Как сообщал сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, в октябре Президент Молдавии Николае Тимофти подписал новый Кодекс об образовании. В нем русский язык исключается из списка обязательных для изучения предметов и получает статус иностранного.
Документ, принятый парламентом в третьем чтении летом этого года, предполагает ряд нововведений. В частности, теперь жители страны обязаны где-либо учиться до 18 лет, а не до 16, как это было ранее. Русский язык исключается из списка обязательных для изучения предметов и получает статус иностранного. Обучение на языках нацменьшинств будет осуществляться, как гласит формулировка Кодекса, «в лимите возможностей». Многие положения документа вызывают споры в обществе и среди экспертов.
Напомним, председатель Общественного движения «Родина – Евразийский Союз» Игорь Тулянцеввысказывался относительно новой редакции Кодекса. По его мнению, с принятием новой редакции Кодекса об образовании нынешняя либерально-олигархическая власть, по сути, продолжила курс ярой и насильственной румынизации, продолжила разделять граждан многонациональной Молдовы на своих, то есть «румын», и «чужих» — представителей десятков других национальностей и народностей, проживающих веками на территории страны.
В связи с вступлением в силу новой редакции Кодекса об образовании Координационный совет российских соотечественников Молдовы подготовил специальное обращение.
Обращение ко всем национальным меньшинствам, проживающим на территории Молдовы от Координационного совета российских соотечественников Молдовы.
В июле текущего года Парламент Республики Молдова по инициативе Правительства принял новый Кодекс об образовании. Он вступает в силу 23 ноября 2014 года и этого же дня прекращается действие Закона об образовании от 21 июля 1995 года. Этот нормативный акт радикальным образом изменяет сложившуюся десятилетиями систему полилингвистического образования в стране, фактически не принимая во внимание многонациональный состав населения Молдовы.
Приходится констатировать, что в нашей стране игнорируется не только мнение народа, по крайней мере, практически всех проживающих в Молдове нацменьшинств, а также значительного числа молдаван, для которых русский язык – не просто культурное явление, но и основной «инструмент» добычи средств к существованию.
Игнорируется и Основной Закон, не говоря уже о других правовых актах. Так, в статье 10 Кодекса «Язык преподавания» закреплено, что учебный процесс в системе образования осуществляется на румынском языке и – в пределах возможностей системы образования – на одном из языков международного общения или на языках национальных меньшинств.
Русский язык в этой статье даже не упоминается. Из текста Кодекса явствует, что в дальнейшем он может использоваться в системе образования как язык одного из национальных меньшинств, проживающих в Молдове, и, причем, только в средних учебных заведениях, а в системе университетского и постуниверситетского образования его функционирование не предусмотрено.
При утверждении Кодекса законодатели проигнорировали то очевидное обстоятельство, что русский язык является вторым по распространенности в стране после молдавского и в соответствии с действующим законодательством наделен статусом языка межнационального общения, применяемого также в различных областях жизнедеятельности государства и общества, в том числе и в образовании. В связи с этим обстоятельством серьезную озабоченность вызывает дальнейшая судьба учебных заведений с русским языком обучения.
В настоящее время в Молдове насчитываются 263 учреждения доуниверситетского образования с преподаванием на русском языке, в десятках учебных заведений изучаются гагаузский, украинский, болгарский, польский, немецкий, иврит и другие языки.
Уточнение Министерства просвещения, прозвучавшее после утверждения Кодекса о том, что его положения не меняют текущее состояние этих школ и они, как и прежде, продолжат свою работу, не могут вселять уверенность в том, что ситуация в самом ближайшем будущем не будет изменена в сторону сокращения образования на русском языке. Этому будет способствовать заложенные в Кодексе условия для осуществления учебного процесса на ином, кроме румынского, языке, прежде всего так называемые пределы возможностей системы образования. Какими органами и по каким критериям будет осуществляться определение пределов возможностей проведения обучения на другом, кроме государственного, языке, осталось не урегулированным в рамках самого Кодекса. Из его содержания можно сделать единственный вывод, что государство гарантирует формирование и развитие навыков эффективного общения только на румынском языке.
Следует отметить, что вышеизложенные положения статьи 10 Кодекса противоречат ряду норм действующего национального законодательства. Так, статья 18 закона о функционировании языков на территории республики гласит, что государство гарантирует право получать дошкольное воспитание, среднее, профессиональное и высшее образование на молдавском и русском языках. Такая же формулировка записана в статье 6 закона о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций.
Статья 8 закона об образовании 1995 года предусматривала, что государство обеспечивает в соответствии с Конституцией и статьями 18, 19 и 20 закона о функционировании языков право на выбор языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования. Принятая в кодексе новая норма, регулирующая язык преподавания в системе образования, входит также в противоречие с положениями Концепции национальной политики Республики Молдова, которая закрепляет молдавско-русское двуязычие и направляет деятельность государства на недопустимость сужения сферы использования русского языка в различных областях жизнедеятельности государства и общества.
Таким образом, положения Кодекса, фактически гарантирующего осуществление учебного процесса только на румынском языке и в недалекой перспективе затрудняющего получение полного среднего и высшего образования на русском и других языках, противоречат пункту (2) статьи 35 Конституции Республики Молдова, которая гласит, что государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения.
Считаем, что это нарушение может быть устранено путем возврата к закрепленному в вышеуказанных нормах действующего законодательства праву на выбор языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования на государственном и русском языках.
Принимая во внимание, что в данном случае речь идет о массовом нарушении конституционных прав национальных меньшинств, призываем вновь избранный Парламент внести в соответствующие изменения в принятые статьи Кодекса, в противном случае мы оставляем за собой право обратиться в Конституционный суд с запросом о контроле конституционности пункта (1) статьи 10 Кодекса об образовании, принятого 17 июля 2014 года и вступающего в силу 23 ноября 2014 года и просим все национальные меньшинства нас поддержать.