После инаугурации Владимира Путина вновь появились слухи о возможном создании вместо Федерального агентства по делам национальностей – полноценного министерства по делам национальностей.
В частности, об этом пишет российская газета «Коммерсант”. Для Северного Кавказа, самого сложного российского региона в плане межэтнических отношений, существование в стране отдельного полноценного министерства, работающего на гармонизацию межнациональных отношений, представляется крайне важным.
Так, и по мнению кавказоведа, руководителя исследований в Институте диалога цивилизаций Алексея Малашенко, «какой-то госинститут по нацполитике нужен: уровень социологии и аналитики сегодня не учитывает ситуацию в стране и не работает на будущее». «Пока в стране нет нацполитики, нет понятия, что такое многонациональный и многоконфессиональный народ, национальная идея»,— отметил он.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов не видит «перспектив на вырост, чтобы агентство стало министерством»: «Национальные проблемы требуют координации работы всех ведомств. Такая возможность есть только у Администрации президента России». Кроме того, как считает политолог, «в ФАДН явная проблема с кадрами».
Своим мнением относительно востребованности и целесообразности воссоздания в России полноценного министерства вместо сегодняшнего агентства по делам национальностей делятся Эдуард Уразаев, политический обозреватель «Эхо Москвы. Махачкала» и Алий Тоторкулов, председатель Президиума Российского конгресса народов Кавказа.
Можете ли вы пояснить, чем министерство отличается от федерального агентства? И насколько оно нужно России? Ведь западные страны живут без подобных министерств?
Эдуард Уразаев
Истории с запланированными переназначением вице-премьера правительства России Виталия Мутко и назначением Антона Силуанова по совместительству первым вице-премьером говорят о том, что шаги делаются либо по внешнеполитическим (не поддаёмся внешнему давлению на Мутко), либо по личностным мотивам (сложные взаимоотношения Дмитрия Медведева с Алексеем Кудриным).
Подозреваю, что и в случае с созданием министерства по делам национальностей та же история. Напомню, что палаты национальностей на общесоюзном и российском уровнях, а позже — и федеральное министерство были созданы в 90-е годы под давлением множества национально-этнических общественно-политических движений.
Затем роль этнического фактора в политической жизни страны неуклонно снижалась. И его ограничили, по сути, рамками субъектов России и активности национальных организаций в сохранении этнических языков и культур. Поэтому сначала появился министр по делам национальностей без портфеля, а позже и его не стало.
Но перед выборами президента России в 2012 года из-за серии конфликтов, приобретших межнациональный оттенок, а также ряда застарелых очагов межэтнической напряжённости, появилась статья Владимира Путина по этой теме, вылившаяся позже в создание Совета при президенте России по межнациональным отношениям, а немного позже – и в создание ФАДН.
Деятельность этих структур позволила осуществлять мониторинг за ситуацией и иногда реагировать на случавшиеся иногда обострения ситуации и инциденты. ФАДН, кроме того, занималось реализацией Стратегии национальной политики и соответствующей федеральной программы.
Дежурный характер их деятельности нарушило разве что предложение принять закон о российской нации, который вызвал бурные дискуссии. А недавно резонанс получил вопрос о добровольном или обязательном преподавании языков народов России, который тоже вызвал неоднозначную реакцию.
В результате можно сказать, что деятельность этих структур не была бесполезной, но в то же время особой значимости не приобрела. Поэтому вопрос о создании министерства для меня спорен, разве что требуется усилить работу в этой сфере в связи с обостряющимися отношениями со странами Запада.
Дело в том, что статус министерства выше статуса агентства, хотя согласно действующему Положению о ФАДН, оно имеет функции почти такие же как у министерства (помимо оказания госуслуг и госуправления ещё и по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также контролю).
И оно, в отличие от многих других агентств, подведомственных министерствам, входит в прямое подчинение правительству России. Тем не менее, надо учесть, что министр назначается президентом России и является членом правительства России, в отличие от директора агентства, являющегося просто руководителем органа исполнительной власти.
С другой стороны, и ликвидировать Совет при президенте России по межнациональным отношениям или ФАДН тоже не стоит. Их деятельность мало затратная, но позволяет держать «руку на пульсе».
Сравнивать же ситуацию в России и странах Запада в сфере межэтнических отношений не совсем корректно в силу существенных исторических, географических и социально-экономических различий.
Алий Тоторкулов
Я положительно отношусь к созданию полноценного министерства по делам национальностей. В западных странах нет в таком количестве коренных народов, автономий, республик, как в России. Запад проводит политику глобализации. Поэтому подобных министерств там нет.
А для России это важно. Поскольку безопасность России, на мой взгляд, зиждется на трех составляющих: оборона, экономика и национальное согласие. При таком разнообразии народов, обязательно должно быть министерство, а не агентство, полномочия которого не предусматривают разработку полноценной национальной политики.
В случае создания такого министерства по делам национальностей, какие вопросы ему стоило бы передать, на ваш взгляд, с учетом опыта работы прежних министерств по делам национальностей, созданных при Ельцине? В чем были ошибки и недоработки прежних министерств?
Эдуард Уразаев
В своё время Рамазан Абдулатипов добился прибавки к статусу министра по делам национальностей ещё и позиции вице-премьера правительства России, апеллируя к приоритету этнических моментов в распределении ресурсов федерального бюджета и других вопросах.
Однако потом произошло понижение статуса этой должности до министра без портфеля, а потом — её полной ликвидации. А функции министерства распределили в другие министерства. Видимо неправильным показался приоритет этнического момента по сравнению с экономической целесообразностью.
Думаю, что специально дополнять имеющиеся у ФАДН полномочия и передавать функции от других министерств вряд ли стоит, достаточно будет скорректировать их в плане обязательности другим министерствам и ведомствам согласовывать проекты решений с новым министерством. Например, при формировании социально-экономических и культурных программ, а также соответствующих бюджетных назначений.
Алий Тоторкулов
Я не могу судить об ошибках и недоработках прежних министерств. Но в случае создания министерства, вопросов, которые требуется решать, будет достаточно. У каждого народа, начиная от русских и заканчивая удэгейцами, есть свои узкоэтнические вопросы.
Сегодня этим не занимается ни один государственный институт. Нужно жить по принципу — пусть цветут 100 цветов. Взаимообогащение культур, языков ведет к прогрессу. Есть мнение, что с потерей любого языка человечество теряет частичку многовекового опыта.
А этот опыт бесценен. Надо сохранять и развивать все языки и культуры. Русский язык и культура стали великими в силу того, что вобрали в себя множество слов и элементов из других языков, культур. Только так мы можем развиваться.
Есть версия, что в случае создания министерство по делам национальностей может возглавить Магомедсалам Магомедов. Насколько его кандидатура кажется вам подходящей? Насколько успешно он курировал национальное направление в Администрации президента? И кто кроме него мог бы возглавить подобное министерство?
Эдуард Уразаев
Магомедсалам Магомедов во всяком случае не сделал значимых ошибок на должности заместителя руководителя Администрации президента России, курировавшего эту деликатную сферу. Но и не «сверкал» как некоторые политики. Поэтому его назначение считаю вполне приемлемым и вероятным.
На эту должность могут претендовать и многие главы республик, особенно, с Северного Кавказа, поскольку им волей-неволей пришлось заниматься сферой межэтнических отношений плотнее, чем руководителям других регионов России.
Алий Тоторкулов
Магомедсалам Магомедов не понаслышке знает о межнациональных отношениях. Он родился и вырос в Дагестане. Кому, как не ему знать проблемы и чаяния отдельных народов. В последнее время он курировал это направление в Администрации президента России.
На мой взгляд, это достойная кандидатура, если он сам, конечно, захочет. Людей, которые могли бы руководить этим министерством, наверное, достаточно, но Магомедсалам Магомедов один из ярких представителей.
Источник: OnKavkaz