Скифы — отцы мировой философии

Выступление известного американского скифолога Кристофера Беквита на Евразийском философском конгрессе

Здравствуйте. Я хотел бы поблагодарить уважаемых российских коллег за приглашение рассказать о моих последних исследованиях по скифской философии. В моей книге о Скифской империи, вышедшей в 2014 году, данная тема освещена достаточно обстоятельно. Насколько я знаю, эту книгу сейчас переводят на русский язык. Еще я кратко рассказал о скифской философии в своей книге «Греческий Будда» 2015 года, где также рассмотрены связи скифов с греками. В моей новой книге содержатся дополнения к тому, что уже написано в «Греческом Будде».
Самыми ранними философами Греции и Китая обычно называют, соответственно, Солона и Конфуция. Но мы должны использовать современные термины, в том числе «философия», в их современном значении, а не в их древнем или чужеродном понимании. Следовательно, ни один из этих мыслителей не интересовался тем, что мы сегодня называем философией как таковой, ориентированной главным образом на логику, эпистемологию, этику и метафизику. Насколько я могу судить, самым ранним философом среди греков был Анахарсис Скифский. А среди китайцев – Лао-цзы, чье имя оказалось искажением его засвидетельствованного скифского имени, которое стало произноситься как «Лао Дань» вместо «Као Дань» и которое на древнем китайском языке произносилось как Гаутама или Гудама.
Итак, оба этих человека были чужеземцами в странах, где они прославились. Но об Анахасисе в самой Скифии почти не вспоминали, когда ее посетил Геродот, а в Лао-цзы был и остается тайной в водовороте китайской истории, хотя имя у него скифское. Получается, что первыми философами в нашем понимании у греков и китайцев были скифы, которые учили, по сути, одному и тому же. И некоторые другие ранние философы, как мы убедимся, тоже были скифами. Таким образом, необходимо признать, что у скифов зародилась разнообразная философская традиция на столетия раньше других.

В своей новой книге я выделяю четырех скифских философов доклассического периода. К именам Анахарсиса и Гаутамы Будды добавляется прозвище «Скифские». Итак: Анахарсис Скифский, Гаутама Скифский (Шакьямуни), Лао-цзы (которого на самом деле зовут Гаутама – скифское имя Гаутамы Будды, скифского мудреца), таинственный Зороастр или Заратустра, чьи учения все написаны на скифском языке, а именно на загадочном иранском языке, традиционно называемом древнеавестийским. Но этот загадочный авестийский язык чрезвычайно похож на скифский. То есть, можно сказать, что он скифский. В конце концов, не секрет, что ключевые учения Зороастра и его старые скифские Гаты, или гимны, касаются метафизики, особенно веры в Ахурамазду, единого бога, создавшего мир. В своем учении он также рассказывает об этике и, что особенно говорит о значимости правды. Люди должны выбирать истину, быть правдивыми, честно давать клятвы, поклоняться единому истинному богу Ахурамазде и так далее. Тот, кто выберет истину, будет вознагражден после смерти переходом по мосту в рай. Кстати, слово «paradise» (рай) скифского происхождения. Тот, кто выберет ложь или поклоняется ложному богу, будет осужден и попадет в ад. Основным учениям Зороастра косвенно противостоит Гаутама Будда. Гаутама, или Шакьямуни – скифский мудрец. Он более известен как Будда – «пробудившийся». Будда учил только этике и логике. Он говорил, что нет разницы между истиной и ложью, потому что этические объекты не имеют каких-либо неотъемлемых характеристик. То есть выбрать между ними логически невозможно. Так или иначе, попытка выбора нас только огорчает. Так что, не выбирайте, не имейте никаких взглядов, и тогда вы обретете покой – это учение Будды в двух словах.

Анахарсис Скифский, расцвет деятельности которого пришелся на 592–589 годы до н. э., высказывает точку зрения, аналогичную точке зрения Будды. Не существует единого критерия, который позволял бы нам выбирать. Анахарсис, возможно, внес в греческую философскую мысль проблему критерия. Позже Пиррон Элейский сопровождал Александра Македонского в Среднюю Азию и Индию, где Пиррон постиг ранний буддизм. В его учении повторяется и подтверждается логический анализ Будды. Наконец, в Древнем Китае учение Лао-цзы частично сохранилось в книге под названием «Лао-цзы» или «Дао дэ цзин», сборнике случайных высказываний на самые разные темы, написанных разными авторами в разные периоды времени. В целом, это смесь из разных работ. Однако строго философская суть книги полностью согласуется с ранними буддийскими этико-логическими учениями. В этом сборнике также говорится, что существует континуум между точками, представленными антилогиями, такими как истина и ложь. То есть он не оставляет их по отдельности, а соединяет через континуум. В некотором смысле это больше соответствует современному мышлению. Чуть более поздняя даосская работа, «Чжуанцзы», включает развитие идей Лао-цзы, особенно о проблеме критерия. А ещё у самого Чжуанцзы хорошее чувство юмора, так что читать его интересно. Я рекомендую вам эту книгу.
Короче говоря, самая ранняя настоящая философская мысль – как на Востоке, так и на Западе – была впервые предложена переселенцами, трое из которых наверняка были скифами, а четвертый, Лао-цзы, имел скифское имя Гаутама. И, как и Пиррон, Лао-Цзы, похоже, усвоил раннюю форму учения скифского мудреца Гаутамы Будды. Таким образом, имеющиеся данные показывают, что скифы являются предтечами самой ранней философии в Центральной Евразии и в соседних с ней странах Ближнего Востока, в Индии и Китае. Однако знакомство со скифами произошло не через влияние, заимствования, торговлю или что-то еще. В каждом случае создается впечатление, что скиф преподавал свою уже сформировавшуюся философию местному населению приемной для него не центральноевразийской страны. Вернее, скифы преподавали свою уже сформировавшуюся философию. Это представляется наиболее вероятным. Значит, у скифов на родной земле уже была развита философия и несколько ее школ. Но, как и многие другие культурные события, распространение скифской философии произошло благодаря миграции скифов из степей Центральной Евразии в мир за ее пределами. Там молодые скифские воины женились на местных женщинах, которые учились у них говорить по-скифски с акцентом и с некоторыми грамматическими нововведениями. Их дети научились у них скифской философии, а также скифской культуре, о чем я рассказываю в своей новой книге. Кстати, у Геродота есть несколько примеров того, как это было у скифов. Такие предположения основаны не только на данных современной антропологической лингвистики, хотя и на них тоже. Спасибо за внимание.

Кристофер И. Беквит
Christopher I. Beckwith

американский филолог и профессор кафедры Центрально-евразийских исследований Индианского университета в Блумингтоне (США)

Вам также может понравиться

2 Комментариев

  1. 1

    Только русские (в нынешнем понимании этого термина) к скифам никакого отношение не имеют. Но очень хочется выглядеть цивилизованными европейцами — отцами философии и вообще всего интеллектуального, а не какими-то мокшанами, мордвой и прочими финно-угорскими дикарями-кочевниками.

  2. 2

    Ну какие русские — скифы? Русские (в нынешнем понимании этого термина) к скифам никакого отношение не имеют. Просто провинциалам с завышенной самооценкой, как обычно, очень хочется выглядеть цивилизованными европейцами — отцами философии, а не какими-то мокшанами, мордвой и прочими финно-угорскими дикарями-кочевниками.

Добавить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать данные HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>