Символика и образы в евразийской истории и идеологии

«И воинство с ‘красной звездою’
Приняв роковую печать,
К кресту пригвождает с хулою
Несчастную Родину-Мать»!
Сергей Бехтеев «Россия». 1920 г.[1]

(Доклад Юрия Кофнера, Председателя Клуба Евразийской интеграции МГИМО

на XIX заседании  «Московского Евразийского Клуба»).

  1. 1. Символы и аллегории

Символ (из греч. σύμβολον, знак) — это особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры.[2] Природа символов тесно связанна с психологией человека и функционированием ассоциативного мышления.

Национальная изобразительная символика — это набор аллегорий и образов от национальных цветов до зверей (реальных или мифологических), иногда исторических личностей и иных ассоциаций.

Не стоит недооценивать силу символов. Согласно известному русскому филологу Сергею Аверинцеву «Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще».[3] Нам известно, что впервые, силой символики и аллегорий интересовались философы Аристотель и Платон. Само мышление человека построено на ассоциациях. Данное свойство разделяет нас людей от компьютеров, и поэтому, кстати, ученные до сих пор не смогли создать искусственный интеллект, который был бы способен к прогрессивному познанию своей окружающей среды. Не зря говорится: «Ассоциации правят миром».

Что является правдой для индивидуальной сферы и для народного, национального уровня. Только здесь механизм ассоциации определяется уже не столько личными переживаниями, сколько древним подсознанием, так называемыми историческими архетипами, как обозначал их в своих трудах Карл Юнг, швейцарский основоположник глубиной психологии.

  1. 2. Символы и образы в евразийской истории

Я хотел бы теперь остановиться и рассматривать несколько, как мне кажется, самых базовых и общих для большинства народов евразийского домена национальных символов-архетипов.

2.1. Солнце

Культ солнца один из самых древних и интегральных для мировых культур. И не удивительно, ведь солнце дарит свет, тепло, плодородие. Солярные мифы служат культурной основой для большинства народов северной Евразии: финно-угров и славян[4].  Причина этому, среди прочих, наши суровые климатические условия. Не случайно в нашем культурном круге (Вилхельм Шмидт) представление о борьбе добра и зла стала настолько равнозначной с понятием войны сил света (лето, тепло) и тми (зима, мороз).

Кстати, именно в сердце Евразии, в Центральной Азии, в XI-м веке д.н.э. появилось учение Заратустры о вечной борьбе зла (тми) и добра (света), которое, в последствии, служило основой для многих современных религий мира.[5]

В русском языке из глубины этой подсознательной основы постоянно выплывают на поверхность слова, связанные с этой особенностью нашего мировоззрения: когда побеждают силы тьмы, наступит «конец света»; также есть «свет», в смысле территориальном (на краю света) и в смысле социальном (светское общество).  Солнце ассоциировалось также красным цветом, который являлся самим почитаемым у осетин, византийцев и славян. Пример: Князь Владимир «Красное Солнышко», Красная, т.е. «красивая» Площадь.  Поэтому Советский Союз, т.е. «Светский Союз», с архетипичекской точки зрения, не так уж чуждо русскому менталитету, в чем некоторые политики хотят нас убедить. Страны советов, т.е. «страны света» больше нет, победили силы зла, пришел «конец света»…

2.2. Небо

Поклонение вечному синему небу имеет архаические корни у многих имперских народов. Верховное божество политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения есть Великий Тенгри, что в переводе на русский означает «вечное синее небо».[6] У языческих славян тоже был свое божество «ветров и атмосферы» — «Стрибог».[7]

В китайских летописях кочевой народ хунну обозначают словом «тянь» — по китайский название неба.  Хунну – это те же гунны, самым известным предводителем которых в V-м веке был Аттила.[8]

Основной божественной сущностью в монгольском тенгрианстве является Небо-Отец (монг. Тэнгэр Эцэг). Чингисхан, основатель монгольского государства, называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Голубого Неба». [9]

«Символически небо и империя – это действительно одно и то же. Пространство, не разделенное границами или иными укрепленными линиями. Голубая бездонная перспектива, по которой  свободно передвигаются бесконечные караваны птиц, ветреные реки, стада облаков, и стоять на извечном место своем золотые звездные града. Ослепительное единообразие и холодная воля Небесного Отца как принцип священной власти. Идея империи – это зеркальное отражение на земле идеи небесного безупречного миропорядка» — пишет Павел Зарифуллин в своей книге «Русская Сакральная География».[10]

2.3. Родина-мать

Более архаичен, чем красно-золотое солнце и Небесный Отец, только архетип Матери-сырой земли,  изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами». У них имеются общие черты: большие груди, бедра, живот.

Богиня-мать соотносится с землей, она дарует жизнь и важнейший её атрибут — плодовитость. Мать-земля ассоциируется пещерами, которые воспринимаются как лоно богини, а также с луной и лунными фазами.  Образ матери-земли является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, и как любую женщину ее надо защищать от врагов. По этой причине она со временем стала олицетворять военную и сакральную (смотрите, например, Покров Пресвятой Богородицы) защиту Родины.

У монгол второе по важности божественное существо после Отца Неба — Мать-Земля (монг. Газар Ээж).[11]

В отличие от других культур, в России древний архетип Матери-сырой земли сохранился больше всего — в варианте «России-Матушки» и «Родины-Матери». В древнерусской культуре получил распространение образ Русской земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике.

В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Князя Андрея Курбского.

«Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли,
что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение!
– пишет Курбский о сторонниках Иоанна Грозного.[12]

Теперь, я надеюсь, не удивительно, почему террористические удары в Московском метро имеют такое сакральное значение для русского народа, ведь метро является современной проекцией оккультных пещер наших предков, т.е. лоном нашей Богиней-матери; почему в самой тяжелой минуты нашей страны Сталин вынужден был воскресить образ России-Матушки в виде «Родины-Матери всех народов СССР»[13]; и почему икона Богородицы действительно является главной покровительницей русского народа.

2.4. Крылатый барс

Герб Самарканда

Барс — хищное животное кошачьей породы, распространенное в горах восточной части Средней Азии, Южной Сибири и Алтая – был тотемным животным многих тюркских и кавказских народов.

Назым Ханзафароф, создатель герба современного Татарстана, сказал так: «В древности крылатый барс означал божественность, одухотворенность, способность к необыкновенным действиям во имя великих благородных идей, способность к высокому полету».[14]

Крылатый снежный барс встречается в мифологии древних скифов, гуннов, булгар, тюрков, греков и восточных славян. Является национальным символом Казахстана, Северной и Южной Осетии, Хакасии, Крыма, Татарстана, Узабекстана, использован на гербе Алматы, Бишкека, Самарканда, Президента Казахстана.

В ювелирных украшениях и изделиях древних скифов и потом волжских булгар мы найдем фигуры мифологических животных, по образцу так называемого «звериного стиля».

Название Волжских Булгар или «Барсил», которые были предками современных татар, состоит из двух древнетюркских слов: «барс» — хищный зверь, тигр и «ель, иль» — племенной союз, племя, народ, государство, страна. По мнению татарского историка Ш. Марджани, барс был знаком булгарских царей.

Известно из летописей и былин, например о богатыре Вольге Всеславиче, что в Древней Руси Великие князи охотились на барса. Еще в конце XIII веке, в период золотоордынской власти на Руси, при хане Менгу-Темире упоминаются княжеские пардусники.

Это символ Узбекистана, и прежде всего города Самарканд. Его изображение здесь можно встретить повсюду – на официальном гербе города,  в архитектуре, на национальной валюте.

Крылатый барс считается царём в мире животных, он отожествляет солнце, власть, силу. Только он мог символизировать центр великой евразийской империи Тамерлана, узел пересечения караванных дорог, центр науки и культуры.  Аналогию этого образа мы найдем на гербе татарской республики.[15]

2.5. Двуглавый орел

Двуглавый орёл появился на гербе России в 1472 году, после брака Великого князя Ивана III и принцессы Софьи-Зои Палеолог, племянницы последнего «византийского» императора Константина XI. При этом Россия стала, сначала символически, а потом геополитически, последним духовным оплотом единственной верной религии (по их мнению) – православного христианства и, одновременно, политическим преемником Римской (Византийской) Империи, его царь – потомком Августа и Юстиниана Великого, Москва — Третьим Римом. «И четвертому не быть» — по словам псковского монаха Филофея (сегодня его мы называли бы идеологом).[16]

Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Жанибека (начало XIV века), с изображением двуглавого орла.

Двуглавость орла олицетворила обращенность византийского, и потом российского, государства одновременно и равномерно, как к Западу, так и к Востоку. В евразийской философии это и есть символ синтеза западных (Русь, Православие, научно-технологический прогресс) и восточных (Татаро-монгольская орда, Великая степь, Буддизм, Ислам) начал России-Евразии.

2.6. Феникс

Феникс (греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица многих народов Евразии: русских (жар-птица), чувашей (вут кайӑкӗ), тюрок и венгер (тургул), и т.д.; символ возрождения. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде и снов возрождается из пепла.[17],[18]

У римлян он символизирует божественное происхождение Римской империи, ее возрождение и вечное существование.

В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, восход солнца, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.

Феникс — символ возрождения. И никакой стране подходить это слово больше, чем к России. Каждый раз, когда наша Родина проходила периоды разорения и смуты (татаро-монгольское нашествие, польско-шведская интервенция, Отечественная война, Октябрьская революция, Великая Отечественная война) она, словно феникс, восстала из пепла и взлетала на небывалые ранее высоты, стала еще более сильной, могущественной и красивой (Московская Русь, Российская империя, СССР). Теперь наша отчизна испытала на себе очередную смуту — распад Советского Союза и хаос 90-х гг. …

  1. 3. Символика в евразийской идеологии

Все вышеупомянутые символы должны занимать прочное место в геральдики евразийской идеологии и государственности. При этом, я хотел бы отметить, что многие другие и не менее важные образы, к сожалению, не вошли в мой список, например богатырь (бактыр) Георгий Победоносец (Манас, Золотой Человек Иссыкульский).

При выборе символики евразийского движения мы должны исходить из следующих принципов: Во-первых, она  должна основываться на историю русско-евразийского пространства и передавать ее духовную сущность. Во-вторых, она должна не отталкивать, по тем или иным причинам, а наоборот, давать возможность гражданам всех национальностей и конфессий постсоветского пространства прочно ассоциироваться с ней. В-третьих, символика будущего Евразийского Союза должна стать прочным фундаментом чувства единства народов нашего пространства, фундаментом того что классические евразийцы называли «общеевразийским национализмом»[19].

После развала СССР и упадка 90-х годов мы начинаем новую страницу в истории Отечества. Наша страна постепенно поправляется от этого колоссального удара, и заново осознавая свое сущность как евразийскую державу, как синтез традиций Востока и Запада, возобновляет интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Мы переживаем весьма интересный период, полный надежд и опасностей. Мы переходим на новый этап развития.

Под культурным влиянием татар и монгол Киевская Русь стала современной Россией, а точнее Россией-Евразией. Теперь же русские и союзные им народы на пути создания Евразийского Союза (ЕАС). Россия снова становится Россией-Евразией (коей она была и раньше, в виде Российской Империи и Советского Союза). Мне кажется, что для этого старого-нового шага развития, для этой старой-новой организации, требуется и старая-новая символика, адекватно отображающая сущность нашей, старой-новой, РОССИИ –  ЕВРАЗИИ.

Юрий Кофнер, Председатель «Клуба Евразийской интеграции МГИМО».


[1] Бехтеев С.С. «Россия». Нови-Сад. 1920 г.

[2] Даренський В. Ю. «Евристичність концепціï «протоформ» мислення у дослідженні діалогічних процесів». Луганськ, 2004 г.

[3] Аверинцев С. С. «Краткая литературная энциклопедия: Символ». Москва. 1972 г.

[4] Рыбаков Б. А. «Истоки славянской мифологии. Рождение богинь и богов / Язычество древних славян». 2010 г. // http://paganism.msk.ru/liter/rybakov08.htm

[5] Бойс М. «Зороастризм: Мрачное, но сильное присутствие в иудея-христанском мире». Лондон. 1987 г. / Англ.: Mary Boyce. «Zoroastrianism: A Shadowy but Powerful Presence in the Judaeo-Christian World». London. 1987.

[6] Муратов Б.А. «К вопросу об истории возникновения тюркского рунического письма / Урал-Алтай: через века в будущее». Уфа. 2005 г.

[7] Трубачев О. Н. «Этногенез и культура древнейших славян. Москва. 2003 г.

[8] Гумилёв Л.Н. ««История народа хунну». Санкт-Петербург. 2004 г.

[9] Неклюдов С. Ю. «Мифы народов мира: Тенгри» Москва. 1994 г.

[10] Зарифуллин П.В. «Русская сакральная география». Санкт-Петербург. 2010 г.

[11] Смотрите № 6.

[12] Курбский А. «История о великом князе Московском / Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века». Москва. 1986 г.

[13] Серебряный И. «Бей крепче, сынок!» Москва. 1941 г.

[14] Владимир Л. «Барс крылатый». 2002 г. //http://www.gazetart.su/articles/174_24730/44560/

 

[15] Бариев Р.Х. «Крылатый снежный барс». 2010 г. // http://www0.600min.az/index.php?showtopic=203897

[16] Панарин И.Н. «Интеграция на основе духовности». 2007 г. // http://panarin.com/news/123/

[17] Мелетинский Е.М. «Мифологический словарь: Жар-птица». Москва. 1991 г.

[18] Любкер Ф. «Реальный словарь классических древностей / Мифы народов мира: Феникс». Москва. 2001 г.

[19] Савицкий П.С. «Евразийство как исторический замысел». Прага. 1933 г.

Вам также может понравиться

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>