Когда я была маленькая, у нас было популярное детское развлечение: собраться вечером где-нибудь в темной части двора и начать рассказывать замогильным голосом страшилки – про «черное пятно», «черную руку» и другие ужасы. Рассказки заканчивались разбеганием в разные стороны с пронзительным визгом.
Большое количество людей, работающих в российских СМИ, в детстве, видимо, не доиграло в эту игру и сейчас наверстывает упущенное. Только в этом контексте можно рассматривать истерию, раздутую вокруг неуклюжего высказывания никому неведомого адвоката Дагира Хасавова про шариатские суды, которые необходимо ввести, чтобы не залить Москву кровью. Сам Дагир Хасавов заявил, что его спровоцировал журналист. Верю. Сама знаю журналистов, готовых извернуться не то что ужом — гадюкой, лишь бы развести человека на что-то скандальное. Так они понимают журналистскую профессию. А уж что там вырастет из этого скандального высказывания, как оно скажется на обществе, это их не касается. Главное, чтобы похлеще – кровь, мусульмане, неслышная поступь восточных ассасинов… Именно в таком русле развивается очередной информационный психоз.
Хотя, если обратиться к первоисточнику, ничего особенного Дагир Хасавов не сказал. По сути, он лишь констатировал тот факт, что судебная система в России не работает, а растущая мусульманская диаспора нуждается в системе уважаемого ей арбитража, чтобы решать свои внутренние конфликты. Без этого она не может, и в противном случае будет литься кровь. Хочу заметить – мусульманская кровь, потому что шариатские суды регулируют отношения сугубо между мусульманами.
При этом все мусульманские авторитеты уже двадцать пять раз сказали, что никто этого несчастного адвоката не уполномочивал делать такие заявления, и что у него нет никаких моральных оснований выступать от имени мусульманской диаспоры Москвы или какого-либо другого мусульманского сообщества.
А вообще — что такого ужасного в шариатских судах, если они будут помогать мусульманам решать дело между ними самими миром? Наверное, это лучше, чем вообще ничего, как сейчас. Очевидно, что национальные общины и так решают огромное количество дел внутри себя и по неведомому всем остальным гамбургскому счету. И не только мусульманские общины, но и, например, армянские или еврейские.
Но как только наши суды из тех органов-калек, которыми они являются сейчас, превратятся во что-то адекватно работающее, мусульмане, как и представители других конфессий, будут обращаться за правдой и регуляцией жизни к ним. И, в любом случае, шариатский суд может работать только при желании сторон к нему обратиться. То есть участие в нем может быть только добровольным. Вот тут действительно государство должно строго защищать свободу граждан не участвовать в работе такого рода добровольных институций.
Общество жить без регуляции не может. Государство неспособно наладить такую регуляцию? Значит, на месте пустоты будут возникать заместительные структуры – бандитские бригады, шариатские суды, советы старейшин, волхвы и друиды… Опять же, чем больше функций общественной и моральной регуляции будет делегироваться государством православной церкви, тем сильнее будут прорисовываться и остальные религиозные структуры. Это закон жизни, закон борьбы за пространство.
Думаю, что в определенной мере и в данном конкретном случае с юристом Хасавовым немалую роль в его неудачном выступлении сыграли воскресные православные стояния и моления. Такие акции не могут не провоцировать россиян других конфессий на симметричные усилия по сплочению.
Татьяна Чеснокова, Росбалт-блоги