и оформлений виз. Но главное – вместе с учеными в такой конференции должны участвовать и представители староверов, те самые люди, проблемы которых будут обсуждаться.
— Но, судя по всему, культурная часть программы юбилея будет на высоте.
— Вы про фестиваль «Раздайся, карагод!»? Как я говорил выше, нельзя все сводить к «сарафанам и гармошкам». А именно на это делается упор. Видимо, потому что это проще всего. Надеюсь, что это действительно будет красочное мероприятие. Хотя оно уже традиционное, похожие фестивали проводились не раз, и хотелось бы привнести что-то новое.
Например, мы предлагали кроме фольклорного праздника сделать мероприятие для молодежи – «Семейская краса». Тут опять все, как и с другими нашими планами, – сначала на словах поддержка, потом спустили на тормозах. То ли бумаги по районам не отправили по участию в этом конкурсе, то ли главы районов саботировали это мероприятие — поди разберись. Да и средств на этот конкурс не было выделено ни копейки.
— То есть у вас претензии из-за несоответствия ваших пожеланий к проведению мероприятий и планов оргкомитета?
— Тут, понимаете, какая штука. Оргкомитет, собирающийся под руководством зампреда председателя правительства Бурятии В. Матханова, вроде все правильно решает, контролирует готовность того или другого. Но потом начинается рутинная работа. И тут министерство культуры – главный исполнитель — нам начинает буквально палки в колеса вставлять. То есть выделили скромную сумму, но даже эти деньги уходят на планы самого министерства, которые, по моему ощущению, делаются «для галочки». А потом отчитаются – вот мы сколько всего провели для семейских. При этом они сами наметили праздники, которые им нравятся, сами с собой попразднуют.
Понимаете, то, что я сейчас говорю, – это не только моя точка зрения. Многие семейские активисты недовольны. Но желания «виновников торжества» особо не учитываются.
Вот еще пример – хотели мы провести ярмарку, чтобы наши районы, села, где проживают семейские, приехали в Улан-Удэ и не просто поторговали, а показали себя во всей красе. Помните, как здорово было на 350-летие присоединения Бурятии к России на проспекте Победы? Вот хотели что-то подобное сделать, районы загорелись, поддержали. Просили мы под ярмарку площадь Советов. В ответ на наши желания в минкульте сказали – как это семейские будут картошкой торговать на площади Советов? Какой картошкой? Мы хотели представить сувениры, книжную продукцию, рукоделие, выпечку аналогично «Празднику хлеба». Ведь «Праздник хлеба» проводится на улице, на площади Революции? А почему нам нельзя показать себя в центре города во всей красе? Чтобы все горожане увидели, поучаствовали. Но нам говорят – или арендуйте какой-нибудь рынок, или в Этнографическом проводите, где все мероприятия будут в один день. На окраину города не все поедут, а вот на площадь пришло бы много народу. То есть ярмарка тоже отпала.
Рекламные акции «ТЕЛЕ-2» в центре города можно проводить, зарядки и прочее, а большое семейское мероприятие – не просто так, а в честь 250-летия нашего переселения в Бурятию! — вдруг неуместно. А разве мало семейские внесли в развитие Бурятии, в ее экономику? Мало хлебом кормили все Прибайкалье? Почему нам не дают показать все наши достижения в центре города?
— Но у семейских традиционно сильное лобби в Хурале, правительстве. Неужели они не могут повлиять на то, чтоб было выделено больше средств на юбилей, или отдельной строкой такие средства прошли?
— Да, все так. Я не буду всех их ругать, для своих районов помощь депутаты Народного Хурала организовывают. Но вот в связи с таким крупным событием я как-то не вижу особого рвения наших депутатов и представителей исполнительной власти. Опасаются сильно высовываться или что другое – не знаю.
Тут важно еще что – вот такое скромное абы какое празднование крупного события, касающегося этногруппы семейских, видится продолжением общего невнимания руководства республики к нам и нашей культуре. А наши депутаты проморгали отсутствие целенаправленной работы в сохранении нашей самобытной культуры.
— А мне кажется, вам грех обижаться. Часто читаешь, что коллективы семейских выезжают куда-то на фестивали, используются в презентации турпродукта республики, гранты выделяются, есть у вас свой портал.
— Я не о разовых акциях, а о программе как системе. Нас живет в Бурятии примерно 200 тысяч человек, т.е. 20 % всего населения. Семейские — часть большого русского этноса, но наша культура признана ЮНЕСКО как «Шедевр мирового нематериального наследия человечества», потому что она хранит устои и традиции средневековой Руси. Много ли у нас в Бурятии «шедевров мирового нематериального наследия человечества»?
— Честно говоря, не знаю…
— Так вот, если республика обладает таким наследием, признанным на мировом уровне, следует заботиться, чтоб это наследие не исчезло. Для этого нужна комплексная государственная поддержка. А у нас что происходит? В 2014 году в правительстве Бурятии был представлен проект Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России в Республике Бурятия». В этом проекте не оказалось ни одного пункта, касающегося этнокультурного развития семейских! Такое отношение высшего руководства Бурятии к 200 тысячам своего населения и к «Шедевру мирового нематериального культурного наследия человечества».
После этого проводилось совещание семейских активистов: были представители РОО «Общество культуры семейских», широкой общественности из Бичурского, Тарбагатайского, Мухоршибирского, Заиграевского, Хоринского и других районов.
По итогам совещания общественниками были выработаны рекомендации для руководства региона. Республике необходимо принять целевую подпрограмму этнокультурного развития семейских – в рамках федеральной программы.
Проблем-то действительно очень много. Остро стоит вопрос сохранения и демографического воспроизводства населения. При таких темпах убытия среди семейских и старения населения – традиции больших семей, к сожалению, уходят в прошлое — будет набирать силу процесс потери этнокультурного колорита и уникальных традиций. И то, что семейских не включили в программу этнокультурного развития народов Бурятии, это не просто вызывает тревогу, это возмущает – что это за национальная политика такая у нас в регионе, когда пятая часть населения из нее вычеркнута?!
Дошло до того, что в феврале этого года на общественных слушаниях Хурала мне пришлось выступить с вопросом – почему в годовой программе мероприятий, которую представил глава в Хурал, нет ни одного события, связанного с 250-летием прибытия первых старообрядцев?
«Ах, упустили!» Так потому и упустили, что все это несистемно.
А нужна целевая подпрограмма внутри федеральной программы — с целями, задачами, этапами выполнения, поддержкой не только традиционных самодеятельных коллективов, а современных направлений и форм популяризации нашей культуры и так далее. А пока этого нет, есть эпизодические мероприятия, и те «для галочки».