Скифская Любовь и Царствие Небесное

 «Все ложь, одна любовь указ беспрекословный,

и в мире все игра, что вне игры любовной…

Кто станет без любви, да внемлет укоризне:

он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни».

Лев персидской поэзии Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф в сказании «Хосров и Ширин»

 

Текст посвящается всем идущим «сухим путём», а также «P.B. »

 

 Часть I. Девы Моста

Сухой путь

Когда человек одержим идеей, то мир перестраивается под идею, становится таким, каким его видит Энтузиаст Идеи. В мире погибают его объективные качества. Три мудреца: Дюран, Башляр и Элиаде сказали, что первичны имажинер, фантазия, грёзы и траект. Всё остальное формируется из грёз по мановению волшебной палочки. Вселенная соткана из  мифов. Только попробуй обратится к мифу и заглянуть в его алую пасть, о… Вы попадаете в его нежные объятия или в коварный желудок. А там живут иные звёзды и странные города… И миф переворачивает для вас мир именно той стороной какая вам (или ему?) нужна.

Когда мужчина идёт к Полюсу, он идёт «сухим путём». Так называли эту бриллиантовую дорогу в средневековой алхимии. Мужчина идёт быстро и активно, время от времени, внятно произнося для ошалелых возничих спокойный и жестокий приказ: «Вперёд». Это девиз капитана Гаттераса (вот кто по определению Головина – «живая магнитная стрелка»). Суровый капитан мчался по «сухому пути» как сумасшедший в сторону Полюса. Его корабль назывался «Форвард» (Вперёд!).

««Форвард» выдержал испытание: путь, пройденный им за пять месяцев, другие мореплаватели проходили в два-три года». (Ж. Верн «Англичане на Северном Полюсе»). Поэтому сейчас надо двигаться очень быстро, это принцип «сухого пути» в любых краях, куда бы мы не отправились. И миф специально для Героя превращает шар земной в «сухой путь».

Например, в Исфагане, таксист говорит: поедемте, посмотрим бани. Русских невозможно удивить банями. Приезжаем в средневековые персидские бани. Там есть свет и мозаика, но нет ни капли воды.

Провожатый говорит – поедемте, посмотрим на реку, месяц назад я катался по ней с женой на лодке и водном мотоцикле – там можно увидеть прекрасные старинные мосты. Приезжаем на реку, именуемую Зайенде-руд (Рождающая река). Через неё перекинуты двадцать удивительных мостов. Но воды в реке нет, только потрескавшаяся сухая земля. Я требую идти по руслу к верховью, только так мы придём, куда нужно.

Так шёл кабардинский рыцарь на русской службе Александр Бекович-Черкасский (Девлет-Гирей-мурза) от Каспия по засохшему руслу Узбоя к Золотой Дарье-реке и садам прекрасной Хивы. По заданию Петра Великого во главе казачьего отряда он искал дорогу в мифическую Индию. Хивинского хана соседи называли душегубцем и драконом. Если бы Черкасский убил Хана, он получил бы своё Эльдорадо – оазис волшебного Хорезма. Но Пётр приказом запретил по дороге убивать ханов и драконов, и в результате Дракон убил Рыцаря и пил из его черепа кумыс. (Я и раньше догадывался, что драконы обожают кумыс).

Пётр перед смертью считал своим главным несделанным деянием — неотмщение за смерть Черкасского. Пётр жалел, что сам не пошёл «сухим путём», а всю жизнь двигался по «влажному» – этот путь затянулся, Пётр не завершил своих трудов. Бекович-Черкасский прошёл «сухой путь» быстро. Прошёл и погиб. А Гаттерас сошёл с ума. Так бывает. Что произошло с отчаянным конкистадором Агирре из одноимённого фильма Херцога? Да откуда и зачем нам сие знать? В конце концов, «сухой путь» — это личное дело тех, кто идёт по нему.

Поэтому я буду далее говорить о Мостах.

Сады Любви


Мосты над сухими реками более всего похожи на миражи. Мост «Марнан» и звучит как «Мост Мираж». Когда идущий сухим путём конкистадор забредает на эти мосты, он попадает в сады героических мученников, в рощи райских дев.

На мосту Марнан нас окликнули три прекрасные персиянки из страны чистого света, камелий и невест. Это враньё, что в Иране девушки забиты и униженны. Они обычно гоняют на мотоциклах, размахивая флагами, и первыми знакомятся на улицах. Девы заявили, что, увидев нас, они сразу захотели снять свои хиджабы. Я ответил, что чёрные косынки им очень к лицу, они утончают удивительную красоту. Мы долго говорили о свободе и молодости, об исфаганских двориках и американских ценностях. Я попросил толмача перевести старинную самурайскую Тайку:

Девушка с глазами газели

Выходит замуж за американца –

Зачем Колумб открыл Америку?

Глядя в нефритовые «газельные» очи девушки по имени Бахор Цвета осенних ивовых листьев, плавающих в облаках, эту самую Америку хотелось закрыть раз и навсегда. Чтобы не было больше прецедентов. Ширазские девушки высокие и зеленоглазые, керманские – кареглазы, когда их обнимаешь – дрожат всеми фибрами души, как пугливые лани. В шиитском Иране конечно так не принято, но для русских путешественников Девы Моста сделали исключение.

Любовь не всегда подразумевает собой секс. Это особая энергетическая субстанция с голосом голубя и колором пены морской волны. Невидимые волны сухой реки заплели мост снежной горячей пеной и зелёной сосны водой, той, что не мочит рук. Только иранские и иронские девушки сами объясняются мне в любви. Это тайная симпатия к сыну Турана. Concindenta Oppositorum.

Любовь — михраб ветров, к зениту вознесенных,

И смерть иссушит мир без вод страны влюбленных.

О, волшебные мосты Исфагана, лучезарные острова зеркалообразной страны! Вы отрада для солнечных убийц, идущих к леденящим звёздам! На Мосте 33-х арок, в одной из заповедных ниш стоял статный красивый мужчина и пел. Я спросил его, чем он так одержим, и певец мне ответил: Любовью. Страстью к Женщине и запредельной любовью к имаму Али. Его слушали ангелы и соловьи. Небеса расцветали персидскими гелиотроповыми строками и утончёнными карминовыми арабесками, в мраморных облаках плясали рубиновые сабли и огненные птицы киновари.

Я встал в соседнюю нишу и посмотрел на компас:

И если бы магнит был не исполнен страсти,

Железо привлекать он не был бы во власти.


Моя Любовь гнала меня к Золотой реке, до неё осталось совсем недалеко. Но я буду вечно вспоминать великолепные хрустальные мосты. Моё лицо будет разглаживаться от детской улыбки ассасина, побывавшего в райских садах, построенных для Небесной Любви. Уже в этом мире или уже в том.

 

 Часть 2. Девы Пророка

 

Не по залам и по салонам

Чёрным платьям и пиджакам –

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам.

Николай Гумилёв

 Партия «Домой!»

Сад камней — карэсансуй, что в переводе с японского обозначает «сухие горы и воды».

Сухие горы и воды господствуют над небесной красотой озера Иссык-куль. Каменный парк преграждает путь к его лазуритовым волнам.

Сухой путь всегда приводит путешественников к сухому истоку. Если они двигаются по делу, а не как туристы. Дела у очарованных странников в основном священные: соединение мирского и горнего, реализация политической миссии, больше напоминающая магию.

Ведь самая главная наша политическая цель – это поиск Дома, Тайного Центра по-Ту-Сторону.

Новые Скифы – это политическая партия «Домой!».

Несториане, крестоносцы, поморы и казаки, кормчие и лётчики, искатели Беловодья, земли Санникова, Лукоморья, Страны-за-Аркаимом. Паломники Царства, откуда птицы на Русь приносят детей.

Мы продолжаем вашу благородную Миссию!

Секитэй — сад камней

Сухой путь однажды доконает меня: без денег и всухомятку я объездил пол-Евразии. Но такая дорога наиболее эффективна – у других крестоносцев, землепроходцев и морских капитанов на сходные розыски тратятся десятилетия. Я укладываюсь в годы.

 

На этот раз едем с московскими купцами на Иссык-куль – один из них задумал запустить в озеро маленькую стеклянную подводную лодку. Не все cилы нам здесь рады. По дороге у «Lexusa» рвутся колёса – сначала одно, потом другое. В ожидании техподдержки приходится заговаривать поляны пурпурных цветов, активно наступающих со всех сторон света, объяснять им нужность и ценность нашего движения.

В итоге водитель-киргиз привозит нас к царству камней, по разные стороны от этого удивительного места стоят советские многоэтажки. Если бы мы не видели жителей (по дороге попались старик, женщина с ребёнком и милиционеры, репетировавшие парад), то можно было бы предположить, что «ленинградки» населены каменными людьми. Потому что, кому же ещё в них жить?

В парке камней под открытым небом стоят гигантские валуны с петроглифами: козлами с золотыми рогами, скименами, пантерами и пляшущими человечками. Незачем лезть в иберийские и уральские пещеры. Объезжай многоэтажки – приходи и смотри. Можно упасть на камни, можно растирать их шершавую кору.

 

В таких «сухих водах» раньше жили драконы, василиски. Иссык-кульский «секитэй» — место крайне серьёзное. В его тягучем промежутке между небом и горами вибрирует густая энергия. Парк поёт инфразвуковыми голосами, время от времени вызывая короткие землятресения.

Дракон

В подобных «салонах» Змея-Горыныча наши скифские предки проводили мужские испытания – страшные инициации молодых бойцов. В лабиринте каменного сада прятался многоглавый змей – иногда его изображали одноликие братья и сестры, иногда дракон являлся собственной персоной. И пожирал «духа», ну а потом выплёвывал его уже «дембелем».

Инициатическая энергетика пронзает поле петроглифов и сегодня (не случайно менты рядом свили своё гнездо и под палящим зноем дрессируют курсантов).

Этого дракона, стерегущего золото Иссык-Куля можно бы было и убить. В такие «сушёные заводи» согдийские и тюркские рыцари-несториане в средние века и ездили охотиться на исключительных рептилий. Пророки, монахи и суфии выходили на особый промысел по добыче джиннов и дэвов, стерегущих святыни и клады изумрудов.

И в камне — если в нем горит любовный жар —


Сверкнет в добычу нам бесценный гаухар.


Ну а как было мне поступить в этом худом вертограде? Однажды в похожем месте я чуть не убил одного знакомого дракона, с тех пор он потроха собирает по Руси: иссяк, увял, посерел.

Но змеи – части нашей души, такие же как роза, цветущая в её центре или витязь, стерегущий красавицу от врагов. Змей своей души (а душа есть отражение нашей судьбы и географии) не стоит убивать попусту – это надо делать в самых крайних случаях. В Киргизии не было такого случая. И я заговорил с драконом (драконий язык бесконечно похож на скифский).

И дракон рассказал мне (он был в хорошем настроении) о смысле сухого пути для странствующего воина вроде меня. И о смысле эскапической экспансии русских народников, отправившихся в бесконечные странствия по Русской Равнине и дальше, дальше, дальше. Пока четверо из них не достигли ворот в Царствие Святого Духа, не проникли сквозь королевские синие двери.

Меня настигло озарение, открытие тысячи загадок. Прижимая драконий камень к виску, я видел за воздухами прозрачного кварца розовые горы. Пейзажи в головокружительной дали а ля Николай Рерих.

В хрустальной тишине неведомое царство ворочилось снежными шапками монастырей. Их бело-голубые купола раскачивались, будто небесного цвета деревья.

Самарканд

Я увидел Самарканд 20-х гг. прошлого века. Акварельный город из детских грёз, где основатель партии левых эсеров и Скифского Движения поэтов и революционеров Маруся Спиридонова отбывала ссылку. Восточный город всколыхнул полузабытую мечту об ускользающем, родном и сердечном Доме.

Четыре ссыльные большевиками народницы (Спиридонова, Каховская, Измайлович, Брюллова-Шоскольская) ежедневно совершали в городе Тамерлана один и тот же ритуал – они отправлялись к могиле пророка Даниила. Во время оно Железный хромец вывез в Самарканд саркофаг пророка из Ирана.

У мавзолея не действуют мирские и временные законы, и мир раздваивается, выворачивая наизнанку свою зеркальную суть.

У эсеров со святыми и пророками всё было в порядке, ведь именно народники открыли сокровища русских сказок, обрядов и святых мест. Открыли и запечатлели тем русскую этническую идентичность. Это большевики жгли псалтыри, взрывали храмы и расстреливали попов. А эсеры презентовали собой «другое красное», соответствующее старославянскому слову «прекрасный» или «сокровенный».

Словно три византийских монаха из «Жития Макария Римского» четыре революционерки дошли до рая, расположенного по русской традиции на Востоке.

Под сияющими сводами склеп пророка потихоньку растёт. Четыре народоволки как-то это фиксировали. А у входа — раз в сто лет весной цветёт древнее миндальное дерево. 100 лет назад древо красовалось ализариновым колором для Маруси и трёх её подруг, добравшихся до народнической цели.

В такие минуты сами собой на миндалевые мачты прилетают соловьи. Солнечные — как мандарины. Они услаждают слух победителям.

Львы любви

У каторжанок с ветхозаветным пророком было много общего. Фатум — то возносил их на властные вершины, то бросал в пропасти к диким зверям.

 Так и Марусю как пророка Даниила, то поднимали в царские палаты, то буквально бросали ко львам, но скифские звери не ели ни Даниила, ни Марусю! Чекист-большевик Малахов по прозвищу «Лев» взял и вывел однажды Спиридонову из кремлёвской тюрьмы. Так его пробило странное неописуемое чувство: похожее на желание хищников отказаться от мяса.  Это дивное состояние поэты именуют «любовью»:

Дерись хоть за нее, ну что ж — достойный гнев!


Ты без любви ничто, хоть ты и мощный лев.

 

Песнь о Народническом Царстве

Токователь снов и покровитель львов пророк Даниил прежде всего известен тем, что пророчествовал вавилонским государям о Царствии Небесном:

Ты — Навуходоносор— это золотая голова — первое царство! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать…

 Бог небесный воздвигнет царство пятое, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно.

В этом послании пророка прописано предназначение и смысл русской истории.

Даниил следующим образом объяснил эсеркам странный трек русских народников «в народ»:

Русь пронизана небесным озарением, просторы Скифии и Турана максимально соприкасаются с Небесной Степью. Рай парит над нашими головами. Поэтому жить здесь так легко и невыносимо. По священным полям колокольчиками звенят  ультрамарины, чьи стебли тянутся вверх к корням облаков. И именно здесь будет воздвигнуто Пятое Царство – между озёрами Иссык-куль и Ильмень.

А народники (многие из них были нигилистами, что в данном случае не принципиально) отправились искать небесное измерение – мосты космической бирюзы — из земного мира – в горний.

Революция обязана была построить на Руси чаемый скифами вольный и братский союз народов Евразии – последнее праведное царство. Союз Скифских Республик.
 Но преображения не произошло…

Не хватило одной ангелической буквы, шелеста серафимического крыла над Русской Равниной.

Небо, вплотную подошедшее к белоснежной коже и златолиственным волосам нашей голубоглазо-озёрной земли, так и не смогло выплеснуть в нас своё последнее непреодолимое Слово. Христос не родился в России. Тихая воля Богородицы смогла уберечь Русь от окончательного развала и гибели, но не утвердила обещанного и чаемого левыми эсерами красного праведного царства.

Но в двадцатых годах в Самарканде у мавзолея пророка Даниила эсеровские дамы решили, что пророчество о Пятом Царстве есть то — ради чего стоило учавствовать в революционном движении. А их предшественникам идти в народ. Они шли, и дошли, и узнали. Что приход Царствия Небесного перенесён на какие-то 100 лет.

Конец пути и конец Дракона

Дракон всё же поплатился за разговорчивость. Из потока грёзы показался Даниил. Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон рассеялся.

А я стоял не жив не мёртв с куском кварца у виска, наблюдая Летающий Град Авеля, плывущий барашками туч — на Русь.

Царская дочь, увенчанная звёздами дивных эдельвейсов,  в образе медной совы показывала крылами на висячие сады аистовика и богородской травы.

 Когда на небесах любви возникла сила,
Она для бытия нам землю сотворила. 

Летучий корабль понёс меня на берёзовый Север – в страну Небесной реки, наполняющей светом белой любви пустые стаканы сухого пути. Туда, где кончается сухой трек для всех желающих по нему прогуляться.

А 100 лет после 1918 года – это скоро. Рядом.

 

 Павел Зарифуллин

 Исфаган — Самарканд — Иссык-Куль — Москва

 


Вам также может понравиться

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>